Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:47, контрольная работа
Индия - аграрно-индустриальная страна. От колониального периода она унаследовала значительную экономическую отсталость и ужасающую нищету громадной массы населения. В состоянии крайнего упадка находилась основная отрасль экономики – сельское хозяйство. По официальным данным, в 1947 году более 60% всей земли принадлежало князьям, феодалам и крупным помещикам- заминдарам, а ее остальная часть была распылена между миллионами мелких и мельчайших крестьянских хозяйств, находившихся в кабальной зависимости от ростовщиков.
5.Общая характеристика
хозяйства. Причины, влияющие
на темпы хозяйственного
Индия - аграрно-индустриальная страна. От колониального периода она унаследовала значительную экономическую отсталость и ужасающую нищету громадной массы населения. В состоянии крайнего упадка находилась основная отрасль экономики – сельское хозяйство. По официальным данным, в 1947 году более 60% всей земли принадлежало князьям, феодалам и крупным помещикам- заминдарам, а ее остальная часть была распылена между миллионами мелких и мельчайших крестьянских хозяйств, находившихся в кабальной зависимости от ростовщиков.
Но социально-экономические
преобразования в рамках “Курса Неру”
вырвали страну из застоя колониального
периода, обусловили ее устойчивый хозяйственный
подъем. Индустриализация на основе пятилетних
планов (объем промышленной продукции
за 1951-1985 гг. увеличился более чем
в 7 раз) привела к существенным прогрессивным
сдвигам в отраслевой структуре
экономики. Большие абсолютные размеры
индийской экономики
К началу 80-х
годов в экономике Индии в
основном завершился этап ломки колониальной
структуры, а местный капитализм
из ведущего социально-экономического
уклада превратился в уклад, прямо
или косвенно господствующий над
всей системой общественного производства.
Этому способствовал целый ряд
факторов, в том числе создание
мощного государственно-
Государство активно поддерживает мелкое предпринимательство. Резко увеличилось число мелких и кустарных промышленных предприятий. Они обеспечивают работой примерно 9 млн. человек. В мелкокустарном секторе производится около 5 тыс. наименований промышленных изделий. В экспорте Индии их доля составляет около 30%.
Экономическое развитие Индии идет , однако, крайне неравномерно – в применении как к секторам и отраслям, так и к регионам и штатам страны. Доходы на душу населения в развитых штатах росли в 2,3 раза быстрее, чем в отсталых.
Региональная неравномерность развития служит питательной средой различных автономистских и сепаратистских тенденций, активно поддерживаемых и поощряемых внешними силами. По общему объему валового внутреннего продукта Индия занимает 11-е место в мире. Она – ведущий мировой производитель арахиса и чая, второй крупнейший производитель риса и сахара, третий – табака и хлопчатобумажной пряжи. Вместе с тем по уровню национального дохода на душу населения Индия стоит на 102-м месте в мире. Около 40% населения страны живет ниже официального уровня бедности, предполагающего доходы менее 100 долларов на человека в год. Это наглядно отражает противоречия хозяйственного развития современной Индии.
География основных промышленных комплексов и отраслей.
Индия предстает
крупнейшей индустриальной державой,
располагающей многоотраслевым
национальным промышленным комплексом,
который включает широкий круг производств
полного цикла в тяжелой
Наибольший рост объемов производства в течение последних 10-15 лет отмечается в нефтеперерабатывающей промышленности и промышленности минеральных удобрений.
Нефтеперерабатывающая промышленность Индии насчитывает 14 заводов, рассчитанных на 44,6 млн. т. нефти – сырца в год.
Крупнейшие их них: в Нойлли (шт. Гуджарат) – мощностью 7,3 млн т. в год, в Бомбее – 6 млн. т. и 5,3 млн. т. , в Матхуре ( шт. Уттар-Прадеш) – 6 млн.т., а также в Вимакхапатнаме (Андхра-Прадеш), Кочине (Керама), Мадрасе и Халдии ( близ Калькутты). Расположение основных нефтеперерабатывающих заводов близ морских портов объясняется тем, что они ориентированы на использование преимущественно импортной нефти.
По выплавке стали (12 млн. т.) Индия занимает 16-е место в мире и 3-е среди развивающихся стран. Крупнейшие заводы черной металлургии расположены в Бхилаи (Мадхья-Прадеш), Бонаро (Бихар), Роуркеле (Орисса), Дургапуре (Западная Бенгалия) и Джам нидпуре (Бихар). Из них первые четыре – государственные, пятый принадлежит частной компании ТИСКО, входящей в монополистическую группу Тата.
Специализация
сельскохозяйственного
Индустриализация практически не повлияла на отраслевую структуру занятости населения в силу ориентации современной промышленности, в том числе и мелкой, на капиталоемкую технологию. Индия оказалась единственной страной Азии, где доля сельского хозяйства в экономически активном населении остается с начала 20 в. неизменной – на уровне 70-72%. Достижения самообеспечения зерном - важный успех независимой Индии. В то же время эта самообеспеченность опирается на сохранение крайне низкого уровня потребления. Несмотря на “зеленую революцию”, уровень агротехники и урожайности в Индии остается одним из самых низких в мире. При том, что применение химических удобрений в стране за 70-е годы выросло вдвое и сейчас они применяются на 55% площадей, занятых под пшеницей, и на 45% - под рисом, их потребление на 1 га посевных площадей в Индии было в 1983 г. в 5 раз меньше, чем в Китае, хлопчатника – в 7 раз ниже, чем в Мексике. Развитию сельского хозяйства Индии препятствует отсталая социально-экономическая структура деревни.
