Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:56, реферат
Се́веро-За́падный федеральный округ — административное формирование на севере европейской части России. Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года. Который расположен на севере и северо-западе европейской части России и включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации:
республики Карелию и Коми,
Архангельскую, Вологодскую
Мурманскую
Ленинградскую
Новгородскую,
Развит в районе
и лесной комплекс, включающий лесную,
деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную
промышленность. Потребности комплекса
в древесине покрываются как
местными лесозаготовками, так и
в значительной степени сырьем соседней
Карелии и других районов Севера.
Пиломатериалы, фанеру,
древесно-волокнистые (ДВП) и древесно-стружечные
плиты (ДСП), мебель, картон, бумагу и другие
виды продукции производят почти во всех
областях района. Но особенно их производство
развито в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной
промышленности являются: Светогорский,
Приозерский, Советский на Карельском
перешейке. В Санкт-Петербурге и Ленинградской
области развито производство клееной
фанеры, мебели. Фанера производится также
и в Новгородской области. Основным направлением
развития лесного комплекса являются
глубокая переработка древесины, повышение
качества ее продукции, восстановление
лесных массивов.
В комплексе отраслей
легкой промышленности ведущее место
занимает текстильная, кожевенно-обувная,
фарфоро-фаянсовая промышленность. Развитию
текстильной (в частности, хлопчато-бумажной,
шелковой, шерстяной) промышленности способствовала
большая потребность района в тканях,
а также сосредоточение в Санкт-Петербурге
высококвалифицированных кадров. Основным
центром текстильной и трикотажной промышленности
является Санкт-Петербург. Льняная промышленность
развита в Пскове, производство обуви
- в Санкт-Петербурге (объединение "Скороход"),
фарфоро-фаянсовых изделий - в Новгородской
области. Стекольная и фарфоро-фаянсовая
промышленность относится к числу старейших
отраслей производства Ленинградской
области. Стекольный завод в пос. Дружная
Горка выпускает химико-лабораторную
посуду и приборы.
Получил развитие
в районе индустриально-строительный
комплекс, представленный стекольной
промышленностью, производством железобетонных
изделий и конструкций и других
строительных материалов. Комплекс имеет
межрайонное значение. Его предприятия
размещены во всех крупных городах.
Топливно-энергетический
комплекс имеет слабую топливную
базу. В регионе имеется ряд
предприятий по добыче горючих сланцев,
ведется добыча торфа, работает крупный
нефтеперерабатывающий завод на
привозной нефти. Топливный дефицит
района, завоз в больших объемах
дорогих кузнецких и печорских
углей делают все более настоятельной
проблему использования ядерного топлива.
В районе работает Ленинградская
атомная электростанция (4 млн кВт).
Однако в настоящее время требуются новые
подходы к решению проблемы повышения
надежности и гарантий безаварийной работы
реакторов. Производство электроэнергии
сосредоточено на крупных ГРЭС и ТЭС, размещенных
в Санкт-Петербурге и других центрах. В
районе имеются гидростанции малой и средней
мощности, построенные на реках Волхове
(Волховская ГЭС), Свири и др.
Большое значение
для снятия пиковых электрических
нагрузок приобретают
Потребность района
в топливе и перспективе будет
удовлетворяться на 2/3 извне, в том
числе электростанций - на 53%, промышленных
и районных котельных - на 77%. В целях
большей экономии топлива доля производства
теплоэнергии в котельных будет постепенно
снижаться. Предполагается увеличение
подачи энергии в регион за счет строительства
линий электропередач протяженностью
более 1,0 тыс. км.
Металлургический
комплекс относится к отраслям, дополняющим
территориальный комплекс Северо-Запада.
Он частично удовлетворяет потребности
района в металлах, конструкционном литье,
прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных
изделиях, проволоке, метизах и т. п. Исходный
материал для этих изделий почти весь
привозится из других районов.
