Рекреационный потенциал и перспективы развития туризма Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития туризма в Калининградской области. В последующих главах подробнее будут рассмотрены географический потенциал и инфраструктура развития туризма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1. Особенности географического положения………………………..............5
2. Природно-рекреационный потенциал и перспективы его использования для туризма………………………………………………………………………………8
2.1 Рекреационная оценка ландшафта………………………………………………..8
2.2 Биоклимат……………………………………………………………………………………….9
2.3 Гидроминеральные ресурсы………………………………………………………..10
2.4 Территории регламентированного рекреационного использования………………………………………………………………………………………………….10
3. Культурно-исторический потенциал и перспективы его использования для туризма…………………………………………………………………………….12
3.1 Краткая историческая справка……………………………………………………..12
3.2 Культурное наследие……………………………………………………………………14
4. Характеристика туристской инфраструктуры………………………………20
4.1 Транспортное обеспечение и связь……………………………………………..20
4.2 Система водо- и энергообеспечения……………………………................24
4.3 Предприятия гостеприимства………………………………………………………25
5. Характеристика рекреационной сети…………………………………………..29
5.1 Учреждения детского отдыха……………………………………………………….30
5.2 Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха………………………..28
5.3 Туристские учреждения………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовой проект.docx

— 56.03 Кб (Скачать)

       Краеведческий музей г. Правдинска.

     Экспозиция  музея знакомит с историей и знаменательными  событиями города.

       Музей истории  г. Багратионовска.

     Экспозиция  посвящена истории края. Открыт в 1993 г.

       Мемориальный Дом-музей  Германа Брахерта.

     Калининградская обл., пос.Отрадное; Музей посвящен творчеству известного немецкого скульптора Германа  Брахерта.

     Музей истории города Советска

     Образован в 1993 г. В экспозиции отражена история  города Тильзита до нынешнего времени.

       Историко-краеведческий  музей г.Гусева  имени А.И.Иванова. 

     Открыт  в 1993 г. Экспозиция посвящена истории, археологии, культуре края.

       Исторический музей  "Фридландские  ворота".

     г.Калининград. Экспозиция отражает прошлое и настоящее  Фридландских ворот.

     Музей "Кафедральный собор"

     Открыт  в 1998 г. Музей располагается на Центральном  острове. Экспозиция посвящена истории  города. Кафедрального Собора. В  экспозиции представлена мемориальная тема, связанная с именем выдающегося  философа Иммануила Канта.

       Музей истории Калининградской железной дороги

     Калининград. На открытой площадке выставлена железнодорожная  техника Х1Х-ХХ вв.

       Музей леса.

     г. Светлогорск. Экспозиция рассказывает о древесных породах, завезенных в регион из разных частей света, в  ней представлены чучела животных, птиц, морских обитателей.

       Национальный парк "Куршская  коса"

     Образован в 1987г. Коса - уникальное явление природы. По красоте ландшафтов, богатству флоры и фауны она не имеет аналогов в Европе. Песчаный полуостров длиной 98 км находится между Балтийским морем и мелководным Куршским заливом. На Куршской косе находятся самые высокие песчаные горы дюны, достигающие 60 м высоты. Через Куршскую косу проходит один из маршрутов миграции перелетных птиц. В пос. "Рыбачий" расположена Биологическая станция Академии Наук РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Характеристика  туристской инфраструктуры
 
     
    1. Транспортное  обеспечение и связь

     Услуги  перевозок туристов занимают одно из ведущих мест в составе туристского  продукта. Это связано с тем, что  все туристские маршруты (кроме пешеходных) предполагают, наличие транспорта для  доставки путешествующих к месту  отдыха или экскурсии и возвращения  домой.

     Транспортное  обеспечение является важнейшим  элементом туристкой инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского  продукта.

     Водный  транспорт

     Среди водных транспортных средств различают: подводные (экскурсионные подводные  лодки) и надводные (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные  суда, яхты) средства

     Проектные мощности порта Калининград с  портопунктами Светлый и Балтийск (12 стивидорных компаний) - 16420 тыс. т  различных грузов в год, почти 8 км причалов.

