Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:18, доклад
Сухопутные границы России. На многих границах бывших наших союзных республик охрану и контроль осуществляет наша армия. Таким образом наши войска в соответствии с двусторонним соглашением осуществляют охрану в Грузии, Армении, Азербайджане, Туркмении, Таджикистане, Киргизии.
Данная группа
отраслей нуждается в протекционистской
по¬литике государства для
Третья группа—это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся автомобилестроение, сельскохозяй¬ственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.
В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит также сельское хозяйство (на его долю приходится около 15% занятых в народном хозяйстве, но только 7% ВВП).
В совокупности отрасли этой группы, на которые приходится 1/4 всего занятого населения, производили в середине 90-х гг. не более 13% ВВП.
Переход России к открытой экономике и широкое проникно¬вение (вплоть до финансового кризиса 1998 гг.) на внутренний рынок страны импортных товаров привели к резкому падению производства в неконкурентоспособных отраслях. Если в 1989— 1996 гг. промышленность в целом сократила объем выпускаемой продукции на 58,5%, то производство строительных материалов сократилось на 72,5%, а продукции легкой промышленности — на 87%. По отношению к данной группе отраслей, вероятно, сле¬дует, во-первых, активно использовать защитительные импорт¬ные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохра¬няя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему го¬сударственных закупок, лизинга и т.д.).
До начала XVIII
в. основой международной
После реформ Петра I в российском экспорте почти столетие преобладали промышленные товары: железо, парусное и льняное полотно. Резко сократились закупки оружия и начался ввоз обо¬рудования для горного, текстильного и других производств, воз¬росла доля одежды, тканей, вин.
С конца XVIII в. почти на полтора столетия основой междуна¬родной специализации России становятся зерно и другие сельско¬хозяйственные продукты, что было вызвано растущим спросом на продовольствие в Западной Европе. Так, в начале XX в. Россия яв¬лялась крупнейшим в мире экспортером зерновых культур. В 1903-1913 гг. доля нашей страны в мировом экспорте пшеницы, ржи к овса составляла около 25%, ячменя — около 70%, кукурузы — 10%, яиц — 70%. В больших количествах вывозились лен и продукты его переработки, сливочное масло и сахар. Вывоз сельскохозяйствен¬ных продуктов осуществлялся, несмотря на довольно низкий уро¬вень их потребления большей частью населения России.
В то время Россия являлась основным поставщиком леса на мировой рынок (32% мирового экспорта). С конца XX в. начался вывоз из России хлопчатобумажных и шерстяных тканей. В рос¬сийском импорте преобладали машины и оборудование, камен¬ный уголь, хлопок-сырец, потребительские товары. России, резко сократившись в объеме, в основном сохранила прежнюю структуру, а главным экспортным товаром оставался хлеб. В 30-е гг. в связи с индустриализацией возрос удельный вес импорта машин и оборудования.
После Великой Отечественной войны в экспорте постепенно стала расти доля машин и оборудования за счет поставок в соци¬алистические и развивающиеся страны. Экспорт зерна постепен¬но сокращается в связи с ростом внутренних потребностей и ис¬чезает на рубеже 50—60-х гг.
В 60—70-х гг. по мере освоения месторождений нефти и газа резко возрастает экспорт этих энергоносителей, складывается преимущественно топливно-сырьевая международная специали¬зация России. В то же время наша страна становится одним из крупнейших импортеров зерна и других продуктов питания, а затем и многих промышленных потребительских товаров.
Топливно-сырьевая модель международной специализации России сформировалась почти стихийно еще в 70-80-е гг., а в 90-е гг. приобрела ярко выраженный характер. Такая модель по¬зволила России в период кризиса плановой системы и при пере¬ходе к рыночной экономике поддерживать относительно высокие (с учетом падения отечественного производства) стандарты по¬требления. При более эффективном хозяйствовании доходы от экспорта топлива и сырья могли бы стать солидной основой струк¬турной перестройки экономики и модернизации производствен¬ного аппарата. В принципе топливно-сырьевая специализация приносит немалые выгоды только в том случае, если природные ресурсы огромны, а пользующееся их благами население относи¬тельно невелико. Если такая модель хороша для Канады (30 млн. населения), Австралии (18 млн.), Саудовской Аравии (19 млн.), то она не может обеспечить столь же значительных выгод для России с ее гораздо более многочисленным (146,5 млн.) населением.
Россия постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях в связи с неуклонным повышени¬ем затрат на разведку, добычу и обогащение первичного сырья. В нашей стране добыча и доставка топлива и сырья продолжают дорожать как по причине ухудшения условий добычи при про¬движении ее в труднодоступные регионы с тяжелыми климати¬ческими условиями, так и в связи с предельным износом про¬мышленного оборудования и трубопроводов, требующих замены. Эта тенденция отчетливо проявилась уже в 80-е гг., когда затраты на добычу топлива увеличились более чем в 2,5 раза.
При этом приток
иностранных инвестиций в российскую
эко¬номику в целом и топливно-
В 80—90-е гг. стало
очевидным, что при преимущественном
фи¬нансировании топливно-
Экспорт природных ресурсов лишь в незначительной степени использовался как средство модернизации российской экономи¬ки, особенно отраслей промышленности, выпускающих потреби¬тельские товары.
Наиболее перспективным представляется использовать природно-ресурсный потенциал как начальный импульс отраслей, опирающихся на научно-технический потенциал страны. Причем такое использование природных ресурсов может продолжаться до¬вольно длительное время, учитывая остающиеся значительные объемы топливно-сырьевых ресурсов. Поэтому важно соединить разработку и экспорт наиболее рентабельных видов сырья и топ¬лива с появлением и развитием точек роста в тех отраслях эконо¬мики, которые будут способствовать ее структурной перестройке.
Информация о работе Экономико-географическое положение России