Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:56, курсовая работа
Открытый способ разработки полезных ископаемых является наиболее перспективным в технологическом и экономическом плане. Этот способ имеет значительно лучшие показатели, чем подземный. Благодаря этому он получил наибольшее распространение в нашей стране. В дальнейшем прогрессивный способ открытой разработки полезных ископаемых получит дальнейшее развитие посредством совершенствованию техники, организации и технологии ведения горного производства
Введение ________________________________________________________ 3
1 Геологическая характеристика ____________________________________ 4
1.1 Характеристика угольных пластов и качества углей _______________ 4
1.2 Стратиграфия и литология ____________________________________ 5
1.3 Тектоника карьерного поля ____________________________________ 9
2 Подготовка горных пород к выемке 10
2.1 Общие сведения ____________________________________________ 10
2.2 Оттаивание мерзлых пород ___________________________________ 11
2.3 Буровзрывные работы _______________________________________ 14
2.4 Подготовка горных пород к выемке на Бачатском разрезе _________ 15
2.5 Взрывные работы ___________________________________________ 17
3 Выемочно – погрузочные работы _________________________________ 19
3.1. Общие сведения _________________________________________ 19
3.2 Выемочно-погрузочные работы по углю на Бачатском разрезе _____ 20
3.3 Вспомогательные работы при выемке и погрузке горной массы ____ 21
3.4 Основные правила безопасности при выполнении
выемочно-погрузочных работ ________________________________ 21
4 Транспортирование горной массы ________________________________ 23
4.1 Общие сведения ____________________________________________ 23
4.2 Железнодорожный транспорт ________________________________ 25
4.3 Автомобильный транспорт __________________________________ 25
4.4 Конвейерный транспорт _____________________________________ 26
4.5 Транспортирование горной массы на Бачатском разрезе __________ 27
4.6 Меры безопасности при эксплуатации ж/д транспорта ___________ 28
5 Отвалообразование _____________________________________________ 29
5.1 Общие сведения ___________________________________________ 29
5.2 Экскаваторные отвалы ______________________________________ 31
5.3 Бульдозерные отвалы _______________________________________ 33
5.4 Отвалообразование на Бачатском разрезе _____________________ 35
6 Рекультивация земель ___________________________________________ 37
6.1 Общие сведения ____________________________________________ 37
6.2 Технология рекультивации ___________________________________ 38
6.3 Рекультивация на Бачатском разрезе ___________________________ 41
Заключение _____________________________________________________ 42
Список используемой литературы __________________________________ 43
Как вид
транспорта он представляет собой емкость
с индивидуальным двигателем на пневмоходу.
4.4 Конвейерный транспорт
Конвейерный транспорт применяется в разных объемах на предприятиях всех горнодобывающих отраслей стран СНГ и других стран мира.
Основные преимущества конвейерного транспорта: поточность транспортирования как технологического процесса; автоматичность действия; возможность перемещать материал при углах наклона трассы 16-180 и вследствие этого сокращение расстояния транспортирования и объема горно-капитальных работ по строительству траншей или наклонных стволов; высокая технологичность. К недостаткам относятся жесткие требования к влажности, абразивности и кусковатости материала (размер кусков не должен превышать 400-500 мм.); зависимость от климатических условий; относительно высокая энергоемкость.
Применение
конвейерного транспорта связано в
первую очередь с поточной технологией
при использовании роторных и
цепных экскаваторов на разработке рыхлых
горных пород, а также в комбинации с железнодорожным
или автомобильным транспортом, когда
конвейеры используются в качестве подъемников
и для транспортирования по поверхности.
Конвейерный транспорт наиболее соответствует
условиям глубоких карьеров, обеспечивая
при этом высокую производительность.
Транспортные конвейеры разделяются на
передвижные (забойные и отвальные), полустационарные
(передаточные и сборочные) и стационарные
(подъемные, магистральные, породоотборочные,
складские). На карьерах широко распространены
ленточные конвейеры.
