В гранитном обрамлении берегов плавно
несет свои воды широкая величавая Нева.
Там, где ее «державное течение» разделяется
на два рукава – Большую и Малую Неву --
набережные расступаются почти на километр.
Безграничный простор Невы, окаймленной
чеканны ми рядами монументальных зданий,
поднимающимися в дали шпилями и куполами,
здесь особенно торжествен и величествен.
И главное место в этой панораме занимает
Петропавловская крепость – выдающийся
памятник зодчества XVIII в.
Расположена крепость на небольшом
Заячьем острове, омываемом с
юга водами Невы и с севера
– Кронверкским проливом. Природа
создала для нее идеальное
место: у разветвления реки, недалеко
от взморья. Композиция архитектурного
ансамбля крепости построена
на сильном контрасте. Закованные
в камень могучие крепостные
стены и бастионы, нависшие над
Невой, как бы продолжают «береговой
гранит». А над ними возносится
сверкающий легкий шпиль Петропавловского
собора. Фортецию Санкт – Петербург
заложили 16 мая 1703 г. Бастионная
система ее укреплений напоминала
планы «идеальных городов», восходивших
к образам архитектуры Ренессанса.
При строительстве учитывались
и все новейшие достижения
европейской фортификации.
Первая деревоземляная крепость
была сооружена « с крайнем
поспешанием» к весне 1704 г.
Она получила в плане форму
неправильного шестиугольника с
вынесенными в перед бастионами.
Наблюдение за их строительством
вели Петр I и его сподвижники – А.Д.Меньшиков,
Г.И.Головкин, Н.М.Зотов, Ю.Ю.Трубецкой и
К.А.Нарышкин. Подступы к крепости с наиболее
уязвимой северной стороны в 1705 – 1708 гг.
были прикрыты укреплениями Кронверка,
расположенного на правом берегу Кронверкского
пролива (территория современного парка
Ленина). В 1706 – 1740 гг. деревоземляные сооружения
на Заячьем острове были постепенно заменены
каменными, которые превосходили по размерам
первоначальную крепость. Работами руководил
арх. Д.Трезини, а с 1734 г. – военный инженер
Б.К.Миних. Бастионы и соединяющие их куртины
имеют высоту до 12 м. и ширину до 20 м. Они
состоят из двух стен – наружной толщиной
до 8 м. и внутренней толщиной 2 м. Пространство
между стенами бастионов заполнялось
песком, щебнем, землей или отводилось
для устройства казематов с амбразурами,
предназначавшимися для установки орудий.
Казематы в куртинах служили для хранения
оружия, боеприпасов и размещения солдат
гарнизона. В 1730-х гг. были возведены дополнительные
укрепления – равелины: Алексеевский
с западной стороны и Иоановский – с восточной.
Между равелинами и основной частью крепости
проходили широкие рвы, заполненные водой
(засыпаны в конце XIX в.). По концам рвов
стояли заградительные устройства
-- ботардо, которые должны были преграждать
путь вражескому десанту. Они частично
сохранились до наших дней. Южные стены
и бастионы в 1779 – 1785 гг. были облицованы
крупными блоками серого гранита. «Невский
фасад» крепости приобрел черты величественной
монументальности, созвучной панораме
центра города. Петербургская (позднее
Петропавловская) крепость, усиленная
Кронверком, представляла первоклассный
образец военно-инженерного искусства
XVIII в. Но ей не пришлось принимать непосредственное
участие в военных действиях. Впоследствии
она стяжала мрачную славу «русской Бастилии»
-- главной политической тюрьмы царизма,
застенки которой были страшнее каторги.
Близость императорского дворца и царской
тюрьмы, стоявших на противоположных берегах
Невы, оказалось глубоко символичной.
С историей крепости связаны многие героические
страницы революционной борьбы. Главный
вход в крепость ведет со стороны пл. Революции.
