Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:23, реферат
Швейцария — страна противоречий. Здесь говорят на четырёх языках, живут в двадцати шести исторически сложившихся кантонах, отличающихся друг от друга. Значительная часть её населения — это культурные, этнические, религиозные и языковые меньшинства. До середины прошлого века Швейцарию не раз потрясали войны за власть и религиозные войны.
1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире 1
2. Конституция государства 4
3. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия, структура, схема 5
4. Форма государства 7
4.1. Форма государственно-территориального устройства 7
4.2 Форма правления 8
4.3 Тип политического режима 9
5. Форма избирательной системы 10
6. Модель президентской власти 10
7. Тип парламентаризма 11
8. Основные политические партии (правящая, оппозиция) 12
9. Тип партийной системы 13
10. Основные общественные организации и движения 14
11. Правовое положение личности 15
12. Тип государства 16
13. Тип политической системы и его характеристика 17
14. Список используемой литературы 19
В законодательном процессе оба Совета являются равноправными. Они проводят свои заседания и принимают решения отдельно друг от друга. Решение Федерального собрания только тогда вступает в силу, если оба Совета выражают обоюдное согласие по принятию этого решения. В случае разногласий вопрос, по которому Советы не пришли к соглашению, возвращается в тот Совет, который им занимался сначала. Последний вновь обсуждает проект с учетом позиции другого Совета. Если после всех увязок стороны все же не приходят к единому мнению, назначается согласительная конференция. Если согласительное предложение одним из Советов не принимается, то вопрос с парламентской повестки дня снимается, так как он, по всей видимости, еще не созрел для решения. Собрание избирается сроком на четыре года.
Оно обладает обычными законодательными полномочиями, однако некоторые законы должны быть одобрены всенародным референдумом.
Федеральный суд Швейцарии находится в Лозанне, остальные главные правительственные органы – в Берне. Федеральный суд выполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет, поскольку суды кантонов отвечают за применение федеральных законов на низших уровнях. В состав федерального суда входят 26–28 судей и 11–13 присяжных, заседающих в отдельных помещениях в зависимости от характера рассматриваемого дела. Члены суда избираются федеральным собранием сроком на шесть лет. Суд социального страхования выносит решения по спорным вопросам, связанным со всеми видами общественного страхования. Военные суды принимают решения по преступлениям и проступкам, совершенным во время прохождения гражданами военной службы.
На уровне кантонов исполнительная власть осуществляется государственным или правительственным советом, в составе которого от 5 до 11 членов во главе с президентом (Landmann). Члены совета избираются населением кантонов сроком на 4 года (кроме Фрибурга, Аппенцелля-Ауссерродена и Аппенцелля-Иннерродена) и в некоторых небольших кантонах работают на общественных началах.
В большинстве кантонов имеется единый законодательный орган – большой совет, земельный совет, или совет кантона, также избираемый сроком на четыре года. Юридические органы кантона представлены судами двух или трех уровней в зависимости от размеров кантона. Большая часть местных особенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого общенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942.
Важной характеристикой государства выступает форма государственного устройства, которая раскрывает способы его административно-
Швейцария является федеративным государством.
Федеративное государство выступает как союз относительно самостоятельных в юридическом плане государственных образований: республик, штатов, земель, кантонов и др., обычно называемых субъектами федерации, которые не обладают полным суверенитетом, лишены права самостоятельного участия в международных соглашениях, но, тем не менее, наделяются учредительной властью, что позволяет им иметь собственные конституции, не противоречащие или полностью соответствующие основному общефедеральному закону.
При этом целостность федеративного государства обеспечивается приоритетом общефедеральных законов и решений центральных властей по отношению к законодательным актам и решениям органов власти субъектов федерации, принимаемым в пределах установленной для них компетенции.
Федеративное государство возникает вследствие объединения нескольких первоначально самостоятельных государств, какими были в Швейцарии до 1848 г. ее кантоны. Государства, входящие в состав федеративного государства, передают часть своей государственной власти союзному государству. Одновременно граждане государств, входящих в состав союзного государства, становятся подданными федерации.
В государстве, организованном на принципах федерализма, индивидуум ощущает себя скорее членом сообщества, который принимает решения и разделяет ответственность вместе с другими, поскольку он может активно участвовать в политической жизни стоящей к нему наиболее близко политической единицы (общины, района). Там ему хорошо знакомы все местные условия, которые он и учитывает. Он знает представителей власти и людей, выставляющих свои кандидатуры на выборах.
В Швейцарии действует принцип разделения государственных задач между политическими единицами более или менее высокого уровня:
- то, что касается всей Швейцарии, является компетенцией федерации (это внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона страны, вопросы денежного обращения, транспорт, экономическая политика, энергетическая политика, социальное страхование, налоги на предметы потребления, правовое регулирование во всех важнейших областях);
- то, что можно регулировать на уровне кантона, остается полностью или частично компетенцией кантона (например, образовательная и социальная политика, строительство и здравоохранение, судопроизводство).
