Развитие Инфраструктуры на Дальнем Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:37, доклад

Описание работы

Состояние Дальнего Востока требует более пристального внимания, чем ему уделялось в последние годы. По объему ВВП Дальневосточный федеральный округ занимает последнее, седьмое место в России. ВВП на единицу территории здесь в 17 раз ниже среднероссийского показателя.

Работа содержит 1 файл

Развитие инфраструктуры.docx

— 24.69 Кб (Скачать)

Развитие  инфраструктуры

В 2012 г. во Владивостоке состоится саммит стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС). Федеральной  целевой программой предусмотрен значительный объем инвестиций, который в период до 2013 г. предполагается направить на ускоренное развитие инфраструктуры в Дальневосточном ФО. 

Состояние Дальнего Востока требует более пристального внимания, чем ему уделялось в  последние годы. По объему ВВП Дальневосточный  федеральный округ занимает последнее, седьмое место в России. ВВП  на единицу территории здесь в 17 раз ниже среднероссийского показателя.

Это стало результатом  быстрых темпов падения ВВП (в  два раза выше, чем на остальной  территории страны), а затем его  медленного увеличения (на треть ниже среднероссийского показателя). Сказались и высокие энерготарифы. Если в среднем по России они составляют 1,1 руб./кВт, то на Дальнем Востоке – 1,7 руб./кВт. Одна из причин этого заключается в том, что энергия вырабатывается на оборудовании, износ которого достигает 90 %. На увеличении себестоимости производства энергии отражается также размер средней зарплаты, который в этом регионе на треть выше с учетом северных и дальневосточных коэффициентов.

Кроме того, существуют большие проблемы с транспортировкой топлива в отдаленные населенные пункты. Ведь процесс занимает подчас три года: сначала топливо доставляется до места перегрузки, затем по зимнику  до ближайшей дороги или судоходной реки. За это время цены на топливо  успевают значительно вырасти. Высокая  транспортная составляющая при доставке энергоресурсов на Дальний Восток удорожает  выработку энергии. Аналогичная  ситуация сложилась с тарифами за теплоснабжение и жилищные услуги, которые соответственно в 2,2 и 2,4 раза выше среднероссийских.

Программа "Экономическое  и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на период до 2013 года"

ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью является:

Формирование  необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для  развития приоритетных отраслей экономики  Дальнего Востока и Забайкалья с  учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.

Задачами  являются:

  • закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест;
  • снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;
  • реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы;
 

 

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оценка  эффективности реализации Программы  будет осуществляться путем использования 3 групп индикаторов, характеризующих:

  1. динамику социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации;
  2. развитие соответствующих отраслей;
  3. эффективность реализации конкретных мероприятий Программы; 

Индикаторами 1-й группы будут  являться:

  • валовой региональный продукт; объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг); 
  • объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;
  • численность экономически активного населения;
  • уровень безработицы (рассчитанный по методологии Международной организации труда).

Индикаторами 2-й группы будут  являться:

  • в сфере топливно-энергетического комплекса: объем производства электрической энергии;
  • объем производства тепловой энергии; объем затрат на закупку привозного топлива;
  • в сфере транспортного комплекса: протяженность автомобильных дорог регионального и муниципального значения;
  • количество населенных пунктов, обеспеченных постоянной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием;
  • грузооборот транспорта по его видам;
  • в сфере водного хозяйства и охраны окружающей среды: увеличение степени обеспеченности промышленно-селитебных территорий системами инженерной защиты от наводнений и другого вредного воздействия вод;
  • в сфере связи: количество абонентов стационарной телефонной связи; количество пользователей сети Интернет;
  • объем принимаемой информации по сети Интернет;
  • количество принимаемых телевизионных каналов;
  • качество междугородной телефонной связи (задержка сигнала);
  • в сфере инженерной инфраструктуры: удельный вес площади населенных пунктов, оборудованных водопроводом;
  • объем воды, отпущенной всем потребителям;
  • удельный вес площади населенных пунктов, оборудованных канализацией;
  • в социальной сфере: обеспеченность населения койко-местами в стационарных учреждениях здравоохранения;
  • обеспеченность населения учебными местами в общеобразовательных учреждениях;
  • количество посещений театрально-зрелищных организаций;
  • доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом;
  • в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: количество перспективных научных разработок, передаваемых для внедрения в экономику региона;
  • степень использования результатов научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в принятых управленческих решениях.

