Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:37, реферат
Цель данного реферата – выявить особенности ЭГП Германии.
Объектом исследования в реферате выступает Федеративная Республика Германия.
Предметом исследования в реферате явилось экономико-географическое положение Германии.
Социально-экономическая характеристика Германии.
Введение. Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы исследования. 3
I. Общая характеристика страны. 4
1.1. Географическое положение. Состав территории. 4
1.2. Оценка природно-ресурсного потенциала. 5
1.3. Население. 8
II. Общая характеристика экономики Германии. 11
2.2. Сельское хозяйство. 15
2.3. Транспорт. 17
2.5. Региональные различия хозяйства страны. 20
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 36
Приложение 1. 37
Приложение 2. 38
По объему сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС.
2.3. Транспорт.
Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами. В связи большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок.
Рост
автомобильного транспорта в пассажирообороте
объясняется ростом числа легковых автомобилей
индивидуального пользования, которое
превысило в Германии в 2003 г. 44,9 млн. а в
грузоперевозках – экономичностью и удобствами
доставки грузов.
Государственные органы в Германии с 30-х
годов традиционно уделяют большое внимание
развитию сети автодорог высшего класса
– автострад, не имеющих пересечений на
одном уровне, общая протяженность которых
приблизилась к 12 тыс. км. Из общей протяженности
железных дорог электрифицировано около
2/5. В условиях сосуществования ФРГ и ГДР
в обоих государствах приоритетным было
направление Север – Юг, обеспечивающее
связи морских портов с глубинными районами.
После объединения Германии наиболее
приоритетным стало широтное направление.
Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован. Рейн является главной водной транспортной артерией Германии, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). На Рейне находится ряд крупных портов, в том числе Дуйсбург – крупнейший в мире речной портовый комплекс с грузооборотом 40– 55 млн. т в год, Кёльн, Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм. Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению.
Общая протяженность внутренних водных путей на территории Германии – около 6,8 тыс. км. Густота их больше в Восточной Германии, но пропускная способность больше в Западной. Морской флот Германии по общему тоннажу находится в мире в третьей десятке, но по тоннажу контейнеровозных судов уступает только США, Панаме и Тайваню. Крупнейший морской порт Германии – Гамбург, с годовым грузооборотом в 65–80 млн. т в год и более. Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен. Прочие крупнейшие морские порты – Бремен с аванпортом Бременхафен, Эмден и Росток. Авиационный транспорт во внешних сообщениях играет большую роль, чем во внутренних. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают поблизости аэропортами. Из 16 имеющихся в Германии международных аэропортов важнейшие находятся во Франкфурте-на-Майне, в Дюссельдорфе, Мюнхене и Гамбурге. Крупнейший во всей континентальной Европе и основной в Германии аэропорт, находится во Франкфурте-на-Майне. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». И Берлин, и Франкфурт – многофункциональные города с преобладанием непроизводственных функций, и развитие их аэропортов связано, прежде всего, с ростом «третичной сферы», возрастанием роли в общей иерархии городов Германии и всей Европы.
В
объединенной Германии общая длина железнодорожных
путей достигла 44 тыс. км. Это играет особую
роль, как для внутреннего туризма, так
и для внешнего. Важным нововведением для
железнодорожного транспорта ФРГ стало
широкое использование скоростных пассажирских
поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на
многих направлениях отходящие в часы
«пиковых» нагрузок в среднем с часовым
интервалом. Благодаря комфортабельности
и хорошим техническим характеристикам
такие экспрессы, без остановок ездящие
между центрами крупных городов, составляют
серьезную конкуренцию авиационному транспорту
на расстояниях до 800 км. Практически все
дороги приспособлены для движения высокоскоростных
поездов (до 280 км/ч).
2.4.
Туризм.
Туризм в Германии обеспечивает 8 процентов внутреннего валового продукта страны. Непосредственно в туристической сфере почти 3 миллиона рабочих мест. Наряду с торговлей это - самый крупный сектор в сфере услуг. Здесь действуют в основном предприятия малого и среднего бизнеса, что открывает широкие возможности для начинающих предпринимателей.
Ежегодно Германию посещают около 18 млн. туристов, каждый из которых проводит в гостинице не менее двух ночей. Наиболее активно отдыхают в Германии голландцы, американцы и англичане. Самыми популярные среди зарубежных туристов немецкие города - Берлин, Мюнхен, Гамбург и Баден-Баден. Отрасль туризма занимает второе место после автомобилестроения. В среднем от 2 до 3 процентов чистого оборота туризма (без налога на добавленную стоимость) поступают в виде налога на промысел, поземельного налога, а также части поступлений от налога на зарплаты и прибыль в кассы коммун.
