Автор: Татьяна Петракова, 01 Сентября 2010 в 10:28, контрольная работа
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Место топливной промышленности в едином народнохозяйственном комплексе страны…………………………………………………………….....5
1.1 структура отрасли……………………………………………………...5
2. Территориальная организация топливной промышленности РФ…....8
2.1. Факторы и особенности, определяющие развитие и размещение отраслей топливной промышленности по территории РФ………………........8
2.2. Экономико-географическая характеристика отраслей топливной промышленности………………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………….………………..20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………
1.
Место топливной
1.1
структура отрасли……………………………………………………...
2.
Территориальная организация
2.1.
Факторы и особенности,
2.2.
Экономико-географическая
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………….…………
ВВЕДЕНИЕ
Я выбрал данную тему, потому что она является не просто актуальной, а актуальнейшей темой на данный момент времени. Почему же она так актуальна?
Да потому что топливная промышленность является основной промышленностью не только в России, но и в других странах. Топливная промышленность практически «кормит» всю страну. Она поражает своей масштабностью не только территориальной, но и финансовой. Топливная промышленность выступает как районообразующий фактор. Эта работа меня заинтересовала не только из-за вышеперечисленных данных, но и потому что данная тема наиболее близка мне, если можно так выразиться, по духу. Топливной промышленностью я заинтересовался не только когда выбрал тему для написания курсовой, она интересовала меня и тогда, когда я учился в учебном заведении данного направления.
В работе я ставил перед собой цели и задачи такие как: определить особенности размещения и развития отраслей топливной промышленности, рассмотреть данные по топливному балансу Российской Федерации, дать экономическую оценку деятельности и, конечно же, рассмотреть основные проблемы и решение поставленных проблем развития топливной промышленности.
Каких-либо особенных методов в своей работе я не применял. Единственный метод я применил в экономической оценке деятельности топливной промышленности за определённый период по разным показателям и представил данные оценки в виде графиков с краткими описаниями.
Структура
моей курсовой работы построена следующим
образом. Во-первых, я рассмотрел составляющую
топливной промышленности, затем структуру
отрасли. Во-вторых, были рассмотрены особенности
размещения отраслей топливной промышленности
по территории страны. В-третьих, была
дана экономико-географическая характеристика
отраслей входящих в состав топливной
промышленности и представлена картографическая
работа по каждой из отраслей. Была представлена
таблица топливного баланса страны, дана
экономическая оценка деятельности топливной
промышленности по отраслям. По каждой
из отраслей представлены графики в период
с 1970 по 1998 года. И в заключении были описаны
проблемы и возможные решения поставленных
проблем, а также рассмотрены перспективы
развития топливной промышленности Российской
Федерации.
ГЛАВА
1 Место топливной промышленности в едином
народнохозяйственном комплексе страны.
1.1.
Структура отрасли.
Топливная
промышленность – совокупность отраслей
горнодобывающей
Топливная промышленность входит в состав топливной-энергетического комплекса Российской Федерации.
Данная отрасль включает в себя: нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, торфяную, сланцевую, уранодобывающую.
Топливо – группа ресурсов, используемых в основном для получения тепловой, механической и электрической энергии.
Топливо классифицируется:
I. По физическому состоянию: a) газообразное; b) твёрдое; c) жидкое.
II. По способу получения: a) естественное, добываемое непосредственно из земли (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф, дрова, уран); b) искусственное, получаемое в результате переработки природного топлива и других веществ (кокс, мазут, бензин, коксовый газ, доменный газ и др.).
Угольная промышленность относится к числу важнейших отраслей народного хозяйства. Велико значение угля в топливном балансе страны. Угли можно использовать для получения горючих газов и т.д. Большое количество специальных сортов углей идёт на производство кокса, необходимого для металлургической промышленности.
Среди прочих полезных ископаемых нефть и газ занимают особое положение, определяемое рядом причин.
Во-первых, нефть и газ представляют собой сырьё, даже частичная замены которого на альтернативное – потребует существенной перестройки структуры промышленного производства и значительных капитальных вложений.
Во-вторых, нефть и газ потребляются в огромных масштабах и при современных темпах потребления нефть имеет резкую тенденцию к истощению.
Переход же к освоению качественно худших по природным характеристикам ресурсов нефти и газа вызывает стремительный рост затрат на эти цели.
В-третьих, являясь уникальным сырьём, нефть и газ требуют значительных затрат труда на их выявление, добычу, транспортировку и переработку.
Особенности топливной промышленности.
1.
Её продукция в дальнейших
стадиях производства
2.
Повсеместная потребность в
3. Топливо перевозится только до места сжигания, и в весовом составе новой продукции материально не участвует.
4.
Все виды топлива (за
Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве, около трёх четвертей котельно-печного топлива, почти две трети электроэнергии и 80% тепловой энергии, производимой централизованно на ТЭЦ[2] и в крупных котельных.
Россия
располагает огромными
ГЛАВА 2 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТОПЛИВНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РФ
2.1.
Факторы и особенности,
Факторами
размещения топливной промышленности
принято считать совокупность условий
для наиболее рационального выбора
места размещения хозяйственного объекта,
групп объектов, отрасли или же
конкретной территориальной организации
структуры хозяйства республики, экономического
района и территориально-
Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы:
- природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;
- экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и её рациональному природопользованию;
- демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.
В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.
При размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная, угольная, газовая и др.
При размещении отраслей топливной промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.).
Вместе с тем для размещения отраслей топливной промышленности важен транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Учитываются при этом и условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъёмность, а так же стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя.
Важным фактором для развития и рационального размещения топливной промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Не маловажным фактором в топливной промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией.
Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей топливной промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.
Большое
влияние на рациональное размещение
предприятий топливной
Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение топливной промышленности, следует выделить транспортный фактор.
При размещении всех отраслей топливной промышленности этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок.
Транспорт обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье.
Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил ещё велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов.
Одним
из важнейших экономических