Великобритания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

Великобритания омывается Атлантическим океаном на севере и западе, Северным морем на востоке и Ирландским морем на западе, на юге отделена от материка проливами Ла-Манш и Па-Де-Кале. На западе и севере страны преобладает гористый, сильно рассеченный рельеф, на юго-востоке и в центре - возвышенные равнины и пустоши. Высшая точка - г.Бен-Невис в Шотландии (1343 м.). Общая площадь страны 244,1 тыс. кв. км.

Работа содержит 1 файл

Политология Британия.docx

— 23.76 Кб (Скачать)

1.Историко-географическая  характеристика.

             Великобритания (полное название - Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии) - островное государство в Западной Европе (рис. 1.1), форма правления - конституционная монархия. Столица - город Лондон.

             Великобритания омывается Атлантическим  океаном на севере и западе, Северным морем на востоке  и Ирландским морем на западе, на юге отделена от материка  проливами Ла-Манш и Па-Де-Кале. На западе и севере страны  преобладает гористый, сильно рассеченный  рельеф, на юго-востоке и в центре - возвышенные равнины и пустоши.  Высшая точка - г.Бен-Невис в  Шотландии (1343 м.). Общая площадь  страны 244,1 тыс. кв. км.

          Великобритания состоит из четырех административно-политических частей (исторических провинций): Англии (в ее состав входит 39 графств, 6 метрополитенских графств и Большой Лондон), Уэльса (в его составе 9 графств, 3 города, и 10 городов-графств), Шотландии (состоит из 32-х областей) и Северной Ирландии (входит 26 районов).

          Британские острова завоёваны в V—VI веках англосаксами. После нормандского завоевания Англии в 1066 году завершился процесс феодализации, сопровождавшийся политическим объединением страны. Во второй половине XIII века возник английский парламент, оформилась сословная монархия.

          Развитие товарно-денежных отношений и борьба крестьянства (восстание Уота Тайлера 1381 года и др.) привели (XV век) к почти полной ликвидации личной зависимости крестьян. В то же время крестьяне были лишены земельной собственности, что привело к их быстрой пролетаризации. В период Реформации, в 1534 году, создана Церковь Англии. Английская революция XVII века обеспечила утверждение капитализма.

          В конце XVII века оформились политические партии — тори и виги (в середине XIX века трансформировались соответственно в Консервативную и Либеральную партии). После закрепления в 1707 году присоединения                             Шотландии (в 1649—1651 годах была покорена Ирландия) за объединённым королевством закрепилось название Королевство Великобритания.

         В конце XVIII — первой половине XIX века происходил промышленный переворот.

          С завоевания Ост-Индской компанией богатой Бенгалии начинается создание британской колониальной империи. Около трети всех английских инвестиций этого времени имеют индийское происхождение. В 30-е годы утвердилась фабричная система производства. В 30—40-е годы развернулось первое массовое движение пролетариата — чартизм. В 40-е годы Ирландию поражает голод, жертвами которого становится более миллиона человек. В 1868 году создан Британский конгресс тред-юнионов.

         В 1900 году основана Лейбористская партия Великобритании.

         В XIX веке Великобритания стала крупнейшей колониальной державой мира (Британская империя). В годы Второй мировой войны Великобритания была одним из главных участников антигитлеровской коалиции. В ходе распада Британской колониальной империи почти все английские колонии к середине 70-х годов XX века получили независимость. После Второй мировой войны правительства Великобритании попеременно формировали лейбористы (1945—1951, 1964—1970, 1974—1979, c 1997 года по 2010 год) и консерваторы (1951—1964, 1970—1974, 1979—1997, 2010). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Основные этапы  формирования государственности.

            Началом нового английского государства стало нормандское завоевание Британии во второй половине XI в. В 1066 г, нормандский герцог Вильгельм (Сев. Франция) во главе рыцарских дружин вторгся в Британию. В битве при Гастингсе были разгромлены войска последнего англосаксонского короля Гарольда, и в течение нескольких последующих лет Южная и Центральная Британия были подчинены завоевателям.

