Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:16, курсовая работа
Псковская область – один из ключевых приграничных регионов Российской Федерации. Этот регион находится на границе России с тремя странами, а, следовательно, может служить мощным транспортно-инфраструктурным коридором для международного сообщения. Более того, Псковская область представляет интерес в качестве базы для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и туризма. Именно поэтому важно изучать характеристики данного района тяготения к железной дороге в контексте целей данного исследования.
ОАО «АВАР» — одно
из крупнейших российских предприятий
по производству электрооборудования
для автотракторной промышленности. Официально
название полностью — Открытое акционерное
общество «АВТОЭЛЕКТРОАРМАТУРА», кратко
— ОАО «АВАР»
19 декабря 1964г.
по заключению Ленсовнархоза было принято
решение о специализации ленинградского
завода «Автоарматура» на выпуске коммуникационных
изделий для народного хозяйства. Под
этим подразумевалось расширение производства
за счёт создания в Пскове родственного
предприятия. Приказом министра от 5 января
1973г. Псковский филиал ленинградского
завода «Автоарматура» преобразуется
в самостоятельное предприятие всесоюзного
значения с названием Псковский завод
«Автоэлектроарматура». Он стал подчиняться
Главному управлению по производству
мобильного и транспортного электрооборудования
и приборов[21].
На предприятии
трудоустроено 1446 человек, из них рабочих
- 1179, специалистов - 123 и менеджеров
- 144.
Оновные потребители
продукции предприятия: ОАО "АВТОВАЗ",
Тольятти; АО "УзДЭУавто", Асака; ОАО
"ГАЗ", Нижний Новгород; ОАО "КАМАЗ",
Набережные Челны; ОАО "УАЗ", Ульяновск;
ЗАО "АвтоЗАЗ ДЭУ", Запорожье; ОАО
"Автомобильный завод Урал", Миасс;
Минский Автомобильный Завод, Минск; ОАО
"ЗИЛ", Москва; ОАО "ЗМА", Набережные
Челны.
Определим основные
показатели доли основных отраслей экономики
Псковской области в экономике Российской
Федерации (Таблица 5)[22].
Таблица 5 Доля Псковской
области в экономике
ВРП региона 0,2
Объем промышленного производства 0,2
Объем продукции сельского хозяйства 0,3
Объем розничного товарооборота 0,4
Объем инвестиций
в основной капитал 0,2
Помимо этого, в 2009 году Индекс промышленного производства (к уровню 2008 года) составил 87,5 %, в том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых – 164,1 %, обрабатывающие производства – 83,3 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 95,6 %.
4.2 Характеристика
топливно-энергетического
В состав ТЭК
Псковской области входит 17 предприятий.
Самым крупным из них является «Псковэнерго»
— филиал объединённой компании ОАО «МРСК
Северо-Запада». Основными видами деятельности
«Псковэнерго» являются оказание услуг
по передаче электрической энергии и технологическое
присоединение к электрическим сетям
на территории Псковской области. «Псковэнерго»
эксплуатирует энергообъекты класса напряжения
110 кВ, 35 кВ, 6 – 10 кВ и 0,4 кВ. На балансе энергокомпании
находятся воздушные и кабельные линии
электропередачи протяжённостью 45 390 км,
170 подстанций 110 – 35 кВ.
Основной источник
энергии в области – Псковская ГРЭС. Псковская
ГРЭС — государственная районная электростанция,
расположена в 4,5 километрах от поселка
городского типа Дедовичи — районного
центраПсковской области, на левом берегу
реки Шелонь. С 2006 года является филиалом
ОАО «ОГК-2»[23]. Высоковольтные ЛЭП связывают
Псковскую ГРЭС с Белоруссией, Латвией
и Литвой. Материнская компания считает
это преимуществом: существует канал экспорта
энергоресурсов, который активно используется.
Установленная
мощность ГРЭС 430 МВт, она включает в себя
два высоко маневренных энергоблока по
215 МВт. Эти энергоблоки построены и введены
в эксплуатацию в 1993 и 1996 годах. Первоначальный
проект первой очереди включал в себя
строительство трёх энергоблоков. Основной
вид топлива — природный газ, он поступает
на станцию через ответвление магистрального
экспортного газопровода.
