Природное и культурное наследие Сергачского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы – изучить и рассмотреть природное и культурное наследие Сергачского района, и возможно выявить меры по их сохранению.
Задачи:
1. Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2. Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия.
3. Изучение инновационных методов охраны культурного наследия .

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Теоретические основы изучения природного и культурного
наследия.
Понятие о природном и культурном наследии………………………….. 3
Виды природного и культурного наследия……………………………… 6
Природное и культурное наследие в туризме…………………………… 11
Выводы по первой главе……………………………………………………. 13
Глава 2. Природное и культурное наследие Сергачского района.
2.1 Общая характеристика Сергачского района……………………………… 14
2.2 Объекты природного и культурного наследия…………………………… 21
2.3 Паломнический маршрут города Сергача……………………………….... 29
Выводы по второй главе…………………………………………………….. 33
Заключение………………………………………………………………….. 34
Список литературы…………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 1.66 Мб (Скачать)
 

    Содержание:

Введение………………………………………………………………………… 2

Глава 1. Теоретические основы изучения природного и культурного

наследия.

    1. Понятие о природном и культурном наследии………………………….. 3
    2. Виды природного и культурного наследия……………………………… 6
    3. Природное и культурное наследие в туризме…………………………… 11

Выводы по первой главе……………………………………………………. 13

Глава 2. Природное и культурное наследие Сергачского  района.

2.1 Общая характеристика  Сергачского района……………………………… 14

2.2 Объекты природного  и культурного наследия…………………………… 21

2.3 Паломнический маршрут города Сергача……………………………….... 29

Выводы по второй главе…………………………………………………….. 33

Заключение………………………………………………………………….. 34

Список литературы…………………………………………………………...35 
 

 

    Введение.

    Культурное  и природное наследие относятся  к бесценному и невосполнимому достоянию  не только каждого народа мира, но и  всего человечества в целом. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения уменьшает наследие всех народов мира. В силу присущих им исключительных достоинств некоторые  объекты этого наследия могут  быть отнесены к разряду выдающегося  мирового достояния, и в качестве таковых заслуживают особой защиты от все возрастающей угрозы их существованию.

    Актуальность  исследования состоит в том,памятники  природы, истории и культуры составляют весомую долю в культурном и природном  наследии мира, вносят важнейший вклад  в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в  целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим  поколениям.

    Объектом  исследования в данном случае являются памятники истории, культуры и природы  Сергачского района.

    Предметом исследования являются современное  состояние памятников природного и  культурногонаследия.

    Цель  этой работы – изучить и рассмотреть  природное и культурное наследие Сергачского района, и возможно выявить  меры по их сохранению.

    Задачи:  
1.     Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.  
2.     Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия.  
3.     Изучение инновационных методов охраны культурного наследия .

    Любые потери наследия неизбежно отразятся  на всех областях жизни нынешнего  и будущих поколений, приведут к  духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации. 
 
 
 

    Понятие о природном и  культурном наследии.

    Среди множества факторов и условий  жизни людей на протяжении всей их истории особую роль играет природное  и культурное наследие. Исходя из современных  тенденций в развитии природы  и общества, можно предположить, что значимость наследия для судеб  цивилизации будет не просто важной, но и определяющей для будущего.

    Восприятие  этого положения как аксиомы  развития всё шире пронизывает современное  человеческое общество на всех его  уровнях – от личностного до цивилизационного. В этих условиях совершенно необходимой  становится координация всех слагаемых  политики в сфере наследия. В том  числе тех, чьё появление вызвано  новейшими процессами экологизации и гуманизации современного общества, затрагивающими феномен наследия.  
 
      Наследие — это ценности окружающей нас природной среды и ценности «второй природы» — культуры людей, обычно представленные в памятниках природы, истории и культуры, как материальных, так и нематериальных.

   Памятник  всемирого наследия – памятник культуры (иногда даже целые города, например Котор в Югославии) или уникальные по свойствам природные территории ( природный памятник, который седует отличать от памятника природы),включённые в международный Список (памятников) всемирного наследия (ЮНЕСКО). Как правло, является особо охраняемой природой территорией национального значения. Хронологически первым (в 1978 г.) в Список были влючены: национальны заповедник Наханни (Канада),биосферный заповедник Галапагасские острова (Эквадор),Сыльенский национальнй парк (Эфиопия) и Йеллоустонский национальный парк (США). В 1987 г. Список включает 247 культурных и природныхобъектов.

