Петропавловская крепость

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:47, реферат

Описание работы

Расположена крепость на небольшом Заячьем острове, омываемом с юга водами Невы и с севера – Кронверкским проливом. Природа создала для нее идеальное место: у разветвления реки, недалеко от взморья. Композиция архитектурного ансамбля крепости построена на сильном контрасте. Закованные в камень могучие крепостные стены и бастионы, нависшие над Невой, как бы продолжают «береговой гранит».

Работа содержит 1 файл

В гранитном обрамлении берегов плавно несет свои воды широкая величавая Нева.docx

— 27.37 Кб (Скачать)
 
 

                В гранитном обрамлении берегов плавно несет свои воды широкая величавая Нева. Там, где ее «державное течение» разделяется на два рукава – Большую и Малую Неву -- набережные расступаются почти на километр. Безграничный простор Невы, окаймленной чеканны ми рядами монументальных зданий, поднимающимися в дали шпилями и куполами, здесь особенно торжествен и величествен. И главное место в этой панораме занимает Петропавловская крепость – выдающийся памятник зодчества XVIII в.

 
 
        Расположена крепость на небольшом  Заячьем острове, омываемом с  юга водами Невы и с севера  – Кронверкским проливом. Природа  создала для нее идеальное  место: у разветвления реки, недалеко  от взморья. Композиция архитектурного  ансамбля крепости построена  на сильном контрасте. Закованные  в камень могучие крепостные  стены и бастионы, нависшие над  Невой, как бы продолжают «береговой  гранит». А над ними возносится  сверкающий легкий шпиль Петропавловского  собора. Фортецию Санкт – Петербург  заложили  16 мая 1703 г. Бастионная  система ее укреплений напоминала  планы «идеальных городов», восходивших  к образам архитектуры Ренессанса. При строительстве учитывались  и все новейшие достижения  европейской фортификации.

                                                                                                                                                                                              

        Первая деревоземляная крепость  была сооружена « с крайнем  поспешанием» к весне 1704 г.  Она получила в плане форму  неправильного шестиугольника с  вынесенными в перед бастионами. Наблюдение за их строительством  вели Петр I и его сподвижники – А.Д.Меньшиков, Г.И.Головкин, Н.М.Зотов, Ю.Ю.Трубецкой и К.А.Нарышкин. Подступы к крепости с наиболее уязвимой северной стороны в 1705 – 1708 гг. были прикрыты укреплениями Кронверка, расположенного на правом берегу Кронверкского пролива (территория современного парка Ленина). В 1706 – 1740 гг. деревоземляные сооружения на Заячьем острове были постепенно заменены каменными, которые превосходили по размерам первоначальную крепость. Работами руководил арх. Д.Трезини, а с 1734 г. – военный инженер Б.К.Миних. Бастионы и соединяющие их куртины имеют высоту до 12 м. и ширину до 20 м. Они состоят из двух стен – наружной толщиной до 8 м. и внутренней толщиной 2 м. Пространство между стенами бастионов заполнялось песком, щебнем, землей или отводилось для устройства казематов с амбразурами, предназначавшимися для установки орудий. Казематы в куртинах служили для хранения оружия, боеприпасов и размещения солдат гарнизона. В 1730-х гг. были возведены дополнительные укрепления – равелины: Алексеевский с западной стороны и Иоановский – с восточной. Между равелинами и основной частью крепости проходили широкие рвы, заполненные водой (засыпаны в конце XIX в.). По концам рвов стояли заградительные устройства  --  ботардо, которые должны были преграждать путь вражескому десанту. Они частично сохранились до наших дней. Южные стены и бастионы в 1779 – 1785 гг. были облицованы крупными блоками серого гранита. «Невский фасад» крепости приобрел черты величественной монументальности, созвучной панораме центра города. Петербургская (позднее Петропавловская) крепость, усиленная Кронверком, представляла первоклассный образец военно-инженерного искусства XVIII в. Но ей не пришлось принимать непосредственное участие в военных действиях. Впоследствии она стяжала мрачную славу «русской Бастилии» -- главной политической тюрьмы царизма, застенки которой были страшнее каторги. Близость императорского дворца и царской тюрьмы, стоявших на противоположных берегах Невы, оказалось глубоко символичной. С историей крепости связаны многие героические страницы революционной борьбы. Главный вход в крепость ведет со стороны пл. Революции. Над Кронверкским проливом  перекинут деревянный Иоанновский мост. Старейший петербургский мост устроили примерно на этом мести еще в 1703г. Он был сооружен заново в 1738г. и позднее неоднократно перестраивался. В 1951 – 1953 гг. его реконструировали, установили решетку и фонари в виде обелисков или пучков копий (архитектор А.Л.Ротач, инженер П.В.Баженов).                                                                                                                 
 

