3. SWОT- анализ муниципального образования
«Добрянское городское поселение»
Формирование стратегического
развития предполагает определение
внешних возможностей и угроз, внутренних
положительных и отрицательных
сторон, установление целей и выбор
конкретных стратегий для применения.
В результате SWОT анализа были
выявлены благоприятные и неблагоприятные
факторы, которые влияют или могут повлиять
на социально-экономическое развитие
города или так называемые возможности
и угрозы. Проанализированы внутренние
– сильные и слабые стороны, в результате
чего составлена сводная матрица.
2.2. SWOT-анализ социально-экономического
развития
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества
и ключевые проблемы муниципального
образования
Уникальность, конкурентные
преимущества, которые должны быть
использованы для перспективного развития
Ильинского муниципального района, и
ключевые проблемы района, требующие
решения для достижения высокого
уровня развития и на решение которых
будет направлена стратегия социально-экономического
развития Ильинского муниципального района,
представлены в таблице.
Сферы |
Уникальность, конкурентные преимущества |
Ключевые проблемы |
1. Ресурсный потенциал |
1.1.
Географическое положение |
- Близость к Москве (240 км)
- Прохождение по территории района федеральной автомагистрали «Ростов-Иваново-Сицкое» (протяженность 38,7 км)
- Близость к туристическим городам (Ростов, Ярославль, Владимир)
|
|
1.2.
Природно-ресурсный потенциал |
- Благоприятный климат.
- Запасы полезных ископаемых:
наличие
месторождений сырья для производства
строительных материалов (глина,
песок, гравий).
- Запасы древесины лиственных пород
- Наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности.
|
- Недостаточно эффективное использование полезных ископаемых и земельных ресурсов.
- Низкое качество питьевой воды (повышенное содержание железа).
|
2. Качество жизни населения |
2.1.
Демография |
- Рост уровня рождаемости
- Снижение уровня детской смертности
- Низкая плотность населения
|
- Низкая доля населения в возрасте 0-14 лет (12,3 %)
- Низкая рождаемость (8,3 человека на 1000 жителей)
- Превышение уровня смертности над уровнем рождаемости (в 2 раза)
- Старение населения (24 % жителей – старше 60 лет)
|
2.2.
Уровень жизни населения. Заработная
плата |
- Рост номинальной заработной платы.
|
- Отставание уровня средней заработной платы от среднеобластного показателя и отток специалистов в г.г.Иваново, Ярославль, Москву.
- Высокий уровень межотраслевой дифференциации среднемесячной номинальной заработной платы.
- Низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере.
- Низкая занятость населения в сельских поселениях.
|
2.3.
Социальная защита населения |
- Высокая эффективность работы органов социальной защиты населения.
- На территории района расположены Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и Территориальный центр социального обслуживания населения
|
- Значительная доля пенсионеров, малообеспеченных граждан и семей в общей численности населения района
|
2.4.Жилищно-коммунальная сфера и
благоустройство |
- Высокий уровень газификации населенных пунктов района
|
- Рост стоимости услуг ЖКХ.
- Отсутствие квалифицированных специалистов для ЖКХ.
- Низкий темп реализации реформы ЖКХ.
- Значительный износ коммуникаций (теплотрасс, канализации, водопроводов, электрических сетей).
- Низкая эффективность работы коммунального хозяйства. Слабое внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий.
- Высокая степень износа части жилого фонда.
- Недостаток средств для проведения текущего и капитального ремонта жилого фонда.
- Уровень обеспеченности дорогами с твердым покрытием ниже среднеобластного показателя.
- Недостаточная освещенность территорий населенных пунктов района.
- Отсутствие производства по утилизации бытовых и промышленных отходов.
- Нехватка станций обезжелезивания.
- Слабая оснащенность техникой по содержанию и ремонту автодорог и тротуаров.
- Недостаток средств для поддержания в надлежащем состоянии дорожной сети и муниципального транспорта.
|
2.5.
Строительство жилья |
- Наличие территорий пригодных для жилищной застройки.
- Рост объемов введенного жилья (за счет частных индивидуальных застройщиков)
|
- Недостаточное развитие инженерной инфраструктуры для строительства жилья.
- Высокая стоимость строительных материалов.
|
2.6.Здравоохране-ние |
- Наличие и реализация целевых программ, направленных на снижение заболеваемости.
|
- Недостаточно развитая сеть лечебных учреждений на селе.
- Дефицит квалифицированных врачебных кадров.
- Недостаточное материально-техническое обеспечение лечебных учреждений района современным медицинским оборудованием и организационной техникой
|
2.7.
Образование |
- Рост числа школ района, имеющих выход в Интернет.
- Использование зданий школ района для размещения культурно-досуговых учреждений.