Развитие цветной
металлургии сдерживается напряженностью
топливно-энергетического
Агропромышленный
комплекс. Центральное место в
нем занимает сельское хозяйство. Оно
играет важную для района роль. Его
цель - удовлетворение потребностей населения
Северо-Запада в продовольствии. В структуре
сельскохозяйственного производства
преобладают молочное и молочно-мясное
животноводство, льноводство. Ориентация
на удовлетворение внутрирайонных потребностей
в продовольствии обусловила территориальную
организацию сельского хозяйства. Молочные,
свиноводческие, птицеводческие, овощные
хозяйства сконцентрированы вблизи крупных
городов. В пригородных зонах развито
картофелеводство, в Псковской и Новгородской
областях - льноводство, имеющее межрайонное
значение. Сельскохозяйственные угодья
составляют 1/5 всей территории. Более 1/2
посевов занято зерновыми культурами,
основные площади этих культур находятся
в Псковской области. Эта же область выделяется
и развитым животноводством - на ее долю
приходится 45% всего поголовья крупного
рогатого скота района, основная часть
поголовья свиней.
Все сельскохозяйственные
продукты предназначены для внутреннего
потребления, и только лен и продукция
из него вывозятся за пределы района.
Потребность населения района в
продовольствии (кроме яиц и овощей)
удовлетворяется в значительной
мере за счет ввоза из других районов.
В АПК Северо-Запада
рост производства связан с укреплением
межрегиональных связей, развитием предпринимательства
на селе, многообразием форм собственности,
особенно фермерских и личных подсобных
хозяйств, а также с созданием сети перерабатывающих
предприятий малого и среднего бизнеса.
Кардинальные сдвиги можно ожидать при
условии значительного увеличения фермерских
хозяйств и площадей их сельскохозяйственных
угодий.
Этот процесс
в регионе возможен, так как
резервы сельскохозяйственных угодий
значительны, особенно в Псковской
и Новгородской областях, а проблему
трудовых ресурсов в АПК можно
решить за счет притока сюда населения
из других районов, государств СНГ.
Транспорт и экономические
связи. Северо-Западный район располагает
всеми видами современного транспорта.
На его долю приходится значительная
доля морских и речных перевозок.
Санкт-Петербург - крупнейший порт страны
и мира. Ведущим видом транспорта является
железнодорожный. По плотности железнодорожной
сети район находится на одном из первых
мест в стране. От Санкт-Петербурга берут
начало 12 направлений дорог на Москву,
Урал, Белоруссию и Украину. По ним перевозятся
продукция лесной промышленности, металл,
топливо, оборудование, машины и другая
продукция. В вывозе преобладает продукция
машиностроения, химической, деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности.
Во ввозе - топливно-энергетические ресурсы,
лес, металл, строительные материалы, продовольствие.
В последние годы получил развитие трубопроводный
транспорт.
Для района характерно
значительное преобладание ввоза над
вывозом, что является следствием специализации
района на обрабатывающей промышленности.
Наиболее тесные связи сложились с Северным
районом. Развиты экономические связи
с Центральным экономическим районом.
В настоящее время
транспорт региона, особенно морской,
не справляющийся с объемом
В условиях перехода
к рынку Северо-Западный район, как
и другие регионы России, испытывает
кризисные явления. Экономический
кризис в регионе в значительной
степени связан с высоким удельным
весом в промышленности предприятий
ВПК и других отраслей, ориентированных
на производство средств производства,
с несоответствием между
Он способствовал
росту безработицы, наибольший уровень
которой отмечался в Псковской
и Ленинградской областях. Это объясняется
также снижением объемов производства
и притоком в указанные области беженцев
и вынужденных переселенцев из стран Балтии,
военнослужащих и членов их семей. Требуются
неотложные меры по созданию в регионе
новых рабочих мест, по социально-экономическому
развитию областей в целом. Большое значение
в связи с этим приобретает разработка
и реализация Федеральных целевых программ.
Так, в 1996 г. была принята социальная программа
по развитию Псковской области.
Весьма напряженной
является экологическая ситуация в
Северо-Западном регионе. Она связана
с состоянием водного бассейна р.
Невы и прилегающей к нему акватории
Финского залива. Для снижения экологической
напряженности в Северо-
Структурная перестройка
экономики региона в
В перспективе можно предполагать увеличение объемов производства. В промышленности более высокими темпами будут развиваться отрасли легкой и пищевой промышленности, глубокая переработка древесины, производство строительных материалов. Несколько сдержанный рост машиностроения будет связан с длительностью и сложностью конверсии оборонных отраслей и реконструкцией старых предприятий.