В Индии вылавливается около 2,5 млн. т рыбы в год ( 7 место в мире), в том числе 2/3 – морской. Морское рыболовство наиболее развито в приморских южных и западных штатах, речное – на Востоке и Северо-Востоке страны. Для жителей ряда районов, особенно Бенгалии, рыба – один из существенных продуктов питания.
Под сельскохозяйственными угодьями в Индии используется 60% территории. Они в основном заняты пашней. Хотя благодаря обилию тепла практически на всей территории страны, за исключением высокогорной, возможно круглогодичное земледелие, лишь менее 1/5 посевных площадей засевается более одного раза. Главная причина – недостаточное увлажнение в сухое время года.
Рис высаживают преимущественно в основной полевой сезон хариф под летние дожди на прибрежных низменностях, а так же в долинах Ганга и Брахмапутры. Пшеница выращивается главным образом в зимний сезон раби в Северо-Западной Индии – в штатах Пенджаб,Харьяна, западной части Уттар-Прадиш и прилегающих районах. Улучшенные сорта занимают около 83% пшеничных полей. Урожайность – от 30 ц/га на орошаемых площадях в Пенджабе до 6,5 ц/га в сухих районах Гуджабата.
Просяные ( джовар и баджра) возделываются примерно на ¼ площадей, занятых в Индии под продовольственные культуры, зернобобовые – на 1/5. Это преимущественно внутренние засушливые и слабоорошаемые районы полуостровной и Центральной Индии, а также Раджастхана.
Развитие транспортного комплекса.
Индия – одна из крупнейших железнодорожных держав мира. Протяженность ее железных дорог составляет около 62 тыс. км.
На железные дороги приходится 55% наземных перевозок Индии, что составляет 800 тыс. т. грузов и 9 млн. пассажиров ежедневно. По объему грузоперевозок – 173 млрд т./км в год – Индия занимает 5-е место в мире. К 2000 г. объем перевозок на железных дорогах Индии должен практически удвоиться по сравнению с 1985 г. Основной прирост перевозок ожидается на железнодорожных магистралях, связывающих четыре крупнейших города – Дели, Калькутту, Бомбей и Мадрас. В настоящее время планируется электрифицировать еще более 10 тыс. км. Железные дороги Индии рентабельны. В 1984/85 г они принесли центральному правительству Индии 14,57 млрд. рупий дохода.
Основные города
Индии соединены между собой
национальными автострадами, которые
постоянно расширяются и
Большинство индийских дорог, особенно в глубинке – грунтовые. В сезон дождей они становятся труднопроходимыми, и тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира.
При относительно
небольшом числе
Индия – морская держава. Она располагает 736 судами морского торгового флота общей вместимостью 6,5 млн.т. Однако 62,9% морского товарооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них – Бомбей.
Значительного развития достиг в Индии воздушный транспорт – как на международных, так и на внутренних линиях. Бомбей, Дели и Калькутта – крупнейшие международные аэропорты Индии, они обслуживают также большое число транзитных рейсов иностранных авиакомпаний из Европы в Юго-Восточную Азию и Австралию. Международные аэропорты существуют также в Мадрасе и в Тривандруме.
Социально-экономическое
развитие отдельных районов. Причины,
обуславливающие
Отдельные районы Индии значительно различаются между собой по уровню социально-экономического развития и хозяйственной специализации. Каждый такой район охватывает несколько штатов, связанных единой географической и хозяйственной общностью, реже ограничивается одним штатом.
Экономико-географическое
районирование Индии проводится
разными исследователями –
Дели сочетает
функции политико-
Для Северо-Запада Индии показательно отсутствие крупной индустрии.
Уникальное сочетание
полезных ископаемых Восточной Индии
обуславливает активную индустриализацию
района, главная угольно-
Северо-Восток богат гидроэнергетическими ресурсами, но из-за удаленности района используются они крайне слабо.
Центральная Индия – это крупнейший по площади штат, ведущий центр хлопчатобумажной промышленности.
Западная Индия – главный нефтеносный район страны.
Южный район важный для рисосеяния, крупный производитель хлопка и масличных, кокосовых орехов.
10. Внешние экономические
связи. Экспорт. Импорт. Участие
в интеграционных
Удельный вес Индии в мировой торговле сравнительно невысок, более того, этот показатель имеет тенденцию к понижению : доля Индии в мировом экспорте сократилась с 1,05% до 0,43%. Вместе с тем абсолютный объем как экспорта так и импорта Индии неуклонно увеличивается. Главные статьи импорта Индии: нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, жемчуг и драгоценные камни, минеральные удобрения, растительные масла, черные и цветные металлы, химические товары.