Экспедиции Генри Гудзона (1607-1610г)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:47, реферат

Описание работы

В 1607 году английская "Московская торговая компания", наняла капитана Генри Гудзона на поиски северного пути в Азию. В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Гудзон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell) в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении. Гудзон не терял время зря и во время пути составлял карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северную оконечность архипелага Шпицберген 17 июля.

Работа содержит 1 файл

Экспедиции Генри Гудзона.docx

— 139.04 Кб (Скачать)

В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той  же целью, что и в первый раз: открыть  Северо-восточный проход в Китай  и Индию. В поисках свободной  ото льда воды он попал в часть  моря между Шпицбергеном и Новой  Землей. До него этой дорогой пытался  пройти голландский мореплаватель  Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз  попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить  перед грозным фронтом ледяных  полей.

Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской  Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком  судне Хальф-Моон . Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали Хальф-Моон . Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт.

Гудзон предложил два  варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60°  северной широты имелся пролив, или  искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай. В июне, когда Хальф-Моон был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона). Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай. В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров. У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь Хальф-Моон был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества. Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно Дискавери ( Открытие ) водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером Дискавери незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком. 17 апреля 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему наблюдателя .

Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с  которой капитан и на этот раз  никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в  Тихий океан, обогнул южную оконечность  Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного  берега земли Мета Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унгава, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора. 2 августа у 63°20'' северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм . Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона. Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с Дискавери . За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер).

В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 километров, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джеймс). Среди команды  вспыхнуло недовольство, и Гудзон высадил на берег и оставил  там погибать моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у  южного берега залива, у 53° северной широты, судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка  проходила в сносных условиях: топлива вполне хватало, а успешная охота на птицу позволяла хорошо питаться. В середине июня следующего, 1611 года судно спустили на воду и  начали медленно продвигаться на север. Через неделю недовольство команды  перешло в открытое возмущение; 22 июня бунтовщики бросили в лодку  Генри Гудзона, мальчика его сына, помощника штурмана и еще шесть  человек, верных капитану, и оставили их на произвол судьбы без оружия и  без продовольствия.

Единственный уцелевший  офицер штурман Роберт Байлот осенью 1611 года привел Дискавери обратно в Англию. На родину вернулись 13 человек, по другим данным восемь. К капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава: Большая Северная река , открытая до него, названа его именем рекой Гудзон; пролив, открытый С. Каботом, Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, Гудзоновым заливом.

Биография: Генри Гудзон / Henry Gudzon

О Генри Гудзоне (1550-1611) нам  известно очень мало. Исследователи  нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего  Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская "Московитская компания"* (также называвшаяся "Русской компанией", * Организована в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией. Направила несколько экспедиций На поиски Северо-восточного прохода.) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.

В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай  и Индию через Арктику, в обход  испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север  вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген).

Здесь ему удалось  пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского  китобойного промысла в районе Шпицбергена.

В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику  с той же Целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. В поисках  свободной ото льда воды он попал  в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой  пытался пройти голландский мореплаватель  Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз  попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить  перед грозным фронтом ледяных  полей.

Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у  Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Хальф-Моон". Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали "Хальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай.

В июне, когда "Хальф-Моон" был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).

Гудзон обогнул  этот мыс и в августе подошел  к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.

В том же году другой европейский исследователь, француз  Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров.

У Гудзона опять  возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Хальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества.

Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона  к себе на службу и дала ему для  поисков Северо-западного прохода  маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.

17 апрели 1610 года  Гудзон вышел из Лондонского  порта. В устье Темзы он высадил  на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии  поднялся ропот среди команды,  с которой капитан и на этот  раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился  к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на  юг, напрасно отыскивая проход  в Тихий океан, обогнул южную  оконечность Гренландии, а оттуда  повернул на запад. Не найдя  пролива у северного берега  земли Мета - Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.

2 августа у 63°20' северной широты показалась земля,  которую Гудзон принял сначала  за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло  мнимый выступ, и перед моряками  открылось на западе, под бледными  лучами северного солнца, широкое  серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное  море. 3 августа 1610 года Гудзон  внес следующую запись в судовой  журнал: "Мы пошли (на запад)  по узкому проходу между островами  Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.

Остальное через  полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер).