         По оси моста находятся ворота  Иоанновского равелина. Дата над  аркой – «1740 года» -- свидетельствует  о времени окончания постройки  всех укреплений. Иоанновский равелин  хранит память о расправах  над революционерами. Здесь в  ноябре 1880 г. были повешены народовольцы  А.А.Квятковский и А.К.Пресняков.  Внутрь основной части крепости  ведут ее парадные ворота –  Петровские. Они возведены в 1717 – 1718гг. архитектор Д.Трезини  в виде триумфальной арки. «Полосатый»  руст, живописное завершение, очерченное  плавной кривой волют и лучкового  фронтона, придают сооружению особую  пластичность, отвечающую характеру  скульптурного декора. На высоком  аттике установлен резной барельеф  работа К.Оснера, перенесенный с  прежних деревянных ворот. Сюжет  этой композиции – «Низвержение  Симона-волхва апостолом Петром»  -- в аллегорической форме прославляет  победу России над Швецией.  От богатого убранства сохранились  также две статуи в нишах  (Н.Пино) и отлитый из свинца герб России. Петровские ворота – яркий образец архитектуры и синтеза искусств, стиля раннего барокко. Арка ворот сореентированна на центральное и важнейшее сооружение ансамбля – Петропавловский собор , точнее, на его восточный фасад. Словно врисованный в просвет арки, он вторит композиции ворот. Раньше эта эффектная перспектива открывалась с подъемного моста через ров, направленного по той же оси. Пространственная взаимосвязь ворот и собора составляла стержень всего ансамбля.                                                                                          
 

