Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:46, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть земельный фонд РФ и проанализировать его состояние.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть общую характеристику земельного фонда РФ;
рассмотреть распределение земельных ресурсов по территории РФ;
выявить проблемы использования земельных ресурсов;
раскрыть вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России.
Введение.......................................................................................................................3
Общая характеристика земельного фонда РФ..........................................................4
Распределение земельных ресурсов по территории РФ.........................................7
Проблемы использования земельных ресурсов.......................................................9
Вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России.............12
Заключение.................................................................................................................17
Список литературы....................................................................................................18
Введение......................
Общая характеристика земельного
фонда РФ............................
Распределение земельных ресурсов
по территории РФ............................
Проблемы использования земельных
ресурсов......................
Вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России.............12
Заключение....................
Список литературы....................
На современном этапе формируется многоукладная система, которая призвана создать и объединить эффективно хозяйствующих на земле всех субъектов общества, начиная от государства, предприятий и кончая гражданами. Важнейшим результатом реформ стало появление многообразия форм собственности на землю и платность ее использования. За 1991-2002 годы были заложены основы современного земельного законодательства. Принят новый Земельный кодекс РФ. Создается механизм государственного земельного кадастра и мониторинга.
Однако претворение в жизнь начатой реформы еще далеко от задуманного. С годами становится все яснее, что вывод системы землепользования страны на качественно новый уровень – задача объемная, долговременная и где-то даже болезненная.
Цель данной работы – рассмотреть земельный фонд РФ и проанализировать его состояние.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню. Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.
Первопричиной
многих бед стала неподготовленная
резкая смена собственников земли.
Сегодня из общей площади земельного
фонда РФ 1709,8 млн. га в федеральной
собственности осталось лишь 60 процентов.
129,6 млн. га, или 7,6 процента земельного
фонда страны, перешли в частную
собственность граждан, их объединений
и юридических лиц, остальная
земля – в муниципальную
Из общего числа населения России почти 106 млн. человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей растет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками, теряют плодородие. В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками. Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России.
Полезные
площади земель России сокращаются
и под воздействием процессов
их деградации. В целом динамика
качественного состояния земель
характеризуется усилением
Изложенное
позволяет сделать вывод о
том, что в России, как и во всем
мире, земли служат неизменным источником
удовлетворения жизненно важных потребностей.
С развитием общества земля не
только не потеряет своей значимости,
но и будет приковывать к себе
еще большее внимание, ибо причины
и факторы, создающие условия
деградации земель, сокращения пригодных
для жизнедеятельности
В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим таких категорий земель.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли РФ делятся на семь категорий и включают:
Из
этих положений Земельного кодекса
становится ясно, что к землям в
юридическом смысле относится вся
земная поверхность в пределах территории
РФ, включая сухопутную территорию
и такие непривычные для
Во-вторых,
объектом в реальных земельных правоотношениях
выступают земельный участок, доля
в праве общей собственности
на земельные участки либо часть
земельного участка. Земельный участок
– это юридически и физически
индивидуально обособленная часть
земель, на который распространяются
права и обязанности конкретных
субъектов. Так, если общим правилом
установлено, что земли
Основным документом, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр. Земельный кадастр - это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:
Земельный фонд страны подразделен на семь категорий, которые закрепляются в земельном кодексе (ст. 7 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения – это те участки земельного фонда, которые по своим природным показателям являются пригодными для эксплуатации в сфере сельского хозяйства. Они пригодны для производства сельхозпродукции, для работы аграриев в разных ее областях.Они включают в себя:
Земли поселений – это те части земельного фонда, что располагаются в границах тех или иных населенных пунктов, и с точки зрения их прямого назначения подразделяются на две группы: на сельские, и на городские населенные пункты. Назначением таких земель является удовлетворение потребностей населенного пункта в его градостроительной и других сферах деятельности.
Земли промышленного назначения – это участки земли, которые передаются физическим или юридическим лицам либо государственным структурам для того, чтобы осуществлять специальные задачи в области промышленности, транспорта, энергетики, или иных сферах хозяйства. Назначение таких земель – быть базисом для функционирования и размещения промышленных, стратегических, и иных объектов или предприятий.
Земли лесного фонда – это пространства, покрываемые лесом, или же непосредственно предоставленные именно для ведения лесного хозяйства. Леса – это не просто сырье для производства, они служат также местом для отдыха жителей, обеспечивают населенные пункты свежим воздухом, являются энергетическим источником, и потому нуждаются в специальном режиме использования.
Земли водного фонда – это пространства, залитые водой, занимаемые реками, болотами, ледниками, исключая гидротехнические сооружения и другие водохозяйственные объекты, и лесотундровую, тундровую зоны. Входят сюда также и земли – берега водоемов, водоохранные зоны, земли, необходимые для обслуживания и охраны водных источников. Целевым назначением этих земель можно считать удовлетворение бытовых, питьевых, оздоровительных и прочих нужд людей и природоохранных, водохозяйственных, рыбохозяйственных, транспортных, энергетических, промышленных и прочих потребностей.
Особо охраняемые территории – это земли природно – заповедного, природоохранного, рекреационного, оздоровительного, историко-культурного назначения, которые имеют статус особо охраняемых территорий, поскольку играют специфическую роль в жизни общества, и играют весьма специфическую роль. Такие пространства нужны для удовлетворения биологических, духовных, эстетических, и прочих потребностей человека.
Земли запаса – это те участки общего земельного фонда, что не представлены в пользование или собственность юридическим и физическим лицам, либо изъятые у них на законных основаниях.
В
Российской Федерации сегодня более
43 млн. собственников земельных
В ряде регионов полное разрушение системы управления воспроизводством плодородия почв почти повсеместно привело к существенному ухудшению их качественного состояния. Так, за последние 25 лет площадь кислых почв увеличилась на 32,1 млн. га, в том числе пашни – на 21,5; площадь земель, подверженных водной эрозии – на 28,4; засоленных – на 12,0; содержащих солонцовые комплексы – на 13,9; заболоченных и переувлажненных – на 20,0; заросших кустарником и мелколесьем – на 10,5 млн. га. Содержание гумуса в почвах России снизилось на 20%. Принимаемые меры по повышению плодородия почв носят эпизодический характер. Внесение минеральных удобрений на 1 га пашни сократилось с 88 кг в 1990 г. до 15 кг за последние годы, а органических с 3,5 до 0,9 т/га.
По мнению ученых, низкое плодородие почв и их мелиоративная неустроенность, огромные масштабы и интенсивность их деградации приводят ежегодному недобору 37-45 млн. тонн продукции в расчете на зерно. Среднегодовые сборы зерновых культур в 2006-2008 г.г. составили 64,7 млн. т против 104,3 млн. т в 1999-2001 г.г. Главными причинами сложившегося положения является бесхозяйственное отношение к земле, резкое сокращение инвестиций в химизацию, мелиорацию и противоэрозионные мероприятия, разрушение государственных земельных служб, отсутствие независимого органа охраны почв, а также нерациональное использование налогов, взимаемых государством за пользование землей.
Практически
повсеместно почвы в регионах
интенсивного земледелия загрязнены тяжелыми
металлами, радионуклидами, пестицидами.
Отсутствие у тысяч хозяйств разных
форм собственности средств на минеральные
органические удобрения ускоряют истощение
почв, разрушение их структуры, ухудшение
всех показателей почвенного плодородия.
По заключению экспертов, за последние
годы вынос питательных элементов
из почвы в 4 раза превосходит их
внесение с удобрениями. Очень низким
содержанием фосфора