- Высокий уровень компьютеризации школ
- Высокая степень охвата детей кружковой работой
|
- Нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях.
- Слабое наполнение образовательных учреждений в сельских населенных пунктах.
- Рост среднего возраста учителей, увеличение числа учителей пенсионного возраста, недостаточный приток молодых кадров
|
2.8.
Культура, физкультура и спорт |
- Богатое культурно-истори-ческое наследие района.
- На территории района находятся уникальные и известные всей России святыни, места паломничества.
- Высокий уровень культурно-досуговой и спортивно-массовой работы в районе.
|
- Недостаточное развитие материально-технической базы спортивных и культурных учреждений.
- Недостаточное количество специалистов для проведения спортивной работы в районе.
- Недостаточное количество обустроенных мест отдыха граждан (парковых зон).
- Низкая доля населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом.
- Отсутствие спортивного комплекса в муниципальном образовании
|
2.9.
Информационные ресурсы |
- Наличие районной газеты.
- Наличие сайта администрации муниципального образования.
|
- Недостаточный уровень телефонизации сельских населенных пунктов.
- Отсутствие местного теле- и радиовещания.
|
2.10.
Потребительский рынок |
- Наличие и реализация программы по защите прав потребителей.
- Уменьшение числа нестационарных точек
|
- Недостаток предприятий торгового и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах сельской местности.
- Не развит рынок бытовых услуг населению.
- Наличие фактов реализации некачественных товаров.
|
2.11.
Защита жизни и имущества граждан |
- Интенсификация оперативно-профилактической работы, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, самогоноварением, работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
- Сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений.
|
- Рост уровня преступности.
- Недостаточная материально-техническая база органов внутренних дел.
- Отсутствие социальных гарантий для членов добровольных народных дружин.
- Высокий уровень смертности от дорожно-транспортных происшествий.
|
2.12.
Состояние окружающей среды |
- Благоприятная экологическая обстановка.
- Активное проведение органами местного самоуправления муниципального образования мероприятий, направленных на охрану окружающей среды
|
- Недостаточное количество очистных сооружений.
- Отсутствие предприятий по утилизации ТБО.
- Отсутствие утилизации отходов
|
2.13.
Общественно-политическая жизнь |
В районе действуют отделения 5 политических
партий и 9 местных отделений общественных
организаций |
- Низкий уровень политической активности населения, в особенности молодежи.
- Низкая инициатива и слабое участие жителей в планировании и управлении в муниципальном образовании.
- Недостаточное привлечение жителей района к участию в мероприятиях, проводимых администрацией района.
- Низкая активность Совета предпринимателей и других общественных организаций в делах, связанных с развитием района.
|
2.14.
Молодежная политика |
- Реализация молодежной политики органами местного самоуправления в формате районных программ
|
- Недостаточно развитый досуг для молодежи и его низкий уровень.
- Трудности при трудоустройстве молодежи и решении жилищных проблем
|
2.15.
Пассажирский транспорт |
- Автомобильное транспортное сообщение с областным центром.
- Наличие внутрирайонных автобусных маршрутов.
|
- Высокий уровень износа муниципального пассажирского транспорта.
- Отсутствие транспортного сообщения между отдельными сельскими населенными пунктами муниципального образования.
- Убыточность муниципального автотранспортного предприятия
|
2.16.
Финансово-кредитная сфера, страхование |
- Наличие отделений 2 банков.
- Наличие филиала страховой компании
|
- Недостаточно высокий уровень развития банковских услуг.
- Не развит рынок страхования.
|
3. Экономический потенциал |
3.1.
Промышленность |
- Наличие на территории муниципального образования предприятия, перерабатывающего молочную продукцию.
|
- Низкая инновационная активность.
- Неполное использование возможностей существующих основных производственных фондов.
- Наличие убыточных предприятий, предприятий находящихся в процедуре банкротства.
|
3.2.
Сельское хозяйство |
- Участие в государственных программах поддержки сельхозпредприятий.
|
- Необходимость проведения модернизации животноводческих комплексов
- Нестабильное состояние ряда сельскохозяйственных предприятий. Наличие убыточных предприятий, предприятий находящихся в процедуре банкротства.
|
3.3. Предпринима-тельская деятельность |
- Участие в государственных программах поддержки малого предпринимательства, в том числе фермерства.
|
- Отсутствие гарантийного и залогового фондов, центра поддержки малого бизнеса.
|
4. Кадровый потенциал |
4.1.
Занятость населения |
- Наличие потенциально свободной рабочей силы.
- Снижение уровня безработицы
- Интенсивная работа службы занятости с безработными.
|
- Дефицит квалифицированных кадров современных рабочих профессий.
- Маятниковая миграция экономически активного населения.
|
4.2.
