Ландшафты Лепельского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Роль ландшафтоведения как науки резко возросла в связи с обострением экологических проблем природопользования, комплексного рационального использования, охраной и восстановлением природных ресурсов конкретных регионов. Ландшафто-экологические исследования значительно распространяются так же в Сев. Америке, Японии, Индии, Бразилии и др. странах. Организовано много кафедр ландшафтной экологии, издаются учебники университетского уровня, проводится значительное число международных симпозиумов и конференций, организовываются международные ассоциации ландшафтных экологов. Взаимоотношения человека и природы - это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. В историческом процессе наблюдалось постепенное усиление влияния человечества на жизненную среду. В настоящее время это влияние усиливается значительно быстрее и может привести к необратимым последствиям. География представляет собой обширный раздел знания на стыке естественных и общественных наук, изучающий объекты, процессы и явления в их пространственном разнообразии в пределах приповерхностного слоя Земли. Неоднородность земного пространства – естественноисторического, демографического и социально-экономического, исследование факторов, причин и следствий разнообразия и упорядоченности мира земной поверхности – основная задача комплексной географии и отдельных её разделов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
1. Вступление……………………………………………………………………..4
1.1. Общие положения, теоретические основы и методически принципы ландшафтоведения……………………………………………………………….…..4
1.2. Общие сведения о районе……………………………………..……………10
2. Характеристика природных компонентов…………………………………..13
2.1. Геологическое строение и рельеф……………………………………….…13
2.1.а. Геологическое строение…………………………………………………..13
2.1.б. Рельеф………………………………………………………………….…..14
2.2. Климат и воды……………………………………………………………….16
2.2.а. Климат………………………………………………………………….…..16
2.2.б. Воды………………………………………………………………………..18
2.3. Почвы, растительный покров и животный мир………………….……….23
2.3.а. Почвы…………………………………………………………………..…..23
2.3.б. Растительный покров и животный мир……………………………….…27
3. Характеристика ландшафтов…………………………………………………31
3. а. Березинский биосферный заповедник………………………………….....45
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………...……….56

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Ландшафты.docx

— 3.71 Мб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2

1. Вступление……………………………………………………………………..4

1.1. Общие положения, теоретические  основы и методические принципы  ландшафтоведения……………………………………………………………….…..4

1.2. Общие сведения о  районе……………………………………..……………10

2. Характеристика природных  компонентов…………………………………..13

2.1. Геологическое строение  и рельеф……………………………………….…13

2.1.а. Геологическое строение…………………………………………………..13

2.1.б. Рельеф………………………………………………………………….…..14

2.2. Климат и воды……………………………………………………………….16

2.2.а. Климат………………………………………………………………….…..16

2.2.б. Воды………………………………………………………………………..18

2.3. Почвы, растительный  покров и животный мир………………….……….23

2.3.а. Почвы…………………………………………………………………..…..23

2.3.б. Растительный покров  и животный мир……………………………….…27

3. Характеристика ландшафтов…………………………………………………31

3. а. Березинский биосферный заповедник………………………………….....45

Заключение……………………………………………………………………….55

Список литературы……………………………………………………...……….56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Роль ландшафтоведения как науки резко возросла в связи с обострением экологических проблем природопользования, комплексного рационального использования, охраной и восстановлением природных ресурсов конкретных регионов. Ландшафто-экологические исследования значительно распространяются  так же в Сев. Америке, Японии, Индии, Бразилии и др. странах. Организовано много кафедр ландшафтной экологии, издаются учебники университетского уровня,   проводится значительное число международных симпозиумов и конференций, организовываются международные   ассоциации ландшафтных экологов. Взаимоотношения человека и природы -  это  комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. В историческом процессе наблюдалось постепенное усиление влияния человечества на жизненную среду.  В настоящее время это влияние усиливается значительно быстрее и может привести к необратимым последствиям. География представляет собой обширный раздел знания на стыке естественных и общественных наук, изучающий объекты, процессы и явления в их пространственном разнообразии в пределах приповерхностного слоя Земли. Неоднородность земного пространства – естественноисторического, демографического и социально-экономического, исследование факторов, причин и следствий разнообразия и упорядоченности мира земной поверхности – основная задача комплексной географии и отдельных её разделов.

Ландшафтоведение  – раздел комплексной физической географии, изучающий структуру и состав географической оболочки на локальном уровне – от первых сотен квадратных метров до первых тысяч квадратных километров.

 В связи с развитием технопарков предполагается уделить максимальное внимание такой науке, как ландшафтоведение.

