РГП Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Россия – самое большое по площади государство мира, расположенное в восточной части Европы и в северной Азии. Эта страна очень интересна, если рассматривать ее рекреационно- географическое положение. Россия омывается водами двенадцати морей, принадлежащих бассейнам трёх океанов - Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Так же на территории страны находится много рек. В России множество незаселенных, труднодоступных для туризма мест. Тема курсовой работы - рекреационно- географическое положение России. Целью курсовой работы было сравнение стран-соседей России по преимуществам РГП для туризма России.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..................3
1 Физико- географическая характеристика Российской Федерации………...4
Географическое положение Российской Федерации ……………………....4
Границы России ……………………………………………………………...5
Рельеф и геологическое строение …………………………………………...7
Климат России ………………………………………………………………..9
Флора и фауна ………………………………………………………………13
2 Общая характеристика международного туризма Российской Федерации. География въезда и выезда ………………………………………………..….15
2.1 Роль и место международного туризма в Российской Федерации………………………………………………………………………15
2.2 Въездной и выездной туризм …………………………………...............17
3 Рекреационно -географическое положение………………………………...21
4 Характеристика РГП Российской Федерации……………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

РГП РФ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

     По  прогнозу Всемирной Туристской Организации  к 2020 году Россия может войти в  первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной Туристской Организации, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма.

     Важным  фактором, который следует принять  во внимание, является становление делового туризма. Раньше в основном этот вид туризма приходился на Москву. В ближайшем будущем этот поток необходимо переориентировать с учетом последних экономических и политических изменений. [42]

     Реклама бизнес -туризма, разработка бизнес -туров, развитие соответствующей материальной базы, подготовка персонала, привлечение иностранного капитала в туристический бизнес становятся насущными требованиями в целях коренного улучшения ситуации.

     Российская  Федерация привлекает иностранных  гостей своей древней историей, памятниками, турами по Золотому Кольцу, по изучению русского языка, маршрутами по рекам Сибири, Центральной части России и т.д. 

     2.2 Въездной и выездной туризм

     Туристский  бизнес России развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Значительное большинство туристских фирм предпочитает заниматься отправкой своих сограждан за границу, и только небольшая их часть занимается привлечением зарубежных гостей в Россию. Таким образом, основная доля капиталов от туристического бизнеса уходит за границу. Для того чтобы этого не происходило нужно развивать внутренний, въездной туризм. Однако большинство зарубежных экспертов признало, что обслуживание в Российской Федерации низкого качества по сравнению с сервисом развитых в туристской сфере стран. В 1первом полугодии 2010 года произошло резкое увеличение числа турпоездок практически по всем популярным у россиян направлениям, что привело не только к возврату значений рассматриваемых показателей к уровню докризисного 2008 года, но  иногда и значительному их превышению над анализируемыми значениями (рис.1) [43].

       В частности, по сравнению с  1 полугодием 2009 года, более чем в  два раза увеличилось количество  туристов, посетивших Египет, Таиланд,  Кипр, Израиль, Хорватию, Мальту и Канаду.

     Из  популярных направлений только Норвегия, Румыния и Словакия продолжают терять свои позиции. Снижение турпотока особенно коснулось Словакии, въезд в эту  страну снизился более чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

     Рисунок 2 – выезд Российских граждан за рубеж в первом полугодии 2010 года [43] 

     Численность же въехавших в Малайзию и Филиппины  россиян настолько мала, что говорить о какой-либо динамике не приходится.

     Тройка  наиболее любимых россиянами стран  для туризма продолжает оставаться неизменной на протяжении последних нескольких лет - это Египет, Турция и Китай.

     Наибольшее  увеличение турпотока коснулось  Египта, в который въехало в 1 полугодии 2010 года более 1 млн. россиян. На сегодняшний  день эта страна не имеет себе равных по популярности у российских туристов. Привлекательные цены в сочетании с благоприятным климатом и практически круглогодичной доступностью для всевозможных видов отдыха работают на все возрастающее увеличение турпотока в эту страну.

     Китай, после значительного спада в 2009 году, связанного, в основном, с ужесточением таможенного режима с российской стороны, начинает  быстрыми темпами возвращать утраченные позиции.

