Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа
Данная работа носит реферативный характер и основывается на изучении отечественной литературы, в том числе по Пермскому краю. Цель курсовой работы является изучение рельефа как фактора почвообразования, его свойств и особенностей.
Задачи курсовой работы:
Определить процессы и факторы почвообразования.
Влияние рельефа на развитие эрозионных процессов.
Изучить роль рельефа в миграции растворимых продуктов выветривания и почвообразования.
Введение………………………………………………………………………..….4
1. Процесс почвообразования…………………………………………………….6
2. Факторы почвообразования…………………………………………………....9
3.Рельеф как перераспределитель солнечной энергии и атмосферной влаги на земной поверхности …………………………………………………………….27
4. Рельеф-как фактор почвообразования……………………………………….29
4.1 Формы рельефа и их роль в географии почв………………………….32
4.2 Группы почв по характеру увлажнения………………………………36
4.3 Морфолого –генетические формы рельефа…………………………..38
5.Влияние рельефа на развитие эрозионных процессов………………………43
6.Роль рельефа в миграции растворимых продуктов выветривания и почвообразования………………………………………………………………………....47
Выводы…………………………………………………………………………...49
Список использованных источников…..……………………………………..50
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д.Н. Прянишникова»
Факультет почвоведения, агрохимии, экологии и товароведения
Кафедра почвоведения
Курсовая работа
по дисциплине «Общее почвоведение»
на тему «Рельеф как фактор почвообразования»
Пермь 2012
УДК 631.48.144.2
Мурзина О.В. Рельеф как фактор почвообразования: Курсовая работа.
Пермь: ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА,2012. – 51c.
В работе дано понятие о процессах почвообразования. Описаны факторы почвообразования, формы рельефа и их роль в географии почв, группы почв по характеру увлажнения, морфолого - генетические формы рельефа .
Библ.-51, табл.-6, рис.-5.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Процесс почвообразования………………
2. Факторы почвообразования………………
3.Рельеф как
4. Рельеф-как фактор
4.1 Формы рельефа и
их роль в географии почв………………
4.2 Группы почв по характеру увлажнения………………………………36
4.3 Морфолого –генетические формы рельефа…………………………..38
5.Влияние рельефа на
развитие эрозионных процессов…
6.Роль рельефа в миграции
растворимых продуктов
Выводы………………………………………………………………
Список использованных
источников…..……………………………………..
Введение
Почвы, сформированные на литосферной оболочке суши, были и остаются до сих пор главным объектом труда и средством производства человеческого общества. Потому не случайно теоретические и прикладные основы почвоведения формировались на результатах изучения этих почв.
Почвоведение – наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах; о закономерностях их географического распространения; о процессах взаимосвязи с внешней средой, определяющих формирование и развитие главнейшего свойства почв – плодородия; о путях рационального использования почв в сельском народном хозяйстве и об изменении почвенного покрова в агрикультурных условиях.
Под факторами почвообразования понимаются внешние по отношению к почве компоненты природной среды, под воздействием и при участии которых формируется почвенный покров земной поверхности.
Роль рельефа в почвообразовани
Основатель генетического почвоведения В. В. Докучаев положил начало учению о факторах почвообразования. Он впервые установил, что формирование почвенного покрова теснейшим образом связано с физико-географической средой и историей ее развития, а также дал определение понятия «почва»: «Почвы - это поверхностные минерально-органические образования, которые всегда имеют свое собственное происхождение
Данная работа носит реферативный характер и основывается на изучении отечественной литературы, в том числе по Пермскому краю. Цель курсовой работы является изучение рельефа как фактора почвообразования, его свойств и особенностей.
