Развитие и размещение промышленного производства США, его экспортные возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить роль промышленного производства в национальной экономике США, а также экспортные возможности этой страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить факторы, способствующие развитию промышленного производства на территории США;
2.Определить основные сферы промышленного производства США;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...3
I.Основная часть:
1. Факторы экономического развития………………………………………………………………4-5
2.Промышленное производство…………………………………………………………………….5-6
2.1. Машиностроительный комплекс……………………………………………………………….6-8
2.2.Комплекс материалопроизводящих отраслей………………………………………………...9-10
2.3. Топливно-энергетический комплекс………………………………………………………...10-11
2.4.Комплекс по производству предметов потребления………………………………………..11-12
2.5.Агропромышленный комплекс……………………………………………………………….13-14
2.6.Транспортный комплекс……………………………………………………………………...15-17
3.Современное состояние отраслей промышленности США…………………………………..17-19
4.США-крупнейший в мире экспортер…………………………………………………………..19-21
5.Внешнеэкономические связи. Экономические отношения с Россией……………………………………………………………………………………………..21-22
II. Заключение……………………………………………………………………………………..23-24
III.Приложение…………………………………………………………………………………….25-30
Список используемой литературы…………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

курсовая по РПС.docx

— 358.73 Кб (Скачать)

   Важное  место в экономике страны занимают отрасли легкой промышленности, среди которых выделяются текстильная и особенно швейная и трикотажная, хотя темпы роста этих отраслей невысоки и их относительная роль в промышленном производстве снижается. В текстильной промышленности структура выпуска тканей после 2 мировой войны заметно изменилась – выросла доля тканей, вырабатываемых на основе искусственных и синтетических волокон, а также комбинированных тканей, составив почти половину всей продукции отрасли. В то же время производство хлопчатобумажных тканей сократилось в два с лишним раза, а производство шерстяных – почти в 8 раз. Следует подчеркнуть, что производство синтетических и искусственных волокон осуществляется на специализированных заводах, включаемых американской статистикой в состав химической промышленности, а выпуск тканей на их основе является собственно текстильным производством.[3,c.181]

   Большое развитие получила в США пищевкусовая промышленность. Доля отрасли в условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности страны составляет 12%. К важнейшим отраслям пищевой промышленности США относятся мясная, молочная, производство алкогольных и безалкогольных напитков, консервная и мукомольная. В связи с ростом цен на продовольственные товары в США большое внимание уделяют производству различного рода заменителей натуральных продуктов, а также наполнителей, панировочных и ароматических веществ, добавляемых в продукты питания. Развивается производство замороженных пищевых продуктов (в том числе закусок, национальных блюд, десертных изделий, кремов и т.д.) и разнообразных консервов. Размещение пищевой промышленности по территории страны в целом отличается относительной равномерностью. Крупные города, как правило, являются и ведущими центрами отрасли.  
 

2.5.Агропромышленный  комплекс

     Важную  роль в экономике США играет агропромышленный комплекс (АПК). Он включает отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства (I сфера), само сельскохозяйственное производство (II сфера), отрасли, обеспечивающие переработку и сбыт сельскохозяйственного сырья и произведенной из этого сырья продукции (III сфера), а также те отрасли производственной и социальной инфраструктуры, которые непосредственно воздействуют на создание этой продукции.

     Производство  условно чистой продукции в АПК увеличилось за период 1975-1986гг. (в текущих ценах) с 317,6 млрд дол. до 701,5 млрд дол., однако его доля в ВНП сократилась с 20,0 до 16,6%. Основной прирост производства условно чистой продукции приходился на несельскохозяйственные отрасли АПК, а их доля в условно чистой продукции всего комплекса возросла с 86,3 до 90,8%. [3,c.181]

      Высокая  степень  интенсификации  труда,  острая  внутриотраслевая  и межотраслевая   капиталистическая   конкуренция,   высокая   капиталоемкость отраслей  АПК,  его  масштабы  и  рост  производительности  труда  позволили американским фермерам и  предпринимателям  обеспечить  сравнительно  высокий уровень сельскохозяйственного производства и производства продовольствия.

      I  сфера  АПК.  В  1984  году  промышленность  поставила  в   сельское хозяйство США средств производства и оказала  услуг  на  сумму  119,3  млрд. долларов.  Удельный  вес  этих  затрат  в   структуре   себестоимости   всей сельскохозяйственной продукции составил 85,5%.

      Важную роль в I сфере АПК  США  играют  отрасли  сельскохозяйственного машиностроения, сельскохозяйственной химии, комбикормовая  промышленность  и семеноводство.

       II  сфера  АПК. В   товарной продукции  отрасли  2/3  составляют  продукты  животноводства.  Значительная часть  выращиваемых  в  стране  культур  идет  на  корм  скоту.  Большинство фермеров ведет хозяйство,  специализируясь  на  определенных  культурах  или видах   животноводства.   При   выборе   специализации    учитываются    как экономическая потребность, так и  микроособенности  природных  условий,  что помогает снизить себестоимость производства.

