Автор: Елена Иванова, 25 Августа 2010 в 14:48, реферат
Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой — собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.
Введение ……………………………………………………………….....................3
1. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы……………………………………………………………………………...4
2. Объекты права собственности на природные ресурсы……………………...7
3. Субъекты права собственности на природные ресурсы …………………..8
4. Право частной собственности на природные ресурсы…………………........9
5. Право государственной собственности на природные ресурсы…………….11
6. Право муниципальной собственности на природные ресурсы ………..……14
7. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы……………………………………………………………….15
8. Защита права собственности на природные ресурсы……………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы
Таким
образом, в части регулирования
российским законодательством отношений
частной собственности на природные ресурсы
очевидна тенденция установления на землю
главным образом права частной собственности,
без чего невозможно развитие Рыночной
экономики. Частная собственность на землю
призвана способствовать развитию рынка
в сельском хозяйстве.
5.
Право государственной
собственности на природные
ресурсы
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.
Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.
В соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ. В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе земля, ее недра, воды, растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик (ст. III). В Федеративном договоре закрепляется право собственности республик на свои природные ресурсы.
Указом президента РФ « О федеральных природных ресурсах « установлены некоторые критерии отнесения природных ресурсов к федеральной собственности.
К федеральным природным ресурсам могут относиться:
• земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
• земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
• земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
• виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
• виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, под дающим под действие международных договоров;
• месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
• водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
• иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
Исключительно к федеральной собственности в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации» отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует ст. 71 Конституции РФ.
Согласно ст. I Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. При этом часть этих полномочий правительство в соответствии с Конституцией РФ и Водным кодексом РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.
В собственности субъектов РФ, согласно Водному кодексу РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности
"Что
касается лесов, то они в
соответствии со ст. 19 Лесного
кодекса РФ находятся преимущественно
в государственной собственности. Причем
лесной фонд и леса, расположенные на землях
обороны, находятся в федеральной собственности.
Федеральным законом допускается передача
части лесного фонда в собственность субъектов
РФ.
6.
Право муниципальной
собственности на
природные ресурсы
Право муниципальной собственности на природные ресурсы устанавливается в общем виде ст. 9 Конституции России и рядом законов. Согласно п. 3 ст. 37 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса, луга и др). Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в ст. 29, что в состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципал ной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду в установленном порядке
В земельном законодательстве объекты муниципальной земельной собственности не определены. Вне федеральной земельной собственности земли принадлежат субъектам РФ.
Водный
кодекс РФ прямо установил право
муниципальной собственности на водные
объекты. Согласно ст. 39, муниципальной
собственностью являются обособленные
водные объекты, принадлежащие на праве
собственности городским и сельским поселениям,
а также другим муниципальным образованиям.
В муниципальной собственности находятся
обособленные водные объекты, предназначенные
для муниципальных нужд. Лесной кодекс
РФ не устанавливает права муниципальной
собственности на леса, расположенные
на землях городских поселений (ст. 19).
В собственности муниципальных органов
могут находиться особо охраняемые природные
территории местного значения, к такого
рода территориям Федеральный закон «Об
особо охраняемых природных территориях»
относит лечебно-оздоровительные местности
и курорты местного значения (ст. 2).
7.
Основания возникновения
и прекращения
права собственности
на природные ресурсы
Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.
В статье 218 ГК РФ, устанавливающей общие основания приобретения права собственности, предусматривается, что право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.
Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:
• обращения взыскания на имущество по обязательствам;
• изъятия для государственных нужд путем выкупа;
• изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
• перехода наследства государству;
• реквизиции. Реквизиция — это изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;
• конфискации. Конфискация — это безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкций совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке;
• национализации, т.е. обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.
Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законом.
Общие основания прекращения права собственности определены в гл. 15 ГК РФ. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
• обращение взыскания на имущество по обязательствам;
• отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
• реквизиция;
• конфискация;
• отчуждение имущества в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 235).
Согласно ст. 278 ГК РФ, обращение взыскания на земельный Участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда.
Гражданский
кодекс РФ предусматривает также, что
земельный участок может быть изъят у
собственника для государственных или
муниципальных нужд путем выкупа (ст. 279).
Решение об изъятии принимается федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов РФ. При
этом собственник земельного участка
должен быть не позднее чем за год до предстоящего
изъятия письменно уведомлен об этом органом,
принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного
участка до получения собственником такого
уведомления допускается только согласия
собственника. Статья 280 устанавливает
права собственника земельного участка,
подлежащего изъятию.
8.
Защита права собственности
на природные ресурсы
Способы защиты права собственности на природные ресурсы определяются законодательством. Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Наиболее широкий выбор способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Разновидностью гражданских прав являются права собственности на природные ресурсы. Защита таких прав осуществляется путем:
Информация о работе Право собственности на природные ресурсы