Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:14, доклад
Как известно, в мире официально признано только семь чудес. Однако существует и восьмое чудо света, и это уже не объект, а звание, которым удостаивают все то, что поражает воображение человечества. Так вот, в Коломенском их как минимум два, но внимательный взгляд путешественника может обнаружить...
Как известно, в мире официально признано только семь чудес. Однако существует и восьмое чудо света, и это уже не объект, а звание, которым удостаивают все то, что поражает воображение человечества. Так вот, в Коломенском их как минимум два, но внимательный взгляд путешественника может обнаружить...
Сказки учат: чтобы увидеть чудеса, нужно ходить необычными дорогами. Вот и я предлагаю начать путешествие не от центрального входа в музей-усадьбу, а с задней калитки у метро «Каширская» и пройти к Коломенскому, что называется, «огородами». «Огороды» эти непростые, они остались от древнего села Дьяково, в котором жители еще за тысячу лет до нашей эры занимались охотой и рыболовством, изготовляли гончарные изделия, обрабатывали металл. Эти находки дали название целой исторической культуре — Дьяковской. Село это решено было ликвидировать только 20 лет назад, когда началось благоустройство и расширение территории коломенского музея, но остались улицы и, главное, остались великолепные сады.
По дорожкам, бывшим улицам древнего села, идем под кронами старых яблонь. Вокруг особый мир. Жужжат пчелы, о чем-то взахлеб щебечут птицы... Здесь оживают сказки и мифы о жар-птице, о молодильных яблоках...
Вблизи усадьбы располагалось восемь крупных садов. В них росли не только обычные плодовые деревья и кустарники, но и кедры, пихты, грецкий орех. От тех времен сохранились остатки двух больших старых фруктовых садов: Вознесенского и Казанского.
По краю сада проходит главная широкая улица-дорога. Как и положено в дорожных правилах древней Руси, у ее обочины стоит крест-голобец. Такие кресты благословляли странников и напоминали им о том, что они не одиноки, что рядом — души предков, о них просто не нужно забывать. Об этом напоминает вырезанная на кресте надпись.
С обрывистого берега реки путешественнику открывается потрясающий своим великолепием вид. «Признать, что место зело весело и хорошо видеть поля далече и всю Москву, монастыри... В том же месте, около той же реки Москвы сенокосы едва оком прозреть мочно, по которым егда разольется река, множество птиц, которыми царское величество тешится и соколов на птиц пускает», — так писал наш предшественник из XVII в. Здесь, над рекой, дух захватывает от открывающегося простора неба и земли. Хочется идти дальше, вспоминать, узнавать.
Вдалеке, словно маяки, возникают макушки храмов.
На краю села Дьяково возвышается мощный пятиглавый богатырь — символ нового государства, царства Московского. Оказывается, что это не один, а пять столопообразных храмов, тесно прижавшихся друг к другу и опоясанных одним пояском — ходовой галереей. Четкая иерархичность и монументальность — характер эпохи. Имена зодчих как всегда неизвестны, неизвестна даже точная дата его постройки, но историки предполагают, что был он заложен Иваном Грозным в 1547 г. в память о своем венчании на царство — обряде, который c этого момента стал официальным государственным. Дьяковский храм послужил экспериментальной моделью для храма-алтаря — собора Василия Блаженного на Красной площади.
Храм гордо и одиноко стоит на высоком мысу между рекой и глубоким Голосовым оврагом, отделяющим село Дьяково от царской резиденции — Коломенского.
Чтобы попасть в Коломенское, нам предстоит переход через глубокий и таинственный овраг.
Опять сказка!
На крутых откосах — следы ледникового
периода. Один из них — это Девий камень.
Огромная глыба поражает своими загадочными
очертаниями в виде множества выступающих
полусфер. Существует поверье, что камень
помогает от бесплодия, отсюда и название.
У древних славян камень считался магическим
и использовался в обрядах.
|
По дну оврага течет, причудливо изгибаясь, ручей. Он образован родниками, которых здесь великое множество. Предание рассказывает, что родники эти — следы коня самого Георгия-Победоносца, когда-то проскакавшего здесь с вестью о победах.
...Причудливые обнаженные корни вековых деревьев. Прохлада, журчащий ручей, запахи цветущих трав и пение птиц. Здесь все наполнено звуками-голосами природы, поэтому, наверное, и назвали этот овраг Голосовым.
Как только мы поднялись на другую сторону оврага, нашим вниманием полностью завладевает устремленный ввысь, словно ракета, шатер храма Вознесения.
В 1532 г. на высоком берегу Москвы-реки в царском селе Коломенское возводится необычный храм. Летописец записал: «...Бе же церковь та вельми чюдна высотою и красотою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси».
Строительство храма связывается с рождением долгожданного наследника престола — будущего царя Ивана IV, что в условиях укрепления Московского государства было важным историческим событием.
