Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:07, реферат
Лесная промышленность является одной из наиболее интересных для изучения ввиду своей сложности, многосторонности, распространенности по всему миру и необходимости ее продуктов для экономики любых стран.
Оглавление
Оглавление 2
Введение. 3
Глава I. Лесопромышленный комплекс. 4
1.1. Лесные ресурсы России. 4
1.2. Ведущие отрасли, их характеристика. 9
1.3. Размещение отраслей. 13
Глава II. Проблемы лесных ресурсов. 17
Глава III. Основные направления развития лесного комплекса. 22
Глава IV. Лесоохранные предприятия. 25
Заключение. 29
Литература 30
Лесная промышленность
ОТРАСЛИ | РЕГИОН | ЦЕНТРЫ |
Лесозаготовка | Северный экономический
район
Восточная Сибирь |
Архангельская
область, Республика Коми |
Лесопиление | Северный, Восточно-Сибирский, Уральский, Западно-Сибирский | Архангельск, Котлас, Мезень, Омск, Новосибирск |
Целлюлозно-бумажная | Северный Волго-Вятский Уральский Восточные районы |
Архангельск,
Сыктывкар, Котлас, Кондопога, Сегежа
Балахна,
Волжск, Правдинск, Краснокамск, Соликамск,
Красновишерск Красноярск, Братск, Усть-Илимск, Асино, Амурск |
Мебельная | Крупные города | Москва, Новгород, Смоленск, Кемерово, Хабаровск |
Основными факторами размещения лесозаготовительной промышленности (см. прил. 1) являются сырьевой (ориентация на лесные ресурсы) и транспортный (наличие лесовозных дорог и промежуточных складов для транспортировки древесины к транспортным магистралям). Лесозаготовка и транспортировка древесины имеют сезонный характер. Транспортировка осуществляется преимущественно по железным дорогам, но все еще большое значение имеет и речной транспорт.
Лесопиление размещается (см. прил. 2) главным образом в основных районах лесозаготовок и в узлах транспортных магистралей, в устьях крупных рек, имеющих выход в море, на пересечении железных дорог и лесоплавных водных путей. по которым транспортируется лес (Архангельск, Котлас, Мезень, Омск, Новосибирск и др.).
Около 70% общего объема производства пиломатериалов сосредоточено в Северо-Западном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Основные центры лесопиления – Архангельск, Нарьян – Мар, Котлас, Мезень, Пермь, Омск, Барнаул, Новосибирск, Красноярск, Игарка, Чита, Хабаровск и др. Крупнейшие лесопильные предприятия в Сибири – Лесосибирский и Новоенисейский лесодеревоперерабатывающие комбинаты (ЛДК) в Красноярском крае, Усть – Илимский ЛДЗ и СП «Игирма - Тайрику» в Иркутской области.
На мировом рынке в последние годы растет спрос на пиломатериалы лиственных пород, которых в России производится пока достаточно.
Производство мебели сосредоточено главным образом в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Северо-Кавказском, Поволжском районах России. Новые центры производства мебели созданы в Сибири и на Дальнем Востоке.
Стандартное домостроение размещается как в районах потребления, так и в районах заготовок. Это преимущественно на Урале, европейском Севере и Северо-Западе, в Волго-Вятском, Центральных районах и в Восточной Сибири. Наиболее крупные домостроительные комбинаты созданы в Новгородской области (Гарфинский), в Ленинградской области (Дубровский), в Карелии (Петрозаводский), в Кировской области (Вятско-Полянский), на Севере (Котласский), на Урале (Екатеринбургский и Пермский). Стандартное домостроение получило также развитие в лесопромышленных комплексах Сибири.
На размещение деревообрабатывающей промышленности влияет как сырьевой, так и потребительский факторы.
Сырьевой фактор проявляется не только в ориентации на многолесные регионы, но и в ряде случаев в ориентации на многолесные регионы, где ведутся лесозаготовки, но и в ряде случае в ориентации на древесину определенных пород. Например, производство фанеры ориентируется на березовое сырье, спичек – на осиновое сырье и т.д. В качестве сырья для производства ДСП используется древесина хвойных и лиственных пород.