Система управления муниципального
образования |
- Организационная структура, в основном, соответствует задачам и полномочиям, определенным законодательством и Уставом муниципального образования.
|
- Нехватка квалифицированных управленческих кадров в сельских поселениях.
- Неотработанность системы, обеспечивающей привлечение общественности и деловых кругов к решению проблем развития муниципального образования.
|
5. Бюджетный потенциал |
|
- Низкая эффективность использования муниципальной собственности.
- Низкая доля собственных доходов в бюджете.
- Существующее распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней не способствует заинтересованности муниципального образования в расширении и создании новых производств.
|
6. Инвестиционный потенциал |
- Благоприятное географическое положение.
- Наличие земельных ресурсов и свободных площадок для сельскохозяйственного, промышленного и иного использования.
- Высокая заинтересованность руководства администрации района в достижении положительных результатов в инвестиционном развитии района
|
- Отсутствие четкого правового поля для инвесторов.
- Несовершенство инвестиционной политики в сельском хозяйстве
- Отсутствие PR-компании по созданию инвестиционно-привлекательного имиджа муниципального образования.
- Отсутствие структурного подразделения в администрации района по привлечению инвестиций.
|
2.2.2. Возможности и угрозы
На следующем этапе
SWOT- анализа определены возможности социально-экономического
развития Ильинского муниципального района,
а также угрозы, которые могут препятствовать
дальнейшему развитию.
Возможности |
Угрозы |
Экономические |
-
повышение роли муниципального
образования в социально экономическом
развитии области;
- привлечение инвестиций в расширение,
техническое перевооружение существующих
производств, создание новых производств,
новых видов продукции, новых
брендов;
- увеличение объемов промышленного
производства за счет добычиинертных материалов, развития
переработки сельхозпродукции;
- увеличение объемов сельскохозяйственного
производства;
- развитие малого бизнеса в
сферах, не занятых средним и
крупным бизнесом;
- расширение сферы сбыта и
повышение качества производимой
продукции;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- сотрудничество органов местного
самоуправления и бизнес-сообщества в целях развития экономики;
- увеличение доли собственных
доходов бюджета;
- достижение максимально возможного
уровня занятости населения, эффективного
использования трудовых ресурсов,
минимизация уровня безработицы,
увеличение доли занятых в
малом бизнесе
- осуществление эффективного управления
муниципального образования, наличие
квалифицированных управленческих
кадров в органах местного
самоуправления |
- истощение природных ресурсов
в результате неэффективного
и нерационального их использования;
- нестабильность федерального
и регионального законодательства;
-отсутствие притока инвестиций
в экономику;
- снижение темпов развития промышленности;
- неэффективное сельскохозяйственное
производство;
- недостаточная поддержка сельхозтоваропроизводителей со стороны
государства и органов местного самоуправления;
- недобросовестная конкуренция
и демпинг со стороны крупного
бизнеса;
- неразвитость малого бизнеса
вследствие отсутствия поддержки
со стороны государства и органов
местного самоуправления;
- сокращение собственных доходов
бюджета ;
- нехватка квалифицированных кадров,
в особенности в сельской местности;
|
Социальные |
-
стабилизация и улучшение демографической ситуации
(увеличение численности населения, рост
рождаемости, снижение смертности, в том
числе детской, миграционный прирост населения
за счет притока экономически активного
населения, рост продолжительности жизни);
- значительный рост покупательной
способности заработной платы
во всех социально-экономических
сферах;
- высокий уровень развития сферы
услуг, высокое качество услуг;
- завершение реформирования ЖКХ,
достижение высокого качества жилишно-коммунальных
услуг и благоустройства;
- формирование современной эффективной
системы здравоохранения, развитие
спорта, укрепление здоровья населения,
снижение заболеваемости;
- формирование современной эффективной
системы образование, повышения
уровня образованности населения;
- повышение уровня культуры, организации
досуга населения;
- укрепление правопорядка;
- благоприятная экологическая
обстановка;
- формирование гражданского общества;
- здоровое, образованное, культурное,
занятое трудовой деятельностью
молодое поколение |
- ухудшение демографической ситуации (снижение
уровня рождаемости, повышение уровня
смертности, «вымирание» села, «старение»
населения, значительный отток активной
части населения);
- снижение уровня доходов населения,
обнищание населения;
- увеличение степени износа
инженерных сетей, неплатежи за
жилищно-коммунальные услуги;
- снижение качества услуг здравоохранения,
ухудшение здоровья населения;
- снижение уровня образованности
и культуры населения;
- неразвитость торгового и бытового
обслуживания на селе;
- рост преступности;
- экологический кризис;
- низкий уровень политической
активности населения, утрата
органами местного самоуправления
доверия населения.
|