Над Кронверкским проливом перекинут
деревянный Иоанновский мост. Старейший
петербургский мост устроили примерно
на этом мести еще в 1703г. Он был сооружен
заново в 1738г. и позднее неоднократно перестраивался.
В 1951 – 1953 гг. его реконструировали, установили
решетку и фонари в виде обелисков или
пучков копий (архитектор А.Л.Ротач, инженер
П.В.Баженов).
По оси моста находятся ворота
Иоанновского равелина. Дата над
аркой – «1740 года» -- свидетельствует
о времени окончания постройки
всех укреплений. Иоанновский равелин
хранит память о расправах
над революционерами. Здесь в
ноябре 1880 г. были повешены народовольцы
А.А.Квятковский и А.К.Пресняков.
Внутрь основной части крепости
ведут ее парадные ворота –
Петровские. Они возведены в 1717
– 1718гг. архитектор Д.Трезини
в виде триумфальной арки. «Полосатый»
руст, живописное завершение, очерченное
плавной кривой волют и лучкового
фронтона, придают сооружению особую
пластичность, отвечающую характеру
скульптурного декора. На высоком
аттике установлен резной барельеф
работа К.Оснера, перенесенный с
прежних деревянных ворот. Сюжет
этой композиции – «Низвержение
Симона-волхва апостолом Петром»
-- в аллегорической форме прославляет
победу России над Швецией.
От богатого убранства сохранились
также две статуи в нишах
(Н.Пино) и отлитый из свинца герб России.
Петровские ворота – яркий образец архитектуры
и синтеза искусств, стиля раннего барокко.
Арка ворот сореентированна на центральное
и важнейшее сооружение ансамбля – Петропавловский
собор , точнее, на его восточный фасад.
Словно врисованный в просвет арки, он
вторит композиции ворот. Раньше эта эффектная
перспектива открывалась с подъемного
моста через ров, направленного по той
же оси. Пространственная взаимосвязь
ворот и собора составляла стержень всего
ансамбля.
К Петропавловскому собору ведет
центральная аллея. Вблизи Петровских
ворот ее фланкируют протяженные
одноэтажные здания. Справа –
бывший Артиллерийский цейхгауз
(1801 – 1802гг.), в котором ныне
размещается Ленинградское областное
отделение Всероссийского общества
охраны памятников истории и
культуры. Слева – бывший Инженерный
дом(1748 – 1749 гг.) с высокой крышей
и белыми деталями на розовом
фоне стен. Посередине крепости
еще в 1703 г. была построена
деревянная церковь. Существующий
собор возводился по проекту
Д.Трезини с 1712 по 1733 г. В первую
очередь воздвигли многоярусную
колокольню с высоким шпилем.
Она стала символом утверждения
России на приморских землях,
ведущей доминантой, которая воспринималась
со всех концов города и
с Финского залива. Петропавловский
собор явился новым словом
в истории отечественного зодчества.
В образе здания заметно, творческое
претворение композиционных приемов
итальянской архитектуры, сооружений
Прибалтики и Северной Европы.
Собор в стиле раннего петербургского
барокко сочетает строгую простоту
фасадов с выразительным силуэтом,
динамичным нарастанием ярусов
колокольни, усиленным как бы
пружинящими очертаниями волют.
Движении ввысь завершается стремительным
взлетом шпиля. Венчает его
флюгер в виде фигуры летящего
ангела с крестом. В 1756 г.
здание загорелось от удара
молнии. При восстановление были
уменьшены размеры купола, упрощена
форма крыши. Спустя столетие,
в 1857 – 1858 гг., по проекту инженер
Д.И.Журавского сделан металлический
штиль, достигший высоты 122,5 м.
Собор и поныне остается самым
высоким архитектурным сооружением
Ленинграда. Еще в 1720 г. на колокольне
установили часы с курантами.
Они погибли при пожаре 1756 г., а
через 20 лет зазвучали куранты
новых часов, созданных голландским
мастером О.Крассом. С 1952 г.