Половина производства фанеры в стране сосредоточена в Сереро – Западном и Уральском федеральных округах. Основные центры производства фанеры – ОАО «Братсккомплексхолдинг», Тюменский фанерный комбинат, Бийский фанерно – спичечный комбинат. Древесно – волокнистые плиты (ДВП) производят Братск, Лесосибирский и Новоенисейский лесодеревоперерабатывающие комбинаты; древесностружечные плиты (ДСП) – Томский и Усть – Илимский лесопромышленные комплексы.
Лесохимия, в первую очередь гидролизное производство, ориентируется преимущественно на сырье (отходы лесозаготовок, лесопиления и деревообработки).
Значительная часть производств является весьма трудоемкой, часто ориентируется на высококвалифицированный труд и размещается как в районах богатых лесом, так и районах потребления.
Целлюлозно-бумажная промышленность – очень материало-, энерго- и водоемкое производство, ориентируется как на сырье, так и на источники энергосбережения и воды.
Целлюлозно-бумажная
промышленность использует в своей работе,
в основном, ель и пихту. Целлюлозно-бумажные
комбинаты (ЦБК) тяготеют к сырьевым базам
и ориентируются на реки, как источники
водоснабжения и пути транспортировки.
Основная часть ЦБК размещается в Северном
районе, производящем 49% бумаги, Волго-Вятском-19%
и Уральском -16%. В Северном районе центрами
целлюлозно-бумажной промышленности являются:
Архангельск, Сыктывкар, Котлас, Кондопога,
Сегежа; в Волго-Вятском: Балахна, Волжск,
Правдинск; в Уральском: Краснокамск, Соликамск,
Красновишерск. Имеются такие центры и
в восточных районах: Красноярск, Усть-Илимск,
Асино, Амурск.
За последнее время лесные запасы России начали достаточно резко истощаться. Об этом говорит такой факт, что если раньше при заготовке древесины вырубались деревья, чей возраст достигал 120 лет, то теперь в некоторых регионах рубятся 80-летние и даже 60-летние деревья.
Несмотря
на то, что основные ресурсы спелой
и перестойной древесины
В ареале основных эксплуатационных лесов самые доступные и качественные древостои уже вырублены, продуктивность спелых и перестойных насаждений ниже средней. Необходимо продвижение разработок в многолесные районы. В то же время следует учитывать, что леса, расположенные в северных ареалах, менее продуктивны, ниже качеством, труднее возобновляются по сравнению с лесами южной тайги. Поэтому здесь необходимо налаживать их воспроизводство в промышленных масштабах, сохраняя северные леса. По этой причине в Европейской части России в ближайшие десятилетия будет сохраняться дефицит качественной древесины хвойных пород. Доля районов Сибири и Дальнего Востока, где сконцентрировано ¾ лесных запасов России, не превышает 40% общего объема вывозки древесины в стране.
Лесосырьевой потенциал страны используется меньше чем наполовину. В восточных районах имеются огромные резервы увеличения объемов лесозаготовок, так как расчетная лесосека используется только отчасти (например, максимальное использование расчетной лесосеки в Сибири в конце 1980-х годов составило всего 45%, а к концу 1990-х упало до 11%). В перспективе увеличится роль восточных районах в лесозаготовках.
В большинстве других регионов объемы рубок на душу населения страны практически пропорциональны их лесному потенциалу, что отражает зависимость лесозаготовок от кaчествa лесосырьевой базы. Наиболее значительно масштабы лесозаготовок превышают лесной потенциал в Карелии, Коми, Архангельской области и Красноярском крае. Это позволяет прогнозировать осложнение экономического положения лесозаготовителей Европейского Севера и Средней Сибири. Лесная отрасль этих регионов стоит перед необходимостью смены технологий добычи и первичной переработки сырья. Такой переход объективно более эффективен для небольших организаций и будет связан со снижением роли крупных государственных предприятий, в том числе лесозаготовителей системы МВД. При этом должна быть расширена система платного лесопользования.
На фоне роста мировых цен на древесину вполне назрела необходимость замены части производственных налогов лесной рентой (ценой леса на корню), что активизирует поиск новых технологических и организационных путей повышения выхода деловой продукции при минимальной вырубке леса.
