Природный потенциал Красноярского края в развитии туризма в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Туризм как межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта, и в ближайшие годы станет наиболее важным ее фактором.
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм — это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого — обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом

Содержание

Содержание

Введение 3
Глава 1. Природный потенциал Красноярска и его окрестностей в развитии туризма в регионе
5
1.1. Заповедник «Столбы» 5
1.2. Геологические, палеонтологические памятники 7
Глава 2. Природный потенциал Красноярского края в развитии туризма в регионе
13
2.1.Лесосибирск, Енисейск, Туруханск 13
2.2. За полярным кругом 24
Заключение 31
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Природный потенциал Красноярского края в развитии туризма в регионе.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Горные  хребты, сжимающие Нижнюю Тунгуску по обоим берегам, отступают только у самого устья. В семи километрах от устья, знаменитый на весь Енисейский Север, водоворот, на сибирском наречии «улово». Улово имеет собственное имя «Корчага». За «Корчагой» укрепилась мрачная слава. В большую воду посреди реки бешено вращается покрытая пеной гигантская воронка. «Корчагу» слышно издали, рокот, глухой и беспрерывный, стоит над рекой. Словно на дне вращаются жернова огромной мельницы. Или подводный владыка ворочает огромные камни. Не однажды «Корчага» стремительно втягивала в свой зев лодки, плоты, илимки. Потом далеко за селом всплывали жалкие останки лодок, бревна с расщепленными концами и ободранной корой. Новичкам на Нижней Тунгуске иногда показывают прожорливость «Корчаги». Для этого с берега выше ее, сталкивают занесенные половодьем огромные лесины с корнями и ветками. «Корчага» выпускает отполированные гладкие бревна без сучков, без коры, без корней. Когда через «Корчагу» буксир ведет караван барж, кажется, что кто-то снизу ухватил его и дальше не пускает. Начинают рыскать баржи, их таскает из стороны в сторону. Только искусным судоводителям удается с ходу преодолеть «Корчагу» [3]. 

     2.2. За полярным кругом 

     За  устьем Курейки начинается сравнительно небольшой административный район, подчиненный Игарскому исполкому. В пределах района много рек и озер. Он лежит в зоне северной лиственничной тайги. Лиственницы на каменистых почвах растут тонкими и хилыми. Промышленного значения для лесного хозяйства северная тайга не имеет. Она главным образом несет защитные функции, став преградой на пути ледяного дыхания Арктики и служит естественным регулятором водозапасов.

     В тайге обитают дикий северный олень, лось, бурый медведь, волк, росомаха, лисица, песец, белка, много ондатры, на юге района соболь. Крупная боровая дичь — глухарь, тетерев, рябчик, на севере — куропатка. В водоемах гнездится масса перелетных водоплавающих птиц —гуси, утки, гагары. В тайге растет брусника, черника, клюква, морошка. Климат — резко-континентальный. Зима суровая, морозная с сильными ветрами и частыми пургами. Морозы нередко достигают минус 50°, лето сухое, короткое, относительно жаркое с температурой плюс 20—30°. Район расположен по обе стороны Северного Полярного круга. Летом 52 дня — с 27 мая по 19 июля — нет ночи, солнце почти не заходит за горизонт. Зимой, с 10 декабря по 3 января, 25 суток продолжаются сумерки [4].

     В шести километрах севернее устья  реки Курейки, по долине реки Калинкиной и ее устью проходит Северный Полярный круг.

     Граница Полярного круга находится па широте 66°33'. Вблизи Полярного круга полной полярной ночи фактически не "бывает, так как свет  скрытого за горизонтом светила рассеивается атмосферой, и поэтому в середине дня здесь также наблюдаются более или менее слабые сумерки.

     К встрече с Северным Полярным кругом готовятся с первого дня путешествия  по Енисею. И если даже она происходит глубокой ночью, ни один из пассажиров в ожидании торжественной минуты не уйдет с палубы. Но кто может  описать горечь разочарования и глубину растерянности людей, так ничего и не увидевших на пустынном берегу? При пересечении Полярного круга нет никакого памятного знака: ни каменного обелиска, ни деревянной пирамиды, пи простого столба.

     А он должен быть обязательно! Такой знак несет большой эмоциональный заряд, он свидетельствует о величии просторов нашей страны. Как же не пометить границу Заполярья на Енисее, столь оживленной дороге в Арктику! Пересекший ее путешественник уже оказывается в Арктике, именно здесь ее начало.