Расход электроэнергии
на собственные нужды составляет
6,1 %.
Помимо этого,
в регионе действует система
малых ГЭС. Действующие малые
ГЭС введены в строй были 50
и более лет назад, оборудование их устарело
и в большинстве случаев подлежит полной
замене
Максютинская
ГЭС. Введена в эксплуатацию в 1957
году. Обладает мощностью 1,52 МВт. Расположена
на реке Великой, в районе деревни
Максютино-Себежского района. Согласно
реформе разделения энергокомпаний в
настоящее время находится в собственности
ЗАО «Тверьэнергосбыт».
Шильская ГЭС.
Введена в эксплуатацию в 1958 году.
Мощность — 1,52 МВт. Находится на реке
Великой в районе деревни Шильское
Опочецкого района. Согласно реформе разделения
энергокомпаний в настоящее время находится
в собственности ЗАО «Тверьэнергосбыт».
Также существуют заброшенные малые ГЭС, которые в различных формах участвуют в программах модернизации, ремонта и запуска в эксплуатацию.
4.3 Характеристика
развития агропромышленного комплекса
Аграрный сектор
является важнейшей сферой экономики
Псковской области. Доминирующие отрасли
сельскохозяйственного
Основные показатели
представлены в Таблице 6.
Таблица 6 Основные
показатели развития сельского хозяйства 1992 1999
продукция с/х
в хозяйствах всех категорий (в фактически
действовавших ценах), млн. руб. 2130,0 4602,8 5428,1
в том числе:
растеневодства 1101,9 2602,1
животноводства 1028,1 2000,7
производство в хозяйствах всех категорий:
зерно (в весе
после доработки) 97,4 62,6 83,
картофель 246,2 435,8 378,0
овощи 102,6 125,7 138,8 140,6
скот и птица на убой 28,3 25,2 25,2 24,1 23,7
молоко 347,7 312,8 320,9 324,
В общем по объему сельскохозяйственной продукции наблюдается увеличение, правда, его темпы ближе к 2009 году становятся все медленней.
Глава 5 «Транспортный комплекс района тяготения»
5.1. Основные
характеристики транспортного
Область располагает
развитой транспортной инфраструктурой.
Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают
её с Москвой, Санкт-Петербургом, со столицами
стран Балтии, портами Мурманска, Калининграда
и Ленинградской области. Эксплуатационная
длина железнодорожных путей общего пользования
составляет 1,1 тыс. км, протяжённость автомобильных
дорог с твёрдым покрытием – 10,5 тыс. км,
внутренних водных судоходных путей –
503 км[25]. В Пскове открыт международный
аэропорт для среднемагистральных пассажирских
и грузовых самолётов с полным весом до
250 тонн.
Протяженность
автомобильных дорог с твердым
покрытием (включая ведомственные
дороги по крупным и средним
· М20 «Псков»
(Заплюсье, Псков, Остров, Опочку, Пустошка
и Невель)
· М9 «Балтия»
(Кунья, Великие Луки, Новосокольники,
Идрица и Себеж)
Эксплуатационная
длина железнодорожных путей
общего пользования составляет 1,1 тыс.
км. Все железнодорожные линии
тепловозные и преимущественно
однопутные. Основные линии:
· Санкт-Петербург
— Псков — Даугавпилс — Вильнюс (через
Плюссу, Струги Красные и Остров)
· Санкт-Петербург
— Дно — Витебск (через Бежаницы,
Локню, Новосокольники и Невель)
· Москва —
Ржев — Великие Луки — Рига (через
Кунью, Новосокольники, Пустошку, Идрицу
и Себеж)
Внутренних водных
судоходных путей насчитывается 503 км.
Из них судоходные трассы Чудско-Псковского
озера — 403 км. Судоходны и притоки озера:
Великая на 34 километра, Желча на 31 км,
Чёрная на 18 км и небольшие участки по
другим притокам. Действует рыболовный
флот, большое количество рыболовных баз.
