Шпаргалка по "Демографии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Демография".

Работа содержит 1 файл

ДЕМОГРАФИЯ.docx

— 68.92 Кб (Скачать)

Редкоочаговое расселение (характерно для зоны тундры и лесотундры, территория не распахана) – крупные села по берегам рек и морей и сетью передвижных поселений (бригады оленеводов)

Очаговое  расселение (хар-но для северн.части лесной зоны, распаханонеск.% всей территории) – население концентрируется в этих очагах вдоль рек. (осн.занятия – животноводство и лесозаготовки)

Выборочный  хар-р расселения (распахано 30-40%территорий, южн.часть лесн.зоны). Сеть сельских поселений очень густая, но поселения самые мелкие в России(почвы не дают высоких урожаев и не могут прокормить многочисл.сельск население)

Сплошное  заселение (лесостепь и степь) – сеть сельскохоз.поселений менее густая, но сами населенные пункты гораздо крупнее. Этому способствовало высокое плодородие почв. В горных районах сельские поселения подчиняются уже высотной зональности: в долинах находятся крупные, в основном земледельческие поселения, а выше и на горных склонах – мелкие поселки животноводов. 

  1. Факторы формирования крупно- и мелкоселенного расселения на Европейской части России и Ближнего зарубежья
  2. Единая система расселения и опорный каркас расселения России, «каркасные эффекты»
  3. Понятия семьи и домохозяйства.
 

    Семья - одна из важнейших ячеек общества;

    - объединение  людей, основанное на браке  или кровном родстве, связанное  общностью быта и бюджета, моральной  ответственностью.

    Домохозяйство – отдельный человек или группа людей, самостоятельно организующих условия своего быта.

          Образующие  признаки домохозяйства: 1.общность бюджета его членов(полная или частичная); 2.их постоянное совместное проживание.

          Домохозяйство может быть только добровольным.

    Какой бы сносной ни была жизнь в любом  учреждении, она никогда не сравнится  с жизнью в своем жилище (хозяйстве). Поэтому люди, постоянно проживающие в учреждениях любого рода, не имеющие в них своего обособленного хозяйства (и бюджета), должны учитываться при переписи как проживающие вне домохозяйства (не имеющие собственного домохозяйства.).

    По размеру домохозяйства  подразделяются на одиночные (состоящие из одного лица) и групповые (состоящие из нескольких человек).

     По семейному положению лиц, составляющих домохозяйство, они делятся на: 1) семейные, т.е. состоящие из людей, объединенных кровнородственными либо свойственными отношениями; 2) групповые (несемейные) — различного рода коммуны, домохозяйства, состоящие из работодателей и их работников, и т.п. 3) смешанные, в составе которых объединяются одна или несколько семей и другие люди, являющиеся либо не являющиеся, родственниками данной семьи.

    По структуре  домохозяйства подразделяются на простые и сложные.

    Простые состоят  либо из одного лица (одиночные), либо из одной простой (нуклеарной) семьи. Остальные — групповые и смешанные домохозяйства — сложные. 

  1. Простая и сложная семья, понятие нуклеаризации семьи, средний размер домохозяйства

    Семья – основная ячейка общества. Существует тесная связь между семейной структурой населения, величиной семьи и уровнем рождаемости. В нашей статистике семья – объединение людей, основанное на браке или на кровном родстве, связанное общностью быта и бюджета, моральной ответственностью. Во многих странах главным критерием семей является единство хозяйства, т.е в состав семей входят люди, которые не обязательно состоят в родстве, например домашняя прислуга, жильцы-квартиранты. Семьи могут состоять из людей одного или нескольких поколений, одной или нескольких брачных пар (когда молодые живут вместе со своими родителями – большие или «сложные» семьи). Существуют большие географические различия в семейном составе населения. Так во многих странах Азии и Африки средний размер семей составляет 5 и более человек. А в Европе 3.5, причем в городах 33.3 а в сельской местности 3.8. В большинстве стран мира размер семей уменьшается – результат снижение числа детей в семьях, уменьшение доли сложных семей, состоящих из людей нескольких поколений. Растет доля одиночек в Америке это 8% а в Европе до 50% среди жителей старше 65 лет.( преимущественно женщины) Причины этому могут быть разные.(Невозможность создания семьи, разводы, овдовение и т.д). Важный момент – укрепление устоев семьи. К сожалению, во многих странах высок процент распадающихся семей, что негативно влияет на уровень рождаемости. Об этом можно судить по статистике браков и разводов – Коэффициенты  брачности и разводимости ( число браков/разводов) в России на 1000 браков приходиться 460 разводов. Особенно остро эта проблема стоит в Западной Европе, где браки заключают поздно, кроме того в семьях, как правило, заводят одного ребенка, высокий процент бездетных(15%). К 40 годам много людей не состоит в браке и, как следствие: рождаемость очень низка, численность населения во многих странах Западной Европы уменьшается. На рождаемость серьезное влияние оказывает семейная структура населения, брачный возраст. Однако решающее значение имеет прочность семейных устоев. Нуклеаризация – разделение поколений, отделение взрослых детей. Средний размер семьи 3,23 человека. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей, Она может быть полной и неполной – с одним родителем с детьми. Таких семей около 13%. Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семья братьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной, крупной семьей, их всего 3,4%. 
    58,4% всех семей имеют детей до 18 лет. Доля малодетных семей (один, два ребенка) в общей численности 58%, а многодетных – 9,8% (три и более детей).