           Земельные владения англосаксонской знати были конфискованы и в большинстве переданы норманнам, основные богатства сосредоточились в руках короны, в том числе почти все города. Политическая власть перешла к выходцам из Нормандии. Однако пришельцы продолжали властвовать и жить в главном по старым традициям и по английскому праву, прежняя английская собственность в итоге «безмолвной революции» перешла в чужие руки – социальная и политическая основа государства осталась, по сути, прежней.

           Уже к XII в. стала заметной социальная ассимиляция завоевателей, к началу XIII в. даже этнические различия практически стерлись (французский язык еще некоторое время оставался только официальным). В итоге новое государство стало государством новой единой английской нации.

           Нашествие норманнов и утверждение новой монархии не переменили значительно прежний государственный строй королевства. Необходимость более сильной военной организации в завоеванной стране и ее административного подчинения способствовали резкому усилению центральной королевской власти. Завоевание укрепило систему феодальных отношений, в краткое время переведя их с уровня личностно-социальных связей и обязанностей на уровень государственно-политических связей. В итоге завоевания Английское королевство сформировалось в ленную монархию, основой которой были отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальная военно-служебная иерархия и взаимосвязанная с ней система сословной земельной собственности и королевских пожалований.

            Феодально-ленные отношения в новой монархии отличались значительным своеобразием. Вильгельм и его ближайшие преемники стремились усилить государственную роль короны на основе объявления короля верховным обладателем земель королевства (что, впрочем, вполне соответствовало англосаксонской традиции, несколько ослабленной в годы датского завоевания) и централизованного вмешательства в низовые феодальные отношения.

           Основой финансово-экономического подчинения страны новой власти стала проведенная в 1083 – 1086 гг. общая перепись населения и земель (в т. н. «Книгу Страшного суда» было внесено 283.242 мужчины всех сословий и 225.000 гуфов земель); исходя из этого устанавливались налоговые и служебные отношения сословий с короной. В 1086 г. все население, даже мелкие свободные владельцы земель, были связаны «великой присягой» королю и тем самым поставлены от него в непосредственную и прямую феодально-служебную зависимость. На тех же принципах закреплялись земли и за церковью.

           По своему содержанию ленно-правовые отношения были подчинены государственному регулированию. Статус лена был постоянным и отрывался от его непосредственного обладателя: даже дочери могли сохранить за собой лен, если выходили замуж за могущего нести службу. За получение лена устанавливалась значительная плата (по 100 шиллингов), это стало важным источником обогащения короны. Ленные права объединялись с.правом ленной опеи вассалов, в т. ч. влиянием на заключение брака.

          Ленники обязывались предоставлять короне т. н. «вспомогательные деньги», по сути, облагались непериодическим налогом (хотя в соблюдение древней традиции на сбор денег требовалось согласие вассалов). Наконец, в целом ряде случаев король мог на правовых основаниях затребовать лен обратно под предлогом нарушений ленного права и феодальных обязанностей; в право вошло общее понятие felony – преступления, связанного со злонамеренным выходом вассала из требований ленного права.

           В продолжение XVIII-XIX вв. английское государство в целом сохраняло неизменным конституционный строй парламентской монархии, установившийся в конце XVII – начале XVIII в. Взаимоотношения короны и парламента, парламента и других правительственных институтов оставались в рамках достигнутого тогда юридического равновесия на основе принципа законодательного верховенства парламента.

          Однако в сфере практической политики такое равновесие зависело от очень многих конкретных обстоятельств и нередко менялось в ту или другую сторону. На протяжении XVIII в. Благодаря расслоению аристократической базы парламентских партий, сохранению архаичной избирательной системы, не допускавшей в парламент представителей промышленных и финансовых кругов, доминированию Англии на внешнеполитической арене значение короны в системе власти возросло. Это вызвало даже специальное постановление Палаты общин (1780), где отмечалось, что «влияние короны увеличилось, увеличивается и должно быть уменьшено».

           На протяжении XIX в. благодаря расширению политической системы, демократизации избирательного права, возрастанию влияния новых общественных сил на политическую жизнь страны в целом парламентаризм стал определяющей чертой государственно-политического уклада. Были выработаны качественно новые политические формы влияния парламента на исполнительную власть и другие элементы государственной организации.