     За  Северным Полярным кругом, на 52 км от устья Курейки, на высоком левом берегу стоит большое село Ермаково. Но в нем сейчас очень мало жителей. Село сильно выросло на рубеже 40—50-х годов.

     В 20 км ниже Ермакова Енисей устремляется строго на Север, а еще через 25 км начинается пятидесятикилометровая цепь островов. В конце ее русло реки резко расширяется. Последний остров Самоедский образует дугообразную, очень удобную протоку, имеющую большие глубины и надежно защищенную от северных ветров. Сюда беспрепятственно заходят океанские суда любой осадки. Здесь волею советских людей сооружен первоклассный морской и речной порт и выстроен первый советский заполярный город в Сибири — Игарка.

     В первые месяцы жизни Игарки мерзлота причинила много серьезных неприятностей  строителям и населению. Жилые дома и цехи предприятий вскоре начинали перекашиваться, оседать. В мерзлом состоянии грунт тверд, как скала, и выдерживает мгновенную нагрузку до 100 кг на один квадратный сантиметр.

     Вечная  мерзлота — великолепный естественный холодильник, многие тысячи лет работающий безотказно. Продукты в вечной мерзлоте хранить можно очень долго. В Игарке на глубине 10 метров вырублен стометровый туннель с боковыми хранилищами — камерами, объемом до 150 кубометров каждая. Такие естественные холодильники или морозильные склады, оборудованные лифтами-подъемниками, освещенные электричеством, сейчас имеются на многих заполярных рыбозаводах и в торгующих организациях.  В них хранится рыба, мясо, все продовольственные товары.

     Таймыр  вообще своеобразный холодильник ископаемых растений и животных. Тут не раз находили прекрасно сохранившихся мамонтов, десятки тысяч лет пролежавших в вечной мерзлоте. Раскопки вечной мерзлоты дают точные научные данные о животном мире древности, законах его эволюции, о геологическом строении почвы, о климатических изменениях в истории планеты, о катастрофах, постигавших ее в разные периоды.

     В туннеле подземной лаборатории Игарской мерзлотной станции есть вмерзшие в стены стволы деревьев. Это очень древние лиственницы. Их возраст — более 30 тысяч лет — определен радиоизотопным методом.

     Еще в 1938 году ученый-мерзловед М. И. Сумгин предложил создать в вечной мерзлоте на глубине десятков метров музей-холодильник, назвав его «музеем вечности». На наших глазах исчезают некоторые редкие представители фауны и флоры, они могут исчезнуть навсегда, бесследно, как исчезли мамонты и морские коровы, бескрылые голуби и лесные туры. В вечной мерзлоте можно создать музей-памятник, сохранив в нем для далеких потомков на многие тысячелетия нынешних животных и растения.

     Такой небольшой, почти кустарный музей  открыли в 1963 году. Древние лиственницы—первые экспонаты подземного музея. Потом  заморозили песцов, куропаток, рыб, растения и положили между двумя отполированными как стекло вертикальными пластинами льда. В полу камеры-музея под прозрачной глыбой льда замуровали подшивку центральных газет за 9 мая 1945 года с завещанием вскрыть через сто лет. Однако через несколько лет ледяные пласты стали мутнеть от дыхания посетителей. Пришлось их заменить органическим стеклом, а натуральные экспонаты — чучелами до тех времен, пока не будет создан капитальный музей на основе последних достижений науки и техники.

     Чуть  ниже устья Хантайкп (южной границы  округа) видны развалины старинного селения, основанного в 1607 году мангазейскими казаками на пути продвижения к Северному Ледовитому океану. Хантайка — бурная и порожистая горная река, самый значительный правый приток Енисея от Игарки до Енисейского залива. Это последний дар Енисею от скалистых гор Средне-Сибирского плоскогорья. В верховьях Хантайку называют Китобо-Чаякита, она протекает через озера Кутарамакан и Хантайское. Левый берег образован высокой горной цепью — хребтом Миддендорфа, к северо-востоку уходят его отроги— Норильские горы. Как и на многих сибирских реках, на Хантайке есть свой самый главный и самый грозный— Большой порог (62 км от устья) [11].

     Здесь все было необычно и впервые: тундра, вечная мерзлота, необузданный нрав реки, свирепые пурги и жестокие морозы, доходившие до минус 58—60°. При такой температуре не выдерживают стальные ковши экскаваторов. Было решено машинный зал разместить в монолитной скале, вырубив под него высокий грот и многометровый туннель в глубине горы. 30 октября 1967 года завершилось перекрытие Хантайки.