  1. Особенности географии семейного состава России

    ТЕОРИЯ, ВООБЩЕ О СЕМ. СОСТАВЕ:

Семейный  состав населения

      Семья – группа лиц, состоящая из двух и более совместно проживающих  лиц, ведущих общее хозяйство  с целью обеспечения продовольствием  или другими предметами первой необходимости  и определенным образом связанных  между собой кровным родством, усыновлением детей и брачными узами.

      Средний размер семьи: Европа, Северная Америка – 3 чел; Азия, Африка – более 5 чел; Ирак, Мальдивы, Алжир – более 7 чел; Швеция, Норвегия, Дания, Латвия, Эстония – 2,3 чел.

      Причины большого размера семьи:

  1. Высокая брачность и при этом низкая разводимость (Иран, Индонезия, Монголия).
  2. Более позднее развитие семейного планирования (Азия, Африка).

Средний возраст  людей вступающих в брак: Мир – 26,6 (М) и 23 (Ж). Самые поздние браки  – в странах Карибского бассейна – Ямайка (34 и 32), Суринам, Барбадос. Самые ранние браки – Сан Томе и Принсипи (26 и 16), Бангладеш, Малави, Непал, Мальдивы, Афганистан (22 и 16). Средний возраст вступления в брак в мире растет.

На семейный состав населения влияет демографическая  политика.

Семейная структура  населения связана с историко-культурными  особенностями и особенностями  современного развития. Во многих развитых странах распространены неполные семьи (до 1/3). Более 20% супружеских пар многих стран Европы бездетные. Это связано с менее крепкими семейными устоями, высокой степенью экономической независимости супругов, большой занятостью в общественном производстве, установкой на сознательное снижение рождаемости с целью наболее полной реализации социального, профессионального роста, физического и духвоного развития. Снижению уровня рождаемости способствует процесс урбанизации. 

  1. Виды  полигамии и причины  ее возникновения

    Полига́мия (от греч. πολύς — многочисленный и γάμος — брак) — многобрачие. Имеет две формы — полигиния (много жен) и полиандрия (много мужей).

  1. Основные показатели для оценки уровня образования населения, функциональная неграмотность
  2. Факторы, влияющие на дифференциацию населения по уровню образования

    Основным  источником об уровне образования населения  является  перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне  образования каждого  человека, а также о типах учебных  заведений,в которых он  учился или закончил. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики. В современных условиях стали актуальными проблемы:

    • доступности  образования для населения с  разным уровнем платежеспособности;

    • выявления  приоритетов в развитии системы  обучения;

    • выработки  понятия и методики измерения  качества образования.

    Значительное  внимание  уделяется  изучению  подготовки   и   повышению  квалификации занятого населения. Такое  изучение  осуществлялось  по  данным единовременных  учетов,  как  рабочих,  так  и   специалистов   со   средним специальным и  высшим образованием. Сведения об уровне,  профиле  обучения  и профессиональной подготовке внесены  в  программы  периодических  выборочных опросов   незанятого   населения,   проводимых   службами    государственной  статистики с 1992 года. Главным источником информации о государственных учреждениях  образования остается государственная  статистическая  отчетность,  представляемая раз в год.  Программа  отчетности  содержит  сведения  о  численности,  составе  и движении  обучающихся;  профессиональной  подготовке   и   продолжительности педагогической работы; данные о  материальной  обеспеченности  и  финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные  данные  собираются в   выборочных   обследованиях    обучающихся,    проводимых    не    только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать — те, кто мог подписываться. «Неграмотный» — так фиксировалсяужшь не умеющий ни читать, ни писать. Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.  При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения. Функциона́льная негра́мотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию Функциона́льная негра́мотность — это уровень образования человека, который умеет читать, понимает в предложении отдельно взятые слова, но совокупности этих слов, предложение которое эти слова образуют, мысль, идею, которую несет написанное - не понимает. Функционально неграмотным (малограмотным) считается лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма и неспособное к восприятию короткого, несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотных и малограмотных следует отличать от людей, не умеющих читать и писать («неграмотных»; их число, согласно мировой статистике, постоянно снижается и составляет в развитых странах не более 0,5 % населения). Причиной появления функциональной неграмотности могут быть такие обстоятельства, как исключение из школы, долгие болезни.Функционально неграмотные люди культурно ограничены (в той или иной степени), характеризуются слабой учёбой в школе, негативным отношением к культурным учреждением, вытекающим из неумения понимать их репертуар и боязни быть осмеянными в связи с этим 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Демографии"