Водные ресурсы и пути сообщения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллель­ю 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд запад­ной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км)..

Содержание

Северный морской путь………………………………………………………………………………3
Внутренние водные пути…………………………………………………………………………….4-7
Водные ресурсы и пути сообщения России……………………………………………..8-13
Список использованной литературы…………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Водные пути РФ.docx

— 30.36 Кб (Скачать)

Содержание

Северный морской путь………………………………………………………………………………3

Внутренние водные пути…………………………………………………………………………….4-7

Водные ресурсы и пути сообщения  России……………………………………………..8-13

Список использованной литературы…………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северный  морской путь

   Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.

   Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллель­ю 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд запад­ной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

   Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

   Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

   Главное препятствие для прохода судов — лёд. Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.

 

 

 

 

Внутренние  водные пути

Общие положения

1. Внутренние водные пути и  расположенные на них судоходные  гидротехнические сооружения находятся  в федеральной собственности  и используются в целях судоходства  любыми юридическими и физическими  лицами. Перечень внутренних водных  путей утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Категория средств навигационного  оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых  ходов, а также сроки работы  судоходных гидротехнических сооружений  устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти в области  транспорта и публикуются в  сборнике правил и тарифов  внутреннего водного транспорта в установленном им порядке.

3. Границы зон навигационно-гидрографического  обеспечения условий плавания  судов по внутренним водным  путям и морским путям определяются  в порядке, установленном совместными  решениями федерального органа  исполнительной власти в области  транспорта, федерального органа  исполнительной власти в области  обороны и федерального органа  исполнительной власти в области рыболовства.

4. Навигационно-гидрографическое  обеспечение условий плавания  судов по внутренним водным  путям, за исключением участков  пограничных зон Российской Федерации,  осуществляется бассейновыми органами  государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Навигационно-гидрографическое обеспечение  условий плавания судов по внутренним водным путям на участках пограничных  зон Российской Федерации регулируется международными договорами Российской Федерации.

 

 

 

 

Содержание внутренних водных путей

1. Проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников.

 

2. Проведение путевых работ  на подходах к портам, не указанным  в пункте 1 настоящей статьи, а  также в пунктах отстоя обязаны  осуществлять владельцы данных  портов и пунктов отстоя по  согласованию с бассейновыми  органами государственного управления  на внутреннем водном транспорте.

 

3. В целях обеспечения безопасности  судоходства работы по содержанию  внутренних водных путей и  судоходных гидротехнических сооружений  на них осуществляются без  специальных разрешений на проведение  путевых работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях

1. Строительство и эксплуатация  сооружений на внутренних водных  путях, а также добыча нерудных  строительных материалов осуществляется  по согласованию с бассейновыми  органами государственного управления  на внутреннем водном транспорте  и государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

 При строительстве, реконструкции  объектов капитального строительства  на внутренних водных путях  государственный строительный надзор  осуществляется уполномоченными  на осуществление государственного  строительного надзора федеральным  органом исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о градостроительной  деятельности.

2. Владельцы сооружений на внутренних  водных путях обязаны за свой  счет устанавливать навигационные  огни и знаки, другое оборудование  и обеспечивать их действие  в целях безопасности судоходства  в соответствии с обязательными  требованиями, установленными в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, по согласованию  с бассейновыми органами государственного  управления на внутреннем водном транспорте.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

3. Владельцы разводных и подъемных  мостов обязаны за свой счет  разводить и поднимать их в  порядке, согласованном с бассейновыми  органами государственного управления  на внутреннем водном транспорте, или на основании их заявок.

 

4. Владельцы регулирующих уровень  воды на внутренних водных  путях сооружений на участках  внутренних водных путей выше  и ниже таких сооружений обязаны  поддерживать согласованные с  федеральным органом исполнительной  власти в области транспорта  уровни воды, необходимые для  судоходства.

 

5. Эксплуатация регулирующих уровень  воды на внутренних водных  путях сооружений и регулирование  режима сброса воды ниже таких  сооружений осуществляются по  согласованию с федеральным органом  исполнительной власти в области  транспорта.

