Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 03:20, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рекреационного потенциала Украины, ее природно-географических и историко-культурных ресурсов.
Введение
1. Общая характеристика рекреационных ресурсов
2. Рекреационное законодательство Украины
3. Обеспеченность регионов Украины рекреационными ресурсами
4. Основные рекреационные регионы Украины
4.1 Рекреационные ресурсы Крымского полуострова
4.2. Рекреационные ресурсы Приазовского региона
4.3 Рекреационные ресурсы Закарпатья
4.4 Рекреационные ресурсы Донецкой области
Вывод
Список литературы
Содержание
Введение
1. Общая характеристика рекреационных ресурсов
2. Рекреационное законодательство Украины
3. Обеспеченность
регионов Украины
4. Основные рекреационные регионы Украины
4.1 Рекреационные ресурсы Крымского полуострова
4.2. Рекреационные ресурсы Приазовского региона
4.3 Рекреационные ресурсы Закарпатья
4.4 Рекреационные ресурсы Донецкой области
Вывод
Список литературы
Введение
Последние годы
развития экономики Украины
Целью данной работы является исследование рекреационного потенциала Украины, ее природно-географических и историко-культурных ресурсов.
В первом разделе
дана общая характеристика рекреационных
ресурсов: природно-рекреационные
Второй раздел посвящен законодательным аспектам рекреационной деятельности в Украине.
В третьем разделе проведен анализ обеспеченности различных областей Украины рекреационными ресурсами.
В четвертом разделе - более подробное описание основных рекреационных территорий Украины.
1. Общая характеристика рекреационных ресурсов
Рекреационными в научной литературе принято называть общественные отношения по удовлетворению потребностей граждан в отдыхе, восстановлении общественных и духовных сил, использованию для этого природных и других ресурсов.
Рекреационные ресурсы - это совокупность природно-климатических, бытовых, культурных, оздоровительных, познавательных, исторических и иных ресурсов, которые используются либо могут использоваться для предоставления рекреационных услуг в процессе рекреационной деятельности.
Рекреационные
ресурсы целесообразно
1. Природные
рекреационные территории и
2. Рекреационные
социально-бытовые ресурсы (
Природные рекреационные территории - это часть пространства окружающей природной среды, предназначенная для массового отдыха населения, для восстановления жизненных сил и здоровья людей.
К ним относятся: рекреационные, курортные, лечебно-оздоровительные зоны; земли рекреационного, историко-культурного и частично природоохранного назначения; отдельные участки земель лесного, водного фонда; иные рекреационные территории, комплексы, пригодные для использования в целях рекреации.
Природные рекреационные ресурсы - это природные курортные, лечебные, оздоровительные ресурсы и факторы, пригодные для использования с целью восстановления и укрепления здоровья людей.
К природным лечебным ресурсам относятся месторождения полезных ископаемых минерального и органического происхождения, оказывающие на организм человека лечебный эффект и пригодные для промышленного освоения (минеральные воды, лечебные грязи).
К природным оздоровительным ресурсам относятся природные образования, формирующие особые ландшафтные и микроклиматические условия в регионе, оказывающие на организм человека оздоровительный эффект (парки, пляжи, лесопарки, лесные и горные массивы).
К природным оздоровительным факторам относятся природные явления, присутствующие и происходящие в конкретной местности в наиболее оптимальных для организма человека концентрациях и сочетаниях - продолжительность и интенсивность солнечного излучения, влажность воздуха, температура окружающей среды.
2.
Рекреационное
В настоящее
время актуальность правовых исследований
рекреационных отношений
Для правового режима природных рекреационных территорий характерно:
наличие общего и специального правового регулирования их использования и охраны;
направленность на обеспечение специальной цели - восстановление жизненных сил и здоровья человека;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, вредно влияющей на окружающую природную среду, какие-либо изменения природного ландшафта;
запрещение любых действий, нарушающих общественные рекреационные интересы при их использовании;
установление специального порядка их создания, ограничение права пользования ими;
общегосударственный характер собственности на них;
установление дополнительных обязанностей пользования ими;
смешанный характер их правового режима.
В Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" дано понятие рекреационной зоны.
Рекреационная
зона - это участки суши или водного
пространства, предназначенные для
организованного массового
Создание рекреационных зон на участках лесного фонда регулируется нормами лесного законодательства (Лесной кодекс Украины, Положение Кабинета Министров Украины от 21.07.1995 "Об утверждении порядка разделения лесов на группы, отнесение их к категории защищенности и выделения особо защитных земель участков лесного фонда" и др).
Согласно ст.
3 Лесного кодекса Украины
Особенности режима рекреационного использования ресурсов (в т.ч. лесопользования) отражены в Законе Украины "О природно-заповедном фонде Украины", в частности для зон регулируемой и стационарной рекреации национальных природных и региональных ландшафтных парков, экспозиционных зон ботанических садов, дендрологических парков, рекреационных зон зоологических парков (ст. 21-38 указанного закона).
Так, зона регулируемой рекреации может использоваться для краткосрочного отдыха и оздоровления населения, осмотра особо живописных и памятных мест, устройства и оборудования туристических маршрутов и экологических троп; зона стационарной рекреации - для размещения гостиниц, мотелей, кемпингов, иных объектов обслуживания посетителей парка, кроме осуществления любой деятельности, которая может вести к ухудшению состояния среды и снижению рекрационной ценности.
При пользовании отдельными рекреационными территориями разрабатываются допустимые границы рекреационной нагрузки. Допустимой рекреационной нагрузкой в научной литературе считается предельная вместимость территории для обеспечения нормальных условий отдыха без нарушения восстановительных свойств природных комплексов. Эти границы определяются нормативами рекреационной нагрузки относительно функциональных зон (лесной, лесопарковой, парковой), или в зависимости от величины города. По функциональным признакам для лесных территорий установлены нормативы от 1 до 10 человек на гектар; для лесопарковых - от 8 до 20 человек; для парковых - от 20 до 150.
Кроме установления
предельных размеров рекреационной
нагрузки представляет интерес лимитирование,
которое предусмотрено для
В последние 10 лет
вопросы рекреации и ее правового
регулирования ставились
Основными этапами систематизации рекреационного законодательства являются:
принятие концепции формирования правового регулирования рекреационной деятельности;
принятие Закона Украины "О рекреационном фонде Украины";
внесение изменений и дополнений в другие нормативные акты действующего законодательства;
разработка правового
регулирования осуществления
Общие положения законодательства о рекреационной деятельности
Конституция Украины;
Закон Украины "О собственности";
Закон Украины "О природно-заповедном фонде Украины";
Закон Украины "Об охране окружающей природной среды";
Закон Украины "О
патентировании отдельных видов
предпринимательской
Декрет КМУ "О стандартизации и сертификации";
Лесной кодекс Украины;
Водный кодекс Украины;
Земельный кодекс Украины;
Закон Украины "О животном мире";
Закон Украины "Об экологической экспертизе".
3. Обеспеченность регионов Украины рекреационными ресурсами
Обеспеченность
природным туристско-
Большой вклад в изучение природно-рекреационного потенциала Украины внесли А.А. Бейдик, А.П. Голиков, О.А. Любицева, Я.Б. Олейник, В.П. Руденко, П.Г., Шищенко и др. Однако проблема характеристики и оценки влияния природного туристско-рекреационного потенциала на развитие туризма и теперь находится в сфере научных исследований.
К оценке природно-рекреационного
потенциала существуют разные подходы.
Например, В.П. Руденко потенциал
природных рекреационных