куранты исполняют в 6,12,18 и
24 часа мелодию Гимна Советского
Союза. Интерьер собора напоминает
парадный зал. Расписанные под
мрамор пилоны делят его на
три нефа. Настенные живописные
картины выполнены А.Матвеевым,
Г.Гзелем и другими художниками.
Яркой позолотой, легкостью и изяществом
линий и форм, ослепительным великолепием
выделяется резной иконостас – шедевр
декоративного искусства барокко. Он создан
по проекту И.П.Зарудного в 1722 – 1729 гг.
московскими мастерами. Значение собора
как памятника русской воинской славы
подчеркивалось тем, что в нем хранились
трофейные знамена, ключи от городов и
крепостей, взятые в победоносных войнах
со Швецией и Турцией. Здание служило и
царской усыпальницей. Здесь похоронены
русские императоры от Петра I до Александра
III.Могила основателя Петербурга находится
у южного входа в собор. Уникальные надгробия
Александра II и его жены Марии Александровны
исполнены из яшмы и орлеца камнерезами
Петергофской гранильной фабрики (1890 –
1906 гг., архитектор А.Л.Гун). У восточного
фасада собора сохранилось небольшое
кладбище, где погребены коменданты крепости.
В 1896 – 1906 гг. рядом с собором по проекту
архитектор Д.И.Гримма было возведено
под руководством зодчих А.И.Томишко и
Л.Н.Бенуа здание великокняжеской усыпальницы,
увенчанное куполом и золоченой главкой.
Мозаики на фасадах созданы по оригиналам
художника Н.Н.Харламова в мастерской
В.А.Фролова. Перед западным входом, установленная
стройная ограда. Она сооружена в 1904 –
1906 гг. архитектором Л.Н.Бенуа по образцу
знаменитой решетки Летнего сада.
Напротив усыпальнице, в глубине
небольшой площади, стоит двухэтажная
постройка с четырех колонным
портиком – бывший Обер-офицерская
гауптвахта. Каменное здание было
построено в 1748 – 1749 и перестроено
в 1907 – 1908 гг. За ним – Невские
ворота, единственные из шести
ворот крепости, которые выходят
на Неву. Под аркой оформлена
«Летопись катастрофических наводнений».
В ней отмечены наивысшие подъемы
воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 гг.
Включенный в «невский фасад»
крепости портик ворот с парными
колоннами, пересеченными огромными
гранитными блоками, создан в
1784 – 1787 гг. по проекту архитектора
Н.А.Львова. Перед воротами расположена
гранитная Комендантская пристань
,связанная с берегом трех пролетным
мостом (1760 – 1770-е гг.).Эта пристань
была молчаливым свидетельством
отправки многих узников крепости
на смертную казнь или на
каторгу. Поэтому бытовало и
другое название Невских ворот
– «ворота смерти».
Немного западнее выступает вперед
Нарышкин бастион, над которым
высится Флажная башня, сооруженная
в 1731 году. Каждый день в 12 часов
с бастиона раздается пушечный выстрел.
Старый петербургский обычай – отмечать
стрельбой из вестовой пушки полуденное
время – был возрожден в 1957 г. Между Нарышкиным
бастионом и Петропавловским собором
расположен бывший Комендантский дом
(1743 – 1746 гг., строитель – инженер Де
Марин). Фасады его декарированны фигурными
наличниками и рустованными лопатками.
Он составляет ансамбль в стиле барокко
с Инженерным домом. В Комендантском доме
12 июля 1826 г. был оглашен приговор Верховного
уголовного суда декабристам. Пятеро руководителей
были осуждены на смертную казнь, остальные
– на разные сроки каторги и ссылки. Позднее
здесь проходили процессы петрашевцев,
революционных народников. Прошли десятилетия…
25 октября 1917 г. в здании разместился полевой
штаб Военно-революционного комитета
для непосредственного руководства штурмом
Зимнего дворца. Члены ВРК Н.И.Подвойский,
В.А.Антонов-Овсеенко и комиссар крепости
Г.И.Благонравов составили ультиматум
Временному правительству с требованием
о капитуляции. Ультиматум не был принят.