Основные динамические
характеристики транспортной инфраструктуры
следующие:
Таблица 7 Динамика
транспортной отрасли Псковской
области 1992 1999 2000 2005
эксплуатационная длин ж/д путей общего пользования*, км 1092 1092 1092 1092 1092
протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием *, км. 9925 9943 9954 9968 9975
грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики, млн. т-км 592 840 1847 450 547
наличие квартирных
телефонных аппаратов сети общего пользования
или имеющих на нее выход на 1000 человек
городского населения *, шт. 207,1 220,7 234,9 247,5
наличие квартирных
телефонных аппаратов сети общего пользования
или имеющих на нее выход на
1000 человек сельского населения
*, шт. 92,9 98,6 107,3 113,7 119,
5.2 Расчет показателей
транспортных путей в регионе
и перспективы развития
Рассчитаем основные
показатели, характеризующие качественные
характеристики транспортных путей
в регионе (Таблица 8).
Таблица 8 Характеристика транспортных путей регионаРегион Железные дороги, тыс. км. Речные пути, тыс. км. Автомобильные дороги, тыс. км. Площадь территории региона, тыс. км. Густота ж-д путей, км/ 10000 кв. км. Густота речныз путей, км/ 10000 кв. км. Густота автодорог км/ 10000 кв. км.
ЗСЭР 1,1 0,5 10,5 55,4 198,5
РФ 86 502 750 17075,4 52 303,
Перспективы развития
транспортной отрасли Псковской
области в целом выглядит позитивными.
Так, администрация региона ежегодно
направляет на дорожное строительство
и ремонт до 24% собственных доходов
областного бюджета[26].
В структуре
грузооборота в Псковской области
по видам транспорта доминируют автомобильный
(51,2%) и железнодорожный (46%) транспорт.
Значительный рост цен на авиаперевозки
сделал воздушный транспорт
Очевидно, что
вступление стран Балтии в ЕС не
станет препятствием для развития железнодорожных
грузоперевозок, однако необходимо отметить
опасения части экспертов в связи
с усилением конкуренции со стороны
Санкт-Петербургского морского порта.
Соответственно общность интересов псковских
предпринимателей и балтийских портов
заставит искать взаимовыгодный выход
в условиях конкурентной борьбы с петербургскими
грузоперевозчиками[28].
Кроме того, средняя
себестоимость грузоперевозок в Псковской
области в пересчете на доллары США возросла
за тот же период в 2,2 раза, средняя себестоимость
перевозок пассажиров – в 2,5 раза, при
этом норма рентабельности остается на
достаточно низком уровне, не позволяющем
проводить активную политику в отношении
обновления основных фондов[29].
При активной конкуренции
между латвийскими и эстонскими
автоперевозчиками, отмечаемой некоторыми
из экспертов, в условиях расширения
Евросоюза, на территории которого предъявляются
достаточно серьезные требования к
подвижному составу, псковским перевозчикам
придется решать довольно сложную проблему
обновления транспортного парка, при невозможности
повышения цен выше балтийских.
В связи с
этим возникает проблема привлечения
инвестиций в транспортную отрасль
региона. В противном случае, псковские
транспортники могут оказаться неконкурентоспособными
по сравнению с балтийскими, и возможности
трансграничного сотрудничества обернутся
в жесткую конкурентную борьбу, перспективы
победы в которой для псковских перевозчиков
достаточно сомнительны.
Глава 6 «Экологические проблемы региона»
6.1 Общая характеристика
экологических проблем
Поэтому окружающая
среда – это наиболее привлекательный
социально-экономический ресурс Псковской
области. По соблюдению экологических
нормативов область имеет стабильное
положение в РФ и является наиболее предпочтительной
для жизни с точки зрения экологической
безопасности и богатства природы[30].
В течение долгого
времени состояние природной
среды Пскова и его окрестностей
не вызывало серьезных опасений. Район
и его административный центр – город
Псков считались довольно чистыми в экологическом
отношении. Однако в восьмидесятые годы
стали появляться тревожные факты. По
опубликованным данным, в 1980 году выбросы
вредных веществ в природную среду, только
по городу Пскову, составили 7224 тонны (34,9кг
в пересчете на каждого жителя города),
а к 1985 году эта цифра выросла до 10693 тонн
(примерно 60кг на каждого жителя Пскова)[31].
Информация о работе Рекреационный потенциал и перспектива развития туризма в Псковской области