         В течение XVIII в. сложилось законченное государственное единство Великобритании. В 1707 г. был заключен политический и государственный союз с Шотландией. Шотландия признавала подчиненность единой британской короне, парламент считался общим для двух королевств (в Палату общин принимались 44 шотландских депутата, в Палату лордов – только 16 из более чем 150 шотландских лордов). Устанавливались единство мер и весов и общность финансово-монетной системы.

           Шотландия сохраняла собственную пресвитерианскую церковь, свои законы в сфере гражданского права и имущественных отношений, традиционные суды и систему самоуправления. После разгрома в 1742 г. мятежа сторонников династии изгнанного короля Якова II (якобитов) сепаратизм Шотландии остался только в идейно-политических настроениях населения. В 1800 г. аналогичный по политическому смыслу государственный союз был заключен с Ирландией, до того сохранявшей государственную автономию. В парламент включались 100 ирландских депутатов в Палату общин и 32 – в Палату лордов.

          Устанавливалось полное единство ирландской и англиканской церкви, просуществовавшее, однако, недолго – только до 1857 г. Значительный экономический отрыв Ирландии от Британии, обособленность ирландской католической церкви подтолкнули позднее (во второй половине XIX в.) страну к борьбе за государственно-политическое самоопределение под лозунгом восстановления автономии и самоуправления (гомруля). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Форма государственного  правления.

          Великобритания - парламентская монархия. Глава государства - королева (в н.вр. Елизавета II, вступившая на престол 6.11.1952 г.) или король. Законодательный орган - двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов). Исполнительная власть осуществляется правительством (кабинет министров). Сословная монархия и английский парламент оформились во второй половине 13 века. Политические партии – тори, и виги оформились в конце 17 века. В середине 19 века они трансформировались соответственно в Консервативную и Либеральную партии. Великобритания не имеет писаной конституции, сформулированной в виде единого, основного закона. В основе государственного устройства лежат важнейшие парламентские статуты, конституционные обычаи, решения высших судебных органов (прецедентное право). Среди существующих законов большое конституционное значение имеют: Великая хартия вольностей 1215 года, Билль о правах 1689 г., Акт о личной свободе 1679 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте, Закон об отправлении правосудия, законы, касающиеся избирательной системы и др. Королева (король) считается главой вооруженных сил, ведает внешними сношениями, созывает и распускает палату общин, объявляет войну и заключает мир, присоединяет или уступает территорию государства. Эти права в настоящее время стали в значительной степени номинальными. Монархи царствуют, но уже практически не управляют. Палата лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови, представителей пэров Шотландии, пожизненных ирландских пэров и высших духовных и судебных сановников. Численный состав палаты законом не установлен. Однако, как правило, в работе палаты принимает участие около 80-90 человек. Юридически законодательным органом является палата общин, которую часто и именуют парламентом. Она состоит из 630 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием. Активным избирательным правом пользуются английские подданные обоего пола, достигшие возраста в 21 год и проживающие в соответствующем избирательном округе к моменту регистрации избирателей. В стране действует мажоритарная избирательная система. В состав правительства входят министры, возглавляющие соответствующие министерства, министры, не имеющие в своем подчинении конкретных ведомств и выполняющие по указанию премьер-министра определенные поручения, лорд-канцлер, занимающийся юридическими и конституционными вопросами, лица, возглавляющие юридические учреждения (генеральный прокурор и др.), а также парламентские секретари и заместители министров. В правительстве существует руководящее ядро - кабинет, состоящий из группы министров, отбираемых премьер-министром. В Англии широко развито профсоюзное движение, объединенное в своем большинстве в Британский конгресс тред-юнионов. Большинство профсоюзов в Англии построено по цеховому принципу. Имеются также профсоюзы, приближающиеся к производственным (железнодорожников, горняков, докеров и др.). С 1973 года Великобритания член Европейского Экономического Союза. Внешняя политика Англии традиционно отличается определенным консерватизмом и некоторой обособленностью принятия решений, несмотря порой на согласованную в рамках ЕЭС или НАТО ту или иную стратегическую линию. В последнее время все в большей степени стали проявляться черты прагматизма и более реалистичного подхода в принятии тех или иных политических решений, в отношениях со странами бывших колоний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Форма государственного  устройства.

Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные  единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса  государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном  государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени  влияния центральной государственной  власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов.

         Унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Многонациональный  состав населения в Великобритании.

Информация о работе Великобритания