 

6. Гарантированные глубины на  реках, которые используются для  судоходства и которые расположены  на территориях нескольких государств, устанавливаются на основании  международных договоров Российской  Федерации.

 

7. Не допускается создание искусственных  земельных участков, если их создание  не соответствует требованиям  безопасности судоходства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Водные  ресурсы и пути сообщения России

   Водные пути сообщения России.Реки и озера с древних времен используются для транспортных целей. Река Волхов входила в состав водного пути “из варяг в греки” (XI - XII вв.). Первой искусственной системой в России, соединяющей Балтийское море с Волгой, является Вышневолоцкая водная система. Издавна используются для судоходства реки Нева и Свирь. Для соединения бассейна Балтийского моря с бассейном Волги были построены три искусственные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская и Марининская.

   Вышневолоцкая водная система - самый древний искусственный водный путь в России, который соединил Петербург с бассейном Волги - поставщиком сырья и продовольствия для русской столицы. Водная система была построена в 1703-1709 гг. В состав системы входят: приток Волги - р.Тверца, Вышневолоцкий водораздельный канал, р. Цна, оз. Мстино, р. Мста, Сиверсов и Вишерский каналы (минуя оз. Ильмень), р.Волхов, обводной Ладожский канал и р. Нева.

Проект реконструкции Вышневолоцкого водного пути, производившейся в 1719-1722 гг., был выполнен гидротехником-самоучкой Михаилом Сердюковым и предусматривал устранение маловодности рек Тверцы и Цны путем сооружения водохранилища на водоразделе. В дальнейшем были улучшены судоходные условия р.Тверцы, на р. Мсте расчищены пороги, построены обводной Сиверсов канал из р.Мсты в р.Волхов (в обход оз. Ильмень).

Тихвинская водная система построена  в 1811 г. Система начинается у Рыбинского водохранилища, проходит по рекам Мологе, Чагодице и ее притоку Соминке, Сяси, по Ладожскому обводному каналу и р. Неве. Тихвинская система в настоящее время не имеет большого транзитного значения ввиду малых глубин на реках. Используется только для прохода малотоннажных судов.

 

 

 

   Марининская водная система построена в 1801 г. Сооружение этого пути было вызвано выходом России к Балтийскому морю в начале XVIII века. Водный путь включал свободные и шлюзованные реки и озера, а также соединительный канал: р.Шекcну, Белозерский канал, р.Вытегру, Онежский канал, р.Свирь, Ладожский канал, р. Неву. Водный путь имел большое количество шлюзов (39) и был пригоден только для судов с малой осадкой. Марининская водная система просуществует более полутора веков. Но со временем не могла обеспечить потребность народного хозяйства. Поэтому в 1959-1964 гг. была проведена полная реконструкция бывшей Марининской системы и создана новая глубоководная Волго-Балтийская магистраль. Протяженность трассы Волго-Балта (от Череповца до Вычегды) составляет 361 км. Кулой-Пинежский канал был построен в 1928 г., он соединил р.Кулой с р.Пинегой. Длина канала 6,5 км. Канал расположен в низкой и заболоченной местности и состоит из углубленных озер, соединенных между собой этим каналом. Реконструированный глубоководный путь позволяет вести бесперевалочную транспортировку грузов между портами пяти морей - Белого, Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского. Три искусственных водных пути соединяют Балтику с Черным морем: Березинский, Днепро-Неманский и Днепровско-Бугский. Березинская водная система соединяет Западную Двину с притоком Днепра Березиной. Работы по строительству соединительного канала были начаты в 1767 г., и в 1805 г. путь был открыт. В его состав входят р.Березина, Сергучский канал, р.Сергуть, оз. Плавно, водораздельный канал, оз. Бережта, р.Бережта, Верейский канал, реки Эсса, Улла, Западная Двина. В настоящее время водная система имеет местное значение и не пригодна для сквозного судоходства. Днепро-Неманский водный путь построен в 1770-1784 гг. и много раз перестраивался. В состав водной системы входят: р.Припять, р.Ясельда (приток Припяти), Огинский канал, р.Шара, р.Неман. В настоящее время водная система также имеет местное значение. Днепровско-Бугский водный путь проходит по р. Припяти, р.Пине (приток Припяти), Днепро-Бугскому каналу, р.Мухавец (приток Западного Буга), р.Западному Бугу. Работы по строительству Днепро-Бугского канала были начаты в 1775 г., но через некоторое время приостановлены. Основные работы по его сооружению были выполнены в 1846-1848 г.г. Движение судов осуществлялось в период весеннего половодья. Во время Великой Отечественной войны канал был разрушен. Восстановление и реконструкция шлюзов выполнены в течение 1945-1946 гг.