Задачи курсовой работы:
Почвообразование начинается с момента поселения живых организмов на горных породах, движущей силой которого является взаимодействие малого биологического и большого геологического круговоротов веществ. На начальных стадиях первичный почвообразовательный процесс совпадал с выветриванием. Разрушительная сила ветра, воды и разные температуры превращали массивную горную породу в рыхлую, которая приобретала порозность, влагоемкость, водо- и воздухопроницаемость, в ней появились вторичные минералы. Она уже содержит некоторое количество питательных элементов в доступной для живых организмов форме. Порода постепенно обедняется зольными элементами вследствие их вымывания и вследствие того, что они уже усваиваются живыми организмами. В ранний абиотический период геологической истории это были геохимические циклы, а с появлением жизни на Земле они трансформировались в биогеохимические, поскольку большая часть явлений протекает при участии живых организмов или продуктов их жизнедеятельности. С появлением человека они трансформировались в технобиохимические циклы, так как круговорот веществ в природе в настоящее время в значительной степени определяется деятельностью человека.
Почвообразовательный процесс имеет биофизико – химический характер и представляет собой совокупность явлений превращения и передвижения веществ и энергии, протекающих в почвенной толще. Основными составляющими этого процесса являются превращение минералов горной породы; накопление в почве органических остатков и их трансформация; взаимодействие органических и минеральных веществ и образование органоминеральных соединений; накопление в верхней части элементов питания; передвижение продуктов почвообразования с водой и формирование почвенного профиля.
Особенно большое значение в почвообразовании имеет малый биологический круговорот веществ, определяющий цикличность биогеохимии почвообразования. Она обусловлена цикличностью поступления на поверхность Земли солнечной энергии, что в свою очередь, определяет продолжительность циклов развития растительных организмов, интенсивность и емкость биологического круговорота. Итогом биологического круговорота является:
В результате происходит
аккумуляция питательных
Наибольшее накопление органического вещества наблюдается в лесных сообществах (таблица 1). В субтропических и широколиственных лесах оно достигает 4000-4100 т/га, во влажных тропических – 500т/га. В арктической тундре биомассы накапливается столько же, сколько и в пустыне, луговые степи накапливают до 25 т биомассы. Важны при этом не только количество, но и ежегодный прирост, структура биомассы, определяемая соотношением между надземной массой и корнями, и качество биомассы в зависимости от потребления элементов питания и возврата их с опадом. Наибольшая доля корней наблюдается в луговых степях (70-88%), наименьшая – в лесах (18-26%). Наименьшие потребление и возврат характерны для сосняков арктических тундр и пустынь. Неодинакова скорость разложения органических остатков – в тропических лесах меньше, чем за год, отношение подстилки к опаду 0,5-0,7; в степях – 1,5, в тундре – 14, т.е. чем теплее и влажнее климат, тем быстрее разложение. В разложении участвуют главным образом членистоногие и дождевые черви, которые при 30 тыс. на 1 га могут переработать 1,5 т листвы и смешать ее с 15 т минеральной массы. Их может быть от 200 до 500 кг/га. В общем, живое вещество в почве создается, разрушается, вновь возобновляется. По В.И.Вернадскому, в ней протекают «вихри жизни» (В.А. Ковда, 1973).
