Общая характеристика хозяйства Индии. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Индия - аграрно-индустриальная страна. От колониального периода она унаследовала значительную экономическую отсталость и ужасающую нищету громадной массы населения. В состоянии крайнего упадка находилась основная отрасль экономики – сельское хозяйство. По официальным данным, в 1947 году более 60% всей земли принадлежало князьям, феодалам и крупным помещикам- заминдарам, а ее остальная часть была распылена между миллионами мелких и мельчайших крестьянских хозяйств, находившихся в кабальной зависимости от ростовщиков.

Работа содержит 1 файл

характеристика хозяйства Индии.docx

— 21.13 Кб (Скачать)

5.Общая характеристика  хозяйства. Причины, влияющие  на темпы хозяйственного развития.

Индия - аграрно-индустриальная страна. От колониального периода  она унаследовала значительную экономическую  отсталость и ужасающую нищету громадной  массы населения. В состоянии  крайнего упадка находилась основная отрасль экономики – сельское хозяйство. По официальным данным, в 1947 году более 60% всей земли принадлежало князьям, феодалам и крупным помещикам- заминдарам, а ее остальная часть была распылена между миллионами мелких и мельчайших крестьянских хозяйств, находившихся в кабальной зависимости от ростовщиков.

Но социально-экономические  преобразования в рамках “Курса Неру”  вырвали страну из застоя колониального  периода, обусловили ее устойчивый хозяйственный  подъем. Индустриализация на основе пятилетних планов (объем промышленной продукции  за 1951-1985 гг. увеличился более чем  в 7 раз) привела к существенным прогрессивным  сдвигам в отраслевой структуре  экономики. Большие абсолютные размеры  индийской экономики обеспечивают достаточно емкий внутренний рынок  – не смотря на низкий уровень душевого дохода. Индия в гораздо меньшей  степени, чем большинство развивающихся  стран, испытывает на себе потрясение структурных и циклических кризисов мирового капиталистического хозяйства  и имеет меньшую внешнюю задолженность. Иностранная помощь составляет в  настоящее время около 15% бюджета  капиталовложений страны.

К началу 80-х  годов в экономике Индии в  основном завершился этап ломки колониальной структуры, а местный капитализм из ведущего социально-экономического уклада превратился в уклад, прямо  или косвенно господствующий над  всей системой общественного производства. Этому способствовал целый ряд  факторов, в том числе создание мощного государственно-капиталистического сектора, усиление процессов концентрации производства и централизации капитала в крупном частнокапиталистическом  секторе, опережающее развитие со второй половины 60-х годов мелкого капиталистического предпринимательства города и деревни.

Государство активно  поддерживает мелкое предпринимательство. Резко увеличилось число мелких и кустарных промышленных предприятий. Они обеспечивают работой примерно 9 млн. человек. В мелкокустарном секторе производится около 5 тыс. наименований промышленных изделий. В экспорте Индии их доля составляет около 30%.

Экономическое развитие Индии идет , однако, крайне неравномерно – в применении как к секторам и отраслям, так и к регионам и штатам страны. Доходы на душу населения в развитых штатах росли в 2,3 раза быстрее, чем в отсталых.

Региональная  неравномерность развития служит питательной  средой различных автономистских и  сепаратистских тенденций, активно  поддерживаемых и поощряемых внешними силами. По общему объему валового внутреннего  продукта Индия занимает 11-е место  в мире. Она – ведущий мировой  производитель арахиса и чая, второй крупнейший производитель риса и сахара, третий – табака и хлопчатобумажной пряжи. Вместе с тем по уровню национального  дохода на душу населения Индия стоит  на 102-м месте в мире. Около 40% населения  страны живет ниже официального уровня бедности, предполагающего доходы менее 100 долларов на человека в год. Это  наглядно отражает противоречия хозяйственного развития современной Индии.

География основных промышленных комплексов и отраслей.

Индия предстает  крупнейшей индустриальной державой, располагающей многоотраслевым  национальным промышленным комплексом, который включает широкий круг производств  полного цикла в тяжелой промышленности. Специфика индийской промышленности в том, что она сочетает разнообразнейшие формы производства – от крупных  заводов, оснащенных по последнему слову  техники, до примитивных кустарных  промыслов. Причем характерно, что выпуск продукции на так называемых “зарегистрированных” предприятиях, т.е. с числом рабочих более 10 человек, лишь в два раза превышает объем производства в мелкотоварном секторе.

Наибольший рост объемов производства в течение  последних 10-15 лет отмечается в нефтеперерабатывающей  промышленности и промышленности минеральных  удобрений.

