Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:27, реферат
От развития ТЭК во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь – промышленности. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии – одно из основных требований территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоёмких производствах. С точки зрения народного хозяйства, размещение ресурсов по территории неблагоприятно. Главные потребители энергии находятся в европейской части РФ, а 80% геологических запасов топливных ресурсов сосредоточено в восточных районах России, что обусловливает дальность перевозок и, в связи с этим, увеличение себестоимости продукции.
Понятие "топливно-энергетический комплекс", его структура и значение
Удельный вес отраслей промышленности ТЭКа в структуре промышленного производства в России, крупнейших странах мира и СНГ
География основных нефтяных, газовых, угольных месторождений по субъектам РФ и ФО. Удельный вес ФО в добыче топливных ресурсов.
Топливный баланс России, его характеристика, изменение на современном этапе
Сущность программ "Энергетическая стратегия России до 2020г.", "Энергосбережения"
Анализ перспектив географии ТЭКа по Федеральным округам России
Интеграционные связи России и стран СНГ по развитию ТЭК и использованию энергоносителей
Место России в мировой торговле энергоносителями, проблемы расширения мировых рынков
Схема
Список источников
Топливно-энергетический
Баланс России на сегодняшний день
выглядит следующим образом: более
50% – газ, 30% – нефть, 14% – уголь,
нетрадиционные источники – менее
2%.
По "Энергетической стратегии России до 2025 года" наш баланс должен стать угольно-атомным.
Общий
объём топливно-
Действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года была утверждена Правительством Российской Федерации в августе 2003 года.
Главной задачей "Энергетической стратегии до 2020 года" является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учётом прогнозируемых результатов её реализации.
Приоритетами Энергетической стратегии являются:
В
Энергетической стратегии много
внимания уделяется экологической
политике в отношении ТЭКа с учетом
международных стандартов в этой
сфере, в первую очередь заложенных
в Киотском протоколе. Одним из принципов
Энергетической стратегии является
экологическая безопасность. При
этом подразумевается, что развитие
энергетики не должно сопровождаться
увеличением ее негативного воздействия
на окружающую среду. Предусмотрен комплекс
мер в этой области, которые позволят
снизить уровень выбросов в окружающую
среду вредных веществ и
Потенциал
энергосбережения сосредоточен в следующем:
ТЭК, промышленность и ЖКХ. Когда
формируются задачи развития экономики
страны в целом, то для сохранения
нынешней энергоемкости потребуется
в три с половиной раза увеличить
объем производства энергоносителей.
На самом деле потребление будет
увеличиваться всего в полтора
раза, а остальной эффект будет
истекать в основном за счет структурного
и технологического энергосбережения.
Основным способом достижения поставленных
в программе энергосбережения задач
является стимулирование энергосбережения,
т.е. предложение властью участникам
отношений в сфере
Минэнерго
России разработало комплексный
план мер по реализации политики энергосбережения
и повышению
-разработка современной нормативно-правовой базы;
-формирование организационных структур;
-государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;
-взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
-информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По каждому из указанных направлений разработаны конкретные меры и начат процесс их реализации.
К
примеру, Россия с 2014 года собирается полностью
отказаться от оборота и производства
ламп накаливания, прозванных в народе
"лампочками Ильича". Таким образом,
она выполняет наказ президента Дмитрия
Медведева, объявившего лампы накаливания
врагом российской экономики.
В Уральском федеральном округе будет наблюдаться стабилизация объемов производства первичных источников энергии, сопровождаемая ростом их потребления (в 1,3 - 1,6 раза в 2030 году к уровню 2008 года). Несмотря на некоторое снижение показателя самообеспеченности, Уральский федеральный округ останется основным энергопроизводящим регионом страны. Ожидается стабилизация и постепенное снижение объемов нефтедобычи в регионе. Снижение объемов газодобычи будет компенсироваться освоением новых месторождений в Надым-Пуртазовском районе и на полуострове Ямал.
Будут активизироваться работы по формированию трубопроводных систем от существующих и вновь вводимых месторождений до нефте-, газоперерабатывающих и нефтехимических предприятий. Начнется строительство новых газоперерабатывающих и газохимических комплексов.