        К Петропавловскому собору ведет  центральная аллея. Вблизи Петровских  ворот ее фланкируют протяженные  одноэтажные здания. Справа –  бывший Артиллерийский цейхгауз (1801 – 1802гг.), в котором ныне  размещается Ленинградское областное  отделение Всероссийского общества  охраны памятников истории и  культуры. Слева – бывший Инженерный  дом(1748 – 1749 гг.) с высокой крышей  и белыми деталями на розовом  фоне стен. Посередине крепости  еще в 1703 г. была построена  деревянная церковь. Существующий  собор возводился по проекту  Д.Трезини с 1712 по 1733 г. В первую  очередь воздвигли многоярусную  колокольню с высоким шпилем. Она стала символом утверждения  России на приморских землях, ведущей доминантой, которая воспринималась  со всех концов города и  с Финского залива. Петропавловский  собор явился новым словом  в истории отечественного зодчества.  В образе здания заметно, творческое  претворение композиционных приемов  итальянской архитектуры, сооружений  Прибалтики и Северной Европы. Собор в стиле раннего петербургского  барокко сочетает строгую простоту  фасадов с выразительным силуэтом, динамичным нарастанием ярусов  колокольни, усиленным как бы  пружинящими очертаниями волют.  Движении ввысь завершается стремительным  взлетом шпиля. Венчает его  флюгер в виде фигуры летящего  ангела с крестом. В 1756 г.  здание загорелось от удара  молнии. При восстановление были  уменьшены размеры купола, упрощена  форма крыши. Спустя столетие, в 1857 – 1858 гг., по проекту инженер  Д.И.Журавского сделан металлический  штиль, достигший высоты 122,5 м.  Собор и поныне остается самым  высоким архитектурным сооружением  Ленинграда. Еще в 1720 г. на колокольне  установили часы с курантами.  Они погибли при пожаре 1756 г., а  через 20 лет зазвучали куранты  новых часов, созданных голландским  мастером О.Крассом. С 1952 г.  куранты исполняют в 6,12,18 и  24 часа мелодию Гимна Советского  Союза. Интерьер собора напоминает  парадный зал. Расписанные под   мрамор пилоны делят его на  три нефа. Настенные живописные  картины выполнены А.Матвеевым,  Г.Гзелем и другими художниками.  Яркой позолотой, легкостью и изяществом линий и форм, ослепительным великолепием выделяется резной иконостас – шедевр декоративного искусства барокко. Он создан по проекту И.П.Зарудного в 1722 – 1729 гг. московскими мастерами. Значение собора как памятника русской воинской славы подчеркивалось тем, что в нем хранились трофейные знамена, ключи от городов и крепостей, взятые в победоносных войнах со Швецией и Турцией. Здание служило и царской усыпальницей. Здесь похоронены русские императоры от Петра I до Александра III.Могила основателя Петербурга находится у южного входа в собор. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны исполнены из яшмы и орлеца камнерезами Петергофской гранильной фабрики (1890 – 1906 гг., архитектор А.Л.Гун). У восточного фасада собора сохранилось небольшое кладбище, где погребены коменданты крепости. В 1896 – 1906 гг. рядом с собором по проекту архитектор Д.И.Гримма было возведено под руководством зодчих А.И.Томишко и Л.Н.Бенуа здание великокняжеской усыпальницы, увенчанное куполом и золоченой главкой. Мозаики на фасадах созданы по оригиналам художника Н.Н.Харламова в мастерской В.А.Фролова. Перед западным входом, установленная стройная ограда. Она сооружена в 1904 – 1906 гг. архитектором Л.Н.Бенуа по образцу знаменитой решетки Летнего сада. 
 

         Напротив усыпальнице, в глубине  небольшой площади, стоит двухэтажная  постройка с четырех колонным  портиком – бывший Обер-офицерская  гауптвахта. Каменное здание было  построено в 1748 – 1749 и перестроено  в 1907 – 1908 гг. За ним – Невские  ворота, единственные из шести  ворот крепости, которые выходят  на Неву. Под аркой оформлена  «Летопись катастрофических наводнений».  В ней отмечены наивысшие подъемы  воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 гг. Включенный в «невский фасад»  крепости портик ворот с парными  колоннами, пересеченными огромными  гранитными блоками, создан в  1784 – 1787 гг. по проекту архитектора  Н.А.Львова. Перед воротами расположена  гранитная Комендантская пристань ,связанная с берегом трех пролетным  мостом (1760 – 1770-е гг.).Эта пристань  была молчаливым свидетельством  отправки многих узников крепости  на смертную казнь или на  каторгу. Поэтому бытовало и  другое название Невских ворот  – «ворота смерти». 
 

        Немного западнее выступает вперед  Нарышкин бастион, над которым  высится Флажная башня, сооруженная  в 1731 году. Каждый день в 12 часов  с бастиона раздается пушечный выстрел. Старый петербургский обычай – отмечать стрельбой из вестовой пушки полуденное время – был возрожден в 1957 г. Между Нарышкиным бастионом и Петропавловским собором расположен бывший Комендантский дом (1743 – 1746 гг., строитель – инженер  Де Марин). Фасады его декарированны фигурными наличниками  и рустованными лопатками. Он составляет ансамбль в стиле барокко с Инженерным домом. В Комендантском доме 12 июля 1826 г. был оглашен приговор Верховного уголовного суда декабристам. Пятеро руководителей были осуждены на смертную казнь, остальные – на разные сроки каторги и ссылки. Позднее здесь проходили процессы петрашевцев, революционных народников. Прошли десятилетия… 25 октября 1917 г. в здании разместился полевой штаб Военно-революционного комитета для непосредственного руководства штурмом Зимнего дворца. Члены ВРК Н.И.Подвойский, В.А.Антонов-Овсеенко и комиссар крепости Г.И.Благонравов составили ультиматум Временному правительству с требованием о капитуляции. Ультиматум не был принят. И тогда с Нарышкина бастиона прозвучал холостой выстрел, а на мачте Флажной башни загорелся красный фонарь. Это был сигнал к историческому выстрелу «Авроры». Крепость поддержала пулеметным и орудийным огнем отряды, штурмовавшие Зимний дворец.                                                                                                                                       
 

