Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:44, курсовая работа
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.
В данной курсовой работе на тему «Экономико-географическая характеристика железнодорожного» ставится цель показать историю развития, место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, экономическое значение и место железнодорожного транспорта в хозяйственном развитие страны, структура перевозок по видам грузов, грузовые и пассажирские перевозки, а также проблемы и перспективы его развития, то есть непосредственное изучение системы железных дорог страны.
Введение 2
1. Развитие и размещение железнодорожного транспорта 4
1.1. Историко-географические аспекты развития и размещения железнодорожного транспорта 4
1.2. Развитие и размещение железнодорожного транспорта под влиянием экономико-географических условий 7
2. Экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта РФ 10
3. Структура и география железнодорожных перевозок 12
3.1. Перевозка важнейших грузов 12
3.2. Перевозка пассажиров 15
4. Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложения 26
Среди других факторов, влияющих на развитие железнодорожной сети выделяются:
- объем капитальных вложений;
- уровень развития НТП;
- экологический фактор;
Нестабильность
социально-политической обстановки, спад
промышленного и
Неудовлетворительно использовался железнодорожный подвижной состав. Оборот грузового вагона замедлился на 10 из 19 железных дорог.
В 2001 году на подъездных путях предприятий средний простой одного вагона составил 9,3 часа и превысил норму на 23%, потери погрузочных ресурсов составили 430 тыс. вагонов. Число вагонов, не разгруженных в срок грузополучателями составило 20,1тыс., что на 17% больше чем в 2000 году.
Снижение уровня погрузки произошло почти по всем важнейшим видам грузов, кроме зерна.
В 2001 году объем погрузки на железнодорожном транспорте по сравнению с 2000 годом сократился на 287 млн. т (на 18%) и составил 1.3 млрд. т.
В 2001 году на прирельсовых погрузочных местах предприятий и станций РФ находилось 44 млн. т грузов, подлежащих перевозке железнодорожным транспортом, что на 9% больше 2000 года.
В течение 2001 года среднесуточное количество вагонов с истекшими сроками выгрузки, не разгруженных вагонов по вине грузополучателей, по России составило 26 тыс. и было меньше, чем в 2000 году на 8%.
В 2002 году объем перевозок снизился на 20%, но в конце 2002 года наблюдается стабилизация и в 2003 году потребности в перевозках грузов и пассажиров были полностью удовлетворены. По сравнению с 2002 годом темпы падения снизились, грузооборот вырос на 4,5%. В 2003 году было перевезено 1030 млн. т грузов (на 2,3%) меньше 2002 года. Активнее всех работа на Юго-Восточной железной дороге (прирост объема перевозок – 13,6%; на Свердловской – 3,5%). Снизились перевозки на Северо-Кавказских (на 11%) и Дальневосточных (на 15%) магистралях.
В 2003 году пассажирооборот упал на 15%, в Северо-Кавказском регионе – на 23%, на Дальнем Востоке – на 27%, в Красноярском крае – на 18%.
Сказывается влияние возрастающих тарифов, региональные конфликты. В 2002 году на железных дорогах было погружено 455 млн. т, что на 11% меньше, чем на этот же период (I полугодие) 2003 года (сравнение приводится в Таблице 1).
Таблица 1.
Объемы перевозок основных грузов 2002 – 2003 гг., млн. т.
Наименование грузов. | Январь - Июнь
2002 год |
Январь – Июнь
2003 год |
I полугодие 2003 г. в % к I полугодию 2002 г. |
Каменный
уголь
Кокс Нефть и нефтепродукты Руда Черные металлы Лесные грузы Зерно и продукты |
121,0
4,2 74,8 42,5 27,1 24,8 14,3 |
118,8
3,6 73,3 37,2 24,9 18,1 8,4 |
98,2
86,7 98,0 82,6 92,1 72,9 58,6 |
«Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы». – М.: Центр стратегических программ, 2003.