 

 

 

Поступивший на службу в основанную Себастьяном Каботом в Лондоне «Москов-скую компанию» Генри Гудзон, получил от нее в свое распоряжение небольшое судно (барк) с двенадцатью матросами. Перед ним была поставлена задача: достичь Японии северным путем — непосредственно через полюс, где предполагалось существование свободного ото льда моря. 
В июне 1607 года Гудзон направился на север вдоль восточного берега Гренландии, потом, следуя кромке льдов, пошел на северо-восток и на 78-м градусе широты встретил остров, который принял за Новую Землю, хотя это был Шпицберген. Обогнув остров с се-вера, Гудзон достиг уже 80° 23' с.ш. Дальше льды его не пустили, и он, повернув на юг, открыл небольшой вулканический остров, которому дал имя «Зубцы Гудзона». Остров открывали после него еще пять раз, и он получал различные имена. Закрепилось за ним название Ян-Майен, по имени вторично открывшего остров через четыре года после Гудзона голландского капитана. 
В район полюса Гудзон не попал, но на следующий год предпринял еще одну по-пытку, направляясь теперь через Баренцево море в Карское через пролив Карские ворота. И тут пришлось отступить, но плавание имело практический результат: в одной из бухт Гудзон встретил необычайно много тюленей. Он сообщил об этом, и вскоре множество судов из разных стран устремилось на Шпицберген, тем более еще раньше Баренц видел и китов в омывающем западные берега архипелага Гренландском море. В начале XVII века настоящая «китовая война» разыгралась вокруг Шпицбергена. В ней участвовало несколько европейских стран. Наиболее активны были голландцы: за столетие они уничтожили не менее 60 тысяч китов. 
На острове Амстердам возник большой город, в котором скапливалось до десяти тысяч человек, занимавшихся вытапливанием китового сала (ворвани). Город так и назывался по голландски — Смеренбург (Ворваньград). 
А Гудзона в Лондоне ждала неприятность. «Московская компания» уволила его как не оправдавшего надежд на отыскание северного пути в Японию. Гудзон перешел в гол-ландскую Ост-Индскую компанию. И здесь он получил такое же задание — отыскать се-верный морской путь в Восточную Азию. На корабле со смешанной англо-голландской ко-мандой он поднялся в Баренцовом море до 72° с.ш., но, встретив тяжелый лед, повернул на юго-запад. 
Гудзон решил попробовать пройти в Тихий океан северо-западным путем. Он наде-ялся обнаружить пролив на севере Северной Америки, но и это ему не удалось. То, что он принял за пролив, оказалось рекой, впоследствии названной его именем. Тем не менее неутомимый мореплаватель не отчаивался и, не рассчитывая на дальнейшую поддержку голландской компании, снова перешел на службу в английскую Ост-Индскую компанию. Ему предоставили небольшой корабль «Дискавери», с экипажем 23 человека. 17 апреля 1610 года Гудзон отправился в очередное плавание. Не зная, что оно будет последним, он взял с собой сына-подростка. 
От Исландии «Дискавери» пошел на запад и, обогнув с юга Гренландию, стал искать пролив среди островов Северо-Восточной Америки. Он его нашел — проход между ос-тровом Баффинова Земля и полуостровом Лабрадор. В этом узком коридоре, забитом льдом, было нелегко пробиваться, но шторм взломал льды, и корабль, прижимавшийся к северному берегу пролива (потом он был назван Гудзоновым), смог пройти на противоположную сторону, где открылось широкое пространство свободного ото льда моря. 
Гудзон решил, что это и есть выход в Тихий океан и направил судно вдоль берега на юг. Прошло около двух месяцев, и «Дискавери» попал в сужающийся к югу залив: берег поворачивал на север. Конечно, команда была недовольна, и Гудзон, желая предотвратить бунт, высадил с корабля на верную погибель зачинщика смуты. 
Корабль застрял во льдах, а потом оказался выброшенным на берег. Пришлось дожидаться весны. 
Зимовка прошла благополучно: цинга не посетила моряков, потому что вокруг было много дичи и рыбы, да и топлива хватало. А вот, когда в июне следующего, 1611 года, корабль спустили на воду и, медленно лавируя среди льдов, двинулись на север, Гудзон сказал, что намерен продолжить поиски пролива, команда взбунтовалась. 
Матросы оставили Генри Гудзона с сыном и семерых, оставшихся ему верными офицеров в шлюпке, не снабдив ни оружием, ни продовольствием... Судьба их неизвестна. 
А «Дискавери» вернулся в Англию без капитана. Большой залив, в котором, по-ви-димому, закончилась жизнь одного из упорных искателей новых путей, на картах именуется Гудзоновым. 
Так же названа и река, на которой стоит Нью-Йорк, хотя первооткрывателем реки был флорентиец Веррацано еще в 1524 году, за 35 лет до Гудзона.

Информация о работе Экспедиции Генри Гудзона (1607-1610г)