Нефтеперерабатывающая промышленность Индии насчитывает 14 заводов, рассчитанных на 44,6 млн. т. нефти  – сырца в год.

Крупнейшие их них: в Нойлли (шт. Гуджарат) – мощностью 7,3 млн т. в год, в Бомбее – 6 млн. т. и 5,3 млн. т. , в Матхуре ( шт. Уттар-Прадеш) – 6 млн.т., а также в Вимакхапатнаме (Андхра-Прадеш), Кочине (Керама), Мадрасе и Халдии ( близ Калькутты). Расположение основных нефтеперерабатывающих заводов близ морских портов объясняется тем, что они ориентированы на использование преимущественно импортной нефти.

По выплавке стали (12 млн. т.) Индия занимает 16-е  место в мире и 3-е среди развивающихся  стран. Крупнейшие заводы черной металлургии  расположены в Бхилаи (Мадхья-Прадеш), Бонаро (Бихар), Роуркеле (Орисса), Дургапуре (Западная Бенгалия) и Джам нидпуре (Бихар). Из них первые четыре – государственные, пятый принадлежит частной компании ТИСКО, входящей в монополистическую группу Тата.

Специализация сельскохозяйственного производства.

Индустриализация  практически не повлияла на отраслевую структуру занятости населения  в силу ориентации современной промышленности, в том числе и мелкой, на капиталоемкую  технологию. Индия оказалась единственной страной Азии, где доля сельского хозяйства в экономически активном населении остается с начала 20 в. неизменной – на уровне 70-72%. Достижения самообеспечения зерном - важный успех независимой Индии. В то же время эта самообеспеченность опирается на сохранение крайне низкого уровня потребления. Несмотря на “зеленую революцию”, уровень агротехники и урожайности в Индии остается одним из самых низких в мире. При том, что применение химических удобрений в стране за 70-е годы выросло вдвое и сейчас они применяются на 55% площадей, занятых под пшеницей, и на 45% - под рисом, их потребление на 1 га посевных площадей в Индии было в 1983 г. в 5 раз меньше, чем в Китае, хлопчатника – в 7 раз ниже, чем в Мексике. Развитию сельского хозяйства Индии препятствует отсталая социально-экономическая структура деревни.

В Индии вылавливается  около 2,5 млн. т рыбы в год ( 7 место в мире), в том числе 2/3 – морской. Морское рыболовство наиболее развито в приморских южных и западных штатах, речное – на Востоке и Северо-Востоке страны. Для жителей ряда районов, особенно Бенгалии, рыба – один из существенных продуктов питания.

Под сельскохозяйственными  угодьями в Индии используется 60% территории. Они в основном заняты пашней. Хотя благодаря обилию тепла  практически на всей территории страны, за исключением высокогорной, возможно круглогодичное земледелие, лишь менее 1/5 посевных площадей засевается более  одного раза. Главная причина –  недостаточное увлажнение в сухое  время года.

Рис высаживают преимущественно в основной полевой  сезон хариф под летние дожди на прибрежных низменностях, а так же в долинах Ганга и Брахмапутры. Пшеница выращивается главным образом в зимний сезон раби в Северо-Западной Индии – в штатах Пенджаб,Харьяна, западной части Уттар-Прадиш и прилегающих районах. Улучшенные сорта занимают около 83% пшеничных полей. Урожайность – от 30 ц/га на орошаемых площадях в Пенджабе до 6,5 ц/га в сухих районах Гуджабата.

Просяные ( джовар и баджра) возделываются примерно на ¼ площадей, занятых в Индии под продовольственные культуры, зернобобовые – на 1/5. Это преимущественно внутренние засушливые и слабоорошаемые районы полуостровной и Центральной Индии, а также Раджастхана.

Развитие транспортного  комплекса.

Индия – одна из крупнейших железнодорожных держав мира. Протяженность ее железных дорог  составляет около 62 тыс. км.

На железные дороги приходится 55% наземных перевозок  Индии, что составляет 800 тыс. т. грузов и 9 млн. пассажиров ежедневно. По объему грузоперевозок – 173 млрд т./км в год – Индия занимает 5-е место в мире. К 2000 г. объем перевозок на железных дорогах Индии должен практически удвоиться по сравнению с 1985 г. Основной прирост перевозок ожидается на железнодорожных магистралях, связывающих четыре крупнейших города – Дели, Калькутту, Бомбей и Мадрас. В настоящее время планируется электрифицировать еще более 10 тыс. км. Железные дороги Индии рентабельны. В 1984/85 г они принесли центральному правительству Индии 14,57 млрд. рупий дохода.

