Отрасли хозяйства России, развёрнутая характеристика агропромышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Отраслевая структура экономики изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.

Работа содержит 1 файл

Отрасли хозяйства России.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение отдельных видов продукции.

В структуре  машиностроения насчитывается 19 крупных  комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным  отраслям, сходным по технологическим  процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и  транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Долгое время  темпы развития машиностроения опережали  развитие промышленности и целом. Высокими темпами развивались отрасли, определяющие научно-технический прогресс и в первую очередь станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислитель ной техники.

Достижения  машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий. Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производств, переднеприводного малолитражного легкового автомобиля. Среди созданных образно новых типов машин, приборов, средств автоматизации значительная часть продукции отвечает необходимым техническим требованиям, уровню лучших отечественных и зарубежных образцов, а некоторые из них даже превосходят этот уровень.

Однако, несмотря на определенные сдвиги в развитии машиностроения, его научно-техническая  и производственная база не адекватны требованиям интенсификации общественного производства. Велика доля оборудования, которое эксплуатируется десять, пятнадцать и более лет, в то время как сменяемость оборудования на предприятиях Японии составляет шесть-восемь лет, а в европейских государствах – десять-двенадцать лет. Поэтому для технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства и ускорения социально-экономического развития необходима широкая реконструкция предприятий машиностроительного комплекса.

Распад СССР как единого государства и образование независимых государств способствовали усугублению распада и экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи, но поставкам конечной и комплектующей продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу Союза, обусловили отсутствие и России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования, как самого машиностроения, так и всего народного хозяйства. Особое место в этих связях занимает Украина.

С 1991 г. нарастала  тенденция сокращения межрегионального обмена продукцией производственно-технического назначения. Нарушение вертикальных и отсутствие устойчивых горизонтальных связей способствовали снижению производства продукции базовых отраслей и в первую очередь машиностроения. Кризисные процессы в машиностроении усугублялись высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий машиностроения каждое выпускает свыше 75% определенного вида продукции, т.е. является его монопольным производителем. Конец 80-х, и особенно начало 90-х годов, сопровождались и распадом внешнеэкономических связей в области торговли машинами и оборудованием, которые складывались в течение нескольких десятилетий и способствовали определенному балансу и обеспеченности потребностей отраслей хозяйственного комплекса России современной техникой. Вместе с тем, структурная перестройка, происходящая в машиностроительном комплексе, позволила наладить производство 4000 наименований новых изделий. Однако структурные изменения происходят медленно не только из-за слабой адаптации машиностроительных предприятий к работе в новых экономических условиях, но и из-за отсутствия у предприятий оборотных средств.

В настоящее  время практически все предприятия  гражданского машиностроения стали  акционерными обществами. На большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. Поэтому экономический эффект в результате разгосударствления предприятий не достигается.

Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. В структуре промышленного производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном, Уральском, Поволжском экономических районах.

За последние  десятилетия в структуре машиностроения произошли значительные изменения. Научно-технический прогресс способствовал  выделению таких самостоятельных  отраслей, как электроника, производство средств вычислительной техники и др.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени  влияют природные факторы (наличие  полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно  воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, специализация и кооперирование производства. Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую и подетальную.

Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый и автосборочный. Они оснащены оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.

Специализация промышленного  производства обусловила широкие связи  по кооперационным поставкам между  предприятиями различных отраслей народного хозяйства: химической, текстильной и др. Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по кооперированным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.

Производственно-технический  потенциал отрасли характеризуется тремя основными показателями: объемом выпускаемой товарной продукции (в рублях или натуральных показателях), размером основных промышленно-производственных фондов (в рублях), численностью промышленно-производственного персонала (человек). Удельный вес этих показателей по отдельной отрасли в общих показателях машиностроения позволяет определить ее направленность. Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей (тяжелое машиностроение). Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих (приборостроение, электронная промышленность).

В зависимости  от особенностей взаимодействия таких  факторов, как материалоемкость и  трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общеe машиностроение и среднее машиностроение.

Одной из главных  задач развития машиностроительного  комплекса являются коренная реконструкция  и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная  промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

1.5 Химико-лесной  комплекс

Значение химико-лесного  комплекса в народном хозяйстве  России огромно. Он играет важную роль в расширении ассортимента производства товаров народного потребления. Его отрасли связаны со всеми другими отраслями. Химизация хозяйства позволяет успешно решать крупные технические и экономические проблемы, постоянно увеличивать выпуск новых видов химических материалов для удовлетворения нужд народного хозяйства. Химический комплекс имеет сложную структуру, включающую различные отрасли основной химии и органического синтеза.

