Буровые расстворы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

История открытия и разработки крупнейшей в мире Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции наполнена многими яркими и славными страницами, повествующими о тернистом пути первопроходцев: геологов, нефтяников и газовиков. Со времени, когда в 1932 г. академик Иван Губкин выдвинул пророческую идею о необходимости планомерных поисков нефти на восточном склоне Уральского горного хребта, минуло несколько десятилетий.

Содержание

Введение 3

1.Геологический раздел 6
1.1.Геологический разрез скважины 6

1.2.Зона осложнений 6

2.Технологический раздел 9
2.1. Конструкция скважины 9

2.2. Выбор и обоснование вида промывочного раствора

по интервалам скважины в зависимости

от геологических условий 11

2.3. Обоснование параметров и расчет плотности промывочного раствора по интервалам бурения скважины. 11

2.4. Регулирование параметров промывочной жидкости:

химическая обработка, утяжеление по интервалам скважины 13

2.5. Расчет количества промывочной жидкости, глины, воды, химических реагентов, утяжелителя 17

2.6. Вибросита 25

Работа содержит 1 файл

скважина 4029Г.docx

— 136.86 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение               3

  1. Геологический раздел         6

1.1.Геологический разрез скважины       6

1.2.Зона осложнений          6

  1. Технологический раздел        9

2.1. Конструкция скважины         9

2.2. Выбор и обоснование вида промывочного раствора

по  интервалам скважины в зависимости

от  геологических условий         11

2.3. Обоснование параметров и расчет плотности промывочного раствора по интервалам бурения скважины.     11

2.4. Регулирование параметров промывочной жидкости:

химическая  обработка, утяжеление по интервалам скважины  13

2.5. Расчет количества промывочной жидкости, глины, воды, химических реагентов, утяжелителя       17

2.6. Вибросита            25 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

История открытия и разработки крупнейшей в мире Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции наполнена многими яркими и славными страницами, повествующими о тернистом пути первопроходцев: геологов, нефтяников и газовиков. Со времени, когда в 1932 г. академик Иван Губкин выдвинул пророческую идею о необходимости планомерных поисков нефти на восточном склоне Уральского горного хребта, минуло несколько десятилетий. И 4 июля 1945 г. Комплексная комиссия по нефти и газу при Президиуме Академии наук СССР приняла постановление «О перспективности нефтеносности Западной Сибири», в котором говорилось: «Проведёнными работами за прошлые годы организациями Наркомнефти, Комитета по делам геологии и Трансбура установлены основные черты геологического строения и перспективы нефтеносности Западной Сибири... Работы, проведённые до войны, позволили провести геотектоническое районирование всей территории Западной Сибири, выявив зоны, наиболее благоприятные для поисков нефти и газа...» Комиссия АН СССР призвала правительство: «Восстановить ранее существовавшие геолого-разведочную и геофизическую организации для выполнения поисковых и разведочных работ на нефть в Западной Сибири... Разработать конкретный план по нефти и природному газу в Западной Сибири с использованием выходов сводных работ по перспективам нефтеносности...»

Одной из отличительных  черт развития отечественного нефтегазового  комплекса является наличие своеобразных региональных волн, когда на определенном отрезке времени абсолютно доминирует тот или иной нефтегазоносный  район. Так на заре отечественной  добычи долгие годы преобладали южные  регионы — Северный Кавказ и Баку, затем в 1950-е гг. вверх взяла  новая нефтегазоносная провинция  — Урало-Поволжье (где особенно выделялись Башкирия и Татария), а спустя двадцатилетие неоспоримое лидерство перешло к Западной Сибири, главенствующей и по сей день. Укажем лишь, что в 2003 г. на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов было добыто более 300 млн т нефти и 570 млрд м3 газа, что составляет около 70% общероссийской добычи нефти и 92% добычи газа.

   Разумеется, сегодня подобное значение Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (ЗСНГП) привлекает всеобщее внимание. Об открытии и освоении этой крупнейшей нефтегазоносной провинции пишут книги, снимают фильмы, устраивают конференции. При этом, как правило, одним из белых пятен в этой истории остается вопрос о том, как же принималось решение о промышленном освоении Западной Сибири — решение, в кратчайшие сроки изменившее энергетическую карту не только страны, но и мира.

   Обычно  этот сюжет излагается в том  ключе, что в начале 1960-х гг. усилиями первопроходцев, несмотря на отсутствие поддержки «сверху», были открыты богатейшие месторождения нефти и газа, после чего вопрос о необходимости их освоения был решен сам собой. Тем не менее, фактическое изучение материалов не позволяет согласиться с данной упрощенной трактовкой вопроса. Драматические дискуссии, борьба идей и различных мнений, споры, итог которых был отнюдь не очевиден, — вот были условия, в которых принималось решение о прорыве нефтяников и газовиков в Западную Сибирь. А начиналось все в начале 1960-х гг. на XXII Съезде партии, когда перед нефтяниками и газовиками в очередной раз были поставлены новые и, как казалось тогда, мало выполнимые задания по увеличению добычи углеводородов.

