Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:26, реферат
Россия - страна, богато наделенная самыми разнообразными природными ресурсами. По запасам многих из них России принадлежит первое место в мире. Зарубежные путешественники, ученые и дипломаты издавна восхищались сказочными богатствами российских недр. Главное богатство России - это щедрая природа: бескрайние леса, поля, моря. Это ее регионы, каждый из которых играет свою незаменимую роль в жизни страны, давая ей кто нефть и газ, кто машины и научные открытия. Именно об этих богатствах России, опираясь на которые она способна выстоять в нелегкие годы написана моя работа.
Реализация мероприятий в рамках этих основных направлений требует немалых финансовых, трудовых, организационных затрат и возможна лишь при усилении государственного вмешательства в экономическую жизнь. Необходимость усиления роли государства в экономической жизни подтверждает мировой опыт, Если в начале XX в. удельный вес государственных расходов в ВВП в промышленно развитых странах составлял 10—12%, то в конце минувшего столетия он увеличился до 45,8%. В настоящее время при помощи бюджета государство перераспределяет от 30% ВВП в США, половины — в Германии, Франции до двух третей ВВП в Швеции, В большинстве развитых стран государство заметно укрепило свои позиции не только в социальной сфере, но и в экономической жизни. Активно используя бюджетные, кредитно-финансовые, налоговые, таможенные и иные рычаги, оно получило возможность эффективно воздействовать на процессы производства и потребления ресурсов. Примеры рациональной политики государственного вмешательства в обеспечение устойчивого развития экономики путем совершенствования ее энергетической составляющей можно сегодня наблюдать как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Так, правительство Дании запретило строить электростанции, работающие на угле; правительство Германии провело налоговую реформу, снизив ставки подоходного налога и повысив налог на энергию; подобную "экологизацию" налоговых систем провели в 90-е гг. правительства Скандинавских стран и Нидерландов, отменив субсидии "экологически грязным" отраслям; правительство Коста-Рики планирует к 2010 г. производить всю электроэнергию, используя возобновляемые источники.
Необходимость укрепления роли государства в экономике становится все более очевидной, в частности по мере расширения спектра глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию. Человечество, чтобы не погибнуть, просто вынуждено вести контроль над производством и потреблением. Нельзя не признать правомерность утверждений многих известных западных ученых о том, что, функционируя в основном в соответствии с краткосроч ными интересами, рынок плохо приспособлен к действиям, имеющим перспективную направленность, затрагивающим интересы будущих поколений, и что в условиях постиндустриального общества возрастает роль правительства в регулировании воспроизводства в масштабах всего социального организма, а также роль процессов планирования.
В России укрепление регулирующих функций государства представляется тем более актуальным. Из-за своего экономического и геополитического положения Россия не может долгое время выполнять сырьеобеспечивающую функцию мирового хозяйства в том объеме, в котором она делает это сегодня. Это очевидное обстоятельство было учтено в заявленном российским правительством курсе на переход от сырьевой ориентации экономики к инновационному развитию. Однако официальный взгляд на развитие инноваций по-прежнему ориентирован на неолиберальные концепции. Большинство же жизненно важных для России инноваций необходимо даже не столько для гармонизации, сколько для выживания страны (производство качественных и доступных населению продуктов питания и лекарств, строительство жилья и дорог, ресурсосбережение, обеспечение коммуникаций и повышение безопасности техносферы), и на передний план выходят не столько рыночные характеристики, сколько безопасность, долговечность, ремонтопригодность новых образцов. Надежным заказчиком таких инноваций может и должно выступить государство (при условии, если оно работает не только на расширение и обогащение собственного аппарата, но учитывает интересы большинства народа). Активизацию роли государства в хозяйственной жизни следует рассматривать не как альтернативу рынку, а скорее как условие, придающее ему более цивилизованный характер, позволяющее ему функционировать эффективно и конкурентно, обеспечивающее включение России в русло современных мирохозяйственных процессов на правах полноправного участника мирового цивилизационного развития.
Вывод:
уже в меньшей степени мир
зависит от энергоресурсов, чем раньше,
обозначены тенденции перехода к
новым видам энергии, в том
числе и альтернативным. Однако сейчас
всё более очевидно, что рынок
не в состоянии решить проблемы,
связанные с рациональным использованием
ресурсов, и, следовательно, необходимо
государственное регулирование
экономик стран мира.
Роль
России в усилении
эффективности использования
природных ресурсов
Рассматривая
сырьевую составляющую мирового хозяйства
в свете концепции устойчивого
развития, нельзя не остановиться на роли
России в реализации этой стратегии
мирового прогресса. В настоящее
время затихли характерные для
90-х гг. дискуссии по поводу целесообразности
включения или невключения
В этой связи весьма спорными представляются прогнозы развития мирового сообщества в XXI столетии, в которых странам—экспортерам сырья отводится место "на задворках" мировой цивилизации. Нельзя, например, безоговорочно согласиться с модельным видением будущего мировой экономики известного футуролога О. Тоффлера. По его мнению, с вступлением человечества в середине XX в. в эру информационных технологий (наступлением "третьей волны") позиции стран—производителей сырья ослабли и будут неизменно ослабевать в XXI столетии. Этим странам Тоффлер отводит место у подножья мирохозяйственной пирамиды. Страны—экспортеры готовой продукции, использующие дешевую рабочую силу, будут занимать промежуточное положение. На вершине пирамиды окажутся страны, у которых главным экономическим ресурсом будет информация и знания. При этом, характеризуя положение в европейских странах, О. Тоффлер утверждает, что Европа практически не имеет высокотехнологичных компаний мирового масштаба, что "руководители ЕС драматически недооценивают значение информатики", а Европейская комиссия до сих пор продолжает концентрировать свои усилия на проблемах промышленного развития, не интересуясь будущим информационной экономики. Далее Тоффлер вполне убедительно аргументирует тезис об абсолютном лидерстве США в области науки, информатики и новейшей технологии, тем самым подготавливая общественное мнение к признанию правомерности и неоспоримости функционирования в XXI в. сложившейся мирохозяйственной пирамиды, на вершине которой будут находиться информационные ТНК и другие действующие в планетарных масштабах субъекты, альянсы или "созвездия организаций, которые будут сталкиваться между собой во все более сложной, быстрой, совершенной и абстрактной технологической борьбе".