Сернокислотная  промышленность – одна из важнейших отраслей. Серная кислота находит широкое применение при производстве минеральных удобрений, в металлургической, нефтеперерабатывающей, текстильной и пищевой промышленности и во многих других отраслях. Сырьем для получения серной кислоты служат серный колчедан (пирит) и сера. Серная кислота также вырабатывается из сернистого газа, улавливаемого при плавке сульфидных руд, переработке сернистой нефти, сероочистке коксового и природного газа. Сернокислотные заводы размещаются в основном в районах потребления серной кислоты. Основное сырье для ее производства (серный колчедан) приходится перевозить на дальние расстояния. Это объясняется тем, что серная кислота является малотранспортабельным грузом. В ряде районов получение серной кислоты совмещается с основными производствами на базе использования их отходов: например, серная кислота вырабатывается на Среднеуральском медеплавильном, Челябинском цинковом, Волховском алюминиевом и других заводах цветной металлургии.

Сернокислотная  промышленность развита почти во всех экономических районах. Важнейшие  предприятия по производству серной кислоты размещены в центральных районах: Воскресенский, Щелковский, Новомосковский, Чернореченский (Дзержинск) заводы; на Урале: Березниковский, Пермский заводы.

Содовая промышленность, продукция которой применяется в стекольной и химической, а также в цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, текстильной и в быту, размещается в Пермской области – Березниковский комбинат: в Башкортостане – Стерлитамакский; в Алтайском крае – Михайловский содовый комбинат.

Важной отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений – фосфорных, калийных и азотных. Основным сырьем для выпуска суперфосфата служат апатиты и фосфориты. Крупнейшими предприятиями суперфосфатной промышленности являются химические заводы и комбинаты: Воскресенский (Московская область), Невский (Санкт-Петербург). Самым крупным является комбинат "Апатит" на Кольском полуострове. Большое внимание обращается на производство суперфосфата в гранулированном виде (т.е. в виде мелких зерен), выпуск концентрированных фосфорных удобрений. Особенностью в размещении суперфосфатной промышленности является то, что большинство суперфосфатных заводов России работает на хибинских апатитах. Это приводит к перевозкам огромного количества сырья на большие расстояния. Однако следует иметь в виду, что хибинские апатиты даже в Сибири являются более дешевым сырьем, чем местные фосфориты.

Производство  калийных удобрений представлено Соликамским  и Березниковским комбинатами на Урале.

Важнейшими  отраслями химии органического  синтеза является производство синтетического каучука и резиновых изделий, пластмасс и химических волокон. Предприятия по производству синтетического каучука и резины размещаются: в Санкт-Петербурге – "Красный треугольник", в Москве — "Каучук" и "Красный богатырь"; построен ряд новых крупнейших заводов в Воронеже, Омске, Красноярске и других городах. Создан резиноасбестовый комбинат в Ярославле, имеются шинные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Кирове, Омске и других городах. Большое значение для быстрого развития резиновой промышленности имело создание отечественной базы производства синтетического каучука. В качестве исходного сырья при производстве непищевого спирта используются углеводороды нефти и газа, отходы лесопиления и деревообработки, отходы щелоков сульфит-целлюлозных заводов, ацетилен (из карбида кальция) и некоторые другие виды сырья. Применение непищевого сырья для производства синтетического каучука приносит народному хозяйству огромную выгоду. Так, например, на получение 1 т синтетического каучука расходуется около 3 т жидких газов вместо 9 т зерна или 22 т картофеля.

Так как для  производства 1 т синтетического каучука  требуется около 2 т спирта, то заводы синтетического каучука всегда размещались  вблизи спиртового производства. В  довоенный период спиртовые заводы (на пищевом сырье) и заводы синтетического каучука размещались главным образом в центральных районах (Воронеж, Ефремов, Ярославль). С переходом промышленности синтетического каучука на новые виды сырья (непищевого) появились большие возможности для развития этой промышленности в нефте- и газоносных районах (Поволожье, Северный Кавказ и др.), где получают синтетический каучук из углеводородного сырья. Производство синтетического каучука и синтетических материалов организуется также в районах нефтеперерабатывающей промышленности (Западная и Восточная Сибирь). Введены в действие Омский, Красноярский, Стерлитамакский, Волжский, Нижнекамский, Пермский и другие заводы синтетического каучука. В перспективе эта отрасль будет наращивать мощности в восточных районах страны, которые хорошо обеспечены водой и дешевым топливом.

Пластические  массы находят широкое применение в самых разнообразных отраслях промышленности как заменители металлов (в особенности дефицитных цветных  металлов – меди, никеля и т.д.), а  также стекла, дерева и других материалов. Для производства пластических масс используется различное углеводородное сырье, получаемое в нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, коксохимическом производстве, газосланцевой и лесохимической промышленности. Большие заводы пластических масс построены в Центре (Москва, Владимир, Орехово-Зуево) и на Северо-Западе (Санкт-Петербург). Организованы новые крупные базы промышленности пластических масс в Поволжье (Казань, Волгоград), на Урале (Нижний Тагил, Уфа, Салават, Екатеринбург), в Западной Сибири (Тюмень, Кемерово, Новосибирск), на Северном Кавказе (Грозный) и других районах страны.

Информация о работе Отрасли хозяйства России, развёрнутая характеристика агропромышленного комплекса