Основные города Индии соединены между собой  национальными автострадами, которые  постоянно расширяются и реконструируются.. На этих магистралях весьма оживленное движение, развито междугородное автобусное сообщение. Общая протяженность автомобильных дорог Индии с твердым, так называемым “всепогодным” покрытием за период с 1950/51 г. по 19984/85 г. увеличилась со 157 тыс. км. До 833 тыс. Однако выход к таким дорогам имеют лишь 1/3 населенных пунктов.

Большинство индийских  дорог, особенно в глубинке – грунтовые. В сезон дождей они становятся труднопроходимыми, и тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира.

При относительно небольшом числе автотранспортных средств (5,2 млн. в том числе 218 тыс. автобусов, 734 тыс. грузовиков и 1,5 млн легковых автомобилей) Индия отличается высокими показателями дорожно-транспортных происшествий.

Индия – морская  держава. Она располагает 736 судами морского торгового флота общей  вместимостью 6,5 млн.т. Однако 62,9% морского товарооборота перерабатывается восемью  главными портами. Крупнейший среди  них – Бомбей.

Значительного развития достиг в Индии воздушный  транспорт – как на международных, так и на внутренних линиях. Бомбей, Дели и Калькутта – крупнейшие международные аэропорты Индии, они обслуживают также большое  число транзитных рейсов иностранных  авиакомпаний из Европы в Юго-Восточную  Азию и Австралию. Международные  аэропорты существуют также в  Мадрасе и в Тривандруме.

Социально-экономическое  развитие отдельных районов. Причины, обуславливающие неравномерность  в их социально-экономическом развитии. Выравнивание уровней экономического развития.

Отдельные районы Индии значительно различаются  между собой по уровню социально-экономического развития и хозяйственной специализации. Каждый такой район охватывает несколько  штатов, связанных единой географической и хозяйственной общностью, реже ограничивается одним штатом.

Экономико-географическое районирование Индии проводится разными исследователями – индийскими и зарубежными- по-разному. В Индии есть семь крупных экономико-географических районов : Северный (Уттар-Прадиш),Северо-Западный (Пенджаб, Харьяна, Раджастан, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадиш), Восточный (Западная Бенгалия, Бихар, Орисса), Северо-Восточный (Ассам, Мегхала,Нагаленд, Трипура, Манипур, Мизорам, Аруначал-Прадеш), Центральный (Мадхья-Прадеш), Западный (Махараштра, Гуджарат, Гоа) и Южный (Тамилнад, Андхра-Прадеш, Карнатака, Керама, Путтучери, Лакшадвип). При этом союзной территории Дели отводится особое место.

Дели сочетает функции политико-административного  центра Индии с транспортными, промышленными, культурными. В старым отраслям производства – текстильной и пищевой добавилось точное машиностроение, металлообработка, химическая промышленность. В Дели работают три университета, десятки научно-исследовательских институтов. Северный район - аграрный штат. Он располагает 18,8 млн. га. Орошаемых площадей и является крупнейшим производителем зерновыз, в том числе пшеницы, риса, ячменя, кукурузы, картофеля, фруктов. Район дает половину индийского сахарного тростника. Северная Индия стоит на одном из последних мест в Индии по уровню промышленного производства и по экономическому развитию.

Для Северо-Запада Индии показательно отсутствие крупной индустрии.

Уникальное сочетание  полезных ископаемых Восточной Индии  обуславливает активную индустриализацию района, главная угольно-металлургическая база Индии.

Северо-Восток богат гидроэнергетическими ресурсами, но из-за удаленности района используются они крайне слабо.

Центральная Индия  – это крупнейший по площади штат, ведущий центр хлопчатобумажной промышленности.

Западная Индия  – главный нефтеносный район  страны.

Южный район  важный для рисосеяния, крупный производитель хлопка и масличных, кокосовых орехов.

10. Внешние экономические  связи. Экспорт. Импорт. Участие  в интеграционных экономических  союзах

Удельный вес  Индии в мировой торговле сравнительно невысок, более того, этот показатель имеет тенденцию к понижению : доля Индии в мировом экспорте сократилась с 1,05% до 0,43%. Вместе с тем абсолютный объем как экспорта так и импорта Индии неуклонно увеличивается. Главные статьи импорта Индии: нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, жемчуг и драгоценные камни, минеральные удобрения, растительные масла, черные и цветные металлы, химические товары.

Информация о работе Общая характеристика хозяйства Индии. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.