         На площади перед главным, западным, фасадом Петропавловского собора  находится миниатюрный Ботный  домик, построенный в 1762 – 1766 гг. по проекту архитектора А.Ф.Виста.  Предназначался он для хранения  «дедушки русского флота» -- ботика  ПетраI.Теперь эта реликвия экспонируется в Центральном военно-морском музее. Архитектура Ботного домика тонко согласована с его вооружением. Высокая кровля с переломом, фигурные наличники напоминают постройки стиля барокко, а портики с парными колоннами вторят композиции большинства входных ворот. Сооружение увенчано терракотовой статуей Навигации (1891 г.,  Д.И.Иенсен).                        
 

         Перспективу центральной аллеи  и западную сторону площади  замыкает лаконичный и монументальный  фасад с широким ризалитом  посередине и круглыми башнями  по краям. Это основное здание  Монетного двора, возведенное  в 1798 – 1806 гг. архитектором А.Порто,  является выдающемся памятником  промышленного зодчества эпохи  классицизма. Монетный двор –  одно из старейших предприятий  города. Из Москвы в Петербург  оно было переведено в 1724 г. До постройки специального здания монету чеканили в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов. Наряду с монетным развивалось медальерное производство. Огромный вклад в развитее отечественного, медальерного искусства внес художник Ф.П.Толстой, работавший на предприятии с 1810 г., а позднее – А.Ф.Васютинский, ставший основоположником советской школы медальеров. С 1921 г. на Монетном дворе чеканится советская монета. Здесь же изготовляются ордена, медали и нагрудные знаки.                                  
 