И тогда с Нарышкина бастиона прозвучал
холостой выстрел, а на мачте Флажной башни
загорелся красный фонарь. Это был сигнал
к историческому выстрелу «Авроры». Крепость
поддержала пулеметным и орудийным огнем
отряды, штурмовавшие Зимний дворец.
На площади перед главным, западным,
фасадом Петропавловского собора
находится миниатюрный Ботный
домик, построенный в 1762 – 1766
гг. по проекту архитектора А.Ф.Виста.
Предназначался он для хранения
«дедушки русского флота» -- ботика
ПетраI.Теперь эта реликвия экспонируется
в Центральном военно-морском музее. Архитектура
Ботного домика тонко согласована с его
вооружением. Высокая кровля с переломом,
фигурные наличники напоминают постройки
стиля барокко, а портики с парными колоннами
вторят композиции большинства входных
ворот. Сооружение увенчано терракотовой
статуей Навигации (1891 г., Д.И.Иенсен).
Перспективу центральной аллеи
и западную сторону площади
замыкает лаконичный и монументальный
фасад с широким ризалитом
посередине и круглыми башнями
по краям. Это основное здание
Монетного двора, возведенное
в 1798 – 1806 гг. архитектором А.Порто,
является выдающемся памятником
промышленного зодчества эпохи
классицизма. Монетный двор –
одно из старейших предприятий
города. Из Москвы в Петербург
оно было переведено в 1724 г. До постройки
специального здания монету чеканили
в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов.
Наряду с монетным развивалось медальерное
производство. Огромный вклад в развитее
отечественного, медальерного искусства
внес художник Ф.П.Толстой, работавший
на предприятии с 1810 г., а позднее – А.Ф.Васютинский,
ставший основоположником советской школы
медальеров. С 1921 г. на Монетном дворе чеканится
советская монета. Здесь же изготовляются
ордена, медали и нагрудные знаки.
Тесно застроена западная часть
крепости напоминает о трагических
страницах ее истории как царской
политической тюрьмы. Местом
заключения крепость стала еще
в петровское время. В 1718 г.
в казематы Трубецкого (юго-западного)
бастиона доставили царевича
Алексея и близких к нему
участников оппозиции реформам
Петра I.В XVIII в. Здесь находились высшие
карательные учреждения – сначала Тайная
канцелярия, а позднее Тайная экспедиция
Сената. В ряду узников того времени –
автор «Книги о скудости и богатстве»
И.Т.Посошков, руководитель патриотического
антибироновского заговора А.П.Волынский,
неудачливая претендентка на российский
престол «княжна Тараканова», вельможи
и сановники, ставшие жертвами дворцовых
переворотов. В 1790 г. в крепость был заключен
писатель и революционный мыслитель А.Н.Радищев.
С этого времени ее узниками становятся
деятели освободительного движения, сотни
лучших людей России. Для их содержания
использовались казематы бастионов и
куртин, а также Секретный дом Алексеевского
равелина и тюрьма Трубецкого бастиона.
Первый случай массового заключения состоялся
в 1820 г., когда в крепость были доставлены
солдаты лейб-гвардии Семеновского полка,
протестовавшие против аракчеевского
режима в армии. В 1825 – 1826 гг. около трехсот
членов тайных обществ декабристов и более
семисот солдат и матросов, рядовых участников
восстания 14 декабря 1825 г. прошли через
застенки царской тюрьмы. Многие декабристы
содержались в период следствия в одиночных
камерах Секретного дома. Это одноэтажное
треугольное в плане здание было построено
в1797 г. на территории Алексеевского равелина
и предназначалось для наиболее опасных
«государственных преступников». Двадцать
лет томился здесь в одиночном заключении
декабрист Г.С.Батеньков. В 1849 г. в Секретный
дом доставили членов кружка М.В.Будашевича-Петрашевского,
и среди них – Ф.М.Достоевского. В 1851 –
1854 гг. пленником Алексеевского равелина
был М.А.Бакунин. В 1862 – 1864 гг. здесь содержался
вождь революционных демократов Н.Г.Чернышевский.
