Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:28, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена территориальному размещению производительных сил района тяготения Северо-Кавказской железной дороги, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей. Главное внимание в работе уделяется изучению территориально-производственного комплекса Краснодарского края.
Цель работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику Краснодарского края.
Задача – на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных» и «горизонтальных» связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.
Материалы и исследования представляются в виде текстовой части, картосхемы Краснодарского края, а также таблиц.
Введение…………………………………………………………………….3
Картосхема………………………………………………………………….4
Глава 1……………………………………………………………………….5
Глава 2……………………………………………………………………….9
Глава 3……………………………………………………………………….15
Глава 4……………………………………………………………………….18
Глава 5……………………………………………………………………….28
Глава 6……………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……
*Составлено по:
Российский статистический ежегодник.
М.,2007
Таким образом, отраслями рыночной специализации Краснодарского края являются: сбор сахарной свеклы, производство масла растительного, производство сахара-песка.
Вывод: Таким образом, отраслями хозяйственного комплекса Краснодарского края являются: электроэнергетика, нефтедобыча и нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение и агропромышленный комплекс.
Глава 5. Транспортный комплекс
Транспортный комплекс Краснодарского края – это:
8 морских портов, грузооборот которых превышает 150 млн тонн в год.
Порты Краснодарского края обеспечивают переработку около 40% внешнеторговых грузов России, перевозимых морским флотом.
Порты Новороссийск и Туапсе
– крупнейшие в России - принимают суда с осадкой 12 и более метров.
Порты Кавказ, Темрюк, Ейск
– обрабатывают суда грузоподъемностью до 5 тыс.тонн.
Порты Сочи, Анапа, Геленджик
– специализируются на обслуживании пассажирских перевозок.
Кубанское речное пароходство - обеспечивает перевозки грузов по внутренним водным путям России и в судах смешанного «река-море» плавания
Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги включает 154 железнодорожные станции, 11 дистанций пути, 6 дистанций сигнализации и связи, 5 локомотивных депо, 6 вагоноремонтных депо, 3 дистанции электроснабжения, 8 восстановительных поездов.
Грузооборот – свыше 21,4 млрд тн-км в год.
Пассажирооборот – 4,4 млрд пассажиро-км..
Регион | Ж/д, тыс.км. | Речные пути, тыс.км. | Автодороги, тыс.км. | S региона, тыс.кв.км. | Густота ж/д путей, км/1000 кв.км. | Густота речных путей, км/1000 кв.км. | Густота автодорог, км/1000 кв.км. |
ЮЖ ФО | 8,5 | 4,5 | 105,8 | 76,0 | 7,7 | 10,2 | 51,4 |
Россия | 85 | 102 | 755 | 17075,4 | 5 | 6 | 44,2 |
*Составлено
по: Российский статистический
По территории
Краснодарского края проходит Северо-Кавказская железная дорога,
которая выполняет очень важную транспортную задачу, обеспечивая выход грузопотоков на Российские черноморские порты: Туапсе, Новороссийск, Грушевая. Важную роль для всей России в летний и осенний сезон играют пассажирские перевозки, осуществляемые дорогой к таким курортам, как Сочи, Туапсе, Анапа, Кисловодск.
Вывод:
Таким образом, транспорт является важной
составляющей экономики Краснодарского
края. Он обеспечивает как вывоз продукции
производства, так и удовлетворяет все
потребности курортов в летнее время года.
Глава
6. Экологические
проблемы района
В
воздухе краевого центра Краснодарского
края присутствует большое количество
таких взвешенных веществ, как пыль,
зола, сажа, тяжёлые металлы и другие.
Общее загрязнение воздуха в городе достаточно
высокое и отрицательно воздействует
на здоровье людей. В нём значительно превышено
содержание оксида углерода, фенола и
бензапирена. Отрицательное воздействие
на атмосферу города оказывают выбросы
автомобильного транспорта, продукты
деятельности предприятий химии, пищевой
промышленности, предприятий электроэнергетики
и строительной индустрии. По подсчётам
специалистов, каждый год на каждый квадратный
километр Краснодара приходится более
четырёхсот тонн вредных веществ, которые
присутствуют в воздухе. Главным источником
загрязнения признаётся транспортный
поток легкового, грузового и транзитного
транспорта, который привносит в атмосферу
города до 98% процентов загрязняющих веществ.
В выхлопах автомобилей содержится до
200 вредных веществ, из которых многие
представляют собой самый высокий уровень
опасности. Самые загрязнённые в этом
плане магистральные улицы – Северная,
Индустриальная, Новороссийская, Уральская,
Ставропольская. Несколько чище воздух
в спальных районах города и на его окраинах.
Чтобы хоть как-то улучшить состояние
воздушной среды Краснодара, необходимо
увеличивать количество зелёных насаждений
вдоль транспортных магистралей.
Повышенный уровень загрязнения всего края в целом, обусловлен выбросами в атмосферу вредных веществ автомобильным транспортом, объектами электроэнергетики, нефтепродуктопроводным транспортом, предприятиями топливной, химической, нефтехимической промышленности, стройиндустрии и агропромышленного комплекса, деятельностью портов по перевалке различных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов. Высокой концентрации вредных веществ в воздухе способствуют особые климатические условия, характеризующиеся пониженной рассеивающей способностью атмосферы. Основная доля загрязняющих веществ в крупных городах Краснодарского края, таких как Новороссийск, Туапсе, Анапа, Ейск приходится на автомобильные выбросы. Они содержат оксид углерода, окислы азота, углеводороды, сажу, диоксид серы, бензапирен и свинец. Рост автомобильных выбросов связан не только с увеличивающимся автомобильным парком, но и с ухудшением технического состояния автомобилей и использованием низкокачественного топлива. Для того, чтобы улучшить эту ситуацию, необходимо переводить автопарк на газовое топливо, оснащать его нейтрализаторами, сажеуловителями и другими устройствами.
Для определения уровня воздействия (УВ) на состояние окружающей природной среды (ОПС) воспользуемся формулой:
УВ = ЭПср/ Кср,
где ЭПср – средняя экологическая плотность населения (равна численности населения городского поселения (до 500 тыс. чел.) для Сочи, Новороссийска и Армавира, т.к. коэффициент концентрации загрязнения К1 = 1). ЭПср Краснодара=1.5 (так как население более 501тыс.чел)
Кср –табличный
показатель, учитывающий экологическую
ситуацию и значимость состояния почвы
(Кп), атмосферы (Ка), водного
бассейна (Кв) – Кср
= Кп+Ка+Кв/3 = 1,5.
Уровень воздействия городского поселения на природную среду
Населенный пункт | ЭПср, тыс.чел. | Кср | УВ |
Краснодар | 1063,5 | 1,5 | 709 |
Сочи | 331 | 1,5 | 220,6 |
Новороссийск | 229 | 1,5 | 152,6 |
Армавир | 190 | 1,5 | 126,6 |
*Численность
населения– Регионы России: основные
характеристики
Характеристика отраслей по характеру воздействия
Отрасль | Балльная оценка |
Гидроэнергетика | 7 |
Добыча нефти и газа | 10 |
Химическая и нефтехимическая | 25 |
Машиностроение | 14 |
Промышленность стройматериалов | 26 |
Легкая промышленность | 14 |
Пищевая промышленность | 19 |
Сельское хозяйство | 21 |
Транспорт | 18 |
Лесное хозяйство | 5 |
Строительство | 11 |
ЖКХ | 21 |