Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:36, курсовая работа
Цель работы: определить роль промышленного производства в национальной экономике США, а также экспортные возможности этой страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить факторы, способствующие развитию промышленного производства на территории США;
2.Определить основные сферы промышленного производства США;
Введение………………………………………………………………………………………………...3
I.Основная часть:
1. Факторы экономического развития………………………………………………………………4-5
2.Промышленное производство…………………………………………………………………….5-6
2.1. Машиностроительный комплекс……………………………………………………………….6-8
2.2.Комплекс материалопроизводящих отраслей………………………………………………...9-10
2.3. Топливно-энергетический комплекс………………………………………………………...10-11
2.4.Комплекс по производству предметов потребления………………………………………..11-12
2.5.Агропромышленный комплекс……………………………………………………………….13-14
2.6.Транспортный комплекс……………………………………………………………………...15-17
3.Современное состояние отраслей промышленности США…………………………………..17-19
4.США-крупнейший в мире экспортер…………………………………………………………..19-21
5.Внешнеэкономические связи. Экономические отношения с Россией……………………………………………………………………………………………..21-22
II. Заключение……………………………………………………………………………………..23-24
III.Приложение…………………………………………………………………………………….25-30
Список используемой литературы…………………………………………………………………..31
Важное место в экономике страны занимают отрасли легкой промышленности, среди которых выделяются текстильная и особенно швейная и трикотажная, хотя темпы роста этих отраслей невысоки и их относительная роль в промышленном производстве снижается. В текстильной промышленности структура выпуска тканей после 2 мировой войны заметно изменилась – выросла доля тканей, вырабатываемых на основе искусственных и синтетических волокон, а также комбинированных тканей, составив почти половину всей продукции отрасли. В то же время производство хлопчатобумажных тканей сократилось в два с лишним раза, а производство шерстяных – почти в 8 раз. Следует подчеркнуть, что производство синтетических и искусственных волокон осуществляется на специализированных заводах, включаемых американской статистикой в состав химической промышленности, а выпуск тканей на их основе является собственно текстильным производством.[3,c.181]
Большое
развитие получила в США пищевкусовая
промышленность. Доля отрасли в условно-чистой
продукции обрабатывающей промышленности
страны составляет 12%. К важнейшим отраслям
пищевой промышленности США относятся
мясная, молочная, производство алкогольных
и безалкогольных напитков, консервная
и мукомольная. В связи с ростом цен на
продовольственные товары в США большое
внимание уделяют производству различного
рода заменителей натуральных продуктов,
а также наполнителей, панировочных и
ароматических веществ, добавляемых в
продукты питания. Развивается производство
замороженных пищевых продуктов (в том
числе закусок, национальных блюд, десертных
изделий, кремов и т.д.) и разнообразных
консервов. Размещение пищевой промышленности
по территории страны в целом отличается
относительной равномерностью. Крупные
города, как правило, являются и ведущими
центрами отрасли.
2.5.Агропромышленный комплекс
Важную роль в экономике США играет агропромышленный комплекс (АПК). Он включает отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства (I сфера), само сельскохозяйственное производство (II сфера), отрасли, обеспечивающие переработку и сбыт сельскохозяйственного сырья и произведенной из этого сырья продукции (III сфера), а также те отрасли производственной и социальной инфраструктуры, которые непосредственно воздействуют на создание этой продукции.
Производство условно чистой продукции в АПК увеличилось за период 1975-1986гг. (в текущих ценах) с 317,6 млрд дол. до 701,5 млрд дол., однако его доля в ВНП сократилась с 20,0 до 16,6%. Основной прирост производства условно чистой продукции приходился на несельскохозяйственные отрасли АПК, а их доля в условно чистой продукции всего комплекса возросла с 86,3 до 90,8%. [3,c.181]
Высокая степень интенсификации труда, острая внутриотраслевая и межотраслевая капиталистическая конкуренция, высокая капиталоемкость отраслей АПК, его масштабы и рост производительности труда позволили американским фермерам и предпринимателям обеспечить сравнительно высокий уровень сельскохозяйственного производства и производства продовольствия.
