Новосибирская область

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:29, реферат

Описание работы

Ранние стоянки первых поселенцев на территории нынешней Новосибирской области, как считают археологи, появились 10–14,5 тысячи лет назад.
XVII век. Постоянные русские поселения стали появляться в Приобье в конце XVII века. Первая заимка была основана в 1695 году боярским сыном Алексеем Кругликом — деревня Кругликово до сих пор существует в Болотнинском районе. Сохранились деревни Гутово и Изылы в Тогучинском районе.

Содержание

История формирования региона 3-4
Современная административная карта Новосибирской области 4
Природно-ресурсный потенциал области 4-10
Демографический «портрет» региона 10-15
Отраслевая и территориальная структура экономики региона 15-26
Транспортный комплекс и его структура 26-28
Экологическая инфраструктура 28-29
Перспективы развития Новосибирской области 29-36
Взаимоотношения области с другими регионами и странами 36-38
Список используемых источников 39

Работа содержит 1 файл

Новосибирская область.docx

— 94.53 Кб (Скачать)

Не меньшая активность в банковском секторе наблюдалась  и в отношении предоставления кредитов. Так, общий объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, по состоянию на 1 января 2012 года составил 286,4 миллиарда рублей. Объем кредитования физических лиц по состоянию на 1 января 2012 года составил 226,16 миллиарда  рублей.

Сфера услуг

В целом сфера услуг  в 2011 году характеризовалась восстановлением  и некоторым ростом потребительского спроса: за 2011 год населению оказано  платных услуг на сумму 80,078 миллиарда  рублей, что на 6,7 % больше уровня 2010 года.

Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских  расходах населения в 2011 году составил 17,2% (в 2010 году — 17,8%). При этом в структуре  объема платных услуг населению 63,7% приходится на услуги связи, транспорта, коммунальные и бытовые.

В структуре объема бытовых  услуг 73,8% приходится на долю услуг  по техобслуживанию и ремонту  транспортных средств, машин и оборудования; ремонту и пошиву швейных, меховых  и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных  изделий и ремонту и строительству  жилья и других построек.

Территориальная структура хозяйства.

Название элементов  ТСХ

Характер элементов  ТСХ

Примеры

Промышленный  пункт

Локальное производственно-территориальное  сочетание предприятий одной  отрасли.

Чулым, Искитим, Бердск, Татарск

Промышленный  центр.

Локальное производственно-территориальное  сочетание предприятий двух трёх отраслей

Барабинск, Куйбышев, Карасук

Промышленный  узел.

Локальное производственно-территориальное  сочетание предприятий ядра и  городов спутников, объединённых тесными  производственно-техническими связями, общими системами инфраструктуры с  целью наиболее эффективного использования  природных и трудовых ресурсов.

Новосибирск.


 

Основными элементами ТСХ  региона являются промышленные пункты, такие как:

Чулым, Искитим, Бердск и Татарск. Они специализируются на машиностроении и

металлообработке, а также  на пищевой промышленности.

  1. Транспортный комплекс и его структура

Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири: через него проходит Транссибирская магистраль, железные и шоссейные дороги. В  Новосибирске расположено управление Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейскими регионами России. Человеческие и торговые потоки в значительной степени способствуют развитию города. Новосибирск является также речным портом. Пересечение водных и наземных путей стало дополнительным фактором его роста. Речной порт находится в непосредственной близости от знаменитого моста через Обь. Навигация на Оби состоит из перевозки транзитных грузов на дальние расстояния, местных пассажирских перевозок и добычи песка.[5]

Железнодорожный транспорт

 Железнодорожный вокзал  «Новосибирск-Главный», один из самых  крупных в стране, является архитектурной  достопримечательностью города. Согласно  архитектурному замыслу, его здание  воспроизводит форму старинного  паровоза. Новосибирск является  крупным железнодорожным узлом.  Своим рождением он обязан  строительству Транссибирской магистрали в 1893 году. Сегодня, кроме Транссиба, в Новосибирске сходятся железные дороги алтайского (турксиб, движение открыто в 1913 году) и кузбасского (построена в 1930-х, включает в себя второй «КИМовский» железнодорожный мост через Обь и крупнейшую сортировочную станцию Инская) направлений.

Авиационный транспорт

На территории области  находятся 12 аэропортов, из них аэропорт «Толмачёво» и «Новосибирск»  — федерального значения.

Автомобильный транспорт

По территории области  проходят федеральные трассы М51, М52, М53.

Индекс автомобильных  номеров в Новосибирской области  – 54.

Городской пассажирский транспорт

В 2006 году Новосибирске действует 4 троллейбусных и 2 трамвайных депо, 4 муниципальных предприятия пассажирского  автотранспорта. Протяженность линий  трамвая составляет 165 км, троллейбуса  — 267 км. По официальным данным, в  городе действует 18 трамвайных и 18 троллейбусных  маршрутов (в 2009 году - 10 трамвайных и 14 троллейбусных). Интересно, что после  снятия в 1992 году рельсов с Октябрьского моста левобережная и правобережная  сети трамвая не сообщаются между  собой.

