Рекреационный потенциал и перспектива развития туризма в Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Псковская область – один из ключевых приграничных регионов Российской Федерации. Этот регион находится на границе России с тремя странами, а, следовательно, может служить мощным транспортно-инфраструктурным коридором для международного сообщения. Более того, Псковская область представляет интерес в качестве базы для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и туризма. Именно поэтому важно изучать характеристики данного района тяготения к железной дороге в контексте целей данного исследования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

ОАО «АВАР» — одно из крупнейших российских предприятий по производству электрооборудования для автотракторной промышленности. Официально название полностью — Открытое акционерное общество «АВТОЭЛЕКТРОАРМАТУРА», кратко — ОАО «АВАР» 

19 декабря 1964г.  по заключению Ленсовнархоза было принято решение о специализации ленинградского завода «Автоарматура» на выпуске коммуникационных изделий для народного хозяйства. Под этим подразумевалось расширение производства за счёт создания в Пскове родственного предприятия. Приказом министра от 5 января 1973г. Псковский филиал ленинградского завода «Автоарматура» преобразуется в самостоятельное предприятие всесоюзного значения с названием Псковский завод «Автоэлектроарматура». Он стал подчиняться Главному управлению по производству мобильного и транспортного электрооборудования и приборов[21]. 

На предприятии  трудоустроено 1446 человек, из них рабочих - 1179, специалистов - 123 и менеджеров - 144. 

Оновные потребители  продукции предприятия: ОАО "АВТОВАЗ", Тольятти; АО "УзДЭУавто", Асака; ОАО "ГАЗ", Нижний Новгород; ОАО "КАМАЗ", Набережные Челны; ОАО "УАЗ", Ульяновск; ЗАО "АвтоЗАЗ ДЭУ", Запорожье; ОАО "Автомобильный завод Урал", Миасс; Минский Автомобильный Завод, Минск; ОАО "ЗИЛ", Москва; ОАО "ЗМА", Набережные Челны. 

Определим основные показатели доли основных отраслей экономики Псковской области в экономике Российской Федерации (Таблица 5)[22]. 

Таблица 5 Доля Псковской  области в экономике РоссииПоказатель Доля, %

ВРП региона 0,2

Объем промышленного  производства 0,2

Объем продукции сельского хозяйства 0,3

Объем розничного товарооборота 0,4

Объем инвестиций в основной капитал 0,2 
 

Помимо этого, в 2009 году Индекс промышленного производства (к уровню 2008 года) составил 87,5 %, в  том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых – 164,1 %, обрабатывающие производства – 83,3 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 95,6 %.

 

4.2 Характеристика  топливно-энергетического потенциала  территории 

В состав ТЭК  Псковской области входит 17 предприятий. Самым крупным из них является «Псковэнерго» — филиал объединённой компании ОАО «МРСК Северо-Запада». Основными видами деятельности «Псковэнерго» являются оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям на территории Псковской области. «Псковэнерго» эксплуатирует энергообъекты класса напряжения 110 кВ, 35 кВ, 6 – 10 кВ и 0,4 кВ. На балансе энергокомпании находятся воздушные и кабельные линии электропередачи протяжённостью 45 390 км, 170 подстанций 110 – 35 кВ. 

Основной источник энергии в области – Псковская ГРЭС. Псковская ГРЭС — государственная районная электростанция, расположена в 4,5 километрах от поселка городского типа Дедовичи — районного центраПсковской области, на левом берегу реки Шелонь. С 2006 года является филиалом ОАО «ОГК-2»[23]. Высоковольтные ЛЭП связывают Псковскую ГРЭС с Белоруссией, Латвией и Литвой. Материнская компания считает это преимуществом: существует канал экспорта энергоресурсов, который активно используется. 

Установленная мощность ГРЭС 430 МВт, она включает в себя два высоко маневренных энергоблока по 215 МВт. Эти энергоблоки построены и введены в эксплуатацию в 1993 и 1996 годах. Первоначальный проект первой очереди включал в себя строительство трёх энергоблоков. Основной вид топлива — природный газ, он поступает на станцию через ответвление магистрального экспортного газопровода.  

Расход электроэнергии на собственные нужды составляет 6,1 %. 

