Общая характеристика зарубежной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:36, реферат

Описание работы

Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа занимает территорию в 5,1 млн. км2 с населением 500 млн. человек (1995 г.). Здесь расположены около 40 суверенных государств, связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Зарубежная Европа — один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хотя, как вы уже знаете, эпоха «европоцентризма» ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике.

Содержание

Вступление.................. 3
Общая характеристика зарубежной Европы...... 3
1. Территория, границы, положение. 3
2. Природные условия и ресурсы...... 4
3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация.................... 5
4. Хозяйство: место в мире, различия между странами... 7
5. Промышленность: главные отрасли...... 8
6. Сельское хозяйство: три главных типа......... 11
7. Транспорт: главные магистрали и узлы......... 13
8. Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры..... 14
9. Отдых и туризм: главный туристский регион мира.................. 14

Работа содержит 1 файл

Рубрика.docx

— 30.73 Кб (Скачать)

Крупнейший в регионе  узел нефтехимических производств  и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части  региона сдвиг «к нефти» привел к  созданию НПЗ и нефтехимических  комбинатов на трассах магистральных  нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие  и нефтехимические предприятия  Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и  природный газ. В Болгарии по той  же причине нефтехимия «сдвинута» к  побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран  зарубежной Европы ведущее место  заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые  из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся  в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство  ТЭС. Но они построены также в  морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее  воздействие на структуру и географию  электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии —  оказывает сооружение АЭС, которых  в регионе уже более 80 (см. рисунок 51). На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС  или целые их каскады.

Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС — 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии — 11 млрд. кВт ч в год.

Металлургическая  промышленность зарубежной Европы в  основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, — ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два  очень крупных комбината —  «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой  войны крупные металлургические комбинаты были построены или  расширены в морских портах с  ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.

Самый большой и  современный из комбинатов, сооруженных  в морских портах, находится в  Таранто (Италия). Его мощность —  более 10 млн. т стали в год.

В последнее время  строятся преимущественно не большие  комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли  цветной металлургии — алюминиевая  и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше [10], Югославии.

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные  районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и  Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский  в Италии), а также возникший  уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее  время легкая промышленность смещается  в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Во многих странах  сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных  инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

6. Сельское хозяйство:  три главных типа.

По основным видам  сельскохозяйственной продукции большинство  стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в  ее сбыте на внешних рынках. После  второй мировой войны в их аграрном строе, в системе землевладения  и землепользования произошли значительные изменения, связанные с переходом  от универсального мелкого крестьянского  хозяйства к крупному специализированному  высокотоварному хозяйству, включенному  в систему агробизнеса. Основным типом сельскохозяйственного предприятия  стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают  помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли  сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий  в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южноевропейский.

Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в  обслуживающем его растениеводстве  — кормовых культур и серых  хлебов. Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного  и молочно-мясного направления а также свиноводства и птицеводства.

Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно уже давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Недаром ее нередко называют «молочной фермой» Европы.

Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности  населения в продовольствии, но и  «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть  пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное  место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация  Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда (который с древнейших времен служит символом плодородия и изобилия), оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы».

Все средиземноморское  побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные  фрукты и овощи, но больше всего —  апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в  мире.

Рыболовство давно  уже стало отраслью международной  специализации в Норвегии, Дании  и особенно в Исландии.

7. Транспорт: главные  магистрали и узлы.

Региональная транспортная система региона относится в  основном к западноевропейскому  типу. По дальности перевозок она  намного уступает системам США и  России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая  первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран  сокращается, и крупные новостройки  в 50 — 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной  Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного  и меридионального направлений, имеющие международное значение.

Речные пути также  имеют меридиональное (Рейн) или  широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250 — 300 млн. т  грузов в год. После ввода в  эксплуатацию водного пути Рейн —  Майн — Дунай, который соединил обе  важнейшие водные артерии зарубежной Европы, он должен значительно возрасти.

В местах пересечения  сухопутных и внутренних водных путей  возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и  морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них — Роттердам.

Грузооборот Роттердамского порта составляет 250 — 300 млн. т в  год. Расположенный на одном из рукавов  Рейна в 33 км от моря, он выполняет  функции главных морских ворот  для многих европейских стран. С  глубинными районами он связан водными  путями по Рейну и Мозелю, железными  и шоссейными дорогами, нефтегазо-проводами.

Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дороги ведут в  Париж», либо многоцентровую, как, например, в ФРГ.

8. Наука и финансы:  научно-исследовательские парки  и банковские центры.

По примеру «Силиконовой долины» в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских  парков, которые уже в значительной степени определяют географию науки  ряда стран. Самые крупные из них  находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге  Франции, в районе Ниццы, формируется  так называемая «Долина высокой  технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых  банков. Эталоном страны-банкира давно  уже стала Швейцария:

в сейфах ее банков лежит  половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны — Цюрих. В последнее время  в страну-банкира превратился  и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.

9. Отдых и туризм: главный туристский регион мира.

Как вы уже знаете, зарубежная Европа — главный район  международного туризма. «Рекордсмен  мира» по туризму — Франция, которую  ежегодно посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному приезжему  иностранцу! К числу самых популярных туристских стран принадлежат также Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристе  – корекреационные районы двух типов  — приморские и горные.

Главный район приморского  туризма — Средиземноморье, которое  ежегодно посещают от 100 до 150 млн. человек. Особенно популярны побережье Лагурийского моря, где находится защищенный с  севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье  Адриатического моря в Хорватии, побережье  Испании, Балеарские острова.

Главный район горного  туризма — Альпы. Нижний пояс гор  используется главным образом для  лечения и пешеходного туризма, средний — для занятия горнолыжным  спортом, верхний — для альпинизма.

Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые  камни Европы» — достопримечательности  ее городов. Своеобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид (см. рисунок 55), где в июле — августе местных жителей, наверное, меньше, чем приезжих. Множество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах.

10. Охрана окружающей  среды и экологические проблемы: преодоление угрозы.

В результате высокой  плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности  территории

природная среда  зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого  общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к  обострению многих природоохранных  и экологических проблем. 

Все страны региона  проводят государственную экологическую  политику и принимают все более  решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии «зеленых», ведется пропаганда использования  велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий.

Информация о работе Общая характеристика зарубежной Европы