Объектом исследования в  курсовой работе является Лепельский район. Предметом исследования курсовой работы являются ландшафты Лепельского  района.

Цель курсовой работы состоит  в том, чтобы максимально точно  охарактеризовать ландшафты Лепельского  района.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят  в том, что:

- исследовать вертикальную  структуру ландшафта;

- исследовать горизонтальную  структуру ландшафта;

- проанализировать разнообразие  ландшафтов.

Характеристика источников: при написании курсовой работы использовались всевозможные учебники и учебные  пособия, методические указания, карты, справочный материал.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, задание, введение, содержание, 3 раздела с  подразделами, заключение, приложения.

Курсовая работа выполнена  на 56 страницах компьютерного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Вступление.

1.1. Общие положения, теоретические  основы и методические принципы

  ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ, раздел  физической географии, изучающий  сложные природные и природно-антропогенные  геосистемы различного ранга.  Основа ландшафтоведения — учение  о ландшафте географическом.  Ландшафтоведение является отраслью  физической географии, которая  изучает территориальные природные  комплексы, как части структур  в географической оболочке земного  шара. Самыми первыми основоположниками  приходятся Л. С. Берг, Г. Ф.  Морозов, Г. Н. Высоцкий, и другие  представители школьного учреждения  Докучаева, в начале двадцатого  века.

        Основную  ступень в физической и географической  дифференциации земного шара, составляет  наука ландшафтоведение о географическом  ландшафте. Наука ландшафтоведение  рассматривает абсолютно все  вопросы о происхождении, а  также преобразовании вследствие  хозяйственной деятельности человеческой  нации. 

       Одной  из задач науки ландшафтоведения, приходится изучение основных  и составных частей самого  ландшафта земного шара. А точнее, его геосистемы низшего уровня, урочищ, ландшафтных фаций, их  дальнейшего взаимного расположения. Также сюда относится изучение  взаимодействия всех типов, которые  образовываются на пространственных  структурах за последнее время.  К ландшафтоведению относят и  изучение зон, провинций, областей, секторов, геосистем высших региональных  рангов и тому подобное. В рамке  высшего территориального единства  ландшафт, прежде всего, связан  между собой циркуляцией атмосфер, процессом стока, и миграцией  животных и растений и тому  подобное.

          Объект изучения ландшафтоведения ‐ географическая оболочка;

предмет – ландшафтная сфера, состоящая из геосистем разных уровней.

            Задачи ландшафтоведения определяются значительным кругом вопросов.

  • Изучение и картографирование природных комплексов.
  • Типология, систематизация и классификация природных комплексов.
  • Выяснение истории формирования и развития природных комплексов и составление ландшафтного прогноза.
  • Познание строения и структуры ландшафта для выявления внутренних взаимосвязей и определения степени устойчивости.
  • Выявление закономерностей территориальной дифференциации и интеграции ландшафтов. Эта задача решается в процессе ландшафтного районирования.
  • Изучение природно-ресурсного потенциала комплексов и выработка рекомендаций по рациональному использованию, оптимизации и охране.
  • Выяснение влияния хозяйственной деятельности человека на тот или иной природный комплекс.

     Ландшафтоведение опирается на различные принципы и методы. Главным принципом ландшафтоведения считается объективность то есть, выделяемые природные комплексы должны объективно существовать в географической оболочке со своими границами и свойственными их структурами. Не менее важным является генетический принцип, то есть рассмотрение истории протекания природных процессов и развития. Принцип относительной однородности (чем мельче природный комплекс, тем они однороднее), который используется при классификации природных комплексов и при их оптимизации. Системный подход рассматривает природные комплексы как целостные системы различных уровней.

         Ландшафтная сфера включает в себя:

1) природно‐территориальные комплексы или геосистемы разных уровней;

2) морфологическую структуру  ландшафтов и их организацию;

3) региональное ландшафтоведение  и районирование;

4) динамику ландшафтов;

5) эволюцию ландшафтов;

6) закономерности антропогенной  трансформации, эволюции и формирования природно-антропогенных и культурных ландшафтов;

7) оптимизацию природопользования  на основе ландшафтного подхода.

