Ландшафтоведение – наука о природных и природно-антропогенных ландшафтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:13, лекция

Описание работы

Предметом учения о ландшафтах являются не элементы ландшафта сами по себе (горные породы, водоемы, рельеф, растительный и животный мир), а взаимосвязь между ними (Полынов, 1956).
Наиболее общими определениями предмета ландшафтоведение могут быть признаны следующие:
1) Ланшафтоведение – наука о ландшафтной оболочке Земли и ее структурных элементах.
2) Ланшафтоведение – наука о природных и природно-антропогенных ландшафтах, их генезисе, эволюции, структуре, динамике, функционировании.

Работа содержит 1 файл

01.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

Лекция №1

 

Ландшафтоведение  – наука о природных и 

природно-антропогенных ландшафтах

Предметом учения о ландшафтах являются не элементы ландшафта сами по себе (горные породы, водоемы, рельеф, растительный и животный мир), а взаимосвязь  между ними (Полынов, 1956).

Наиболее общими определениями  предмета ландшафтоведение могут быть признаны следующие:

1) Ланшафтоведение –  наука о ландшафтной оболочке  Земли и ее структурных элементах.

2) Ланшафтоведение –  наука о природных и природно-антропогенных  ландшафтах, их генезисе, эволюции, структуре, динамике, функционировании.

3) Ланшафтоведение –  наука о ландшафтах, как ресурсовоспроизводящих  и средообразующих географических системах, обеспечивающих существование человека (Николаев, 2000).

 

Этимология  термина «Ландшафт».

 


Л а н д ш а ф т

 

Ланд – корень обозначающий слово земля; шафт - суффикс, обозначающий некое сочленение, соединение. Таким образом ландшафт - совокупность земель или земельных участков. Будучи внутренне неоднородным, ландшафт состоит из нескольких взаимосвязанных земельных массивов, образующих территориально организованное целое. При изучении ландшафтов необходимо отличать  природные (естественные) ландшафты от природно-антропогенных (Николаев, 2000).

 

Предмет ландшафтоведение, его место среди других наук.

Ландшафтоведение опирается  на фундаментальные природные законы, установленные физикой, химией и биологией.

Ландшафтоведение является самостоятельной частью физической географии. Предметом изучения физической географии служит географическая оболочка, а предметом изучения ландшафтоведения - ландшафтная сфера и слагающие ее ландшафтные комплексы. В результате прямого соприкосновения и активного взаимодействия атмосферы, литосферы и гидросферы образуются специфические природные комплексы - земные ландшафты (рис. 1).

Рис. 1. Местоположение ландшафтной  сферы в системе географической оболочки.

 

Ландшафтоведение, как  и другие географические науки; подразделяется на общее и региональное. К общему ландшафтоведению, составляющему его  основы, относятся в ранге его разделов или самостоятельных отраслей науки геофизика ландшафта, геохимия ландшафта, биофизика ландшафта, ландшафтная картография ( Житин, Парахневич, 2003).

Представление о системе  естественных наук и о месте ландшафтоведения в ней можно пояснить (рис.2.).

 

Физика

     

Экология

   

Науки о земле

(геология, география,

ландшафтоведение и  др.)

   

Биология

     

Математика

   

Химия

   

Рис. 2. Место ландшафтоведения в системе наук.

 

 

Методологические  основы ландшафтоведення.

Методология - это учение о структуре, логической организации и методах исследования, помогающее наметить правильный путь по знания объекта исследования.

Существует ряд положений, которые можно использовать в  качестве методологических основ ландшафтоведения (Дроздов, 1985):

1. Представление о географической форме движения материи.

Существуют социальная, биологическая, химическая (географическая и геологическая формы), физическая и механическая форма движения материи.

2. Необходимость строго  различать объект и предмет  науки, понимая под первым материальные вещи, отношения и свойства, а под вторым - отображение вещей, отношений и свойств в познании.

Процесс познания можно  изобразить в следующей последовательности: материальное тело - объект - предмет  исследования. Например, если объектом исследования является озеро, то гидролог будет рассматривать его как часть гидросферы, эколог - как экосистему, а ландшафтовед - как природный комплекс.

