Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Роль ландшафтоведения как науки резко возросла в связи с обострением экологических проблем природопользования, комплексного рационального использования, охраной и восстановлением природных ресурсов конкретных регионов. Ландшафто-экологические исследования значительно распространяются так же в Сев. Америке, Японии, Индии, Бразилии и др. странах. Организовано много кафедр ландшафтной экологии, издаются учебники университетского уровня, проводится значительное число международных симпозиумов и конференций, организовываются международные ассоциации ландшафтных экологов. Взаимоотношения человека и природы - это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. В историческом процессе наблюдалось постепенное усиление влияния человечества на жизненную среду. В настоящее время это влияние усиливается значительно быстрее и может привести к необратимым последствиям. География представляет собой обширный раздел знания на стыке естественных и общественных наук, изучающий объекты, процессы и явления в их пространственном разнообразии в пределах приповерхностного слоя Земли. Неоднородность земного пространства – естественноисторического, демографического и социально-экономического, исследование факторов, причин и следствий разнообразия и упорядоченности мира земной поверхности – основная задача комплексной географии и отдельных её разделов.
Введение………………………………………………………………………..…2
1. Вступление……………………………………………………………………..4
1.1. Общие положения, теоретические основы и методически принципы ландшафтоведения……………………………………………………………….…..4
1.2. Общие сведения о районе……………………………………..……………10
2. Характеристика природных компонентов…………………………………..13
2.1. Геологическое строение и рельеф……………………………………….…13
2.1.а. Геологическое строение…………………………………………………..13
2.1.б. Рельеф………………………………………………………………….…..14
2.2. Климат и воды……………………………………………………………….16
2.2.а. Климат………………………………………………………………….…..16
2.2.б. Воды………………………………………………………………………..18
2.3. Почвы, растительный покров и животный мир………………….……….23
2.3.а. Почвы…………………………………………………………………..…..23
2.3.б. Растительный покров и животный мир……………………………….…27
3. Характеристика ландшафтов…………………………………………………31
3. а. Березинский биосферный заповедник………………………………….....45
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………...……….56
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Вступление……………………………………………………
1.1. Общие положения,
1.2. Общие сведения о районе……………………………………..……………10
2. Характеристика природных компонентов…………………………………..13
2.1. Геологическое строение и рельеф……………………………………….…13
2.1.а. Геологическое строение…
2.1.б. Рельеф……………………………………………
2.2. Климат и воды……………………………………………
2.2.а. Климат……………………………………………
2.2.б. Воды…………………………………………………
2.3. Почвы, растительный
покров и животный мир………………….…
2.3.а. Почвы………………………………………………
2.3.б. Растительный покров и животный мир……………………………….…27
3. Характеристика ландшафтов……………
3. а. Березинский биосферный заповедник………………………………….....45
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Роль ландшафтоведения как науки резко возросла в связи с обострением экологических проблем природопользования, комплексного рационального использования, охраной и восстановлением природных ресурсов конкретных регионов. Ландшафто-экологические исследования значительно распространяются так же в Сев. Америке, Японии, Индии, Бразилии и др. странах. Организовано много кафедр ландшафтной экологии, издаются учебники университетского уровня, проводится значительное число международных симпозиумов и конференций, организовываются международные ассоциации ландшафтных экологов. Взаимоотношения человека и природы - это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. В историческом процессе наблюдалось постепенное усиление влияния человечества на жизненную среду. В настоящее время это влияние усиливается значительно быстрее и может привести к необратимым последствиям. География представляет собой обширный раздел знания на стыке естественных и общественных наук, изучающий объекты, процессы и явления в их пространственном разнообразии в пределах приповерхностного слоя Земли. Неоднородность земного пространства – естественноисторического, демографического и социально-экономического, исследование факторов, причин и следствий разнообразия и упорядоченности мира земной поверхности – основная задача комплексной географии и отдельных её разделов.
Ландшафтоведение – раздел комплексной физической географии, изучающий структуру и состав географической оболочки на локальном уровне – от первых сотен квадратных метров до первых тысяч квадратных километров.
В связи с развитием технопарков предполагается уделить максимальное внимание такой науке, как ландшафтоведение.
Объектом исследования в курсовой работе является Лепельский район. Предметом исследования курсовой работы являются ландшафты Лепельского района.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы максимально точно охарактеризовать ландшафты Лепельского района.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, что:
- исследовать вертикальную структуру ландшафта;
- исследовать горизонтальную структуру ландшафта;
- проанализировать разнообразие ландшафтов.
Характеристика источников: при написании курсовой работы использовались всевозможные учебники и учебные пособия, методические указания, карты, справочный материал.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, задание, введение, содержание, 3 раздела с подразделами, заключение, приложения.
Курсовая работа выполнена на 56 страницах компьютерного текста.
1. Вступление.
1.1. Общие положения,
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ, раздел
физической географии,
Основную
ступень в физической и
Одной
из задач науки
Объект изучения ландшафтоведения ‐ географическая оболочка;
предмет – ландшафтная сфера, состоящая из геосистем разных уровней.
Задачи ландшафтоведения определяются значительным кругом вопросов.