Основные понятия  в ландшафтоведении

     Природно‐территориальный комплекс – сочетание природных компонентов,

образующих целую систему  различных уровней от географической оболочки до фаций; обычно ПТК включает участок земной коры с присущим ему рельефом, поверхностными и подземными водами, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов.  Компоненты природы – материальные тела, однородные по агрегатному составу, а также по наличию или отсутствию проявлений жизни (газы, жидкости, снег, лед, почва, горные породы, растения, животные). К особым самостоятельным компонентам относятся рельеф и климат, так как играют важную роль в формировании и функционировании ПТК.  Природные компоненты взаимосвязаны в пространстве и в времени, т.е. их развитие происходит сопряжённо. Поэтому ПТК – это пространственно‐ временная система географических компонентов, взаимообусловленных в своем размещении и развивающихся как единое целое. Близким по значению к ПТК, но более широким понятием является геосистема. Геосистемы – природные системы разных уровней, охватывающие взаимосвязанные части литосферы, гидросферы, биосферы, атмосферы. Компоненты геосистемы связаны между собой потоками вещества и энергии, процессами гравитационного перемещения твёрдого материала, влагооборотом, биогенной миграцией химических элементов.  Ландшафтная сфера – узкая и наиболее активная пленка эпигеосферы на контактах атмосферы, гидросферы и литосферы, где происходит их наиболее активное взаимопроникновение и взаимодействие, где наблюдается концентрация жизни, формируется производный компонент – почвы. Природно‐антропогенный ландшафт – это наиболее общий, широко используемый, безразмерный термин, обычно обозначающий любые антропогенно трансформированные ландшафты. 

   Ландшафты в зависимости  от характера распространения подразделяются на несколько групп:

1. Зональные ландшафты ‐ типичные для определенной зоны ландшафты, например, для лесной зоны – это различные лесные ландшафты.

2. Интразональные ландшафты не являются типичными для природной зоны, они включены в нее – это верховые сфагновые болота, тугайные заросли в поймах рек, такыры и т.д.

3. Экстразональные ландшафты – это участки типичных ландшафтов обычно соседних зон, например участок степи среди лесных ландшафтов или участок леса среди степи.

4. Азональные ландшафты не связаны с определенной природной зоной, они встречаются в разных зонах – это пойменные, заливные и суходольные луга, низинные болота.

Природные компоненты ландшафта

Природные компоненты – составные части, формирующие ландшафты.

      Основные природные географические компоненты:

‐ массы твердой земной коры (литосферы);

‐ массы поверхностных и подземных вод (гидросферы);

‐ воздушные массы нижних слоев атмосферы (тропосферы);

‐ растительность, животные, микроорганизмы;

‐ почва.

      Тесная взаимосвязь географических компонентов прослеживается в пространстве, и во времени. Если один компонент геосистемы изменятся, то и другие компоненты обязательно перестроятся и придут в соответствие друг с другом.

    Компоненты ландшафта  разделяются на три группы с учетом их функций в

геосистеме:

• инертные – минеральная часть и рельеф (фиксированная основа геосистемы);

• мобильные – воздушные и водные массы (выполняют транзитные и обменные функции);

• активные – биота (фактор саморегуляции, восстановления, стабилизации геосистемы).

   Полное представление о климате ландшафта складывается, таким образом, из двух составляющих: 1) фонового климата, отражающего общие региональные черты климата, определяемые географическим положением ландшафта в системе региональной дифференциации, т.е. величиной получаемой инсоляции, атмосферной циркуляцией, гипсометрическим и барьерным положением, а также влиянием всех остальных компонентов; 2) совокупности локальных (мезо- и микро-) климатов, присущих различным фациям и урочищам.

В ландшафте, как мы знаем, различаются две системы внутренних связей - вертикальные и горизонтальные (латеральные), причем межкомпонентные (вертикальные) связи как бы опосредованы через латеральную структуру  ландшафта, через сопряжение входящих в него элементарных геосистем.

  При изучении ландшафтных  комплексов используют следующие  методы: камеральный, описательный, инструментальный, экспериментальный, дистанционный, картографический, математический.

         Камеральный метод предполагает сбор и обработку литературных, картографических и различных фондовых материалов, связанных с выбранным предметом исследования. Изучаются труды по корам выветривания, геологическому строению, рельефообразующим процессам и динамике форм рельефа, климату, гидрологии, почвам, растительности и животному миру.

          Описательный метод заключается в том, что исследователь во время полевого маршрута или на стационаре, проведя предварительную подготовку (расчистку геологического обнажения, закладку почвенного разреза и т.д.), делает описание конкретного комплекса - его размеров, конфигурации, природных компонентов с их взаимосвязями и т.д.

         Инструментальный метод исследования связан с определением влажности почв, снегомерной съемкой, микроклиматическими, геохимическими, биофизическими и другими наблюдениями с использованием различных инструментов.

Информация о работе Ландшафты Лепельского района