     Заход судов с рейда Балтийского  моря осуществляется по Калининградскому морскому каналу, протяженность которого - 43 км, с гарантированными глубинами  по всей длине - 9 м, шириной от 50 до 80 м. Максимальные размеры принимаемых  судов: сухогрузные суда - 170 м, наливные суда - 140 м.

     Железнодорожные и автомобильные трассы соединяют  причалы портов со всей сетью транспортных путей России и других стран. Государственный контроль за безопасностью мореплавания в портах и на канале, выполнением правил и требований международных конвенций, тарифной политикой, содержанием причалов и канала в рабочем состоянии, их модернизацией и развитием осуществляет Морская администрация порта Калининград.

     Система безопасности мореплавания обеспечивается с помощью радиолокационной проводки судов, современного навигационного оборудования на морском канале, опытными и квалифицированными инспекторами государственного надзора  порта и лоцманами. С февраля 1999 г. введено в эксплуатацию оборудование Глобальной морской системы связи  при бедствиях. Создан спасательно-координационный  центр для ведения поисково-спасательных работ в зоне ответственности  России и юго-восточной части  Балтийского моря.

     В Калининграде зарегистрированы и имеют  лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность 8 стивидорных компаний, которые работают на причалах общей  протяженностью более 5,5 км и суммарной  проектной мощностью по грузоперевалке около 13 млн. т.

     Железнодорожный транспорт

     Железнодорожный транспорт обеспечивает достаточно высокую скорость перевозки туристов на среднее расстояние в комфортных условиях при умеренных ценах.

     Железнодорожным транспортом в Калининградской  области перевозится около 90% всех грузов, около 40% пассажиров в пригородном  и 87% в междугороднем сообщении. Он представлен довольно густой системой путей и станций и обслуживающими сооружениями (локомотивные депо в Калининграде и Черняховске, вагонное депо). Протяженность железнодорожных путей области составляет более 750 км. Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 48 км на каждые 1000 кв. км общей территории, что почти в 10 раз выше среднероссийской.

     Пути  Калининградской железной дороги имеют  выходы в сопредельные государства: Литву и Польшу. В Калининград  подходит линия железной дороги с  европейской колеёй. Открыто регулярное движение поездов в Польшу.

     Развитие  железнодорожных перевозок предполагается по нескольким направлениям: развитие подъездных железнодорожных путей  и строительство портовых станций; реконструкция действующих железных дорог; автоматизация производственной деятельности и управления; обновление подвижного состава; реконструкция  главного вокзала "Калининград-Южный".

     Автомобильный транспорт

     Автомобильный транспорт наиболее широко используется в туризме, поскольку обеспечивает доставку туристов «от дверей до дверей».

     В настоящее время по 20 регулярным международным пассажирским маршрутам  выполняются рейсы в страны Балтии, Польшу и Германию. В 2002 году будет  открыт новый международный маршрут "Калининград - Голдап" через пограничный  пункт "Гусев - Голдап". В комфортабельных  автобусах предоставят услуги, необходимые  в длительной поездке.

     Региональное  представительство АСМАП по Калининградской  области объединяет в своей ассоциации 154 представителя среднего и малого бизнеса, которые выполняют международные  перевозки грузов. Калининградскими перевозчиками перевозится около 70 % всех экспортно-импортных грузов региона (средний показатель по России - 39%). На сегодняшний день в международных  перевозках участвуют 1680 автомобилей. Общий результат налоговых поступлений  составил 17 млн. долларов США.  

     Воздушный транспорт

     Воздушные транспортные средства включают в себя самые разнообразные транспортные средства: от самолетов гражданской  авиации до таких экзотических, как  воздушные шары, дельтапланы

     Аэропорт  Храброво осуществляет обслуживание пассажирских и грузовых авиаперевозок на внутренних и международных авиалиниях. По российской классификации является аэропортом IV класса (по уровню 1991 года). Из аэропорта  Храброво, помимо ГУАП "Калининградавиа", перевозку пассажиров осуществляют следующие авиапредприятия и  авиакомпании: "Аэрофлот", "Пулково", "Красавиа", "Гомельавиа", "Россия", "Lот", "SAS"и др.