Западносибирские  геологические открытия 

   В столь  непростой обстановке на помощь  нефтяникам и газовикам пришли  геологи. В первой половине 1960-х  гг. после долгих усилий найти  большую нефть за Уральским  хребтом были обнаружены уникальные  запасы «черного золота» в  Широтном Приобье (Мегионское, Усть-Балыкское (1961), Федоровское (1963), Мамонтовское (1965) месторождения, легендарный Самотлор (1965) — жемчужина Среднего Приобья и др.). Стало ясно, что колоссальные запасы газа сосредоточены на Ямале. Указанные месторождения по своей ресурсной базе становились серьезными конкурентами лучших и крупнейших в стране месторождений Волго-Уральского региона. Нефть широтного Приобья обладала прекрасным химическим составом и эксплуатационными характеристиками. Западносибирское «черное золото» — относительно легкое, с приемлемой вязкостью, с низким содержанием серы и парафина. По своему химическому составу оно не только не уступает, но даже превосходит по качеству знаменитую «Брент» (BRENT) — смесь, являющуюся эталоном на международных рынках. К сожалению, система магистральных трубопроводов бывшего СССР и России устроена так, что в трубе смешиваются западносибирская нефть и нефть более низкого качества Волго-Уральской провинции (имеется в виду нефть пермокарбоновых отложений). В результате, образуется наш экспортный основной продукт — смесь «Юралс» (URALS), которая по качеству и по цене значительно уступает BRENT-смеси. Другой выдающейся характеристикой ЗСНГП были чрезвычайно высокие дебиты разведочных и, что особенно важно, эксплуатационных скважин. В те былинные времена скважины, стабильно работающие при дебитах порядка 100 т в сутки, были скорее нормой, чем исключением. При этом уникальные запасы нефти были аккумулированы на вполне доступных глубинах: от 1,8 до 2,5 км.

Казалось бы, у нефтяников появились все возможности  выполнить намеченные в Программе  партии задания и обеспечить мощный расцвет отечественного НГК. Однако в блестящих характеристиках  ЗСНГП было одно «но». Ресурсная  база бассейна размещалась в невиданных по своей тяжести географических условиях. Дело даже не только в суровом  и нездоровом климате. На территории развития бассейна (причем нередко  в самых «интересных» местах) до 70% территорий занимали практически  непроходимые болота. На огромной территории Западной Сибири вечная мерзлота не давала поверхностным водам нормально  инфильтрироваться в природные  резервуары, что приводило к высокой  заболоченности территорий. Работать геологам можно было только в зимний период, когда значительная часть  болот (но не все) промерзали и выдерживали  тяжелую технику. Буровикам и  геофизикам приходилось трудиться  при тридцатиградусных морозах (а  ведь иной раз столбик термометра опускался до 50°C градусов), при сильных  шквалистых северных ветрах. И все  это в диких, необжитых местах, при полном отсутствии регулярных коммуникаций и средств сообщения. Коллективы геологов жили и трудились в тяжелых  бытовых условиях. Отсутствовало  сколько-нибудь приличное жилье (долгое время жили в балках), плохо было с продуктами питания, с тем, что  называется соцкультбытом. В общем, как справедливо отмечала местная  газета, Тюменская область была отнюдь не райским местечком.

Последующие годы стали временем стремительного расцвета Западной Сибири и отечественного нефтегазового  комплекса в целом. В беспрецедентные  сроки усилиями тысяч нефтяников, газовиков, строителей была решена крупнейшая народнохозяйственная задача — с нуля, в тяжелейших климатических условиях при практически не изменившейся структуре капитальных вложений была создана новая энергетическая база, которая вывела НГК на совершенно иной уровень развития, а Советский Союз сделала мировым лидером по добыче углеводородов. В то время, как старые сырьевые районы в силу объективных причин стали снижать добычу, Западная Сибирь смогла не только компенсировать эти потери, но и обеспечить невиданный в мировой практике прирост добычи. Дискуссии, которые сопровождали принятие решения о Западной Сибири, позволили просчитать все «за» и «против» и принять, как показало время, абсолютно верное решение о форсированном выходе нефтяников и газовиков в Широтное Приобье и в Ямало-Ненецкий автономный округ. Благо, в 1960-х гг. до застоя было еще далеко, и страна успешно смогла мобилизовать людей и средства для реализации этого эпохального народнохозяйственного проекта.

Современная Россия всем обязана тем эпохальным временам, тем невероятным и невыполнимым планам и капиталовложениям. Такими грандиозными проектами не может  похвастаться ни одна страна мира. Благодаря  этому проекту, начавшемуся пол века назад, Россия обязана своей жизнью.

 

  1. Геологический раздел

Месторождение – Кечимовское. Куст № 507. Находиться в Западной Сибири, западнее г. Покачи, Ханты – Мансийский автономный округ, Тюменская область

Рельеф поверхности  – болотистая равнина.