        Тесно застроена западная часть  крепости напоминает о трагических  страницах ее истории как царской  политической тюрьмы.   Местом  заключения крепость стала еще  в петровское время. В 1718 г.  в казематы Трубецкого (юго-западного)  бастиона доставили царевича  Алексея и близких к нему  участников оппозиции реформам  Петра I.В XVIII в. Здесь находились высшие карательные учреждения – сначала Тайная канцелярия, а позднее Тайная экспедиция Сената. В ряду узников того времени – автор «Книги о скудости и богатстве» И.Т.Посошков, руководитель патриотического антибироновского заговора А.П.Волынский, неудачливая претендентка на российский престол «княжна Тараканова», вельможи и сановники, ставшие жертвами дворцовых переворотов. В 1790 г. в крепость был заключен писатель и революционный мыслитель А.Н.Радищев. С этого времени ее узниками становятся деятели освободительного движения, сотни лучших людей России. Для их содержания использовались казематы бастионов и куртин, а также Секретный дом Алексеевского равелина и тюрьма Трубецкого бастиона. Первый случай массового заключения состоялся в 1820 г., когда в крепость были доставлены солдаты лейб-гвардии Семеновского полка, протестовавшие против аракчеевского режима в армии. В 1825 – 1826 гг. около трехсот членов тайных обществ декабристов и более семисот солдат и матросов, рядовых участников восстания 14 декабря 1825 г. прошли через застенки царской тюрьмы. Многие декабристы содержались в период следствия в одиночных камерах Секретного дома. Это одноэтажное треугольное в плане здание было построено в1797 г. на территории Алексеевского равелина и предназначалось для наиболее опасных «государственных преступников». Двадцать лет томился здесь в одиночном заключении декабрист Г.С.Батеньков. В 1849 г. в Секретный дом доставили членов кружка М.В.Будашевича-Петрашевского, и среди них – Ф.М.Достоевского. В 1851 – 1854 гг. пленником Алексеевского равелина был М.А.Бакунин. В 1862 – 1864 гг. здесь содержался вождь революционных демократов Н.Г.Чернышевский. В тюремном застенке он написал роман «Что делать?». С начала 1880-х гг. в Секретном доме был установлен каторжный режим для узников-народовольцев, рассчитанный на то, чтобы заменить смертную казнь медленным, но верным убийством. В равелине погибли народовольцы А.Д.Михайлов,  Н.Н.Колодкевич, С.Г.Ширяев, Н.В.Клеточников, А.И.Баранников, М.Р.Ланганс, М.В.Тетерка. Оставшиеся в живых были переведены в 1884 г. в Шлиссельбургскую каторжную тюрьму. После этого Секретный дом был закрыт и затем разобран. Однако еще в 1872 г. внутри Трубецкого бастиона выстроили новую тюрьму на 69 одиночных камер и два карцера. Заключенные подвергались непрерывной пытке одиночеством, бездеятельностью и могильной тишиной. В 1897 г., не выдержав ужаса одиночного заключения, покончила с собой революционерка М.Ф.Ветрова. Она облила себя керосином из настольной лампы и подожгла. За сорок пять лет существования этого царского застенка в нем содержалось около полутора тысяч узников. Ни одному из них не удалось совершить побег. Но даже изощренно жестокий режим заключения оказался неспособным сломить волю и веру революционеров. В числе заключенных Трубецкого бастиона были революционные народники 1870-х гг. и герои «Народной воли», среди них – А.И.Ульянов и его товарищи. С середины 1890-х гг. в тюрьме находились соратники В.И.Ленина, члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и агенты «Искры» Н.Э.Бауман, М.А.Сильвин, З.П.Невзорова, П.Н.Лепешинский, В.П.Ногин и многие другие пролетарские революционеры. В 1905 г. в камеру № 60 был заключен А.М.Горький. В крепости он создал пьесу «Дети солнца». В 1906 – 1908 гг. в тюрьме Трубецкого бастиона проходили заседания Петербургского военно-полевого и военно-окружного судов. Ими были вынесены смертные приговоры многим борцам первой русской революции. Последними узниками царизма в крепости были солдаты Павловского полка, перешедшие на сторону восставшего народа в февральские дни 1917 года.28 февраля они были освобождены восставшим гарнизоном крепости. После взятия Зимнего дворца в ночь на 26 октября 1917 г. в тюрьму Трубецкого бастиона были доставлены арестованные министры Временного правительства.   
 

       С 1924 года крепость стала музеем. Первыми открылись для посетителей  Петропавловский собор и бывшая  Тюрьма Трубецкого бастиона. Ныне  на территории крепости размещаются  дирекция, научные отделы и экспозиции  Музея истории Ленинграда. В помещениях  великокняжеской усыпальницы развернуты  две экспозиции: «История строительства  Петропавловской крепости» и  «История Ленинградского Монетного  двора». Постоянна действующая выставка  «История Петербурга – Петрограда  в 1703 – 1917 годах» (в бывшем Комендантском  доме) отражает древнейшее прошлое  при невских земель, основание города на Неве, развитие экономики и городского хозяйства, общественного и революционного движения, науки и культуры. В здании воссоздан зал, где выслушали приговор декабристы. В Иоанновском равелине открыта экспозиция «История советского ракетостроения». Она занимает помещение, в которых в 1932 – 1933 гг. размещались испытательные стенды и мастерские первой в СССР опытно-конструкторской организации по разработке ракетных двигателей – Газодинамической лаборатории (ГДЛ).

 
 
 
        Петропавловская крепость – уникальный  музей-заповедник. Здесь на каждом  шагу ощущается дыхание истории. 
 
 
 

 

Информация о работе Петропавловская крепость