     Калининградское государственное унитарное авиационное  предприятие ГП "Калининградавиа" осуществляет авиационные перевозки  пассажиров, багажа, почты и грузов, а также конкретизируется на ряде работ и услуг, обязательное выполнение которых обеспечивает безопасность полетов в районе аэропорта, аэропортовое обслуживание самолетов, предоставление полного набора услуг пассажирам и клиентам. Для осуществления производственной деятельности авиапредприятие использует самолетный парк, аэровокзал с пропускной способностью 400 пассажиров в час, взлетно-посадочную полосу, позволяющую принимать воздушные суда с взлетной массой до 100 т; радиосветотехническое оборудование, которое обеспечивает посадку воздушных судов по минимуму 1 категории ИКАО.

     В 2004 г. поток пассажиров отправляемых из/в Калининград значительно  увеличился. Этому способствовало осуществление  компанией «Аэрофлот» программы "Калининград - Шаттл", которая имеет серьезную  социальную направленность, т.к. цены на авиабилеты сопоставимы с железнодорожными тарифами. В рамках программы ежедневно  из аэропорта выполняется 4 рейса "Аэрофлота" самолетами Ту-154.

     Развитость  данной сферы в области существенно  облегчает задачу туристическим  фирмам, поскольку вопрос о доставке и перемещении туристов по области  решен.

    1. Система водо- и энергообеспечения

     Водные  ресурсы

     Территория  Калининградской области покрыта  густой сетью водотоков, в среднем 1 км водотоков на 1 км2 площади. Большинство  рек относится к категории  малых, 6 рек имеют длину более 100 км, в том числе  р. Неман. Под водоемами различного типа занято 230 тыс. га. 

     Реки  принадлежат бассейну Балтийского  моря. Крупнейшие: р.Неман (притокомШешупе) и р.Преголя (с притоком Лавы), объединены системой мелиоративных  каналов. Многие реки спрямлены и зарегулированы, судоходны.

     Общая протяженность водотоков 5180,8 км, кроме  того, насчитывается 945 мелиоративных  систем и каналов общей протяженностью 3384 км.

     На  территории Калининградской области  находится 150 озер (крупнейшее - Виштынецкое) и прудов площадью 61,0 км2, а также  239 болот площадью 821 км2. 

     Среднегодовые ресурсы поверхностных водных объектов области составляют 23,0 км3, из них: формирующиеся  на территории области - 2,71 км3/год, поступающие  из сопредельных территорий (Литва, Польша) - 20,3 км3/год и являются трансграничными.

     Речной  сток водотоков области в среднем  по году составляет 22,5 км3/год, в том  числе: р. Неман - 19,7 км3/год, р. Преголя - 2,6 км3/год.

     Объем воды, сосредоточенный в водоемах области, составляет 0,51 км3.

     Особые  гидрологические и гидрохимические  условия водных объектов объясняются  влиянием ветров северо-западного направления, когда происходит периодический  водообмен между Куршским и Калининградским  заливами через реки Преголя, Дейма.

     Энергообеспечение

     В регионе имеются достаточные  для полного энергообеспечения  ресурсы в виде запасов нефти, однако по причине соседства с  крупными платёжеспособными потребителями — европейскими государствами, сырьё отправляется на экспорт. При этом природный газ по трубопроводам, как и электроэнергия доступен лишь через сопредельные государства, доставка (с перевалкой) и экологичное сжигание угля относительно дорогостоящи. Как следствие в регионе определённое развитие получила альтернативная энергетика, а в 2008 году было принято решение о строительстве Калининградской АЭС, пуск которой запланирован на 2015 год.

     С 2002 года в регионе действует крупнейшая (на 2008 год) в России ветроэлектростанция Куликовская ВЭС мощностью в 5,1 МВт, среднегодовой выработкой 6 млн кВт·ч, расположена станция около посёлка Куликово Зеленоградского района. Кроме того в области действуют несколько малых гидроэлектростанций.

Информация о работе Рекреационный потенциал и перспективы развития туризма Калининградской области