     На 257 км от Игарки и на 2028 от Красноярска справа в Енисей впадает небольшая река Дудинка. В лето 1610 года Кондратий Курочкин, мореход и купец, проведывал морской ход Ледовитым океаном из Енисея в Белое море, в земли поморские. Уже тогда он отмечал, что низовья Енисея понемногу заселяли русские промышленные люди. И Кондратий Курочкин со своими людьми поставил у устья Дудинки промысловое зимовье.

     Такого  ледохода, как на Енисее в районе Дудинки, нет во всей Сибири. В межень обычно ширина Енисея здесь около трех километров. А в паводок он разливается, как океан. Левого берега не видно и в бинокль. Высоко па берегу стоит легкое и светлое двухэтажное здание с башенкой наверху. Это речной вокзал, и пассажиры часто сетуют, что уж очень далеко ушел он от причалов. Но в паводок Енисей плещется на его крыльце и оставляет на нем двухметровой толщины льдины.

     Ни  один турист, побывавший в Дудинке, не уедет отсюда, не познакомившись с жемчужиной Заполярья — Норильском.

     У истоков этого города стоит геолог Николай Николаевич Урванцев. Летом 1919 года в Дудинку прибыла первая советская научная экспедиция. Она была совсем небольшой: два топографа, двое рабочих и ее молодой руководитель, выпускник Томского технологического института Николай Николаевич Урванцев. Партия сразу же приступила к энергичному поиску.

     В 1868 году предприимчивый дудинский купец Сотников сделал первую попытку промышленной разработки месторождения. Он купил у Дудинского священника ветхую церквушку и разобрал ее на кирпич, чтобы у подножия горы Рудной соорудить примитивную медеплавильную печь с использованием местных углей.

     Разведанные месторождения дали основание для  постановки вопроса о строительстве  медеплавильного завода. В геологический  комитет было представлено подробное  и обоснованное заключение. Тем временем Н. Н. Урванцев всю зиму занимался картографированием и топографической съемкой. Им была составлена карта реки Норильской от истоков до впадения в озеро Пясино [13].

     Норильчане  научились обращению с мерзлотой и даже заставили служить ее людям. Пробуривается в вечной мерзлоте скважина до 12 метров глубиной, в нее закачивается глинистый раствор и погружается железобетонная свая. Пульпа заполняет все пустоты и намертво цементирует сваи с землей. На таких сваях строят не только жилые дома, но и цеха металлургических заводов. Свайное строительство основано на принципе сохранения вечной мерзлоты, ее усилении и консервации.

     Самый северный промышленный город планеты раскинулся в широкой котловине, в окружении гор: Рудной, Шмидта, Барьерной, Надежды. На их склонах расположены шахты, разрезы, рудники, цехи обогатительной фабрики, некоторые мастерские. У подножия гор — огромные корпуса заводов.

     Норильск  — это город при комбинате. Он обязан ему своим рождением  и небывалым стремительным ростом, своим прошлым, настоящим и будущим. Норильский горно-металлургический комбинат—это еще и своеобразная колоссальная промышленная лаборатория. Здесь разрабатывается совершенно новая технология металлургии благородных и цветных металлов. Тут рождаются современные машины и механизмы для прогрессивных методов ведения горных работ. Здесь собственный научный центр ведет напряженную исследовательскую работу в самом широком диапазоне проблем.

     Норильское  бюро путешествий организует постоянные выезды трудящихся на турбазу озера Лама. Там раздолье рыбакам. По запасам ценной рыбы озеро Лама превосходит любую зону отдыха в стране. Организуются вылеты рыбаков на озеро живописного плато Сыверма. Норильчане путешествуют и по Енисею на остров Диксон маршрутными туристскими теплоходами, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Природа - естественный ресурс, живой и мощный, способный изменить даже закосневшее мировоззрение взрослого человека.

     Главное, что необходимо нашему региону для дальнейшего продвижения как туристского центра, для удобства путешествующей части населения края и для гостей нашей территории,—это туристский информационный центр с представительствами в аэропорту и на железнодорожном вокзале, техническая и информационная оснащенность которого позволит в кратчайшие сроки получить максимально полную необходимую информацию. Подобные центры уже существуют в Москве и Санкт-Петербурге.

Информация о работе Природный потенциал Красноярского края в развитии туризма в регионе