В тюремном застенке он написал роман
«Что делать?». С начала 1880-х гг. в Секретном
доме был установлен каторжный режим для
узников-народовольцев, рассчитанный
на то, чтобы заменить смертную казнь медленным,
но верным убийством. В равелине погибли
народовольцы А.Д.Михайлов, Н.Н.Колодкевич,
С.Г.Ширяев, Н.В.Клеточников, А.И.Баранников,
М.Р.Ланганс, М.В.Тетерка. Оставшиеся в
живых были переведены в 1884 г. в Шлиссельбургскую
каторжную тюрьму. После этого Секретный
дом был закрыт и затем разобран. Однако
еще в 1872 г. внутри Трубецкого бастиона
выстроили новую тюрьму на 69 одиночных
камер и два карцера. Заключенные подвергались
непрерывной пытке одиночеством, бездеятельностью
и могильной тишиной. В 1897 г., не выдержав
ужаса одиночного заключения, покончила
с собой революционерка М.Ф.Ветрова. Она
облила себя керосином из настольной лампы
и подожгла. За сорок пять лет существования
этого царского застенка в нем содержалось
около полутора тысяч узников. Ни одному
из них не удалось совершить побег. Но
даже изощренно жестокий режим заключения
оказался неспособным сломить волю и веру
революционеров. В числе заключенных Трубецкого
бастиона были революционные народники
1870-х гг. и герои «Народной воли», среди
них – А.И.Ульянов и его товарищи. С середины
1890-х гг. в тюрьме находились соратники
В.И.Ленина, члены петербургского «Союза
борьбы за освобождение рабочего класса»
и агенты «Искры» Н.Э.Бауман, М.А.Сильвин,
З.П.Невзорова, П.Н.Лепешинский, В.П.Ногин
и многие другие пролетарские революционеры.
В 1905 г. в камеру № 60 был заключен А.М.Горький.
В крепости он создал пьесу «Дети солнца».
В 1906 – 1908 гг. в тюрьме Трубецкого бастиона
проходили заседания Петербургского военно-полевого
и военно-окружного судов. Ими были вынесены
смертные приговоры многим борцам первой
русской революции. Последними узниками
царизма в крепости были солдаты Павловского
полка, перешедшие на сторону восставшего
народа в февральские дни 1917 года.28 февраля
они были освобождены восставшим гарнизоном
крепости. После взятия Зимнего дворца
в ночь на 26 октября 1917 г. в тюрьму Трубецкого
бастиона были доставлены арестованные
министры Временного правительства.
С 1924 года крепость стала музеем.
Первыми открылись для посетителей
Петропавловский собор и бывшая
Тюрьма Трубецкого бастиона. Ныне
на территории крепости размещаются
дирекция, научные отделы и экспозиции
Музея истории Ленинграда. В помещениях
великокняжеской усыпальницы развернуты
две экспозиции: «История строительства
Петропавловской крепости» и
«История Ленинградского Монетного
двора». Постоянна действующая выставка
«История Петербурга – Петрограда
в 1703 – 1917 годах» (в бывшем Комендантском
доме) отражает древнейшее прошлое
при невских земель, основание города
на Неве, развитие экономики и городского
хозяйства, общественного и революционного
движения, науки и культуры. В здании воссоздан
зал, где выслушали приговор декабристы.
В Иоанновском равелине открыта экспозиция
«История советского ракетостроения».
Она занимает помещение, в которых в 1932
– 1933 гг. размещались испытательные стенды
и мастерские первой в СССР опытно-конструкторской
организации по разработке ракетных двигателей
– Газодинамической лаборатории (ГДЛ).
Петропавловская крепость – уникальный
музей-заповедник. Здесь на каждом
шагу ощущается дыхание истории.