     Турция  также не сдает свои позиции и  после относительно неблагоприятного периода в 2009 году, возникшего из-за нежелания турецких туроператоров снижать цены во время кризиса, опять приобретает утраченную популярность, немного уступая при этом Египту.

     Очевидно, что в 2010 году практически все  страны предпринимают значительные усилия по преодолению кризиса в сфере туризма и всячески улучшают условия для въезда туристов на свои территории.

     К сожалению, по въездному туризму  показатели не столь оптимистичны, как по выездному (рис. 2) [43].

     По-прежнему, неизменным спросом пользуется Россия у граждан  Германии, Финляндии, Китая, США, Франции, Великобритании и Италии.

     Более всего возрос интерес к нашей  стране у жителей  Китая, Турции, Израиля, Малайзии, Египта, Туниса и  Филиппин. Турпоток из этих стран возрос более чем на 30%.

     В то же время более чем на 20% снизилось количество туристов из США, Великобритании, Испании, Канады, Австрии и Мальты.

     Для дальнейшего развития въездного  туризма и увеличения турпотока  в Россию необходимо укреплять международные  связи и создавать более привлекательные  условия для путешествий иностранных туристов.

     В целом, подводя итоги проведенному анализу,  можно сказать, что последствия  кризиса в сфере туризма успешно  преодолеваются и устраняются многими  странами, что создает благоприятные  условия для дальнейшего развития и укрепления въездного и выездного туризма в России [43].

     Рисунок 3 – въезд иностранных граждан в РФ в первом полугодии 2010 года [43] 

 

      3 Рекреационно -географическое положение

     Понятие рекреационного географического положения ( РГП ) впервые выделил И.М. Маергойз в рамках  теории  об ЭГП, разработанной Н.Н. Баранским. В дальнейшем к концепции  РГП  обращались разные авторы. Согласно основным теоретическим положениям данной концепции:

      1)  РГП  является частным видом экономико-географического положения и представляет собой совокупность пространственных отношений между объектами, которые чрезвычайно разнородны;

     2) под рекреационно-географическим  положением понимается как местоположение относительно элементов рекреационных ресурсов (природных и культурно-исторических), так и местоположение относительно центров и районов отдыха;

      3) во внутренней структуре  РГП  наиболее значимыми являются ресурсное и рыночное положение;

     4) выгоды ресурсного  РГП  могут быть реализованы при предоставлении территории для транзитного туристского потока;

     5) при оценке  РГП  принимается во внимание пространственно-временной фактор. Следует также учитывать, что не все преимущества рекреационного географического положения могут быть использованы в силу того, что ему, как и другим видам ЭГП, присущ потенциальный характер.  РГП  не является определяющим фактором развития туристско-рекреационной деятельности, но он влияет на ее развитие в совокупности с другими факторами.

     В частности, согласно А.А. Глушко и А.М. Сазыкину (1997, 2003) при оценке рыночного  РГП  важным является  определение  ёмкости перспективного туристского рынка, структура потенциальных потребителей туристских услуг (возрастная, социальная, этническая, конфессиональная), а также его социально-экономические особенности (уровень развития и тип хозяйства, образовательный, культурный уровень, доходы и образ жизни населения). В связи с этим при оценке  РГП  обычно выделяют следующие аспекты: соседское положение, положение относительно территорий, обладающих сходными или контрастными рекреационными ресурсами, приморское положение, положение относительно туристских рынков.

     При изучении рекреационного географического  положения выделяют несколько уровней: локальный (административные единицы  и районы стран), страновой, региональный, глобальный. Первый и второй уровни актуальны для оценки перспектив развития внутреннего туризма, два последних – для реализации выхода на международный туристский рынок. [21] 
 
 

 

      4 Характеристика РГП России

     Основные  черты рекреационно –географического положения России обусловлены ее огромной площадью.  Россия – самое большое по площади государство мира, расположенное в восточной части Европы и в северной Азии. Площадь составляет 17075,4 тыс. кв. км. Страна омывается водами 12 морей, принадлежащих бассейнам трёх океанов - Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого. Так же имеет много рек. В России множество незаселенных, труднодоступных для туризма мест.  Все это определяет особую роль в туризме таких видов транспорта как морской, воздушный, сухопутный.