Помимо этого, в регионе действует система  малых ГЭС. Действующие малые  ГЭС введены в строй были 50 и более лет назад, оборудование их устарело и в большинстве случаев подлежит полной замене 

Максютинская  ГЭС. Введена в эксплуатацию в 1957 году. Обладает мощностью 1,52 МВт. Расположена  на реке Великой, в районе деревни  Максютино-Себежского района. Согласно реформе разделения энергокомпаний в настоящее время находится в собственности ЗАО «Тверьэнергосбыт».  

Шильская ГЭС. Введена в эксплуатацию в 1958 году. Мощность — 1,52 МВт. Находится на реке Великой в районе деревни Шильское Опочецкого района. Согласно реформе разделения энергокомпаний в настоящее время находится в собственности ЗАО «Тверьэнергосбыт».  

Также существуют заброшенные малые ГЭС, которые  в различных формах участвуют  в программах модернизации, ремонта  и запуска в эксплуатацию.

 

4.3 Характеристика развития агропромышленного комплекса 

Аграрный сектор является важнейшей сферой экономики  Псковской области. Доминирующие отрасли  сельскохозяйственного производства – молочное и мясное животноводство, птицеводство, производство овощей и  картофеля. В области функционирует более 560 сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, 1 264 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателя, более 205 тыс. личных подсобных хозяйств. Сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм производят 65% сельхозпродукции, крестьянские (фермерские) хозяйства – 1% и в личных подсобных хозяйствах 34%[24]. 

Основные показатели представлены в Таблице 6. 

Таблица 6 Основные показатели развития сельского хозяйства 1992 1999 2000 2005 2009

продукция с/х  в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 2130,0 4602,8 5428,1 6151,0 6166,9

в том числе:     

растеневодства 1101,9 2602,1 3039,9 3356,9 3241,0

животноводства 1028,1 2000,7 2388,2 2794,1 2925,9

производство  в хозяйствах всех категорий:

зерно (в весе после доработки) 97,4 62,6 83,5 71,0 80,3

картофель 246,2 435,8 378,0 382,6 359,0

овощи 102,6 125,7 138,8 140,6 120,5

скот и птица  на убой 28,3 25,2 25,2 24,1 23,7

молоко 347,7 312,8 320,9 324,7 318,6 
 

В общем по объему сельскохозяйственной продукции наблюдается увеличение, правда, его темпы ближе к 2009 году становятся все медленней.

 

Глава 5 «Транспортный  комплекс района тяготения»

 

5.1. Основные  характеристики транспортного комплекса  региона 

Область располагает  развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают её с Москвой, Санкт-Петербургом, со столицами стран Балтии, портами Мурманска, Калининграда и Ленинградской области. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1,1 тыс. км, протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием – 10,5 тыс. км, внутренних водных судоходных путей – 503 км[25]. В Пскове открыт международный аэропорт для среднемагистральных пассажирских и грузовых самолётов с полным весом до 250 тонн. 

Протяженность автомобильных дорог с твердым  покрытием (включая ведомственные  дороги по крупным и средним организациям) — 10,5 тыс. км. Основные атомобильные дороги: 

·  М20 «Псков» (Заплюсье, Псков, Остров, Опочку, Пустошка и Невель) 

·  М9 «Балтия» (Кунья, Великие Луки, Новосокольники, Идрица и Себеж) 

Эксплуатационная  длина железнодорожных путей  общего пользования составляет 1,1 тыс. км. Все железнодорожные линии  тепловозные и преимущественно  однопутные. Основные линии: 

·  Санкт-Петербург  — Псков — Даугавпилс — Вильнюс (через Плюссу, Струги Красные и Остров) 

·  Санкт-Петербург  — Дно — Витебск (через Бежаницы, Локню, Новосокольники и Невель) 

·  Москва —  Ржев — Великие Луки — Рига (через  Кунью, Новосокольники, Пустошку, Идрицу и Себеж) 

Внутренних водных судоходных путей насчитывается 503 км. Из них судоходные трассы Чудско-Псковского озера — 403 км. Судоходны и притоки озера: Великая на 34 километра, Желча на 31 км, Чёрная на 18 км и небольшие участки по другим притокам. Действует рыболовный флот, большое количество рыболовных баз. 