Сложные материальные системы  рассматриваются не в их полном многообразии, а лишь с некоторых конкретных сторон, в определенных аспектах. Поэтому один и тот же объект предстает перед исследователем в виде нескольких концептуальных систем.

3. Системный подход  к объекту исследования. В последнее  время исключительно большое  значение в деле изучения объектов  различного характера (в том числе и географических) приобрел системный подход, под которым подразумевается исследование рассматриваемых объектов как сложных и сверхсложных систем.

4. Учет уровня системной  организации материального объекта.

В связи с разными  уровнями его организации, обусловленными разделением форм движения материи на низшие и высшие, в модели выделено шесть уровней:

1) Механические и физические  системы;

2) Химические системы;

3) Геологические системы;

4) Географические системы;

5) Биологические системы;

6) Социальные системы. 

Системы, лежащие в  пределах одного и того же уровня, объединены друг с другом структурными и генетическими  связями. Аналогичные связи существуют и между системами разных уровней.

 

Задачи ландшафтоведения и методы изучения ландшафтных комплектов.

В настоящее время  ландшафтоведение приобретает ведущую  роль в комплексном изучении природных  основ рационального использования  естественных ресурсов, проблем оптимизации  и разработки природной среды. Этой науке отводится также важная роль в решении региональных проблем научно обоснованного размещения отраслей сельскохозяйственного производства.

Задачи ландшафтоведения состоят во всестороннем познании природных  территориальных комплексов, закономерностей их дифференциации и интеграции, развития и размещения, их различных свойств, структуры, функционирования, динамики и эволюции (А.Г. Исаченко, 1991).

Можно более конкретно  обозначить задачи ландшафтоведения, которые заключаются в следующем:

1. Вычленение и проведение  границ ландшафтных комплексов.

2. Классификация природных  комплексов по сложности с  определением их таксономического ранга.

3. Систематика природных  комплексов одного таксономического  ранга (например, урочища бывают  лесные, луговые, пойменные и др.).

4. Картографирование  ландшафтов.

5. Проведение физико-географического  районирования различных территорий.

6. Морфологическое описание  выделенных природных комплексов (рельеф, геологическое строение, почвы и т.д.).

7. Изучение геофизики  природных комплексов.

8. Изучение геохимии  природных комплексов.

9. Изучение влияния  антропогенного фактора на ландшафтообразование.

10. Выполнение различных  прикладных работ на основе  звания закономерностей функционирования природных комплексов.

При изучении ландшафтных  комплексов имеют место два подхода - индивидуальный и типологический. Индивидуальный подход предполагает изучение каждого комплекса в качестве пространственно-неповторимой геосистемы, обладающей специфическими, ей только присущими особенностями. При этом в наиболее полной степени используются все элементы системного анализа комплексов.

При типологическом подходе  ландшафтный комплекс рассматривается  как представитель большой группы сходных по своим параметрам ландшафтов. При этом основное внимание концентрируется на общих чертах, свойственных всей группе. Изучение индивидуальных особенностей при типологическом подходе не представляется существенным.

Оба подхода играют важную роль при изучении ландшафтных комплексов. Индивидуальный подход наиболее часто применяются при исследовании региональных и планетарных комплексов. Типологический подход шире используется при изучении комплексов локальных.

При изучении ландшафтных  комплексов используют следующие методы: камеральный, описательный, инструментальный, экспериментальный, дистанционный, картографический, математический.

Камеральный метод предполагает сбор и обработку литературных, картографических и различных фондовых материалов, связанных с выбранным предметом исследования. Изучаются труды по корам выветривания, геологическому строению, рельефообразующим процессам и динамике форм рельефа, климату, гидрологии, почвам, растительности и животному миру.

Описательный  метод заключается в том, что исследователь во время полевого маршрута или на стационаре, проведя предварительную подготовку (расчистку геологического обнажения, закладку почвенного разреза и т.д.), делает описание конкретного комплекса - его размеров, конфигурации, природных компонентов с их взаимосвязями и т.д.