Модельное видение О. Тоффлером будущего мировой экономики, которое мало чем отличается от нынешнего международного экономического порядка, следует скорее рассматривать как научное обрамление авторских пожеланий, чем учитывающий экономические реалии научно обоснованный прогноз.
В новом столетии, однако, в этой модели, скорее всего, произойдут не только структурные, но и принципиальные изменения. Необходимые и достаточные условия этих изменений проявляются все более отчетливо. Во-первых, уже в 90-е гг. эта система мирохозяйственного устройства начала давать сбой, проявлением которого явились финансовые кризисы в ряде стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Во-вторых, лидерство США в новейших технологиях, информации и знаниях не является абсолютным и вечным. И в этом убеждают не только сентябрьские события 2001 г. в США, но и современные тенденции развития отдельных стран и регионов мира. Уже в первые десятилетия XXI в., не говоря о более отдаленной перспективе, целый ряд государств (например, Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии, Индия и др.) способны осуществить прорыв в области фундаментальных и прикладных исследований, что может привести к смещению центра тяжести мировой экономики в АТР, изменению направлений и характера мирохозяйственных потоков. В-третьих, введение евро дало хороший шанс Европейскому Союзу в конкуренции с США за экономическое пространство. В то время как темпы роста экономики США угрожающе падают, экономика Европы находится на подъеме. В-четвертых, исходную посылку О. Тоффлера, согласно которой на вершине мирохозяйственной пирамиды в XXI в. будут находиться ТНК, "созвездия организаций", страны, у которых главным экономическим ресурсом будет информация и знания, можно принять как необходимое, но отнюдь нельзя рассматривать как достаточное условие, гарантирующее лидерство в глобализирующемся мире.
Можно оспаривать конструктивность классического определения "устойчивое развитие", принадлежащего комиссии Г.Х. Брундтланд: это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Но бесспорным представляется огромной вклад, который вносит Россия в предотвращение последствий ликвидационного характера современного механизма реализации экономического и технического прогресса человеческой цивилизации и в придание мировому сообществу устойчивого развития. Являясь важнейшей составляющей устойчивого развития современной цивилизации, Россия вправе рассчитывать на надлежащую компенсацию издержек, которые она несет, выполняя жизненно важные для мирового сообщества функции.
Разработка этого вопроса и постановка его в рамках мирового сообщества представляется особенно актуальным в нынешних условиях развертывания процессов глобализации, иудаизации, коммерциализации экономических отношений, закрепления в научном и общественном сознании значительной части населения мира необходимости воплощения в жизнь концепции устойчивого развития. Научные изыскания в этом направлении создадут благоприятные предпосылки для разработки учитывающей современные мирохозяйственные процессы и российские реалии концепции перехода России к устойчивому развитию, сочетающей текущую политику "латания дыр" и "ликвидации последствий" с решением проблем стратегического, глобального характера. Однако надо отдавать отчет в том, что успешное решение этой проблемы зависит не только и не столько от квалифицированной работы специалистов и ученых-теоретиков над ее постановкой, обоснованием, схемами и расчетами, предложениями путей, методов, этапов ее реализации и т.п., сколько от политической воли руководства страны и прежде всего от обеспечения экономического подъема России и повышения ее авторитета в мировом сообществе. Не впадая по этому поводу в пессимизм, следует высказать убеждение, что Россия не утратила шанс занять более комфортную нишу в современной мировой цивилизации, сохранив при этом политическую независимость, национальную самобытность и культурные традиции.
Будущее России многим видится по-разному: она может и остаться сырьевым придатком запада, что вызывает у любого русского человека негодование, а может и перейти на более высокий этап экономического развития и вернуть былое могущество. От того, по какому пути пойдёт Россия, зависит баланс сил на Земле, а может и вся история человечества!
V. Заключение.
Подойдя к заключению своей работы, мне
хотелось бы сказать, что в любом случае
природные ресурсы не беспредельны и не
вечны. Это делает необходимым постоянную
заботу об их сохранении и воспроизводстве.
Для этого существуют следующие основные
условия.
* Во-первых, необходимо бережно, рационально
использовать то, что человеку дает природа
(в особенности в отношении невосполнимых
ресурсов).
* Во-вторых, там, где это доступно, следует
принимать действенные меры к восполнению
природных ресурсов (восстанавливать
и повышать естественное плодородие земли,
осуществлять лесопосадки, воспроизводить
запасы водоемов).
* В-третьих, следует максимально использовать
вторичное сырье и прочие отходы производства.
* В-четвертых, необходимо всемерно поддерживать
экологическую чистоту производства и
природопользования.
Информация о работе Природно-ресурсный потенциал мировой экономики