Климат района континентальный. 

1.1.Геологический разрез скважины

Стратиграфическое

подразделение

Глубина по вертикали, м Глубина по стволу, м Литологическая  часть
от до всего от до всего
Четвертичные  отложения 0 40 40 0.00 40.00 40.00 Глинозем
Туртасская свита 40 100 60 40.00 100.03 60.03 Песок с глиной
Новомихайловская свита 100 190 90 100.03 191.12 91.09 Глина
Атлымская свита 190 220 30 191.12 222.09 30.97 Глина
Тавдинская свита 220 420 200 222.09 433.92 211.83 Глина с прапластками песка
Люлинворская свита 420 690 270 433.92 721.87 287.95 Глина с пропластком мергеля
Талицкая свита 690 760 70 721.87 796.65 74.77 Глина
Ганькинская свита 760 870 110 796.65 913.85 117.21 Глина с  пропластком алевролита
Березовская свита 870 1015 145 913.85 1068.61 154.76
Кузнецовская свита 1015 1040 25 1068.61 1095.31 26.70 Алевролит и  аргеллит
Покурская свита 1040 1800 760 1095.31 1905.97 810.65 Глина с пропластком алевролита и насыщенная водой
Алымская свита 1800 1900 100 1905.97 2012.60 106.63 Глина, водонасыщенная
Ванденская свита 1900 2500 600 2012.60 2652.61 640.01 Глина с  пропластком алевролита и аргеллита, насыщенная водой
Мегионская свита 2500 2806 306 2652.61 3060.02 407.41
Баженовская свита 2806 2836 30 3060.02 3169.65 109.63 Аргеллит
Георгиевская  свита 2836 2840 4 3169.65 3209.68 40.03 Глина
Васюганская свита 2840 2845 5 3209.68 3517.15 307.47 Песчаник насыщенный нефтью
 
    1. Зона  осложнений
 
  Интервал, м (по стволу) Вид

осложнения

Условия возникно-вения Мероприятия по предупрежде-нию осложнений
  Транспортного

ствола

Пилотного

ствола

  от до от до Поглощение  бурового раствора Увеличение

репрессии на

продуктивные

пласты, отклонения

параметров

бурового раствора

от проектных

Не превышать

допустимые

значения

скорости при

СПО.

Поддержи-вать

рекомендуемые

параметры

бурового

раствора, бурение

с высокой

механической

скоростью, поддержание

оптимальной

плотности

раствора

Четвертичные  отложения 0 40 - -
Туртасская свита 40 100 - -
Новомихайловская свита 100 191 - -
Атлымская свита 191 222 - -
Покурская свита 1095 1906 - -
Алымская свита 1906 2013 - -
Ванденская свита 2013 2653 - -
Мегионская свита 2653 2060 2850 3070
Баженовская свита 3060 3170 3070 3170
Васюганская свита 3210 3517 3180 3249
             
Четвертичные  отложения 0 40 - - осыпи,

 обвалы

создание  депрессии,

отклонения

параметров

бурового раствора

от проектных

Туртасская свита 40 100 - -
Новомихайловская свита 100 191 - -
Атлымская свита 191 222 - -
Тавдинская свита 222 434 - -
Березовская свита 914 1069 - -
Кузнецовская свита 1069 1095 - -
Алымская свита 1906 2013 - -
Ванденская свита 2013 2653 - -
Мегионская свита 2653 2060 2850 3070
Баженовская свита 3060 3170 3070 3170
Васюганская свита 3210 3517 3180 3249
           
Покурская свита 1095 1906 - - Водо-проявления
             
Алымская свита         нефтеводо-

проявления

создание  депрессии

на продуктивные

пласты

Ванденская свита        
Мегионская свита        
Васюганская свита        
               
Четвертичные  отложения 0 40     прихваты

инструмента

увеличение

фильтрато-отдачи и

плотности раствора,

толстая корка,

оставление

инструмента без

движения более 5

минут

Контроль  за

параметрами

бурового

раствора,

недопущение

увеличения

плотности и

фильтрато-отдачи

бурового

раствора, не

оставлять

инструмент без

движения более 5

минут

производится

промывка,

проработка

ствола скважины

Туртасская свита 40 100    
Новомихайловская свита 100 191    
Атлымская свита 191 222    
Тавдинская свита 222 434    
Люлинворская свита 434 722 - -
Талицкая свита - - - -
Ганькинская свита - - - -
Березовская свита 914 1069 - -
Кузнецовская свита 1069 1095 - -
Покурская свита 1095 1906 - -
Алымская свита 1906 2013 - -
Ванденская свита 2013 2653 - -
Мегионская свита 2653 3060 2850 3070
Баженовская свита 2653 2060 3070 3170
Георгиевская  свита 3170 3210 3170 3180
Васюганская свита 3210 3517 3180 3249

Информация о работе Буровые расстворы