4.5 Транспортирование горной массы на Бачатском разрезе
Приоритетной на разрезе является технология добычи угля с использованием автомобильного транспорта. Семь экскаваторов «Марион 201», три экскаватора ЭКГ-15, два драглайна ЭШ-13/50, ЭКГ-18, а всего 15 экскаваторов с суммарной емкостью ковшей 220 м3 обслуживают 55 автосамосвалов грузоподъемностью от 110 до 180 т, с провозной способностью 14311 тыс. тонн в год. Дальность транспортирования составляет на 2002г.: угля – 5,1км, вскрыши – 3,3 км. Северный блок отрабатывается в основном на ж/д транспорт, подвижной состав которого представлен тяговыми агрегатами ОПЭ-1, тепловозами ТЭМ-7 и думпкарами 2ВС-105. Вскрышные породы после погрузки экскаваторами вывозятся ж/д транспортом через станцию «Семенушкино» на северный отвал, энергетический уголь после погрузки в забое непосредственно в вагоны, на внешнюю сеть, а коксующийся уголь вывозится через эту станцию на коксовую цепочку, откуда отгружается потребителям.
Центральный блок отрабатывается на автомобильный транспорт. Вскрышные породы вывозятся автосамосвалами на внешние бульдозерные отвалы «Восточный» и «Сагарлыкский». Уголь вывозится углевозами на экскаваторную перегрузку « Сагарлык».
4.6 Меры безопасности при эксплуатации ж/д транспорта
1. Запрещается укладка ж/д путей в карьерах и на отвалах без балласта.
2. Ж/д
пути и автодороги в карьерах
должны систематически, но не
реже одного раза в квартал
очищаться от просыпи и
3. Переходить через пути в неустановленных местах запрещается.
4. Места
производства работ, опасные
5. Подача
и передвижение ж/д составов
вдоль забоя в процессе
6. Стрелочные
переводы ручного обслуживания
должны быть оборудованы указателями,
освещаемыми или неосвещаемыми.
4.7 Меры безопасности при работе автотранспорта
1. Земельное полотно дорог должно быть возведено из прочных грунтов.
2. При затяжных уклонах дорог (более 0,06) должны устраиваться горизонтальные площадки с уклоном 0,02 длиной не менее 50м и не более чем через каждые 600м длины затяжного уклона.
3. В
зимнее время а/д должны
4. Движение на дорогах карьера должно регулироваться стандартными знаками, предусмотренными ПДД.
5. На
карьерных а/д движение
6. При
погрузке а/м экскаваторами
- ожидающий погрузки автомобиль должен находиться за пределами
радиуса действия
только после разрешающего
- находящийся под погрузкой
- погрузка в кузов автомобиля
должна производиться сбоку
- нагруженный автомобиль должен следовать к пункту разгрузки
только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;
- находящийся под погрузкой автомобиль должен быть в пределах
видимости машиниста.
Открытая разработка месторождений полезных ископаемых связана с необходимостью выемки и перемещения значительных объемов вскрышных пород, покрывающих, а иногда и подстилающих (при разработке крутых месторождений) залежь. Перемещаемые объемы вскрышных пород размещаются (складируются) на специально отводимых для этой цели площадях. Насыпь, образующаяся в результате складирования вскрышных пород, называется отвалом, а совокупность производственных процессов по размещению вскрышных пород в отвал - отвальными работами. Технология, механизация и организация отвальных работ составляют сущность и содержание процесса отвалообразования. Отвалообразование является завершающим этапом в технологической цепи производства вскрышных работ. От четкого и безаварийного выполнения отвальных работ в значительной степени зависят технико-экономические показатели работы горного и транспортного оборудования и всего карьера в целом.
В зависимости от места расположения отвала по отношению к конечному контуру карьера различают внутренние отвалы, располагаемые в выработанном пространстве, и внешние отвалы, располагаемые за конечным контуром карьера. Использование выработанного пространства карьеров для размещения вскрышных пород позволяет сократить расстояние перемещения вскрыши. При этом отпадает необходимость в дополнительных площадях для размещения отвалов и сокращаются объемы работ по рекультивации земель, нарушенных горными работами. Однако создание внутренних отвалов возможно при разработке горизонтальных и пологих залежей, вынимаемых на всю мощность. В некоторых случаях создание внутренних отвалов возможно и экономически целесообразно при разработке наклонных и крутых залежей. Внешние отвалы, как правило, создаются при разработке наклонных и крутых месторождений, так как конечное положение дна (подошвы) карьера формируется только в конце его отработки. В начальный период разработки горизонтальных и пологих залежей, когда создается выработанное пространство карьера, вскрышные породы также вывозятся на внешние отвалы.
