Степа́н Петро́вич Крашени́нников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Степа́н Петро́вич Крашени́нников (31 октября (11 ноября) 1711, Москва — 25 февраля (8 марта) 1755, Санкт-Петербург) — русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки.

Адъюнкт натуральной истории и ботаники Петербургской Академии наук (1745). Академик Российской Академии наук (1745). Первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук (1750). Ректор Университета Академии наук и инспектор Академической гимназии (1750).Содержание [показать]

Работа содержит 1 файл

Степа́н Петро́вич Крашени́нников.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что более 40 лет его жизни приходятся на военную и административную службу, которую Татищев начал драгуном, а окончил в чине тайного советника, он как истинный сподвижник Петра  Великого много учился, не утратив  жажды познания и в зрелые годы. Чаще всего именно годы трудностей и опалы становились временем наиболее интенсивных научных занятий. В отечественной истории Татищев остался прежде всего как историк, создатель «Истории Российской» — первого многотомного обобщающего труда по русской истории, талантливый географ и этнолог.

В ходе Северной войны Татищев участвовал во взятии Нарвы, в Полтавской «виктории», где  был ранен, Прутском походе, исполнял дипломатические поручения, участвовал в Аландском конгрессе. И во время войны он успевал учиться. Начинал в кавалерии, с 1712 по 1716 обучался в Германии математике, инженерному и артиллерийскому делу. В эти годы уже началась подготовка Татищева как историка. Он изучал языки, собирал библиотеку (одну из лучших тогда в России частных библиотек), осваивал новейшие философские рационалистические труды, сформировавшие в нем стремление к критическому осмыслению событий прошлого. Вернувшись в Россию, Татищев поступил под команду начальника русской артиллерии Я. В. Брюса. Видимо, через Брюса Петр Великий определил Татищева «к землемерию всего государства и сочинению обстоятельной российской географии с ландкартами».

Все последующие  годы Татищеву приходилось делить время  между административной работой  и научными изысканиями, которым он предавался с увлечением и страстью, но на которые оставалось совсем немного времени. С 1720 по 1723 Татищев управлял горными заводами на Урале, проявив себя решительным, чуждым рутины и угодничества администратором, ревнителем «к пользе российской», чем нажил себе немало врагов. По инициативе Татищева был построен Екатеринбургский завод, давший начало городу. Организацию горного дела, управление заводами он сочетал с изучением края, населявших его народов, их быта, нравов и обычаев, истории. Татищев собирал исторические документы, закладывая основы методики исторических исследований, источниковедения и археографии.

В 1724-1726 гг. Татищев  в Швеции наблюдал за русскими учениками, сам изучал экономику и финансы  этой страны. Европейская командировка позволила общаться с лучшими шведскими учеными, специалистами по древней истории, истории России, приобретать книги, работать в шведских архивах, собирая материалы по русской истории. В эти годы опубликован его первый научный труд с описанием костяка мамонта, найденного в Сибири. Приобретенные знания пригодились в России: в последующие годы Татищев руководил Монетной конторой, разработал рекомендации для правительства по стабилизации денежного обращения в стране. Татищев принимал активное участие в событиях 1730 накануне вступления на престол Анны Иоанновны(т. н. «затейка верховников»), показав себя сторонником монархии с широким представительством дворянства в высших органах власти.

Чрезвычайно активный, человек сложного характера, неуживчивый, Татищев и в годы руководства  денежным делом быстро нашел себе врагов; его обвинили во взяточничестве, с 1734 он был под судом, а затем его, освободив от суда, снова послали на Урал «для размножения заводов». В 1737-1739 он возглавлял Оренбургскую комиссию и руководил подавлением Башкирского восстания, затем — Калмыцкую комиссию, а в 1741-1745 был астраханским губернатором. В 1745 его отстранили от должности, и последние годы он провел вновь под угрозой суда в своем имении Болдино в опале. По семейному преданию, за день до смерти курьер доставил ему известие о снятии всех обвинений и пожаловании ему ордена Александра Невского, но дни Василия Никитича были сочтены.

 Из «Разговора двух приятелей о пользе науки и училищах»

Исторические  и географические труды

Видимо, в годы руководства Монетной конторой Татищев приступил к систематической работе над своим главным историческим трудом, считая, что «древняя Российская гистория во многих знатных делах и обстоятельствах темна и неисправна». Татищев впервые увидел и осознал связь географии с историей: начав по поручению Петра Великого картографическое и географическое изучение России, он убедился, что знание географии страны невозможно без изучения ее истории. Результатом этих работ стал затем «Лексикон исторический, географический и политический», труды по географии Сибири и России, неоконченное обширное «Общее географическое описание всея Сибири».

 Из «Лексикона российского исторического, географического, политического и гражданского»

Свой главный  труд «Историю Российскую» Татищев  довел до 1577 года, проработав над ней около 30 лет. В конце 1730-х гг. была создана первая редакция «Истории», которая вызвала замечания членов Академии наук, в 40-е он переработал ее и составил всего четыре части труда, надеясь довести работу до воцарения Михаила Федоровича, однако завершить «Историю» Татищев не успел. Сохранились подготовительные материалы к повествованию о событиях 17 в. Несмотря на обещания Академии наук издать «Историю», Татищев не увидел ее опубликованной, она вышла в свет в 60-80-е гг. 18 века довольно большим тиражом в 1200 экземпляров, а последняя — утерянная — часть — только в 1848. Уже в 20 в. вышло академическое издание «Истории Российской», труды Татищева по географии и этнологии, опубликованы его письма.

«Историей» Татищева в рукописи пользовались М. В. Ломоносов, Г. Ф. Миллер, И. Н. Болтин, высоко ценила труд Татищева Екатерина II, но достоянием широкого читателя «История» не стала. Она была слишком громоздка, достаточно сыра, написана тяжелым языком. Однако значение этого произведения для русской исторической науки огромно: впервые было составлено систематическое научное описание русской истории, предложена ее периодизация, сделана попытка философского рационалистического осмысления событий русского прошлого. Своим трудом Татищев заложил традиции русской исторической науки начинать исследовательскую работу с собирания и изучения исторических источников. На страницах «Истории» Татищев представил тот корпус источников, без которых научный труд по истории России стал невозможен. Не случайно работа по выявлению, изучению и публикации памятников письменности занимала столь значительное место в исследовательской работе Татищева. Он использовал собранные им основные летописные памятники, Степенную книгу, акты и сочинения иностранцев, подготовил к публикации Русскую Правду и Судебник 1550.

Труд Татищева подвергался самой суровой критике  и в 18 в., и в последующие времена, до сих пор окончательно не решен  вопрос о подлинности и достоверности  так называемых «татищевских известий»  — свидетельствах, как будто бы извлеченных Татищевым из не дошедших до нас летописных памятников. Однако это не может изменить места Татищева в истории отечественной культуры, его роли «отца русской исторической науки».

 Из «Истории Российской»

 ТАТИЩЕВ В. Н. (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Степа́н Петро́вич Крашени́нников