I сфера АПК. В 1984 году промышленность поставила в сельское хозяйство США средств производства и оказала услуг на сумму 119,3 млрд. долларов. Удельный вес этих затрат в структуре себестоимости всей сельскохозяйственной продукции составил 85,5%.
Важную роль в I сфере АПК США играют отрасли сельскохозяйственного машиностроения, сельскохозяйственной химии, комбикормовая промышленность и семеноводство.
II сфера АПК. В товарной продукции отрасли 2/3 составляют продукты животноводства. Значительная часть выращиваемых в стране культур идет на корм скоту. Большинство фермеров ведет хозяйство, специализируясь на определенных культурах или видах животноводства. При выборе специализации учитываются как экономическая потребность, так и микроособенности природных условий, что помогает снизить себестоимость производства.
Профиль растениеводства в США в первую очередь определяют зерновые культуры, которые занимают 2/3 всех площадей. Главная продовольственная культура - пшеница, но кормовых культур (кукуруза, сорго) собирают значительно больше. Среди масличных культур ведущее место принадлежит соевым бобам, сбор которых в последние десятилетия сильно вырос. Они используются и в пищу (в виде соевого масла), и на ком скоту. Среди волокнистых культур особую роль играет хлопчатник, который в XIX веке был главной статьей экспорта. Среди сахароносных культур примерно одинаковое место занимают сахарная свекла и сахарный тростник. Очень велика роль фруктов и овощей.
Профиль животноводства США, прежде всего, определяет разведение крупного рогатого скота как молочного, так и мясного направления. Широко распространено также разведение свиней и домашней птицы. Производство мясных цыплят (бройлеров) - наиболее индустриализированная отрасль сельского хозяйства США, которую можно рассматривать скорее как отрасль промышленности, расположенную в сельской местности.
III сфера АПК. В III сферу АПК
включают пищевую и
Роль III сферы в АПК США стабильно увеличивается практически по всем показателям. Особенно существенно активизировалась деятельность компаний пищевой промышленности, а также фирм, занятых в розничной торговле и в системе общественного питания.
Агропромышленный комплекс США способен полностью удовлетворить потребности населения в продовольствии, но высокие цены, по которым монополии сбывают фермерскую продукцию, оказываются непосильными для большей части трудящихся американцев. [10]
В
целом в развитии АПК США отчетливо проявляется
его подчинение крупному монополистическому
и финансовому капиталу. Немаловажную
роль в формировании направлений и масштабов
развития АПК играет государство, деятельность
которого осуществляется в настоящее
время в следующих областях развития агропромышленного
комплекса: создание благоприятных условий
для развития производственной инфраструктуры
в сельской местности, регулирование инвестиционного
процесса в сельском хозяйстве и связанных
с ним отраслях через правительственные
программы поддержания доходов и цен на
сельскохозяйственную продукцию, регулирование
сферы переработки и сбыта сельскохозяйственного
сырья и продовольственной продукции
через государственную систему информации,
государственную инспекцию и систему
общенациональных стандартов, регулирование
и формирование спроса на продовольственную
продукцию внутри страны, политика стимулирования
экспорта сельскохозяйственной продукции.
2.6.Транспортный комплекс.
США располагают наиболее развитым в капиталистическом мире транспортным комплексом, играющим важную роль в экономической и социальной жизни страны. Развиваясь под воздействием производства, транспорт, в свою очередь, сам оказывает влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. Развитие транспорта, в особенности автомобильного, оказало существенное влияние на системы расселения, породив бурный процесс субурбанизации, а также отразилось на уровне и самом образе жизни американцев, резко повысив мобильность населения вплоть до появления прослойки постоянно живущих в передвижных домах — трейлерах. На долю транспорта приходится около 25% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60% всего потребления жидкого топлива. Основной капитал транспорта оценивается (без стоимости земли, в постоянных ценах 1972 г.) примерно в 1 трлн дол.