Ландшафтоведение опирается на различные принципы и методы. Главным принципом ландшафтоведения считается объективность то есть, выделяемые природные комплексы должны объективно существовать в географической оболочке со своими границами и свойственными их структурами. Не менее важным является генетический принцип, то есть рассмотрение истории протекания природных процессов и развития. Принцип относительной однородности (чем мельче природный комплекс, тем они однороднее), который используется при классификации природных комплексов и при их оптимизации. Системный подход рассматривает природные комплексы как целостные системы различных уровней.
Ландшафтная сфера включает в себя:
1) природно‐территориальные комплексы или геосистемы разных уровней;
2) морфологическую структуру ландшафтов и их организацию;
3) региональное ландшафтоведение и районирование;
4) динамику ландшафтов;
5) эволюцию ландшафтов;
6) закономерности антропогенной трансформации, эволюции и формирования природно-антропогенных и культурных ландшафтов;
7) оптимизацию
Основные понятия в ландшафтоведении
Природно‐территориальный комплекс – сочетание природных компонентов,
образующих целую систему различных уровней от географической оболочки до фаций; обычно ПТК включает участок земной коры с присущим ему рельефом, поверхностными и подземными водами, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов. Компоненты природы – материальные тела, однородные по агрегатному составу, а также по наличию или отсутствию проявлений жизни (газы, жидкости, снег, лед, почва, горные породы, растения, животные). К особым самостоятельным компонентам относятся рельеф и климат, так как играют важную роль в формировании и функционировании ПТК. Природные компоненты взаимосвязаны в пространстве и в времени, т.е. их развитие происходит сопряжённо. Поэтому ПТК – это пространственно‐ временная система географических компонентов, взаимообусловленных в своем размещении и развивающихся как единое целое. Близким по значению к ПТК, но более широким понятием является геосистема. Геосистемы – природные системы разных уровней, охватывающие взаимосвязанные части литосферы, гидросферы, биосферы, атмосферы. Компоненты геосистемы связаны между собой потоками вещества и энергии, процессами гравитационного перемещения твёрдого материала, влагооборотом, биогенной миграцией химических элементов. Ландшафтная сфера – узкая и наиболее активная пленка эпигеосферы на контактах атмосферы, гидросферы и литосферы, где происходит их наиболее активное взаимопроникновение и взаимодействие, где наблюдается концентрация жизни, формируется производный компонент – почвы. Природно‐антропогенный ландшафт – это наиболее общий, широко используемый, безразмерный термин, обычно обозначающий любые антропогенно трансформированные ландшафты.
Ландшафты в зависимости от характера распространения подразделяются на несколько групп:
1. Зональные ландшафты ‐ типичные для определенной зоны ландшафты, например, для лесной зоны – это различные лесные ландшафты.
2. Интразональные ландшафты не являются типичными для природной зоны, они включены в нее – это верховые сфагновые болота, тугайные заросли в поймах рек, такыры и т.д.
3. Экстразональные ландшафты – это участки типичных ландшафтов обычно соседних зон, например участок степи среди лесных ландшафтов или участок леса среди степи.
4. Азональные ландшафты не связаны с определенной природной зоной, они встречаются в разных зонах – это пойменные, заливные и суходольные луга, низинные болота.
Природные компоненты ландшафта
Природные компоненты – составные части, формирующие ландшафты.
Основные природные географические компоненты:
‐ массы твердой земной коры (литосферы);
‐ массы поверхностных и подземных вод (гидросферы);
‐ воздушные массы нижних слоев атмосферы (тропосферы);
‐ растительность, животные, микроорганизмы;
‐ почва.
Тесная взаимосвязь географических компонентов прослеживается в пространстве, и во времени. Если один компонент геосистемы изменятся, то и другие компоненты обязательно перестроятся и придут в соответствие друг с другом.
Компоненты ландшафта разделяются на три группы с учетом их функций в
геосистеме:
• инертные – минеральная часть и рельеф (фиксированная основа геосистемы);
• мобильные – воздушные и водные массы (выполняют транзитные и обменные функции);
• активные – биота (фактор саморегуляции, восстановления, стабилизации геосистемы).
Полное представление о климате ландшафта складывается, таким образом, из двух составляющих: 1) фонового климата, отражающего общие региональные черты климата, определяемые географическим положением ландшафта в системе региональной дифференциации, т.е. величиной получаемой инсоляции, атмосферной циркуляцией, гипсометрическим и барьерным положением, а также влиянием всех остальных компонентов; 2) совокупности локальных (мезо- и микро-) климатов, присущих различным фациям и урочищам.
В ландшафте, как мы знаем,
различаются две системы
При изучении ландшафтных
комплексов используют
Камеральный метод предполагает сбор и обработку литературных, картографических и различных фондовых материалов, связанных с выбранным предметом исследования. Изучаются труды по корам выветривания, геологическому строению, рельефообразующим процессам и динамике форм рельефа, климату, гидрологии, почвам, растительности и животному миру.
Описательный метод заключается в том, что исследователь во время полевого маршрута или на стационаре, проведя предварительную подготовку (расчистку геологического обнажения, закладку почвенного разреза и т.д.), делает описание конкретного комплекса - его размеров, конфигурации, природных компонентов с их взаимосвязями и т.д.
Инструментальный метод исследования связан с определением влажности почв, снегомерной съемкой, микроклиматическими, геохимическими, биофизическими и другими наблюдениями с использованием различных инструментов.