Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:27, реферат
Термин «нефть» в современном мировом лексиконе стал синонимом общепринятого словосочетания «черное золото». И объясняется этот факт не только тем, что сегодня нефть, наряду с природным газом, является основным и практически безальтернативным источником энергии, но и тем, что ее запасы невосполнимы. При этом дальнейшей переработке подвергаются лишь 10% добываемой сырой нефти, остальные 90% - сжигаются.
Как минимум, два десятилетия многие аналитики всерьез пугали человечество тем, что еще каких-нибудь 40-50 лет, и ее запасы будут полностью исчерпаны. И тем не менее на сегодняшний момент использование нефти практически эквивалентно ее добыче. К концу ХХ века ее фактические мировые запасы насчитывали 1 триллион 46 миллиардов баррелей. Потенциально же это количество может быть неизмеримо большим.
Россия — единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует топливо. Велика ее доля в мировом балансе топливно-энергетических ресурсов (10%)
Для России, как и для большинства стран-экспортеров, нефть — один из важнейших источников валютных поступлений. Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной выручке страны составляет приблизительно 27%. Роль нефтяного комплекса России как источника бюджетных поступлений постоянно растет.
Введение
История развития добычи нефти в России
Основные характеристики сырьевой базы нефтяной промышленности России
Добыча и экспорт нефти
Вывод
Список использованной литературы
В 1999 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т, в 2003 году в России было добыто 421 млн. тонн нефти, включая газовый конденсат. До конца года в России будет добыто 460 миллионов тонн нефти, сообщил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. К началу ноября добыт 381 миллион тонн. Лидером по добыче "черного золота" остается "ЮКОС". За десять месяцев компания добыла 71 миллион тонн. Лидером по приросту добычи является ТНК-ВР. Прирост за десять месяцев составил около 7,5 миллионов тонн. Такде успешно развивают производство "Роснефть", "Славнефть" и "Сургутнефтегаз".
Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т .
Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 9 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Добычей нефти занимаются несколько нефтяных компаний, крупнейшими из которых по результатам 2007 года являются ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл» и ОАО «ТНК-BP» (см. табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Компания | Чистая прибыль, млрд. долл. | ||||
2006 | 2007 | 4 кв. 2007 –
3 кв. 2008 |
2009 | 2010 | |
Роснефть | 3,5 | 12,9 | 13,3 | 6,5 | 10,4 |
Лукойл | 7,5 | 9,5 | 13,0 | 7,0 | 9,0 |
ТНК-ВР | 6,4 | 5,7 | 8,3 | 5,2 | 5,8 |
Сургутнефтегаз | 2,8 | 3,5 | 6,3 | 3,7 | - |
Газпром нефть | 3,7 | 4,1 | 5,9 | 3,0 | 3,1 |
Татнефть | 1,1 | 1,7 | 1,9 | 1,7 | 1,5 |
Славнефть | 1,2 | 0,7 | 0,5 | 0,1 | |
Башнефть | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 |
Некоторые
иностранные нефтяные корпорации также
начали свою деятельность на российском
рынке. В 2000 году суммарный объем
производства иностранных компаний
достигал 6-7% российского. Прямые иностранные
инвестиции в топливно-энергетический
сектор российской экономики составляли
около 10% их общей суммы. Главные зарубежные
игроки в российском нефтяном бизнесе
(в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum,
British Gas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, Neste Oy, Nirsk Hidro,
McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RD Shell, Statoil и TotalFinaElf.
Сырая
нефть и нефтепродукты
Рост экспорта сырой нефти
сдерживается транспортными «
Подавляющая
часть российской нефти уходит за
пределы постсоветского пространства
(см. табл. 3). Доля чистого экспорта в страны
дальнего зарубежья повысилась с 53% в 1992
г. до 86% в 2001 г. Главные страны-импортеры
– Великобритания, Франция, Италия, Германия
и Испания. В настоящее время экспорт нефти
в США сдерживает то обстоятельство, что
издержки транспортировки российской
нефти в эту страну значительно выше, чем
у ближневосточных производителей.
Т а б л и ц а 3
Экспорт сырой нефти из России (1995-2010 гг., прогноз) | ||||||||||||
Годы | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 |
Экспорт, млн. т | 132,8 | 102,0 | 108,4 | 140,0 | 130,8 | 144,5 | 162,1 | 195,0 | 202,0 | 219,0 | 242,0 | 296,0 |
Прирост экспорта, % |
н.д. | -23 | 6 | 29 | -7 | 10 | 12 | 20 | 4 | 8 | 11 | - |
Экспорт/ производство, % |
43 | 34 | 35 | 46 | 43 | 45 | 47 | 52 | 51 | 52 | 54 | 58 |
В 2002 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. «Труба» пересекает Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветви. Северная идет через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится увеличить ее мощность, соединив южную ветвь «Дружбы» с трубопроводом «Adria».