Основные динамические характеристики транспортной инфраструктуры следующие: 

Таблица 7 Динамика транспортной отрасли Псковской  области 1992 1999 2000 2005 2005

эксплуатационная  длин ж/д путей общего пользования*, км 1092 1092 1092 1092 1092

протяженность автомобильных дорог общего пользования  с твердым покрытием *, км. 9925 9943 9954 9968 9975

грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики, млн. т-км 592 840 1847 450 547

наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход на 1000 человек городского населения *, шт. 207,1 220,7 234,9 247,5 255,7

наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования  или имеющих на нее выход на 1000 человек сельского населения *, шт. 92,9 98,6 107,3 113,7 119,1 

 

5.2 Расчет показателей  транспортных путей в регионе  и перспективы развития 

Рассчитаем основные показатели, характеризующие качественные характеристики транспортных путей  в регионе (Таблица 8). 
 

Таблица 8 Характеристика транспортных путей регионаРегион Железные дороги, тыс. км. Речные пути, тыс. км. Автомобильные дороги, тыс. км. Площадь территории региона, тыс. км. Густота ж-д путей, км/ 10000 кв. км. Густота речныз путей, км/ 10000 кв. км. Густота автодорог км/ 10000 кв. км.

ЗСЭР 1,1 0,5 10,5 55,4 198,5 90,2 1895,3

РФ 86 502 750 17075,4 52 303,5 33,4 
 

Перспективы развития транспортной отрасли Псковской  области в целом выглядит позитивными. Так, администрация региона ежегодно направляет на дорожное строительство  и ремонт до 24% собственных доходов областного бюджета[26].  

В структуре  грузооборота в Псковской области  по видам транспорта доминируют автомобильный (51,2%) и железнодорожный (46%) транспорт. Значительный рост цен на авиаперевозки  сделал воздушный транспорт недоступным как большей части населения, а его использование для производственных нужд – нерентабельным[27]. В структуре грузоперевозок железнодорожным транспортом наибольший удельный вес занимают перевозка леса и строительных материалов (38% и 26% соответственно), затем идут нефтяные грузы и лом черных металлов (10 и 8% соответственно). Таким образом, железнодорожный транспорт действительно используется в основном для вывоза сырья, которое поступает преимущественно в Рижский и Таллиннский порты с целью дальнейшей транспортировки в страны Евросоюза. 

Очевидно, что  вступление стран Балтии в ЕС не станет препятствием для развития железнодорожных  грузоперевозок, однако необходимо отметить опасения части экспертов в связи  с усилением конкуренции со стороны  Санкт-Петербургского морского порта. Соответственно общность интересов псковских предпринимателей и балтийских портов заставит искать взаимовыгодный выход в условиях конкурентной борьбы с петербургскими грузоперевозчиками[28]. 

Кроме того, средняя  себестоимость грузоперевозок в Псковской области в пересчете на доллары США возросла за тот же период в 2,2 раза, средняя себестоимость перевозок пассажиров – в 2,5 раза, при этом норма рентабельности остается на достаточно низком уровне, не позволяющем проводить активную политику в отношении обновления основных фондов[29]. 

При активной конкуренции  между латвийскими и эстонскими автоперевозчиками, отмечаемой некоторыми из экспертов, в условиях расширения Евросоюза, на территории которого предъявляются  достаточно серьезные требования к подвижному составу, псковским перевозчикам придется решать довольно сложную проблему обновления транспортного парка, при невозможности повышения цен выше балтийских. 

В связи с  этим возникает проблема привлечения  инвестиций в транспортную отрасль региона. В противном случае, псковские транспортники могут оказаться неконкурентоспособными по сравнению с балтийскими, и возможности трансграничного сотрудничества обернутся в жесткую конкурентную борьбу, перспективы победы в которой для псковских перевозчиков достаточно сомнительны. 

Глава 6 «Экологические проблемы региона»

 

6.1 Общая характеристика  экологических проблем территории 

Поэтому окружающая среда – это наиболее привлекательный  социально-экономический ресурс Псковской  области. По соблюдению экологических нормативов область имеет стабильное положение в РФ и является наиболее предпочтительной для жизни с точки зрения экологической безопасности и богатства природы[30]. 

В течение долгого  времени состояние природной  среды Пскова и его окрестностей не вызывало серьезных опасений. Район и его административный центр – город Псков считались довольно чистыми в экологическом отношении. Однако в восьмидесятые годы стали появляться тревожные факты. По опубликованным данным, в 1980 году выбросы вредных веществ в природную среду, только по городу Пскову, составили 7224 тонны (34,9кг в пересчете на каждого жителя города), а к 1985 году эта цифра выросла до 10693 тонн (примерно 60кг на каждого жителя Пскова)[31]. 

Информация о работе Рекреационный потенциал и перспектива развития туризма в Псковской области