Этот принцип часто именуют “принципом субсидиарности”. Но ввиду становящихся все более сложными проблем современного государства, такой способ разделения задач часто бывает недостаточным.
Реформа народного образования, конъюнктурная политика, охрана окружающей среды, строительство автомобильных дорог — все это задачи, которые должны решаться в национальных рамках; то есть разделение задач превращается в сотрудничество и взаимодействие (в “кооперативный федерализм”).
Форма правления выступает внешним проявлением содержания государства, определяя порядок образования, структуру и правовой режим высших органов власти, то есть это система их формирования.
Швейцария является республикой. Республика – форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. На современном этапе республиканское правление выступает в качестве преобладающего способа организации государственной власти для большинства народов мира.
Швейцария - парламентарная республика, которая строится по принципу верховенства парламента как высшего представительного органа государства, избираемого населением. Правительство в республике такого типа несёт ответственность перед парламентом и формируется парламентским путём из числа представителей партии, победившей на выборах, или же на коалиционной основе. В этом случае оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой большинства депутатов.
Ключевой политической фигурой в парламентарной республике становится руководитель правительства – премьер-министр или канцлер. Полномочия президента как номинального главы государства, избираемого парламентом, коллегией выборщиков либо непосредственным голосованием граждан, в основном сводятся к представительским, церемониальным функциям, напоминающим функции короля в парламентарной монархии.
Любые важные политические действия президента, включая роспуск парламента и назначение досрочных выборов, могут быть осуществлены только с согласия правительства.
Политический режим - это понятие, раскрывающее отношения между гражданским обществом и государством. Это совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определённый период.
Демократия – это слово в переводе с греческого языка означает народовластие. По знаменитой формуле американского президента Авраама Линкольна демократия - это власть народа, исходящая от народа и для народа. Демократия является наиболее естественной формой отношений между гражданским обществом и государством: государство служит гражданскому обществу, гражданское общество контролирует деятельность государства.
Формально-юридические принципы демократического государства:
1) принадлежность власти народу, народ - источник государственной власти, его воля в конечном счете является решающей;
2) признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;
3) политическая свобода граждан;
4) равенство всех перед законом.
В Швейцарии преобладает либерально-демократический режим, главным принципом которого является свобода гражданина, и главная цель демократии - защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства.
Важнейшими учреждениями демократии являются референдум и избирательная система, через них осуществляется прямая связь между гражданским обществом и государством.
Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что ведёт к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым парламентским выборам.
Избирательная система – совокупность правил, приёмов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.
Пропорциональная система, которая используется в Швейцарии, предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Голосование идёт за партийные списки, при этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.
Достоинства пропорциональной системы:
устраняется явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест, что более адекватно отражает политическую волю населения;
в органах власти представляется более реальная картина расстановки политических сил.
Недостатки пропорциональной системы являются продолжением её достоинств:
поскольку голосование идёт за партии, а не за конкретных лиц, резко ослабевает связь между избирателями и парламентариями;
сложность в формировании правительства из-за того, что пропорциональная система обеспечивает представительство в парламенте политических сил, не обладающих поддержкой в рамках всей страны. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным создание многопартийных коалиций на основе компромисса партий с различными целями;
зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур из-за того, что списки кандидатов составляются чаще всего административно-канцелярским путём. Отсюда возможность бюрократических решений и махинаций, подрывающих доверие населения к представительным органам;
создаётся возможность войти в парламент мелким националистическим, религиозным, региональным партиям, а в результате этого политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, на общенациональном уровне, получают представительство в органах государственной власти.
Глава государства – высшее должностное лицо, которое олицетворяет государство, является символом его единства.
По способу избрания Швейцария относится к третьей модели президентства – получение президентского поста путём опосредованных выборов – парламентом или специальными коллегиями.
В Швейцарии слабая президентская власть при парламентской форме правления, то есть по объёму компетенций и полномочий она относится к третьей модели.
Парламентаризм – сложное и многообразное явление, включающее в себя не только механизм формирования и деятельности парламента, а также связи и отношения его с исполнительной и судебной властью, но и способы выработки компромиссов и консенсуса для обеспечения цивилизованного равновесия в обществе, способ естественного отбора политических лидеров, политических профессионалов.
Парламентаризм – система государственного руководства обществом, характеризующаяся чётким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа – парламента по отношению к другим государственным органам.
Типология швейцарского парламентаризма:
Критерии
Форма правления
Парламентская республика Кабинетный парламентаризм
Структура парламента
Двухпалатный
Избирательная система
Система пропорционального
представительства
Степень политического противоборства
Умеренная оппозиция
Информация о работе Политическая жизнь и политическое устройство Швейцарии