Пассажирские перевозки  в городе были впервые организованы в июле 1923 года.

26 ноября 1934 года в Новосибирске  было открыто трамвайное движение.

В декабре 1957 пущены первые троллейбусы.

Также в городе функционирует  система маршрутного такси.

Метрополитен

Новосибирск — первый город  в Сибири, в котором был пущен  метрополитен (28 декабря 1985 г.). В настоящее  время работают две его линии  длиной 14,3 км, состоящие из 12 станций. Знаменит крытый метромост через  Обь, длина которого вместе с береговыми эстакадами превышает 2 километра, что  является мировым рекордом.

 

В 2006 году объёмы перевозок  новосибирского городского транспорта составили 429 млн пассажиров, из них:

Метрополитен 66,882 млн пассажиров;

Наземный муниципальный  транспорт 192,6 млн пассажиров, в том числе трамвай около 45 млн;

Немуниципальный автобусный транспорт 169,6 млн пассажиров.

Ежегодно наблюдается  рост количества перевезённых метрополитеном горожан. Так, в 2004 году оно составляло 38,3 млн. человек, в 2005-м — 42,48 млн. человек, а в 2008-м — 77,513 млн. человек.

Протяжённость железных дорог Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги составляет более 1,5 тыс. км. Общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования, находящихся в областной и федеральной собственности, составляет 14,8 тыс. км, с твёрдым покрытием – 11,8 тыс. км.

  1. Экологическая инфраструктура

Экологическая ситуация в  Новосибирской области, так же, как  и в большинстве регионов России с развалом СССР, неблагополучная. Это  связано с переходом страны на капиталистический путь развития, где  правят деньги и сопутствующие им структуры. Поэтому-то, любой собственник  об охране природы никогда не думает. Разнообразие природных зон делает местную природу особенно уязвимой. Вредные выбросы промышленных предприятий, автотранспорта загрязняют атмосферу, почву, воды, особенно вблизи городов. Это пагубно действует на растительный и животный мир, ухудшают здоровье людей. За 2-3 десятилетия в области исчезло  несколько видов животных и растений. Природа области страдает также  в процессе добычи полезных ископаемых, от непродуманных мелиоративных  мероприятий, из-за неправильного ведения  сельского хозяйства. Очень актуальна  для обширных территорий нашего края проблема водной и ветровой эрозии почв. За последние 50 лет площадь  ценных кедровых, еловых, пихтовых лесов  области сократилась почти в 2 раза, а также вырубается лес в  Академгородке. Катастрофически пересыхает самое крупное в Западной Сибири озеро Чаны; много проблем связано  с искусственным водохранилищем на Оби. Усилиями некоторых чиновников и депутатов уничтожаются леса в  окрестностях Новосибирска, дендропарк и парки города. Сибирскому региону  угрожают абсурдными нацпроектами по развороту сибирских рек на юг весьма далёкие от экологии общественные деятели. Например, бывший мэр Москвы Юрий Лужков уверен, что шестью-семью процентами воды реки Обь можно было бы без ущерба для экологии гидросети оросить 1,5 млн. га полей в Курганской и Челябинской областях, а также 2 млн. га угодий в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане, пополняя при этом доходы бюджета РФ от продажи воды соседям на 5 миллиардов долларов в год. [7]

Охрана природы – это  состояние гармонии между людьми и окружающей их средой. Судя по результатам  и планам на будущее, охране природы  с каждым годом уделяется всё  больше внимания. Соответствующие государственные службы и общественные организации ведут борьбу с браконьерством, загрязнением окружающей среды, проводят независимую экологическую экспертизу хозяйственной деятельности. Ежегодно в Новосибирской области памятниками природы признаются 3-5 новых объекта. В 2007 году такими стали Сухаревский рям (сфагновое болото), Егорушкин рям (оба – в Каргатском районе), урочище «Золотая нива», Покровская лесостепь и Горносталевское займище (все три объекта – на территории Доволенского района). Всего в Новосибирской области находятся 24 государственных заказника областного значения и около полусотни памятников природы областного значения. К 2020 году, согласно схеме, утверждённой областным Советом в 1995 году, должно появиться около ста особо охраняемых зон. В итоге из них сложится система территорий с мало затронутыми землями, растительным и животным миром, которая будет отражать и сохранять специфику природного облика Новосибирской области.

  1. Перспективы развития Новосибирской области. Реализация стратегических проектов на территории области

Стратегия развития Новосибирской области

Цель социально-экономического развития Новосибирской области в ближайшие несколько лет состоит в кардинальном повышении конкурентоспособности Новосибирской области, превращения в важнейший опорный регион на востоке России, характеризующийся комфортными условиями для труда и отдыха, эффективным функционированием хозяйственного механизма, высоким уровнем инвестиционной привлекательности и инновационной активности.