В случае разработки горизонтальных и пологих месторождений, имеющих значительную мощность покрывающих пород (40-50 м и более), одновременно создаются как внутренние, так и внешние отвалы. Вскрыша нижних уступов складируется на внутренних отвалах, а вскрыша верхних уступов - на внешних.
При выборе мест расположения внешних отвалов руководствуются следующими положениями. Отвалы должны располагаться по возможности ближе к карьеру, чтобы свести к минимуму затраты на перемещение вскрыши от забоя в карьере до пункта разгрузки на отвале. Подступы к отвалам должны быть удобными и не иметь крутых подъемов и спусков. Под отвалами не должно быть запасов полезного ископаемого, пригодных к разработке открытым способом в ближайшее время. Для складирования пород в первую очередь следует занимать площади непригодные или малопригодные для использования в сельском хозяйстве (болота, овраги и др.). Положение отвалов не должно мешать развитию горных работ на карьере. Отвалы целесообразно располагать на склонах гор и холмов, чтобы обеспечить минимум затрат на их сооружение. Приемная способность отвалов должна обеспечивать размещение вскрыши, удалямой из карьера за весь период его работы.
В практике отвальных работ одновременное выполнение всех требований выбора мест расположения внешних отвалов практически невозможно. Поэтому в каждом конкретном случае выбор мест расположения отвалов обосновывается технико-экономическими расчетами. В качестве критерия при этом принимается минимум капитальных и эксплуатационных затрат за весь период работы карьера.
В отдельных
случаях с учетом фактора времени
может оказаться экономически целесообразным
такой вариант, при котором отвал в первый
период работы карьера располагается
в непосредственной близости от его контура
(и даже в границах конечного контура).
При развитии горных работ порода из этих
отвалов вторично грузится и перемещается
дальше за контуры развивающегося карьера.
Крупные карьеры, как правило, имеют несколько
отвалов, расположенных в различных направлениях,
что позволяет сократить расстояние транспортирования
вскрыши.
5.2 Экскаваторные отвалы
Экскаваторными называются отвалы, на которых породу после выгрузки ее из транспортных средств размещают одноковшовыми экскаваторами.
Наиболее
широко при экскаваторном способе
отвалообразования применяют
Технология отвалообразавания механической лопатой заключается в следующем. Породу из думпкаров, разгружают в специальный приемный котлован, создаваемый экскаватором у нижней бровки верхнего подуступа, откуда ее экскаватором переваливают в двух направлениях: вперед по ходу экскаватора под откос нижнего подуступа и назад в верхний подуступ (рисунок 5.1). С учетом усадки пород в отвале верхний подуступ отсыпается на 0,5—1 м выше уровня расположения железнодорожных путей.
Рисунок 5.1 – Схема отвалообразования механической лопатой.
Длину приемного котлована принимают не менее длины одного-двух думпкаров (обычно 15—20 м), глубину 0,8—1 м, что увеличивает его вместимость и предохраняет экскаватор от ударов крупных кусков породы при разгрузке вагонов.
При неустойчивых отвалах сначала отсыпают нижний подуступ на длину до 100 м и более, после чего экскаватор отсыпает верхний подуступ, затем операции повторяют.
После отсыпки заходки по всей длине отвального тупика экскаватор поднимается на кровлю верхнего подуступа, возвращается в. исходное положение и начинает отсыпать следующую отвальную заходку. На некоторых карьерах в исходное положение экскаваторы перевозят на специальных железнодорожных платформах, что значительно сокращает время на переход экскаватора и сохраняет его ходовую часть.
Переукладка
железнодорожного пути в новое положение
после отсыпки отвальной
Приемная способность 1 м отвального тупика достигает 600—700 м3 и более.
Производительность
механических лопат на отвалах, как
правило, значительно выше, чем однотипных
лопат в карьере, что объясняется как снижением
трудоемкости экскавации пород, так и
увеличением рабочих параметров отсыпки:
ширины заходки, высоты уступа, длины блока.
5.3 Бульдозерные отвалы
Бульдозерные отвалы применяют обычно при доставке породы на отвалы автомобильным транспортом. Технология отвалообразования состоит из трех операций: разгрузки автосамосвалов, планировки отвальной .площадки и устройства автодорог.