Инструментальный  метод исследования связан с определением влажности почв, снегомерной съемкой, микроклиматическими, геохимическими, биофизическими и другими наблюдениями с использованием различных инструментов.

Экспериментальный метод - это наблюдение за природным объектом, у которого искусственно изменены одно или несколько свойств. Для контроля выделяется аналогичный, но неизмененный объект.

Дистанционный метод исследования связан с применением аэро- и космических снимков. Используя данный метод, можно получить сведения о распространении комплексов и их сезонной и многолетней динамике.

Картографический  метод связан, с составлением ландшафтных карт, которые являются наглядным источником пространственной информации, обладающим большими познавательными возможностями.

Математический  метод - применение математических знаний (понятий и моделей различного рода, математических операций и т.п.) для решения научных и прикладных задач географии (К. А. Дроздов, 1985).

Ландшафтоведение имеет  большое научное и практическое значение.

Научное значение ландшафтоведения:

1. Выявление объективно существующих природных комплексов.

2. Составление ландшафтных  карт и схем районирования.

3. Описание выделенных  регионов.

Практическое значение ландшафтоведения:

1. Для преподавания  географии в школе.

2. При создании общегеографических  или физических карт.

3. В сельскохозяйственном  производстве:

4. Для дорожного, промышленного  и гражданского строительства.

5. Для охраны природы.

 

В последнее время  получает развитие полиструктурный  подход

Согласно концепции  структурного ландшафтоведения (Солнцев, 1997, 2001) существует три механизма ландшафтной структуризации геопространства: геостационарный, геоциркуляционный и биоциоркуляционный. Своим возникновением они обязаны тому, что одновременно на земную поверхность воздействуют три основных, относительно независимых источника энергии – гравитационное поле, действующее изнутри Земли, инсоляционное поле, действующее из Космоса, и циркуляционное поле, формируемое в самой ландшафтной сфере Земли.

Так геостационарную  структуру образуют стабильные компоненты ландшафта – неподвижный минеральный субстрат, стволы и корни отмерших и живых растений, массы воды в мерзлом состоянии, замкнутые линзы подземных вод (Солнцев, 2001). Они формируют каркас, жесткую решетку в соответствии с которой формируются границы других парциальных структур, влияют на химизм комплексов.

В основе геоциркуляционных  структур лежат мобильные компоненты – водные и воздушные потоки, перераспределяющие вещества и энергию  как между компонентами системы, так и между соседними ландшафтными единицами.

Биоциркуляционные структуры образуют компоненты ландшафта, способные к самоорганизации и саморегуляции – вся совокупность живых организмов (Солнцев, 2001). Они в наибольшей мере поддерживают целостность ландшафта при изменении внешних условий, его способность саморазвиваться.

Учет и разграничение  роли этих трех типов компонентов (выделение  парциальных ландшафтных структур) в поддержании устойчивости ландшафта  особенно важно для охраняемых территорий, для анализа происходящих в ландшафтах изменений и планировании природно-охранных мероприятий.

 

Понятия географическая оболочка, ландшафтное пространство, ландшафтная оболочка, природный  территориальный комплекс, биосфера, ноосфера, витасфера.

Одним из важнейших свойств  нашей планеты как космического тела является ясно выраженное ее оболочечное строение. Начиная от центра Земли к периферии (ближнему и дальнему Космосу) последовательно сменяют друг друга внутреннее и внешнее ядра, нижняя и верхняя мантии, земная кора с базальтовым, гранитным и осадочным слоями, гидросфера с абиссальной, батиальной и литоральной зонами, биосфера с почвенным слоем (педосферой) и биостромом (зоной концентрации, растений и животных у поверхности Земли), ландшафтная сфера, включающая в себя кору выветривания, почвы, биостром и приземные слои воздуха, географическая оболочка, простирающаяся от астеносферы до озонового экрана, и, наконец, атмосфера с тропосферой, стратосферой, мезосферой, термосферой и экзосферой (Прархневич) (Рис. На стр. 94 Реймерса, 1990).

Информация о работе Ландшафтоведение – наука о природных и природно-антропогенных ландшафтах