Балтийская трубопроводная система (БТС) включает 450-километровый трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми), трубопроводы Уса-Ухта, Ухта-Ярославль и Ярославль-Кириши, а также трубопровод Кириши-Приморск. БТС находится в собственности «Транснефти».
В сентябре 2001 г. было закончено строительство трубопровода Суходольная-Родионовская. Эта 250-километровая магистраль позволяет российским нефтяным компаниям транспортировать нефть до Новороссийского экспортного нефтяного терминала, не используя ветвь, проходящую по украинской территории, что дает возможность российским компаниям избежать высокой платы за транзит и нелегальной откачки нефти. Пропускная способность трубопровода - примерно 16-25 млн. т.
Помимо западных маршрутов Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т от Ангарска до Дацина в Маньчжурии.
ExxonMobil - оператор проекта "Сахалин-1" - выступает за строительство 250-километрового подводного трубопровода через Татарский пролив до порта Де-Кастри на российском материке, что позволит наращивать экспорт нефти в азиатские страны. Слабое место проекта кроется в том, что Де-Кастри не является незамерзающим портом. Пропускная способность и терминала, и трубопровода должна достигнуть 12-15 млн. т.
Консорциум "Сахалин-2", возглавляемый RD Shell, планирует экспорт нефти в Японию, Южную Корею и Тайвань. Для этого нужно построить 800-километровый трубопровод через весь Сахалин к свободному ото льда порту Пригородное. Этот план недешев, но позволяет экспортировать нефть круглый год.
Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2002 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Хотя Новороссийск - незамерзающий порт, главная проблема здесь - частые и сильные штормы. В 2002 г. он был закрыт из-за непогоды на 85 дней, то есть в среднем почти два дня в неделю.
Важны для экспорта нефти из России и порты на Балтийском море. Главным нефтяным терминалом здесь традиционно был латвийский порт Вентспилс. Но его доминирующие позиции поколеблены ввиду быстрого развития Таллиннского порта, хотя к нему нефть нужно транспортировать по железной дороге, тогда как к Вентспилсу подходит трубопровод.
Приморск
- самый крупный балтийский нефтяной терминал,
находящийся на российской территории.
В 2002 г. в Приморске было обслужено 135 танкеров
и отправлено приблизительно 12 млн. т сырой
нефти. "Транснефтепродукт" планирует
к 2005 г. присоединить терминал к нефтепродуктоводу
(Кстово-Ярославль-Кириши-
Также большое значение имеет Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2002 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть.
В ноябре 2000 г. "ЛУКойл" открыл нефтяной терминал в Калининграде. В 2001 г. компания построила еще один терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. т. Эти терминалы, по оценкам, способны перегружать до 3-5 млн. т нефти ежегодно.
На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск, Витино и Мурманск. Варандейский терминал с начальной пропускной способностью 1,5 млн. т был построен "ЛУКойлом" и вступил в строй в августе 2000 г. Компания надеется повысить ее до 10 млн. т. Она будет загружать здесь собственные танкеры водоизмещением 16-20 тыс. т и отправлять их в Мурманск, где сырая нефть будет перегружаться на тяжелые суда, которые станут использоваться для экспорта нефти в Европу и США.
"Роснефть"
планирует инвестировать
Порт Витино расположен на юго-западном побережье Кандалакшинского залива на Белом море. Пропускная способность порта - 4 млн. т. Сырая нефть поступает в Витино по железной дороге, откуда отправляется небольшими танкерами водоизмещением до 70 тыс. т в Мурманск, где перегружается на крупные танкеры и затем экспортируется в Европу или США. В 2002 г. объемы транспортировки нефти через Витино увеличились с 0,1 млн. до 2,8 млн. т.
Консорциум четырех российских нефтяных компаний - "ЛУКойл", ЮКОС, ТНК и "Сибнефть" - планирует сооружение трубопровода от Западной Сибири до Мурманска. Инвестиции, требуемые для финансирования этого проекта, - 3,4-4,5 млрд. долл.
Мурманский
порт будет иметь несколько
Россия
продолжит сокращать
Вывод
Для модернизации нефтяного комплекса в ближайшие 5 лет в него необходимо вложить, по разным оценкам, 25-40 млрд. долл. Наиболее приоритетными направлениями инвестиций в нефтяной комплекс на ближайшую перспективу следует считать:
- инвестиции
в транспорт нефти на
- инвестиции в промышленную инфраструктуру нефтедобычи, включая трубное хозяйство нефтяных кампаний;
- инвестиции в нефтепереработку
Наряду с этим, необходимо учитывать влияние добычи, переработки и транспортировки нефти на экологическое состояние страны и принимать меры по сведению этого влияния к минимуму.
Также топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.