Оценка загрязненности воздушного бассейна территории ГНПП "Кокшетау"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:02, доклад

Описание работы

Нашу планету омывает единый, воздушный океан, который защищает и сохраняет жизнь на Земле.
Державы мира могут делить сушу между собой, но находятся в вечном движении атмосферы, всегда будет общим достоянием человечества. Атмосфера - воздушная оболочка Земли имеет слоистое строение (тропосфера, стратосфера, мезосфера и ионосфера)

Работа содержит 1 файл

Оценка загрязненности воздушного бассейна территории ГНПП.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

   вверх.  В  результате  вредные  выбросы   сосредотачиваются   под   слоем

   инверсии, содержание их у земли резко  возрастает.

          Неблагоприятное   действие    веществ,    обладающих    различными

   токсичными  свойствами,  при  проникание  в  организм   человека   может

   проявляться  в виде острых или  хронических   отравлений  и  другого  рода

   заболеваний.  Кроме  того,  вещества  с   генетической  активностью  могут

   оказаться  причиной врожденных уродств и дефектов развития. В дыхательных

   путях человека  задерживается  от  13  до  48%  содержащихся  в  воздухе

   примесей.

          Исследования М.С.Гольдберга показали, что травмы глаз, вызываемые

   летучей  золой и другими загрязнениями воздуха, составляют от  30  до  60%

   всех глазных  заболеваний. Причем  если  на  периферии  города,  в  хорошо

   озелененном  районе, такие травмы  составляют  всего  1,08%  всех  глазных

   заболеваний,  то  в районе промышленных предприятий-22,95%, а в районе ТЭЦ-

   30,3%.

          В ряде случаев  загрязнение   воздуха  является  причиной  плохого

   самочувствия  людей  и  даже  серьезных   заболеваний,   иногда   имеющих

   смертельный  исход. Так, например, в  одном  из крупнейших городов США   Лос

   - Анжелесе (к 1960 г. в нем было  2497 тыс.  населения) с 1943  г.  начали

   возникать   явления так называемого «смога».

          Фотохимический туман (смог).

          Фотохимический туман представляет  собой  многокомпонентную   смесь

   газов и  аэрозольных  частиц  первичного  и  вторичного  происхождения.  В

   состав  основных компонентов смога   входят  озон,  оксиды  азота   и  серы,

   многочисленные  органические соединения перекисной  природы,  называемые  в

   совокупности  фотооксидантами. Фотохимический смог возникает в  результате

   фотохимических  реакций при определенных  условиях:  наличии  в  атмосфере

   высокой  концентрации оксидов азота, углеводородов  и других загрязнителей,

   интенсивной  солнечной радиации  и  безветрия   или  очень  слабого  обмена

 воздуха в  приземном слое при мощной  и в течение не менее суток  повышенной

   инверсии.  Устойчивая  безветренная   погода,   обычно   сопровождающаяся

   инверсиями, необходима  для  создания  высокой  концентрации  реагирующих

   веществ.  Такие условия создаются чаще в июне-сентябре и реже  зимой.  При

   продолжительной  ясной  погоде  солнечная   радиация  вызывает  расщепление

   молекул   диоксида  азота  с  образованием  оксида  азота   и   атомарного

   кислорода.  Атомарный  кислород  с  молекулярным  кислородом  дают  озон.

   Казалось  бы, последний, окисляя оксид азота,  должен снова превращаться  в

   молекулярный  кислород, а оксид азота - в  диоксид. Но этого не происходит.

   Оксид азота  вступает в реакции с олефинами  выхлопных газов,  которые при

   этом расщепляются  по двойной связи и образуют  осколки молекул  и  избыток

   озона. В  результате продолжающейся диссоциации  новые массы диоксида азота

   расщепляются  и   дают   дополнительные   количества   озона.   Возникает

   циклическая реакция, в итоге которой в атмосфере постепенно накапливается

   озон. Этот  процесс в ночное  время   прекращается.  В  свою  очередь   озон

   вступает  в реакцию с олефинами.  В   атмосфере  концентрируются   различные

   перекиси, которые в сумме  и  образуют  характерные  для  фотохимического

   тумана  оксиданты. Последние являются  источником так называемых  свободных

   радикалов,  отличающихся особой реакционной  способностью.  Такие  смоги  -

   нередкое  явление над  Лондоном,  Парижем,  Лос-Анджелесом,  Нью-Йорком  и

   другими  городами Европы и Америки.  По своему физиологическому воздействию

   на организм  человека они крайне  опасны  для  дыхательной  и  кровеносной

   системы  и часто бывают причиной преждевременной  смерти городских  жителей

   с ослабленным здоровьем.

          Последствия загрязнения воздуха.

          История   мирового    здравоохранения    насчитывает    несколько

   катастрофических  случаев,  связанных  с  загрязнением  воздуха.  Так,  в

   декабре  1930 г. в долине реки Маас  (Бельгия),  где  сосредоточено  много

   промышленных  предприятий, наблюдались сильные  туманы при  безветрии.  Уже

   на третий  день после такой погоды у  населения возникли массовые  поражения

   дыхательных  путей с десятками (около 60) смертельных случаев.