Таблица 1-Биологический круговорот веществ, ц/га( Л.Е. Родин 1965)
Растительные сообщества |
Органическое вещество |
Зольные элементы | |||||||
Общая биомасса |
В том числе биомасса корней |
Ежегод-ный прирост |
Ежегод-ный опад |
Запасы органических остатков в лесной подстилке или степном войлоке |
В биомассе |
Ежегодно потребляются |
Ежегодно возвращаются с опадом |
Содержится в лесной подстилке или степном войлоке | |
Арктические тундры |
50 |
35 |
10 |
10 |
35 |
1,6 |
0,38 |
0,37 |
2,8 |
Сосняки южной тайги |
2800 |
636 |
61 |
47 |
448 |
18,8 |
0,85 |
0,58 |
17,3 |
Ельники южной тайги |
3300 |
735 |
85 |
55 |
350 |
27,0 |
1,55 |
1,20 |
13,0 |
Березняки |
2200 |
505 |
120 |
70 |
300 |
21,0 |
3,80 |
2,90 |
16,0 |
Сфгановые болота лесные |
370 |
46 |
34 |
25 |
1000 |
6,12 |
1,09 |
0,73 |
- |
Дубравы |
4000 |
960 |
90 |
65 |
150 |
58,0 |
3,40 |
2,55 |
- |
Луговые степи |
250 |
170 |
137 |
137 |
120 |
11,8 |
6,82 |
6,82 |
8,0 |
Сухие степи |
100 |
85 |
42 |
42 |
15 |
3,5 |
1,61 |
1,61 |
8,0 |
Пустыни и полукустарниковые |
43 |
38 |
12 |
12 |
- |
1,85 |
0,59 |
0,59 |
0,7 |
Саванные сухие |
268 |
113 |
73 |
72 |
- |
9,78 |
3,19 |
3,12 |
- |
Субтропические лиственные леса |
4100 |
82 |
245 |
210 |
100 |
52,8 |
9,93 |
7,95 |
6,0 |
Почвообразовательный процесс на земной поверхности протекает под влиянием исключительного большого разнообразия сочетаний факторов почвообразования, что приводит к разнообразию типов почвообразования и соответствующим им типов, подтипов, родов и видов почв. В то же время в различных почвах повторяются одни и те же процессы, существенно однокачественные, но различающие в деталях своего проявления.
Такие общие для разных типов почвообразования процессы получили название элементарных почвообразовательных процессов (Г.Б.Розанов,2004).
Климат. Климат – статистический многолетней режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности, главный количественный показатель состояния атмосферы и воздействующих на почву атмосферных процессов, прежде всего поступления в почву тепла и воды. Когда говорят о климате как факторе почвообразования, имеют в виду определенную часть атмосферы данной местности, характеризующуюся тем или иным климатическим режимом. Физическим телом природы выступает атмосфера со всем комплексом протекающих в ней процессов и явлений, а климат служит статистическим отражением этих процессов.
Климат – явление переменное. Он играет важнейшую роль в закономерном размещении типов почв по лику земного шара, ему принадлежит огромная роль в установлении определенных циклов динамики почвообразовательных процессов, их специфике и направленности. С климатическими условиями связана энергетика почвообразования. Климат оказывает существенное влияние как на состав и жизнедеятельность растительности, так и непосредственно на почву, ее водный и тепловой режимы.
Климат Земли есть результат взаимодействия многих природных факторов, главные из которых: а) приход и расход лучистой энергии Солнца, б) атмосферная циркуляция, перераспределяющая тепло и влагу, в) влагооборот, неотделимый от атмосферной циркуляции.
Главным фактором «общеземного» климата является лучистая энергия Солнца. В поступлении на земную поверхность лучистой энергии Солнца различают суточный и годичный ритмы, вызывающую такую же ритмичность в различных природных процессах, в том числе и почвообразовании. Кроме того, необходимо учитывать еще одиннадцатилетнюю цикличность активности Солнца, которая имеет своим следствием цикличность многих атмосферных явлений.
Участие лучистой энергии в процессе почвообразования может быть прямым и косвенным. Тепловой режим почвы непосредственно зависит от поступления на поверхность почвы лучистой энергии. Важнейшее косвенное ее проявление – химическая энергия, освобождающая при разложении органических остатков и представляющая собой лучистую энергию Солнца, превращенную в химическую зелеными растениями в процессе фотосинтеза. Косвенное действие лучистой энергии осуществляется также через ее влияние на атмосферу. Тепло, расходуемое на нагревание почвы, создает в последний соответствующий температурный режим. Оно распространяется в почве двумя системами волн: с суточными и годичными циклами, причем каждый цикл состоит из двух полуциклов: нагревания и охлаждения. При этом средний годовой баланс тепла равен нулю, т.к. тепло целиком возвращается в атмосферу целиком, нагревая ее. Расход тепла почвой на нагревание атмосферного воздуха – один из видов обмена энергии между почвой и атмосферой. Та доля тепла, которая расходуется на испарение почвенной влаги, в большей своей части превращается в скрытую теплоту испарения и с водяным паром также уходят в атмосферу. Это другой вид обмена энергии между почвой и атмосферой.