Индикаторами 3-й группы будут  являться: 

  • количество рабочих мест, создаваемых за счет реализации конкретного мероприятия Программы;
  • вводимая мощность в соответствующих единицах;
  • увеличение валового регионального продукта соответствующего субъекта Российской Федерации в результате реализации мероприятия Программы;
  • увеличение доходной части бюджетной системы, в том числе доходов в федеральный и консолидированный бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации, в результате реализации мероприятия Программы.

В рамках будет проводиться мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, осуществляемых Инвестиционным фондом Российской Федерации, а также развития особых экономических зон на территории Дальнего Востока и Забайкалья. При  этом конкретный перечень индикаторов  будет определяться отдельно по каждому  инвестиционному проекту на этапе  его разработки.   

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате реализации мероприятий Программы (с учетом реализации подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе") намечается достижение следующих основных показателей: создание 79,7 тыс. рабочих мест; увеличение валового регионального продукта в 2,2 раза;

  • увеличение объема отгруженной продукции в 2,8 раза;
  • увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 0,6 раза;
  • увеличение численности экономически активного населения в 1,05 раза;
  • снижение уровня безработицы (рассчитанного по методологии Международной организации труда) на 0,5 процентного пункта;
  • увеличение валового регионального продукта в результате реализации Программы к 2013 году составит 1555,9 млрд. рублей от уровня 2007 года;
  • Строительство дорог и линий электропередачи
  • В ходе подготовки к саммиту, который пройдет в рамках форума АТЭС, предстоит, в частности, модернизировать транспортную и инженерную инфраструктуру. Речь идет о строительстве двух мостов (через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог во Владивостоке). Аналогов этим проектам в России нет: потребуется соорудить 6,6 тыс. км автодорог и 5 тыс. км линий электропередачи.
  • Одна из задач – улучшение работы коммунальной инфраструктуры и ТЭК. Планируется осуществить комплекс мероприятий, который позволит обеспечить устойчивое водоснабжение города и нормативную очистку стоков. Сегодня система канализации Владивостока работает таким образом, что практически неочищенные стоки сбрасываются в бухту Золотой Рог.
  • Особое внимание будет уделено сокращению сетевых ограничений, оптимизации схемы энергогенерации, повышению эффективности использования электрической и тепловой энергии. Из внебюджетных источников будет привлечено почти 12 млрд руб., которые будут направлены на развитие ТЭКа.
  • Совместно с РАО «ЕЭС России» разработана программа модернизации и реконструкции электроэнергетики Дальнего Востока, которая в дальнейшем будет связана с энергетической системой Сибири. В настоящее время на Дальнем Востоке нет единой энергосистемы. На территории ДФО действуют в основном обособленные системы – Магаданская, Чукотская, Сахалинская и Камчатская. Лишь Приморский и Хабаровский края, а также Амурская область и Еврейская автономная область объединены в единую систему. Однако из нее не может осуществляться переток электроэнергии в единую энергосистему России.
  • Программа выстроена таким образом, чтобы к 2017 г. добиться выравнивания среднероссийского и дальневосточного тарифов. До этого момента населению будут выплачиваться субсидии по оплате электроэнергии. Однако не исключено, что выравнивание тарифов произойдет раньше – ориентировочно в 2014 г. Это возможно, так как имеющиеся в Дальневосточном ФО гидроресурсы используются лишь на 4 %, слабо задействованы запасы местного угля и газа. Предполагается, что в 2011–2012 гг. в большинство населенных пунктов придет газ. Также необходимо увеличить добычу угля, вернувшись к разработке заброшенных месторождений и начав освоение новых. Это предусмотрено и топливным балансом Дальнего Востока. Следует особо подчеркнуть, что развитие угольной промышленности будет осуществляться в рамках ГЧП.
  • Кроме того, в регионе имеются гидротермальные источники энергии. Избыточную электроэнергию предполагается поставлять в соседние страны, в частности в Китай. В Приморье планируется построить АЭС. Вырабатываемая ею электроэнергия будет использоваться для производства алюминия.
 