Важной проблемой, особенно в Европейской части России, является также использование мягколиственных пород, сменяющих хвойные после вырубок. Привязанность технологий переработки древесины к хвойным сортам накладывают ограничения на равномерность лесопользования. Связанный с этим очаговый характер лесопользования ведет или к переэксплуатации лесов, или к банкротству лесопользования в ряде регионов. Поэтому планируется широкое вовлечение в эксплуатацию древесины лиственных пород путем использования ее в строительстве временных сооружений, жилья, в целлюлозно – бумажном производстве.
По прогнозам специалистов, к 2010 году спрос на лесобумажную продукцию в Европе возрастет по сравнению с концом 1980-х годов более чем в 3 раза. Географическая близость к европейским странам и наличие морских путей дает российскому ЛПК определенные преимущества в конкурентной борьбе с мировыми лидерами экспорта лесной продукции.
По мере совершенствования структуры отечественного лесного экспорта существует реальная возможность повышения его эффективности не за счет расширения объемов поставок за рубеж, а путем улучшения качества продукции и увеличения доли продукции глубокой переработки.
Нерациональное размещение отраслей лесной промышленности приводит к тому, что при наличии огромных лесных ресурсов в отдельных районах России возникает острый дефицит сырья, в результате которого появляется необходимость сокращения производства и увеличения экспорта лесного сырья и продукции из других стран, в частности из Финляндии и Швеции. Этот дефицит присущ прежде всего европейским районам России, где имеются значительные перерубы и недостаточно ведутся работы по лесовосстановлению. В то же время во многих лесных районах Сибири пропадает ценная древесина, увеличивается количество спелых и перестойных деревьев. Лес теряет свои промышленные качества. Тем не менее расширени6е лесозаготовок в Азиатской части страны требует значительных капитальных вложений и планируется только в будущем.
В более южных или приближенных к центрам потребления леса областях Европейской России и Дальнего Востока объемы рубок лучше сбалансированы с имеющимися ресурсами. Это свидетельствует о том, что многие области Центрального и Северо-Западного экономических районов уже преодолели начальный этап интенсификации технологий заготовки и переработки древесины. В силу этих причин можно ожидать смещения нагрузки на лесные ресурсы из удаленных регионов в более близкие к развитым центрам. Экономические процессы в лесопользовании сопровождаются здесь расширением доступа к лесным ресурсам новых предприятий и населения, что позволяет им использовать лесной потенциал как один из источников неутонченных официальной статистикой доходов.
За годы экономического кризиса ЛПК России резко сократил объемы производства, что связано с сокращением платежеспособного спроса на внутреннем рынке и на рынках стран СНГ. Сократилась площадь вырубки древесины, уровень заготовки древесины составляет всего 30% расчетной лесосеки. В результате Россия стала единственной страной в мире, где заготовки древесины меньше естественных процессов лесовосстановления.
Однако данные официальной статистики о вырубке лесов, по-видимому, не вполне соответствует действительности (см. рис. 3).
Рис.
3
В огромных масштабах
В малолесной зоне юга Европейской части страны объемы использования лесов очень малы. Однако величина удельного изъятия древесины здесь превышает ту норму, которая сложилась в Центральном, Северо-Западном, Волго-Вятском районах. Этот дисбаланс имеет скорее экологические последствия, нежели хозяйственно-экономические.
Ослабление охраны лесов и рост цен на топливо вызвали массовые браконьерские рубки, особенно существенные для небольших лесных массивов этих регионов. Однако в дальнейшем развитие экологического движения вряд ли позволит вовлечь в лесопользование участки спелого леса, пользующиеся охранным статусом. В Европейской части страны наиболее экологически значимое воздействие придется на бывшие колхозные или лишенные специфического охранного статуса леса. При этом воздействие часто будет окaзывaться не столько промышленными рубками, сколько землеотводами под дачи “малоценных” лесов, бытовыми лесозaготовкaми под видом рубок ухода, откровенным лесным браконьерством, столь хaрaктерным для российского крестьянства со времен реформы 1861 года.