Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:45, реферат
Применение гидрометрических вертушек для измерения скорости течения воды позволило приступить к накоплению систематических сведений о режиме водных потоков.
Гидрометрическая вертушка прочно вошла в практику и до сих пор является наиболее распространенным и одним из лучших приборов для измерения скоростей течения воды.
Введение
1 Появление и развитие гидрометрической вертушки
2 Основы теории гидрометрической вертушки
2.1 Основные параметры и характеристики
3 Тарирование гидрометрических вертушек
4 Устройство гидрометрической вертушки ГР-21М
Заключение
Список использованных источников
4 Устройство гидрометрической вертушки ГР-21М
Корпус 14 служит для
сочленения частей вертушки, крепления
ее на штанге или вертлюге 10 и для подключения
сигнальной цепи. Корпус в передней части
имеет полость, в которую вставляется
ось собранной ходовой части 5 и крепится
в ней стопорным винтом 6. Две клеммы 8 (изолированная)
и 9 (соединенная с корпусом) служат для
подключения проводов сигнальной цепи.
В тыльной части корпуса есть втулка для
крепления вертушки на штанге или подвеске-вертлюге
(в случае работы с троса) зажимными винтами
11. К тыльной части корпуса винтом 12 крепится
стабилизатор 13, служащий для установления
оси вертушки по течению. Сбоку втулка
имеет фигурную прорезь с указателем для
снятия отсчета положения оси вертушки
на штанге.
Ходовая часть вертушки состоит
из неподвижной оси 5 с контактным механизмом
(червячная шестерня, контактный штифт,
пружина, винт и электропроводный стержень,
соединяющий контактную пружину с гнездом
штепселя 7), двух радиально-упорных подшипников
2, внутренней распорной втулки 16, наружной
втулки 15 и осевой гайки 1. Ходовая часть
входит в цилиндрическую полость лопасти
3 и крепится в ней зажимной муфтой 4.
Сигнальное устройство, состоящее
из клеммной панели, звонка (лампочки),
переключателя и сигнальных проводов,
служит для преобразования электрического
импульса в звуковой (световой) сигнал.
Питание электрической цепи осуществляется
от источника постоянного тока напряжением
3 В.
Принцип действия гидрометрических
вертушек основан на закономерной связи
между скоростью вращения лопастного
винта вертушки и скоростью набегающего
потока. Вместе с лопастью вращается втулка,
которая передает вращение лопасти на
червячную шестерню. Контактный механизм
вертушки замыкает электрическую сигнальную
цепь через каждый полный оборот червячной
шестерни, что соответствует 20 оборотам
лопасти вертушки. В момент замыкания
цепи вспыхивает лампочка или звенит звонок,
что дает возможность фиксировать число
оборотов лопастного винта вертушки. С
помощью секундомера определяют время
с начала работы вертушки (сигнал) до каждого
последующего сигнала. Подсчитав общее
число оборотов лопасти вертушки и разделив
их на время ее работы, определяют скорость
вращения лопастного винта (число оборотов
в секунду).
Для перехода от скорости вращения
лопасти вертушки n к скорости течения
воды ui используют тарировочную кривую
– график зависимости между скоростью
течения и числом оборотов лопастного
винта в секунду:
u = f(n), официальный документ
каждой гидрометрической
Вертушка ГР-21М снабжается двумя
лопастными винтами: винт № 1 (основной)
компонентный, диаметром 120 мм с геометрическим
шагом 200 мм, применяется при работе со
штанги, при скоростях течения до 2 м/с,
и винт № 2 некомпонентный, диаметром 120
мм с геометрическим шагом 500 мм, применяется
во время работы с троса при скоростях
течения более 2 м/с.
Малые скорости течения не приводят
лопастный винт во вращение. Наименьшая
скорость u0 , при которой силовое воздействие
потока на лопастный винт равно величине
сопротивлений, а лопастный винт вращается
неравномерно, называется начальной скоростью
вертушки. Для вертушки ГР-21М начальная
скорость составляет 0,04 м/с, а верхняя
– 5 м/с.
Заключение
Рассматриваемый в работе прибор – гидрометрическая вертушка – характеризуется длительной историей развития. Его оптимизация главным образом касалась: 1) формы и размеров лопастного винта в целях повышения чувствительности и совершенствования компонентности, возможности работы на малых глубинах и в турбулентных потоках; 2) принципа формирования выходного сигнала и принципа регистрации сигнала.
К настоящему времени существует огромный модельный ряд приборов, выпускаемых разными странами мира. Производители работают преимущественно на внутренние рынки стран.
В существующих моделях решены такие важные задачи, как возможность фиксации мгновенной скорости (за счет использования однооборотных вертушек с герконом); работы на малых глубинах (за счет уменьшения диаметра ротора); измерения малых скоростей (за счет использования легких конструкционных материалов ротора, повышения его чувствительности); работы в косоструйных потоках (за счет оптимизации компонентного эффекта). Помимо этого оптимизированы материалы ротора и корпуса, регистрирующее оборудование, вспомогательное оборудование.
По уровню развития принципов гидрометрического приборостроения (производства гидрометрических вертушек) страны мира сегодня имеют примерно одинаковый уровень.
Существенные различия заключаются в качестве исполнения приборов. Приборы выпускаются с чашечным механизмом и лопастным винтом.
Несмотря на кажущуюся завершенность процесса развития гидрометрических вертушек, существуют нерешенные задачи. К их числу относятся:
• отсутствие оптимального соотношения чувствительность – компонентность, при котором повышение чувствительности прибора не вело бы к существенному ухудшению компонентных качеств и наоборот (вопрос решается компоновкой вертушки несколькими сменными роторами);
• отсутствие единого мнения о влиянии относительного диаметра винта и его дискового отношения на компонентные свойства прибора;
• нерешенность вопроса
обеспечения бесперебойной
• нерешенность вопроса обеспечения устойчивости параметров лопастного винта за период эксплуатации прибора.
Список использованных источников
Информация о работе Гидрометрические вертушки (вертушки Жестовского, Прайса, Бурцева)