Средний и малый бизнес

Руководство страны уделяет особое внимание вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Так, своевременная  поддержка со стороны государства была оказана малому бизнесу и в период кризиса. Только за последние три года на поддержку и развитие предпринимательства Дальнего Востока в целях преодоления кризисных явлений и их последствий из бюджетов всех уровней было выделено более 3 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 1,4 млрд. рублей.

Развитие малого и среднего бизнеса является одной  из базовых основ эффективной  рыночной экономики. Опыт развития многих стран показывает, что именно этот сегмент может стать важным составляющим звеном в поступательной динамике производства. Так, в большинстве развитых стран  мира малые и средние предприятия  являются работодателями более чем  для 50% трудоспособного населения, а, например, в Италии и США –  численность занятых составляет более 70% от работающего населения. При этом объем производства в  этой сфере в указанных странах  мира составляет до 60-70% валового национального  продукта.

Тем не менее, к  сожалению, темпы становления малого и среднего бизнеса и его эффективность  весьма различаются как внутри страны в целом, так и в Дальневосточном  федеральном округе. Так, например, по данным аппарата полпреда, в среднем  по округу количество малых предприятий  на 1 тыс. человек экономически активного  населения составляет всего 25 единиц, в том числе микропредприятий – 16 единиц. Количество индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. человек экономически активного населения составляя всего лишь 57 человек. В тройку лидеров входят Сахалинская область, Приморский край и Магаданская область. Для сравнения, например, в Северо-Западном федеральном округе эти показатели в  среднем составляют: 34 - по малым предприятиям и 34 – по микропредприятиям, что в 1,5-2 раза выше, чем в ДФО.

Ключевая роль в развитии малого и среднего бизнеса  принадлежит органам исполнительной власти субъектов Федерации. Поскольку  именно в их компетенции находится  решение задач по устранению административных барьеров, в том числе и созданию благоприятной деловой среды.

Постепенно малое  и среднее предпринимательство  продолжает повышать свою роль в структуре  экономики округа. По данным территориальных  органов Федеральной службы государственной  статистики, по отношению к 2007 году количество малых и средних предприятий  выросло на 13,6% и составило 88,5 тыс. единиц. Число индивидуальных предпринимателей в округе за последние три года выросло более чем на 50 тыс. человек (33%) и в 2010 году составило 202,5 тыс. человек.

На сегодняшний  день предприятия малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели обеспечивают около 30% занятости работников в округе по всем видам деятельности. Вклад  в объём произведённого ВРП составляет от 2,5% в Чукотском автономном округе до 22,3% в Приморском крае.

Вместе с тем, вклад предприятия малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней  в Дальневосточном федеральном  округе не превышает 18%. Малый и средний  бизнес Дальнего Востока занят в  основном в сфере торговли (почти 40%), операциях с недвижимостью (16,8%), в строительстве (12,4%), обрабатывающих производствах (8,1%).

Для повышения  эффективности деятельности и социальной ответственности малого бизнеса  на уровне субъектов Федерации органам  исполнительной власти необходимо продолжать работу по совершенствованию как  организационных, так и программных  форм поддержки малого бизнеса. Стратегической целью проводимой работы должно быть увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса, рост их доли в  основных показателях социально-экономического развития субъекта, причем, прежде всего  в создании новых рабочих мест и увеличении налогооблагаемой базы. Члены Совета подчеркнули необходимость  продолжить использование уже зарекомендовавших  мер господдержки, таких как субсидирование процентных ставок по кредитам, выдача финансовых гарантий для получения  кредитов и другие.  

По моему мнению, малый бизнес должен с одной стороны  быть социально ответственен по отношению  к собственным работникам - мотивирующая зарплата, соцпакет, соблюдение требований охраны труда и т.п. С другой стороны – он способен проявлять социальную ответственность и по отношению к окружающему себя обществу, населению территории, на которой работает.

Информация о работе Развитие Инфраструктуры на Дальнем Востоке