Храм-памятник вынесен за пределы царской усадьбы как бы на всенародное обозрение. Он виден издалека и господствует над окружающей местностью. Традиции раннемосковского зодчества, деревянных шатровых построек и новаторство органично слились в этом уникальном сооружении. Здесь мы встретим в абсолютной гармонии знакомые москвичам килевидные арочки и треугольные готические тяги-«стрелы», ширинки и классические капители. Нижний объем храма — четверик плавно переходит восьмерик, а затем в устремленный ввысь шатер. Храм Вознесения входит золотой фонд русской архитектуры и взят под охрану ЮНЕСКО.
Этот храм также удостаивался титула «восьмого чуда света». Вместе с его шатром устремляются к небу глаза и дух человеческий. Он надежен и крепок. Он благословляет все вокруг, осеняет своим шатром всех, кто входит под его своды, осеняет светом.
Залюбовавшись
видом дивной церкви, мы не заметили,
как оказались перед воротами. Эти ворота
называются Передними, или Дворцовыми,
и когда-то служили парадным въездом во
дворец. В старину по воротам судили о
хозяине. Те ворота, которые мы видим, относятся
к концу XVII в., ко времени Алексея Михайловича
Романова, государя, который славился
любовью ко всему затейливому и новому.
Красный кирпич, белый камень, расписные
наличники окон делают ворота яркими,
нарядными. Их ценили, берегли. В отсутствие
царя и в ненастье закрывали белыми холстами
и войлоками для сохранности. Перед воротами
гостей встречали большие механические
игрушки-львы, о которых Симеон Полоцкий
писал:
Яко живые львы, глас испускают,
Очеса движут, зияют устами,
Кажется хощут ходить и ногами...
В верхней части ворот, в башне, — еще одна диковинка XVII в.: часы. До сих пор можно увидеть помещение со старинным часовым механизмом.
К воротам
примыкают хозяйственные
Рядом с воротами на Государев двор есть еще две достойные внимания постройки: необычный храм-звонница, построенный, как и храм Вознесения, в начале XVI в., — один из уникальных столопообразных храмов, и Водовзводная башня XVII в.
Здесь, на поросшем изумрудной травой-муравой высоком берегу реки, среди таких разных по времени и стилю построек возникает удивительное ощущение гармоничного соединения величия и простоты. Все здесь словно рассказывает сказку, начинающуюся с детства знакомой фразой: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...»
Цари, как известно, живут во дворцах.
Если бы мы вошли на Государев двор через Передние ворота в XVII в., то увидели бы поистине сказочное зрелище: огромный деревянный город-дворец с множеством расписных хором, златоверхими теремами. «Весь он кажется только что вынутым из ларца благодаря удивительным образом, искусно выполненным украшениям, блистающим позолотою». Дворец был расписан не только внутри, но и снаружи. «Щиты над хоромами... круглые, на которых Европа, Африка, Асия написаны. Над всходами (лестницей) суд Соломонов написан; перед сенми выстава из окон дутая писана гербами государей и государств», — так описывали дворец восхищенные послы. Строительство и отделка этого дворца продолжались в течение почти 40 лет и были настоящей школой мастерства, где применялись искуснейшие приемы резьбы по дереву, выделки кожи, изготовления мебели, живописи по холсту. Опыт немецких, итальянских, голландских мастеров, преломляясь в традиции древней Руси, давал результаты поразительные.
|
Этот дворец строили первые Романовы. Дворец был ими очень любим. Здесь они проводили лето, здесь воспитывались царевичи и царевны. Между прочим, в середине XVIII в. возникла легенда о рождении в Коломенском Петра Великого.
Сейчас дворца нет. На его месте — парк, но мечта восстановить замечательный дворец живет и скоро, возможно, осуществится. История дворцов Коломенского имеет свое начало и продолжение. О ней рассказывает специальная экспозиция музея, в которой представлена уникальная деревянная модель дворца, ставшего чудом.
Войдя через Парадные ворота на Государев двор, мы не увидим дворца, но зато попадем на территорию музея русского деревянного зодчества под открытым небом, который создал знаменитый архитектор-реставратор П.Д. Барановский. Он обнаружил и привез из Сибири, Карелии уникальные памятники — деревянные дома и башни и даже домик Петра I из-под Архангельска.
Есть здесь еще два интересных исторических памятника. Это каменная баба из половецких степей, когда-то служившая служившая в бесконечных южных степях ориентиром для караванов и кочевых орд. И пограничный камень с земель бывшего Полоцкого княжества — огромный валун розового скандинавского гранита. На нем ясно виден выбитый крест и полустертая надпись: «Сильный храбрый Борис свят».
В музее под открытым небом есть и особые, живые экспонаты — 800-летние дубы. Эти сказочные великаны многое видели и многое знают. Может быть, именно они да загадочные яблоневые сады обладают той живой силой, которая хранит для потомков это чудесное место.
Здесь другой ритм, здесь пространство природы и человека сливаются в гармонии со временем. Здесь чувствуешь себя частью бесконечно возрождающейся жизни. Уходить не хочется, а если уходишь, то с чувством обновления и подъема в любое время года, в любую погоду.
Обсудить
статью на форуме «Новый Акрополь»