     Азиатская часть России удалена от ведущих мировых рынков (Европа и Северная Америка). В то же время, располагается в пределах самого  быстрорастущего рынка въездного и выездного туризма – Восточной Азии [4].

     Европейская часть России более развита с  точки зрения туризма. Основной поток российских туристов направлен именно на Европейские страны.

     Рассмотрим  методику количественной оценки РГП  главных туристских партнеров России [1]. Для балльной оценки выбраны критерии, косвенно определяющие туристские связи между странами.

     Были  выбраны такие критерии, как протяженность  общей границы, площадь страны (косвенно отражает рекреационный потенциал), численность населения (отражает потенциал  выездного туризма и косвенно определяет культурно-исторический ресурсный  потенциал), ВВП (критерий, косвенно отражающий деловую активность населения), ВВП на душу населения (отражает потенциал выездного туризма и уровень развития экономики и туристской инфраструктуры), расстояние между столицами (позволяет учитывать РГП удаленных стран), минимальное расстояние между странами по морю. Для всех основных партнёров России в международных туристских обменах были собраны соответствующие показатели. Их значения были переведены в баллы (максимальное значение равно 10 баллам). [1].

     Используемые  показатели имеют различное значение для въездного и выездного туризма. Методом экспертной оценки были определены весовые значения показателей отдельно для въездного и выездного туризма (табл. 1).

     Суммарные баллы при оценке РГП для въездного  и выездного туризма России, приведенные в сравнении с размерами туристских потоков, представлены в таблице 2.  

     Таблица 1 - Весовые значения показателей  оценки РГП [1]

Показатели
    Въездной туризм
Выездной туризм
Население
         0,16
         0,08
Площадь
         0,05
         0,15
ВВП
         0,14
         0,16
ВВП/1 чел.
         0,18
         0,09
Длина общей границы
         0,20
         0,25
Расстояние  между столицами
         0,15
         0,15
Минимальное расстояние между странами морем
         0,12
         0,12
Всего
         1,00
         1,00

 

            Рекреационно-географическое положение всегда потенциально, страна на разных этапах своего развития может его использовать полностью или частично. Поэтому при наличии корреляции между балльной оценкой РГП и размерами турпотоков имеются существенные различия. Использование некоторых преимуществ РГП не в полной мере может быть обусловлено разными причинами: историческими особенностями, политической ситуацией, менталитетом и традициями народов, другими причинами, которые учесть в данной методике невозможно. [3]

     Таблица 2 – Сравнение рейтинга РГП стран  с размерами туристских потоков  России [5, 8-20, 23-39, 45-53]

Въездной  туризм Выездной  туризм Страны
РГП, баллы Прибытия, тыс. РГП, баллы Убытия,тыс.
5,64 н\д 5,86 н\д Казахстан
5,2 н\д 3,94 н\д Норвегия
4,83 158061 3,98 1440364 Китай
4,78 139216 5,38 709009 Финляндия
4,62 162383 3,62 85829 США
4,46 347214 4,02 470730 Германия
4,27 н\д 3,55 н\д Украина
4,27 34589 3,55 11509 Эстония
5,06 25616 5,91 43018 Польша
4,21 94282 3,28 222718 Франция
4,16 18117 3,21 386700 Греция
4,09 22761 3,46 58142 Литва
4,09 33796 3,46 72644 Латвия
4,03 122973 3,10 451452 Италия
3,91 126454 2,98 119783 Великобритания
3,78 н\д 3,38 н\д Грузия
3,76 н\д 3,22 н\д Азербайджан
3,74 56376 3,06 2367560 Турция
3,65 42176 2,76 26124 Япония
3,44 23918 2,31 121338  Швейцария
3,38 42573 2,43 74233  Республика  Корея (Южная Корея)
3,32 86732 2,46 411438  Испания
3,26 28290 2,22 135536  Австрия 
3,12 2425 2,73 2198320 Египет
3,08 304 2,04 286856  ОАЭ
3,06 н\д 2,57 н\д Белоруссия
2,88 н\д 2,88 н\д Монголия
2,75 58694 1,89 184776 Израиль
2,68 н\д 2,23 н\д КНДР
1,67 7521 1,08 264046  Таиланд

Информация о работе РГП Российской Федерации