      Профиль растениеводства в США  в первую  очередь  определяют  зерновые культуры, которые занимают  2/3  всех  площадей.  Главная  продовольственная культура  -  пшеница,  но  кормовых  культур  (кукуруза,   сорго)   собирают значительно  больше.  Среди  масличных  культур  ведущее  место  принадлежит соевым бобам,  сбор  которых  в  последние  десятилетия  сильно  вырос.  Они используются и в пищу  (в  виде  соевого  масла),  и  на  ком  скоту.  Среди волокнистых культур особую роль играет хлопчатник, который в  XIX  веке  был главной статьей экспорта. Среди  сахароносных  культур  примерно  одинаковое место занимают сахарная  свекла  и  сахарный  тростник.  Очень  велика  роль фруктов и овощей.

    Профиль  животноводства  США,  прежде  всего,   определяет   разведение крупного рогатого скота как молочного, так  и  мясного  направления.  Широко распространено  также  разведение  свиней  и  домашней  птицы.  Производство мясных  цыплят  (бройлеров)   -   наиболее   индустриализированная   отрасль сельского хозяйства США, которую  можно  рассматривать  скорее  как  отрасль промышленности, расположенную в сельской местности.

         III сфера АПК. В III сферу АПК  включают пищевую  и  некоторые   другие отрасли промышленности (в них в 1986 года было занято 4,2 млн.  человек  или около 20% всех работников АПК,  и  создавалось  26,3%  всей  условно  чистой продукции  АПК),  а  также  транспорт,   оптовую   и   розничную   торговлю, предприятия общественного питания США (в этих  отраслях  в  1986  году  было занято 10,6 млн. человек или 50,5% всех работников АПК, и  производился  41% условно чистой продукции АПК).

      Роль III сферы в АПК США стабильно  увеличивается практически по  всем показателям. Особенно  существенно  активизировалась  деятельность  компаний пищевой промышленности, а также фирм,  занятых  в  розничной  торговле  и  в системе общественного питания.

       Агропромышленный  комплекс  США   способен  полностью   удовлетворить потребности  населения  в  продовольствии,  но  высокие  цены,  по   которым монополии  сбывают  фермерскую  продукцию,  оказываются   непосильными   для большей части трудящихся американцев. [10]

     В целом в развитии АПК США отчетливо проявляется его подчинение крупному монополистическому и финансовому капиталу. Немаловажную роль в формировании направлений и масштабов развития АПК играет государство, деятельность которого осуществляется в настоящее время в следующих областях развития агропромышленного комплекса: создание благоприятных условий для развития производственной инфраструктуры в сельской местности, регулирование инвестиционного процесса в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях через правительственные программы поддержания доходов и цен на сельскохозяйственную продукцию, регулирование сферы переработки и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольственной продукции через государственную систему информации, государственную инспекцию и систему общенациональных стандартов, регулирование и формирование спроса на продовольственную продукцию внутри страны, политика стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции. 
 
 

2.6.Транспортный  комплекс.

     США располагают наиболее развитым в капиталистическом мире транспортным комплексом, играющим важную роль в экономической и социальной жизни страны. Развиваясь под воздействием производства, транспорт, в свою очередь, сам оказывает влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. Развитие транспорта, в особенности автомобильного, оказало существенное влияние на системы расселения, породив бурный процесс субурбанизации, а также отразилось на уровне и самом образе жизни американцев, резко повысив мобильность населения вплоть до появления прослойки постоянно живущих в передвижных домах — трейлерах. На долю транспорта приходится около 25% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60% всего потребления жидкого топлива. Основной капитал транспорта оценивается (без стоимости земли, в постоянных ценах 1972 г.) примерно в 1 трлн дол.

       К транспортному комплексу США  относят транспорт общего пользования (ТОП) — железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских перевозок выполняет транспорт необщего пользования — грузовой транспорт промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные самолеты и т. п. Материально-техническая база транспортного комплекса — в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Однако надо отметить, что электрифицировано менее 1 % железнодорожной сети, есть участки железных дорог с плохим состоянием пути, на некоторых автомагистралях значительно изношено покрытие, нуждается в усилении или замене большое количество мостов, устарели гидротехнические сооружения на ряде внутренних водных путей.

     В сфере перевозок грузов доминирует железнодорожный транспорт (см.таблицу 3), а в пассажирских перевозках наибольшее значение имеют автомобильный и воздушный транспорт.[4,c.160]

     На  долю железных  дорог  приходится  около  1/3 внутренних грузоперевозок США. По  ним  следуют  с  запада  на  восток  руды металлов,  лес,  зерно,  а  в  обратном  направлении  -  машины   и  другие промышленные товары. Протяженность сети железных дорог США составляет  около 265 тыс. км. Железные дороги располагают более 21  тыс.  локомотивов (почти исключительно  тепловозов)  и  около   800   тыс.   грузовых   (в   основном четырехосных)  вагонов  средней  грузоподъемностью  порядка  70  тонн.  Парк пассажирских вагонов незначителен (2,4 тыс. единиц).