          В октябре 1948 г. в районе Донора (Пенсильвания, США), также при

   полном  штиле,  загрязнение  атмосферы   металлургическими   промышленными

   предприятиями  привело  к  серьезным   заболеваниям   дыхательных   путей  у

   большего  числа жителей  этого  района,  причем  в  некоторых  случаях  со

   смертельным  исходом.

          В декабре 1952 г. такая же  обстановка сложилась в районе  Лондона,

   где в  результате токсического тумана  число смертей за две недели  декабря

   на 4000 превысило  обычные показатели.

          Все эти факты показывают, какое  важное значение  имеет  борьба  с

   загрязнением  атмосферного  воздуха,  особенно  если  оно  сопровождается

   выделением  вредных для человеческого организма  загрязняющих веществ.

          Пыль, дым и газ снижают напряженность прямой  солнечной радиации

   и, что   особенно  важно,  уменьшают   количество  ультрафиолетовых  лучей,

   которые  являются наиболее ценными в  солнечном спектре.

          Загрязнение  атмосферы  снижает   продуктивность  и   плодовитость

   домашних  и диких животных и птиц. Выпадая  на  почву  и  водоемы,  вредные

   примеси,  загрязняя атмосферу, ведут   к  уничтожению  растительности.  Под

   действием   атмосферного  загрязнения  происходит  разрушение   зданий   и

   сооружений,  памятников  истории,  архитектуры,  культуры   и   искусства

   (металлические   конструкции  подвергаются  повышенной  коррозии,   многие

   строительные  материалы  разрушаются).  Во  многих  промышленно  развитых

   районах  экономический ущерб от загрязнения  окружающей среды составляет 3-

   5 % валового  национального продукта.

          Автомобильный транспорт.

          Помимо  промышленности  важным  фактором,  определяющим   уровень

   загрязнения  в городах, выступает автомобильный транспорт. Есть  основания

   считать,  что в крупных городах  его   доля  в  общем,  количестве  вредных

   веществ  антропогенного происхождения, выбрасываемых   в  атмосферу,  будет

   возрастать.

          В выхлопных газах автомобилей содержится: до  3%  угарного  газа;

   0,06% окиси  азота; 0,5% углеводорода; 0,06% окиси серы; 0,004% альдегидов

   и т.д.  Среди углеводородов некоторые  соединения  канцерогенны  (например,

   бензопирен,   бензантрацен).  Исключительно   вредны  для  здоровья  людей

   окислы  свинца, мышьяковистые и другие  соединения, способные накапливаться

   в тканях  живых организмов, приводя к медленному  их отравлению. По  данным

   М. Е.  Бердлянда, за один  год  250  млн.  автомобилей  мира  выбросили   в

   атмосферу около 200 млн. т окиси углерода, 50  млн.  т углеводорода,  20

   млн. т  азота и миллионы тонн серного  газа, органических веществ, свинца  и

   других  элементов.

          В  настоящее  время  в   ряде  стран  переходят   на   новый   вид

   автомобильного топлива с более высоким октановым числом, что способствует

   снижению  содержания окиси углерода в  выхлопных газах, однако оксиды  азота

   и  свинец  остаются  активными  компонентами  выброса.   Резко   повышено

   содержание  свинца и цинка в почве   и  растительности  вдоль  транспортных

   магистралей.

          Автомобильному транспорту  как   источнику  загрязнения  воздушной

   среды   присущ  ряд  отличительных   особенностей.  Во-первых,  численность

   автомобилей  в крупных  городах  быстро  увеличивается,  а  вместе  с  тем

   непрерывно  растет и валовый выброс вредных   продуктов  в  атмосферу.  Во-

   вторых, в  отличии от промышленных источников  загрязнения,  привязанным  к

   определенным  площадкам и, как правило, изолированных  от  жилой  застройки

   санитарно-защитными  зонами, автомобиль - движущийся источник  загрязнения,

   негативное  воздействие которого распространяется  на жилые  районы,  места

   отдыха  и т. п. В-третьих, автомобильный  выброс распространяется на уровне

   дыхания  человека и его рассеяние условиях городской застройки затруднено.

   И, наконец,  современные возможности снижения  токсичности выхлопных  газов

   еще   не  в  состоянии  обеспечить  желаемую  степень  чистоты   воздушного

   бассейна  города.

          К числу  серьезных  источников  загрязнения  атмосферы  относятся

   самолеты. Один самолет при  перелете  на1000  км  использует  столько   же

   кислорода,  сколько  потребляет   человек   в   течении   года,   выделяя

   соответствующее  количество окиси углерода. Реактивный лайнер при перелете

   из Америки  в Европу за 8 ч потребляет 35 т   кислорода.  Такое  количество

   производят  за то же время примерно 25 тыс.  га леса.  Летящие  на  большой

   высоте  самолеты выбрасывают окислы  азота непосредственно в  нижних  слоях

   стратосферы, где они вступают в реакции, ведущие к  разрушению  озонового

   экрана  планеты, защищающего ее  от  ультрафиолетового  излучения   Солнца.

   Особенно  велико загрязнение атмосферы  вблизи аэропортов.

          Мероприятия по уменьшению выбросов.

          В России вопросам охраны атмосферного  воздуха  уделяется  большое

   внимание. Ряд специальных правительственных  и ведомственных постановлений

   предусматривает  проведение мероприятий по уменьшению  выброса в  атмосферу

<

Информация о работе Оценка загрязненности воздушного бассейна территории ГНПП "Кокшетау"