К транспортному комплексу США
относят транспорт общего
В сфере перевозок грузов доминирует железнодорожный транспорт (см.таблицу 3), а в пассажирских перевозках наибольшее значение имеют автомобильный и воздушный транспорт.[4,c.160]
На долю железных дорог приходится около 1/3 внутренних грузоперевозок США. По ним следуют с запада на восток руды металлов, лес, зерно, а в обратном направлении - машины и другие промышленные товары. Протяженность сети железных дорог США составляет около 265 тыс. км. Железные дороги располагают более 21 тыс. локомотивов (почти исключительно тепловозов) и около 800 тыс. грузовых (в основном четырехосных) вагонов средней грузоподъемностью порядка 70 тонн. Парк пассажирских вагонов незначителен (2,4 тыс. единиц).
Перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров на короткие расстояния осуществляются преимущественно автомобилями. Численность парка легковых автомобилей превышает 117 млн. единиц (преимущественно машины личного пользования), грузовых - 44,8 млн. единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц. Густая сеть автодорог разных классов покрывает страну и составляет около 6500 тыс. км. Некоторые автодороги - частная собственность, и за проезд по ним взимается плата. Автомобильный и авиационный транспорт перетянули к себе почти всех пассажиров, ранее ездивших в поездах.
Хорошо развит трубопроводный транспорт. Общая длина нефте-, газо- и продуктопроводов превышает 600 тыс. км. Важнейшие из них связывают юго-западные штаты с городами Севера.
Речной транспорт сохраняется главным образом на реках Миссисипи. Около 1/3 речного флота составляют танкеры и наливные баржи; толкаемые составы достигают грузоподъемности 50 тыс. т. Флот Великих озер состоит из крупных самоходных судов, которые по грузоподъемности близки к морским. Большая часть этих судов специализирована (рудовозы, лесовозы и др.). Значение самого старого, морского транспорта растет с увеличением трансокеанской торговли США. Но американский флот устарел и стал неэкономичным, что вместе с частными кризисными колебаниями хозяйства вынуждает постоянно держать на приколе значительную часть судов. Половина морского грузооборота приходится на каботажные перевозки. Немалая их доля, как и внешнеторговых перевозок страны, приходится на Великие озера.
Большое значение имеет воздушный транспорт, который осуществляет регулярные рейсы между городами США, а также в другие государства. Почти 2/3 пассажиров, прибывающих в США из-за границы и покидающих страну, пользуются самолетами. Регулярные авиалинии составляют 600 тыс. км.
В 80-е годы транспортный комплекс США вступил в полосу новых качественных сдвигов в области техники и технологии перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления перевозочным процессом с использованием ЭВМ, микропроцессоров, волоконной оптики, лазеров, искусственных спутников Земли и пр. Важнейшим направлением повышения качества транспортных услуг становится внедрение системы перевозок «только в срок», с подачей грузов и подвижного состава с точностью до минут, что позволяет заказчикам обходиться без устройства дорогостоящих складов и сократить потребность в оборотных средствах. Транспорт все более превращается в органическую составную часть сложной производственно-транспортной системы, охватывающей всю экономику, что существенно повышает эффективность последней. Но развитие транспортного комплекса США отличается неравномерностью, характерной для капиталистической системы хозяйства. В то время как одни, наиболее развитые, районы страны перенасыщены путями сообщения, в районах менее развитых ощущается их нехватка. Слабое развитие систем общественного транспорта во многих даже самых крупных городах США продолжает оставаться серьезной проблемой.[1,c.67]
Весьма
сильный отпечаток на развитие транспортного
комплекса накладывает
3.Современное состояние отраслей промышленности США.
Несмотря
на то, что главные экономические
приоритеты США связаны с наукоёмким
и высокотехнологичным
Информация о работе Развитие и размещение промышленного производства США, его экспортные возможности