    Перевозки  промышленных  и   сельскохозяйственных   грузов,   а   также пассажиров   на   короткие   расстояния    осуществляются    преимущественно автомобилями. Численность парка  легковых  автомобилей  превышает  117  млн. единиц (преимущественно машины личного пользования), грузовых  -  44,8  млн. единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц. Густая сеть  автодорог  разных  классов покрывает страну и составляет около 6500 тыс.  км.  Некоторые  автодороги  - частная собственность, и за проезд по ним взимается плата.  Автомобильный  и авиационный  транспорт  перетянули  к  себе  почти  всех  пассажиров,  ранее ездивших в поездах.

    Хорошо развит трубопроводный  транспорт. Общая  длина   нефте-,  газо-  и продуктопроводов превышает 600 тыс. км.  Важнейшие  из  них  связывают  юго-западные штаты с городами Севера.

     Речной  транспорт  сохраняется  главным образом на реках Миссисипи. Около 1/3 речного  флота  составляют  танкеры  и наливные баржи; толкаемые составы  достигают  грузоподъемности  50  тыс.  т. Флот  Великих  озер  состоит  из  крупных  самоходных  судов,   которые   по грузоподъемности   близки   к   морским.   Большая    часть    этих    судов специализирована (рудовозы, лесовозы и др.). Значение самого старого, морского  транспорта  растет  с  увеличением трансокеанской  торговли  США.  Но  американский   флот   устарел   и   стал неэкономичным,  что  вместе  с  частными  кризисными  колебаниями  хозяйства вынуждает постоянно держать на приколе значительную часть судов. Половина морского грузооборота приходится  на  каботажные  перевозки. Немалая их доля,  как  и  внешнеторговых  перевозок  страны,  приходится  на Великие озера.

      Большое значение  имеет  воздушный   транспорт,  который  осуществляет регулярные рейсы между городами США, а также  в  другие  государства.  Почти 2/3 пассажиров,  прибывающих в США из-за  границы и покидающих  страну, пользуются самолетами. Регулярные авиалинии составляют 600 тыс. км.

     В 80-е годы транспортный комплекс США вступил в полосу новых качественных сдвигов в области техники и технологии перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления перевозочным процессом с использованием ЭВМ, микропроцессоров, волоконной оптики, лазеров, искусственных спутников Земли и пр. Важнейшим направлением повышения качества транспортных услуг становится внедрение системы перевозок «только в срок», с подачей грузов и подвижного состава с точностью до минут, что позволяет заказчикам обходиться без устройства дорогостоящих складов и сократить потребность в оборотных средствах. Транспорт все более превращается в органическую составную часть сложной производственно-транспортной системы, охватывающей всю экономику, что существенно повышает эффективность последней. Но развитие транспортного комплекса США отличается неравномерностью,  характерной  для  капиталистической системы хозяйства. В то время как одни, наиболее развитые, районы страны перенасыщены путями сообщения, в районах менее развитых ощущается их нехватка. Слабое развитие систем общественного транспорта во многих даже самых крупных городах США продолжает оставаться серьезной проблемой.[1,c.67]

     Весьма  сильный отпечаток на развитие транспортного  комплекса накладывает милитаризация  экономики США. Наращивание транспортного комплекса происходит под влиянием основных постулатов американской военной политики, диктующих необходимость повышения мобилизационных возможностей гражданского транспорта, ресурсы которого в случае кризисной ситуации или войны подлежат использованию в интересах вооруженных сил. В то же время отвлечение ресурсов на удовлетворение военных потребностей усугубляет трудности, развития общественного транспорта. 

3.Современное  состояние отраслей  промышленности США.

     Несмотря  на то, что главные экономические  приоритеты США связаны с наукоёмким и высокотехнологичным промышленным производством на основе опережающего развития транспорта, информационных технологий и телекоммуникаций, существенную роль в хозяйственном развитии страны продолжают  играть добывающие отрасли. Именно в этом секторе происходят освоение и разработка многочисленных месторождений полезных ископаемых, обеспечивается первичным сырьём и энергией материальное производство, развиваются дорогостоящие элементы базисной хозяйственной инфраструктуры, поддерживаются стабильный уровень благосостояния населения и экономическое развитие различных природных регионов страны. При этом американская экономика продолжает потреблять значительно больше первичного минерального сырья и энергии, чем другие развитые страны. [8,c.17]Для добывающих отраслей промышленности США характерны относительно крупные масштабы добычи и большое разнообразие видов используемого минерального сырья и топлива.

Информация о работе Развитие и размещение промышленного производства США, его экспортные возможности