Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:55, лекция
Земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
1. Методические основы
1.1. Общие положения
Государственный земельный кадастр (ГЗК) – систематизированный
свод документированных
сударственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении,
целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и
сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных
участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов [2,
ст.1].
1.1.1. Цели, задачи и содержание ГЗК
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях ин-
формационного обеспечения:
• государственного и муниципального управления земельными ресурса-
ми;
• государственного контроля за использованием и охраной земель;
• мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия
земель;
• государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним;
• землеустройства;
• экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе при-
родных ресурсов;
• установления обоснованной платы за землю.
Законом [2, статья 4] установлено, что материалы ГЗК должны быть
использованы в качестве информационной основы при осуществлении всех
функций управления земельными ресурсами.
Таким образом, законодательно определена информационная сущность
Государственного земельного кадастра. Из приведенного понятия вытекает,
что Государственный земельный кадастр – это сложный по своей структуре
документ, включающий информацию о хозяйственном, правовом, природном
положении земель, качественной и количественной характеристике земель. В
то же время указанная документация может быть получена в результате осу-
ществления действий по ведению ГЗК. Ведение ГЗК представляет собой сфе-
ру управленческой деятельности по сбору, документированию, накоплению,
обработке, учету, хранению и предоставлению информации, назначение ко-
торой – информационное обеспечение принятия управленческих решений.
Ведение ГЗК – производственный процесс.
Следовательно, одна из функций управления земельными ресурсами –
ведение Государственного земельного кадастра – это система, представ-
ляющая собой единство двух неразрывно связанных подсистем: документов
и мероприятий (процесс). Подсистема документации [2, статья 13] включает
следующие группы документов:
• основные (единый государственный реестр земель, дежурные кадаст-
ровые карты, кадастровые дела - приложение 20);
• вспомогательные (книги учета документов, книги учета выданных све-
дений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети);
• производные (перечень земель федеральной, субъекта федерации и му-
ниципальной собственности, доклады о состоянии и об использовании
земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры,
производные кадастровые карты, справочные и аналитические доку-
менты).
Процесс ведения ГЗК включает основные технологические действия:
• Подготовительные работы;
• Формирование и учет земельных участков;
• Формирование и учет территориальных зон;
• Оценка земель;
Формирование отчетов об использовании земель и предоставление зе-
мельно-кадастровой информации.
С учетом изложенного, Государственный земельный кадастр как
функция управления земельными ресурсами – это система документирован-
ной земельно-кадастровой информации о земельных ресурсах и их оценке, а
также мероприятий по сбору, разработке, документальному оформлению,
хранению и предоставлению этой информации.
Государственный земельный кадастр содержит сведения [2, статья 12]
о земельных участках, территориальных зонах, землях и границах террито-
рий местного самоуправления, субъектов РФ и Российской Федерации. То
есть, земельный кадастр ведется на трех уровнях: федеральном, субъекта фе-
дерации, муниципального образования. Соответственно, содержание и зада-
чи земельного кадастра зависят от уровня его ведения.
Общая задача ГЗК федерального уровня заключается во всестороннем
количественном и качественном описании земельных ресурсов страны в це-
лом и земельных участков, расположенных на территории двух и более субъ-
ектов Федерации, характеристика их природного состояния, хозяйственного
использования и правового статуса, организация проведения оценки земель и
использования ее результатов, обеспечение земельно-кадастровой информа-
цией органов управления государства.
Решение этой общей задачи достигается посредством решения част-
ных, к которым относятся:
• разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных пра-
вовых актов Российской Федерации в области управления земельными
ресурсами, контроль за их соблюдением;
• разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития
Государственного земельного кадастра;
• определение перечня основных сведений Государственного земельного
кадастра;
• установление порядка финансирования деятельности по ведению Госу-
дарственного земельного кадастра;
Задача ГЗК уровня субъекта Российской Федерации заключается в ко-
личественном и качественном описании земельных ресурсов субъекта РФ в
целом и земельных участков, расположенных на территории двух и более
муниципальных образований данного субъекта РФ, характеристика их при-
родного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, про-
ведение оценки земель и использование их результатов, обеспечение земель-
но-кадастровой информацией
Решение этой общей задачи достигается посредством решения част-
ных, к которым относятся:
• организация кадастрового деление подведомственной территории;
• кадастровый учет земельных участков;
• кадастровый учет территориальных зон;
• кадастровая оценка земель;
• хранение, обработка и предоставление земельно-кадастровой инфор-
мации (информационно-аналитическая задача).
Поставленные задачи определили содержание современного Государ-
ственного земельного кадастра как одной из функций управления земельны-
ми ресурсами регионального уровня. Конституция Российской Федерации
(от 12.12.93 г.) устанавливает четкое
разграничение полномочий
сударственной власти и органов местного самоуправления, подчеркивает са-
мостоятельность последних (статьи 12, 131,132 Конституции РФ). Федераль-
ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» (от 28.08.95 г.) и последующие его изменения и до-
полнения еще более
стного самоуправления в вопросах предметов ведения местного самоуправ-
ления, включая и земельные отношения [5, статья 6].
Широкие полномочия органов местного самоуправления в области зе-
мельных отношений на территории муниципального образования подтвер-
ждены Земельным кодексом [6, статьи 10, 11, 71, 72]. Более того, Федераль-
ным законом «О разграничении Государственной собственности на землю»
четко определены основания для отнесения земельных участков к собствен-
ности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности [3,
статьи 4 и 5].
В связи с этим было бы логично представить содержание ГЗК отдель-
но для уровня субъекта Федерации и муниципального образования следую-
щими разделами:
субъекта Федерации:
• Кадастровое деление кадастрово
• Установление (восстановление) границ муниципальных образований;
• Кадастровый учет земельных участков;
• Кадастровый учет территориальных зон;
• Кадастровая оценка земель;
муниципального образования:
• Кадастровое деление кадастрово
• Кадастровый учет земельных участков;
• Кадастровый учет территориальных зон;
• Кадастровая оценка земель.
1.1.2. Принципы ведения ГЗК
Статья 5 Федерального закона «О Государственном земельном кадаст-
ре» устанавливает, что ведение ГЗК должно осуществляться в соответствии
со следующими принципами:
• единство системы и технологии ведения Государственного земельного
кадастра на всей территории Российской Федерации;
• непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изме-
няющихся
характеристик земельных
• открытость сведений Государственного земельного кадастра;
• сопоставимость и совместимость сведений Государственного земель-
ного кадастра со сведениями, содержащимися в других Государствен-
ных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Приведенные в законе принципы ведения ГЗК являются основными,
определяющими общие правила функционирования земельного кадастра.
Применительно к ведению ГЗК на региональном уровне названные общие
принципы необходимо дополнить частными принципами, которые в совре-
менных условиях реформирования земельных отношений требуются для бо-
лее четкой ориентации работ:
• использование уже накопленной земельно-кадастровой информации,
конвертация имеющихся баз данных ГЗК;
• последовательная модернизация методики работ и структур баз дан-
ных;
• кадастровая документация ведется на бумажных и электронных носи-
телях, приоритет имеют записи на бумажных носителях;
• постоянное (вечное) хранение земельно-кадастровой документации
(ЕГРЗ, кадастровые дела, кадастровые карты).