Реферат
на тему:
Мировая экономическая география
Ученицы 6(10)-А класса УВК
«ШГТ» ХОС
Силиной Анны
Содержание:
- XVIII в. - Ахенвалль, Бюшинг – ввели термин «камеральная статистика»
- ХІХ в. - Тюнен – использовал модель пространственного моделирования – учет каких с/х культур нужно высаживать вокруг того или иного населённого пункта
- ХІХ-ХХ в. - Реклю (краевед) - первым описал все страны мира(упомянув Украину) в трудах «Новая всемирная география»
- ХХ в.
- Тейф (США) – проблемы транспорта (пробки, загазованность)
- Кристофер (США) разработал теорию местонахождения центрального города (столицы).
Готфрид Ахенвалль
(нем. Gottfried Achenwall; 1719—1772)
- немецкий философ, историк, экономист, юрист, педагог и один из основоположников статистики.
- Камеральная статистика - происходит от немецкого kamera – дом.
- Именно Г. Ахенваллю суждено было создать школу, оказавшую огромное влияние на судьбы статистики и безраздельно господствовавшую в Европе до середины XIX в.
- впервые употребил слово "статистика" в его современном значении.
- В соответствии с этой задачей страны должны были описываться в определенной последовательности – территория государства, его границы, административное деление, государственное устройство и государственный аппарат, финансы, бюджет, природные ресурсы, население, отрасли хозяйства, военные силы, отношения с другими странами.
- Камеральная статистика – это статистика о доме (государстве) и её задача по Ахенвалю, – обслуживание текущей работы правительства и университетская подготовка чиновников.
Антон Фридрих Бюшинг
(1724-1793 гг.)
- известный немецкий теолог, географ и педагог.
- Три четверти объема каждого тома отводится обзору регионов в основном через характеристику населенных пунктов (по принятой тогда схеме). Бюшинг впервые в истории географии использовал показатель плотности населения для характеристики отдельных стран и их частей. Он также использовал концепцию экономической взаимосвязи стран мира, считая, что перевозка товаров и сырья освобождает людей от зависимости от местных ресурсов.
- сумел соединить статистику и географию в своем труде "Новое землеведение или общая география". 10 томов, посвященных Европе, и первая часть 11-го тома, посвященного Азии, выходили в 1752-1792 гг..
- В этой работе в описаниях стран значительное место отведено анализу географического положения, характеризуются население, административное деление, природа, сельское хозяйство, горное дело, промышленность и торговля. Описание населения и хозяйства так же, как и административное деление, делается с помощью статистических таблиц
Йоганн Генрих фон Тюнен
(1780-1850)
- немецкий экономист, представитель немецкой географической школы в экономической науке, один из предшественников маржинализма..
- открытый им метод в значительной степени предвосхитил современные экономико-математические методы, в том числе метод линейного программирования.
- Первая теоретическая модель в географии: модель И. Тюнена.
- В 1826 г. опубликовал труд «Изолированное государство», где изложил личные практические наблюдения которые стали основой актуальной до сегодняшнего дня модели организации территории. Он предположил существование изолированной хозяйственной области в виде круга с почвой абсолютно одинакового плодородия и с городом в центре этого круга, пришел к, что оптимальным будет размещение различных отраслей сельского хозяйства в виде концентрических колец по убывающей интенсивности.
- был первым, кто применил обстоятельные математические расчеты для обоснования размещения производства
Жак Элизе Реклю
(15 марта 1830 — 4 июля 1905)
- французский географ и историк, член Парижского Географического общества, убеждённый вегетарианец .
- Представитель «анархического» направления в географии (вместе с Львом Мечниковым и Петром Кропоткиным).
- Реклю Жан Жак Элизе посетил много стран, начиная с Европы и кончая отдаленными уголками Америки, Африки и Азии. Автор трудов "Земля и люди. Всеобщая география" (т. 1-19), "Человек и Земля" (т. 1-6), в которых попытался дать общую картину развития человечества и описание стран.
- Свою крупнейшую работу «Земля и люди», вышедшую в 19 томах, исследователь писал 20 лет (с 1873-го по 1893-й годы), каждый год издавая по тому объёмом около 900 страниц текста, со множеством карт, чертежей и рисунков. Сбор материала и связанные с этим непрерывные путешествия, а также создание окончательного текста занимали все свободное время ученого и требовали от него полного самоотвержения ради поставленной цели.
Эдвард Тейф
(11 декабря 1921, Чикаго — 26 июня 2001, Коламбус)
- Наиболее значителен вклад Тейфа в географию транспорта, в рамках которой им широко использовались математические модели эволюционного развития транспортных систем. В частности, именно Тейф впервые продемонстрировал, что в транспортной сети сначала нарастает связность (для её оценки использовалась теория графов), а только затем происходит дифференциация на центральные и периферийные элементы в зависимости от их мощности.
- В 1952 г. впервые в американской географии был изучен хинтерланд чикагского авиаузла (по аналогии с этим исследованием в дальнейшем было проведено большое количество работ по изучение разнообразных зон тяготения крупных городов)
- Книга Тейфа «География транспорта» (1973, переиздана в 1996) до сих пор является одной из основных работ одноимённого научного направления.
Вальтер Кристаллер
(21 апреля 1893, Бернек — 9 марта 1969, Кёнигштайн)
- немецкий географ, автор теории центральных мест.
- Система населённых пунктов обладает определённой иерархией, число уровней которой прямо пропорционально социально-экономическому развитию территории. С ростом уровня иерархии населённый пункт предоставляет всё больший набор услуг всё большему числу нижестоящих поселений.
- Система центральных мест (т. н. «сетка Кристаллера») имеет форму диких пчелиных сот (смежных шестиугольных ячеек).
- Центры некоторых ячеек являются узлами шестиугольной решётки более высокого порядка, центры её ячеек — узлами решётки ещё более высокого порядка и т.д. вплоть до наинизшего уровня с единственным центром.
- В соответствии с данной теорией существует оптимальная каркасно-сетевая структура населённых пунктов, которая обеспечивает доступ к объектам сферы услуг, максимально быстрое перемещение между городами и эффективное управление территорией.