Активное освоение газовых месторождений полуострова Ямал и Обской и Тазовской губ будет компенсировать снижение объемов газодобычи в традиционных промысловых районах. Начнется освоение месторождений урановых руд в Курганской области (закрытое акционерное общество "Далур"). А при дальнейшем снижении объемов газодобычи в Надым-Пуртазовском районе Тюменской области значительно возрастет газодобыча на полуострове Ямал и в Обской и Тазовской губах.
В Сибирском федеральном округе к 2030 году производство первичных источников энергии увеличится в 3,2 - 3,9 раза к уровню 2008 года, а объемы их потребления - в 1,4 - 1,6 раза, также возрастут их поставки в другие регионы страны и на экспорт.
Продолжится освоение нефтяных месторождений в Красноярском крае (Ванкор-Сузунский центр) и Иркутской области. Будут предприняты активные меры по утилизации и комплексному использованию попутного нефтяного газа, развернуты подготовительные работы по освоению крупных газовых месторождений региона.
Начнется создание новых нефте- и газохимических центров, возрастут объемы добычи угля в Канско-Ачинском угольном бассейне при их стабилизации в Кузнецком угольном бассейне.
В изолированных промышленных узлах получит развитие производство тепла и электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии.
Начнется эксплуатация Красноярского (на базе Собинско-Пайгинского и Юрубченко-Тахомского месторождений) и Иркутского (на базе Ковыктинского месторождения) газовых центров.
Будут
созданы крупные нефте- и газохимические
комплексы. Значительное внимание будет
уделено максимально
Крупные гидроэлектростанции станут основой для формирования территориальных энергопромышленных комплексов в регионе.
Будет активно осваиваться сырьевая база атомной энергетики на базе урановых месторождений в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Получит дальнейшее развитие угольная промышленность, в том числе за счет освоения новых месторождений в Республике Тыва и Забайкальском крае. Будут увеличены поставки угля в европейские регионы России, для чего потребуется расширение пропускной способности железных дорог в западном направлении.
Первый в России завод по производству синтетического моторного топлива, получаемого с помощью газификации угля, построят в Кемерово, завод будет построен на Серафимовском угольном месторождении, запасы которого – 160 млн. тонн. Строительство завода займет 5 лет. Общая стоимость проекта оценивается в $800 млн.
К 2030 году регион будет устойчиво занимать первое место в России по добыче коксующегося и энергетического угля, второе место по добыче нефти и газа, одно из ведущих мест в российской нефтехимии, а также будет играть лидирующую роль в поставках гелия на российский и мировой рынки.
Благодаря развитию энерготранспортной инфраструктуры и использованию возобновляемых источников энергии будет не только обеспечена энергетическая безопасность всех районов Сибирского федерального округа, но и организованы стабильные поставки энергоресурсов в энергодефицитные районы страны и на экспорт.
Благодаря
существенному росту
На
основе собственной энергетической
и сырьевой базы с использованием
современных, в том числе энергосберегающих
технологий, в регионе будет создана
мощная промышленная база. При этом
потребление первичных
В ближайшее время продолжится освоение нефтегазовых месторождений Сахалинской области (на континентальном шельфе Охотского моря) и залежей нефти на территории Республики Саха (Якутия) (Талаканское, Верхнечонское месторождение).
Продолжится реализация проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", а также экспорт российского сжиженного природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Увеличится добыча угля в регионе (преимущественно за счет месторождений Южной Якутии).
В
удаленных и изолированных
На юге Приморского края (остров Русский и остров Попова) возможно сооружение ветропарка.
Продолжится
газификация юга
Далее продолжится освоение континентального шельфа Охотского моря (проекты "Сахалин-3", "Сахалин-4", "Сахалин-5" и "Сахалин-6").
Будут созданы новые нефте- и газохимические центры, построен нефтеперерабатывающий завод в Приморском крае.
Начнется эксплуатация Эльгинского угольного месторождения в Якутии.
Далее начнется освоение Якутского газового центра (Чаяндинское, Среднеботуобинское, Таас-Юряхское и другие месторождения), месторождений углеводородов в Магаданской шельфовой зоне и Западно-Камчатском секторе Тихого океана.
Возрастет
добыча угля на существующих месторождениях,
будут введены в эксплуатацию
новые месторождения в
В 2030 году Дальневосточный федеральный округ будет представлять собой крупный энергоизбыточный регион, полностью обеспечивающий собственные потребности в первичных источниках энергии, в том числе в удаленных районах за счет использования местных ресурсов и возобновляемых источников энергии, и осуществляющий их экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Объемы
потребления первичных