Следует отметить, что Германия становится все более популярным туристским направлением.
Можно выделить следующие основные факторы, которые привлекают туристов в страну:
1. Высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей;
2. Упрощенный визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров);
3. Высокий уровень сервиса.
Концепция развития национальной туристической отрасли базируется на 4-х «китах»: «Культурный туризм», «Агротуризм», «Событийный туризм», «Интернет-технологии».
На территории страны можно выделить следующие экономические районы: Северная Германия, Северный Рейн-Вестфалия, Прирейнский Юго-запад, Бавария, Юг Восточной Германии и Брандебург с Берлином. Северная Германия (земли Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Макленбург -Передняя Померания, Гамбург и Бремен) занимает большую площадь, выходит к морю, в хозяйственном отношении имеет развитые аграрные и торгово-транспортные функции.
Северный Рейн-Вестфалия - земля, имеющая важные промышленные, финансовые и сельскохозяйственные функции, развитые металлургию, химию, машиностроение, текстильную и пищевую промышленность. Здесь находятся Рурский каменноугольный бассейн и промышленная агломерация Рура. Прирейнский Юго--запад (земли Гессен, Рейнланд-Пфальц, Баден-Вюртенберг, Саар) - наиболее развитый и самый крупный по своему экономическому потенциалу район Германии ( 30% промышленного и 25% сельскохозяйственного производства). Это основное сосредоточие наукоёмких отраслей промышленности выделяется производством машин и химических товаров, а в сельском хозяйстве - выращиванием овощей, винограда и табака.
Бавария -
самая большая по площади земля Германии,
занимает третье место в стране по промышленному
и сельскохозяйственному потенциалу.
Выращивают пшеницу, хмель, ячмень. Развито
пивоварение. Промышленность представлена
новейшими отраслями, прежде всего электротехнической
отраслью и автомобилестроением.
Юг Восточной Германии ( земли Саксония,
Тюрингия, Саксония--Ангальт) - наиболее экономически
развитая территория восточных земель.
Именно благодаря этому району ГДР входила
в десятку самых крупных машиностроительных
и химических районов мира. В настоящее
время здесь происходит так называемая
деиндустриализация: реконструкция устаревшей
структуры, ликвидация неконкурентоспособных
предприятий и отраслей.
Брандебург с Берлином. Брандебург -
ядро Пруссии, земля, вокруг которой образовалось
Германия, а Берлин - главный экономический
и политический центр этой земли. С 1871
г. Берлин провозглашён столицей страны,
что дало толчок к его развитию. После
второй мировой войны Берлин был разделён
на две части: Западный, имевший особый
статус, и Восточный, ставший столицей
ГДР. В 1961 г. Восточный Берлин отделили
от Западного Берлинской стеной. Снос
Берлинской стены стал символом объединения
Германии и вернул городу его мировое
значение и разнообразные хозяйственные
функции.
Подведя итог всему
вышесказанному, можно сделать заключение,
что Германия является одним из лидеров
по многим показателям в своём регионе
в частности, и во всём ЕС - в общем. Это
высокоразвитая страна постиндустриального
общества, с высокоразвитой промышленностью,
сельским хозяйством и сферой услуг. Безусловно,
имеется ряд довольно значительных проблем,
но потенциал страны и нации, общественно-политический
курс, а также история экономики страны
и её формирования не даёт повода для беспокойства
за будущее Германии. Как стратегический
партнёр, Германия представляет собой
огромный интерес для России, и имеется
множество предпосылок для успешного
развития сотрудничества.
1. Аксёнова М.Д. Страны. Народы. Цивилизация//М.Д. Аксёнова.-М.:2002.
2. Богданович О.И. Страны мира/О.И. Богданович, Ю.А. Дрозд.-М.:2002.
3. Зорская М.А. Германия//М.А. Зорская.-М.:2001.
4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира//В.П. Максаковский.-М.:2000.
5. Мировая экономика.Экономика зарубежных стран/Под редакцией Колесова.-М.:2000.
6. http://geo2000.ru
7. http://germany.org.ru
Карта Германии
Германия на карте мира
Информация о работе Социально-экономическая характеристика Германии