   В центральных и южных районах России в транспортных целях реки стали использоваться издавна. Речные пути сыграли значительную роль в расширении и укреплении русского государства. Они способствовали превращению России в великую мировую державу. Первые пароходы на Волге появились в 1817 г., а на Днепре - в 1823 г. Для повышения эффективности использования водных путей в транспортных целях предусматривалось соединение отдельных речных систем в единую водно-транспортную систему Европейской территории. Сооружение такой глубоководной транспортной системы опирается на Волжско-Камскую магистраль, соединение ее с Волго-Балтийским и Волго-Донским искусственными водными путями, а также канала им. Москвы и на Днепровскую магистраль. Общее протяжение всей этой системы составляет около 11,5 тыс. км. Длина только Волжско-Камской составляет 5900 тыс. км, Днепровской - с соединительными каналами - 1600 км. Важнейшим звеном единой воднотранспортной системы являются Волжско-Камско-Донской бассейны, соединяющие южные моря Черное, Азовское и Каспийское с северным Белым и Балтийским. Главной транспортной водной артерией является великая русская река Волга, на которой построено девять крупных гидроузлов с судоходными шлюзами. В 1931-1932 гг. (за 20 месяцев) был построен Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое и Балтийское моря. Он имеет большое народнохозяйственное значение, так как значительно сократил расстояние между портами Белого моря с сетью водных путей Волжского бассейна через Онежское озеро и Волго-Балтийский водный путь. В состав водного пути входит р. Нева, Ладожское озеро, р.Свирь, Онежское озеро до г.Беломорска на Белом море. На всем пути построено 128 гидротехнических сооружений: 19 шлюзов, 15 плотин, 12 водоспусков, 49 дамб и др. На юге северо-западного озерного района находится Сайменский канал, соединяющий озеро Сайма (Финляндия) с Балтийским морем. Он был построен в 1845-1856 гг. Вдоль южных берегов Ладожского и Онежского озер построены обводные каналы для обхода больших водных поверхностей, на которых часто наблюдаются сильные волнения, затрудняющие плавания по этим озерам. Протяженность Беломорско-Балтийского канала 327 км.

 

 

 

   Волго-Северодвинский водный путь. Этот водный путь построен в 1828 г. для соединения Северной Двины с Волгой. В состав соединения входят р.Сухона, оз. Кубенское, р.Парозовица, затем система проходит по ряду мелких озер, рек и каналов - водораздельный бьеф - к реке Шексне. Протяженность водной системы 135 км. На ней сооружено 8 плотин, 7 шлюзов, глубина канала более 2 м. Канал им. Москвы, открытый в июле 1937 г., является одним из крупнейших в мире гидротехническим сооружением. Канал начинается у Иванькова, где на Волге создано водохранилище (Московское море). Отсюда канал длиной 128 км проходит через холмистую Клинско-Дмитровскую гряду (на г.Дмитров и Яхрома), идет вдоль долины р.Черной, пересекает р. Учу, опускается в долину р.Клязьма и, прорезав водораздел рек Клязьмы и Химки, входит в Москва-реку. Кроме Иваньковского построено несколько более мелких водохранилищ: Икшинское, Учинское, Химкинское, Клязьменское и др. Подпор от Иваньковского водохранилища распространяется от г.Тверь на расстояние около 120 км. На канале построено 200 сооружений, среди них крупнейшие шлюзы, плотины, гидроэнергостанции, мощные насосные станции, мосты, Химкинский речной вокзал и др. Сооружение канала им. Москвы разрешило задачу снабжения г.Москвы волжской водой и обводнения р.Москвы. Канал им.Москвы значительно сократил длину водного пути из Петербурга в Москву.

Информация о работе Водные ресурсы и пути сообщения России