Приоритеты социально-экономического развития на ближайшие годы определены в соответствии со стратегическими целями и показателями их достижения, сформулированными в «Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года»:

  • повышение конкурентоспособности экономики области, восстановление темпов экономического развития;
  • развитие инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
  • создание условий для будущего социально-экономического развития области;
  • обеспечение эффективной трудовой занятости и увеличение доходов населения;
  • обеспечение устойчивости и надёжности функционирования систем жизнеобеспечения, коммунальной сферы, формирование современного качественного и доступного жилого фонда;
  • создание условий для дальнейшего улучшения демографической ситуации;
  • совершенствование государственного и муниципального управления процессами социально-экономического развития области.

При формировании стратегических альтернатив социально-экономического развития Новосибирской области  на долгосрочную перспективу учитывались  следующие характерные особенности региона:

  1. Новосибирская область обладает специфической пространственной структурой: подавляющая часть её экономического потенциала расположена в Новосибирской городской агломерации, куда наряду с Новосибирском входят также города Бердск, Искитим, посёлки Кольцово, Краснообск, г. Обь. «Большой Новосибирск» составляет около 80% населения области, и подобная моногородская структура размещения оказывает серьёзное влияние на тенденции и эффективность экономического развития региона. Отсутствие других крупных и средних городов снижает возможности диверсификации хозяйственной деятельности и объективно делит всю территорию на два полюса: относительно благополучную городскую агломерацию и в значительной своей части существенно менее развитые сельские территории.
  2. Область практически независима от нефтегазовых источников бюджетных доходов, от доходов от добычи и переработки других полезных ископаемых. С одной стороны, это негативно сказывается на финансовых ресурсах региона. С другой стороны, отсутствие на территории области крупных месторождений невоспроизводимых природных ресурсов и соответствующая структура экономики снимают необходимость перепрофилирования хозяйства региона в долгосрочной перспективе ввиду истощения этих запасов. Новосибирская область не «привязана» ни к одной крупной вертикально интегрированной компании, и поэтому ей не страшны потери от перерегистрации крупных бизнес-структур, в существенной степени определяющих наполнение местного бюджета. То, что доходная часть бюджета региона формируется из множества источников, снижает потенциальные финансовые риски и обеспечивает большую стабильность при его формировании.
  3. Имеется весьма характерная особенность в части формирования денежных доходов и расходов населения в Новосибирской области. Область входит в число немногих регионов России, где душевые расходы превышают душевые доходы, причём в течение последних лет область прочно удерживает лидерство в России по такому превышению (например, в 2004 году оно составило 21%, тогда как в Москве – 4%, а в целом по России имела место обратная тенденция: среднедушевые доходы превышали расходы на 1,8%; в 2000 году превышение расходов над доходами в области было ещё более внушительным и составляло 34%). Это связано со структурой расходов, в которых в области особенно велика доля сбережений во вкладах, ценных бумагах, затрат на приобретение недвижимости, покупку валюты. На соотношении показателей денежных доходов и расходов населения в Новосибирской области сказывается также «миграция денег» из соседних регионов (покупка товаров и услуг нерезидентами данного региона). [3, c.5-8]

Стратегия развития Новосибирской  области адресована не только региональным и федеральным органам власти, но также и бизнес-сообществу, интересы которого учитывались при разработке Стратегии и которое должно участвовать  в её реализации на принципах государственно-частного партнёрства, и населению Новосибирской  области, ради которого ставятся основные цели Стратегии и должны решаться её основные задачи.

Миссия Стратегии  развития Новосибирской области – превращение области в главный инновационный центр на Востоке России, отвечающий вызовам XXI века, и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регионов страны.

Генеральной целью  разработки Стратегии является формирование научно обоснованной политики повышения уровня и качества жизни населения и устойчивого демографического роста за счёт придания экономике Новосибирской области конкурентоспособности и инновационного качества развития, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности.

Реализация генеральной  цели Стратегии определяется достижением  следующих стратегических целей:

  • обеспечение значительного роста валового регионального продукта и приближение к лучшим по стране показателям эффективности экономического роста;
  • устойчивый рост благосостояния и качества жизни населения;
  • создание и использование экономики знаний для становления Новосибирской области как одного из наиболее инвестиционно и социально привлекательных регионов Российской Федерации;
  • развитие конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров;
  • создание на территории области одного из главных транспортно-логистических центров Востока России;
  • оптимизация пространственного развития Новосибирской области на основе гармоничного сочетания развития новосибирского мегаполиса, других городов и сельских районов;
  • формирование институциональных, финансовых и инфраструктурных условий для выполнения Новосибирском «столичных» и межрегиональных функций для Центрально-Сибирского макрорегиона;
  • совершенствование институциональных и правовых условий для уменьшения рисков ведения бизнеса и для обеспечения безопасности экономических агентов.

Для реализации отмеченных целей необходимо решить следующие задачи:

Информация о работе Новосибирская область