   Совокупность  природных и культурных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и  иного свойства, способных вызвать  туристский интерес, является туристскими ресурсами - национальным наследием государств. Любой регион содержит следующие виды уникальных исторических территорий: древние малые города с богатым историческим прош-лым; усадебные и дворцово-парковые комплексы; монастырские комплексы. Организация уникальных исторических территорий предпо-лагает сочетание возрождения и развития традиционных форм деятельности, сформировавших исторически эти тер-ритории, с инновационными видами - туризмом, сельскохо-зяйственным и промышленным производством. Новые виды деятельности должны дополнять, но не подавлять сложив-шиеся природные, хозяйственные и социокультурные про-цессы. В основу современного освоения уникальных исто-рических территорий должны быть положены историчес-кий, экологический и ландшафтный принципы.

   Природное наследие – (по законодательству РФ ) - природные памятники, состоящие из физических и биологических образований или групп таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

   - геологические  и физиографические образования  и точно ограниченные зоны, представляющие  ареал подвергающихся угрозе  видов животных и растений, имеющих  выдающуюся универсальную ценность  с точки зрения науки или  консервации; 

   - природные  достопримечательные места или  строго ограниченные природные  зоны, имеющие выдающуюся универсальную  ценность с точки зрения науки,  консервации или природной красоты. 

   Культурное  наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п.

   Новым в вышеприведенном определении  является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и  другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии, религиозные  обряды и ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.

   В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и  парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности - приусадебные участки; в  старинных усадьбах и монастырях - ландшафтные рукотворные пейзажные  парки и сады. Нарушение исторического  ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

   Для культурных комплексов, также как и для  природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

   Надежность комплексов обусловливаются двумя факторами:   устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

   Емкость культурного и природного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

   Наследие  выполняет 2 основные функции: с одной  стороны, воспи-тательную и культурную (формирование национального менталитета, сохранение самосознания населения, воспитание патриотических чувств к своей "малой  родине"), с другой стороны - экономическую (раз-витие территории, создание рабочих  мест), что способствует социаль-ному и духовному развитию населения. Двойственна и коммерческая роль наследия. Это не только экономическое  и социальное развитие территории, вклад в решение экологических  проблем, но и поддержка, сохранение самих объектов наследия, повышение  их роли в развитии туризма, рекреации  путем усиления рекреационной привлекательнос-ти (реклама, развлечения, инфраструктура, сувенирная промышлен-ность, новые  информационные технологии).

   Культурные  памятники, отвечающие следующим критериям: составляющие уникальный ансамбль; оказавшие в свое время значительное влияние на жизнь страны; служащие свидетельством исчезнувшей цивилизации; иллюстрирующие определенный важный период в истории государства; представляющие уникальный пример традиционного образа жизни; связанные с идеями или верованиями, имеющими всемирное значение.

   В свою очередь природные объекты должны: иллюстрировать какой-либо этап в эволюции Земли; наглядно отражать современные геологические процессы; представлять собой уникальные природные объекты, исключительные по своей красоте; включать места обитания исчезающих видов животных и растений.  
 
 

 

   Виды природного и культурного наследия.

   В культурным наследием по Конвенции понимаются три вида объектов: памятники, ансамбли, достопримечательные места.

    • Памятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Чаще всего никакой другой функции, кроме мемориальной, памятник не несёт. Наиболее распространённые виды памятников — скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск и т. д.

       Монумент (лат. monumentum «воспоминание; памятник», от monere «внушать, напоминать, воодушевлять») — значительный по размерам памятник искусственного происхождения.

       В архитектурном  плане памятники организуют пространство, нередко памятники выполняют  роль визуального центра площади  или другого общественного пространства.

       На кладбищах устанавливаются надгробные памятники, часто воспроизводящие символы религии умершего (например, крест на христианских кладбищах).

       Все разнообразие памятников изучает общее памятниковедение, уделяющее особое внимание памятникам-символам. 

    • Анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства»[1]. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.

       Важным  элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы.Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.Существуют ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники.

       К ансамблям относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

Информация о работе Природное и культурное наследие Сергачского района