Анализируя
структуру перевозок по видам
грузов, можно отметить: за прошедшее
десятилетие существенно
Изменения
в средних расстояниях
Вариант перевозок грузов, рассчитанный на 2010 г. также показывает, что структура грузов и в последующей десятилетней перспективе практически не изменится (в %): угольные грузы – 23,5, нефтяные – 13,2, продукты черной металлургии – 15,2, лесные – 4,4.
В составе единой транспортной системы (ЕТС) каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают, прежде всего, эксплутационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской — межконтинентальные перевозки на большие расстояния. Значение того или иного вида транспорта в ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте (таблица 3) и пассажирообороте.
Таблица 2.
Удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте Российской Федерации за 2000-2002 гг., %
Вид транспорта | Удельный вес грузооборота | ||
2000 г | 2001 г | 2002 г | |
Трубопроводный
Железнодорожный Морской Внутренний водный Автомобильный Авиационный |
45,6
41,9 8,6 2,9 0,9 0,1 |
54,3
33,5 8,7 2,4 0,9 0,1 |
54
34,5 8 2,5 0,9 0,1 |
«Железные дороги России общий курс». – СПб: Информационный центр «Выбор», 2002.
Данные Таблицы 2 показывают, что в 2002г. по сравнению с 2000г. в общем грузообороте РФ увеличился удельный вес трубопроводного транспорта на 8,4%. Примерно на столько же уменьшился удельный вес железнодорожного транспорта (на 7,4%) и немного уменьшился вклад морского и внутреннего водного транспорта. Удельный вес автомобильного и авиационного транспорта в период с 2000г. по 2002г. оставался неизменным.
В период с 2000 по 2005 гг. доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в единой транспортной системе, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта.
Пассажирские перевозки занимают особое место в работе транспорта. Это обусловлено высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнении одной из важнейших гарантий государства – свободы передвижения.
Потребность
населения в перевозках связанна
как с производственной деятельностью
(поездки к месту работы, командировки),
так и с культурно-бытовой
Рынок транспортных услуг представлен внутригородскими, пригородными, междугородными и международными видами пассажирских перевозок.
Экономические, политические и социальные процессы, произошедшие в России в последнее десятилетие, оказывают существенное влияние на функционирование пассажирской транспортной системы.
Анализ
состояния транспортного рынка
показывает, что с начала 90-х годов
произошло уменьшение объёма пассажирских
перевозок на всех видах транспорта
общего пользования, причём наиболее значительное
– на морском и внутреннем водном транспорте.
В 1999 на железнодорожном, автомобильном
и воздушном транспорте пассажирооборот
от уровня 1991 года составил соответственно:
55,3%, 68,4 % и 35,5 %. Объем перевозок пассажиров
всеми видами магистрального транспорта
в 1999 году составил свыше 25 млрд. чел.. Железнодорожный,
на ряду с автомобильным является основным
видом пассажирского транспорта в стране.
По объему пассажирских перевозок железные
дороги России уступают лишь железным
дорогам Японии, Индии и Китая. Чтобы
иметь представление о вышесказанном
я предоставляю вам таблицу с данными
основных показателей железнодорожного
транспорта (Таблица 3).
Таблица 3.
Основные показатели деятельности железнодорожного транспорта
Показатели | 1990 | 1995 | 2000 | 2001 |
Эксплуатационная длина железнодорожного пути (тыс. км) | 87 | 87 | 86 | 86 |
Перевезено грузов железнодорожным транспортом (млн. т.) | 2140 | 1028 | 1047 | 1058 |
Грузооборот железнодорожного транспорта (млрд. т км) | 2523 | 1214 | 1373 | 1434 |
Перевезено пассажиров на железнодорожном транспорте (млн. чел) | 3143 | 1833 | 1419 | 1306 |
Пассажирооборот млрд. пассажиро- километров | 174 | 192 | 167 | 158 |
Информация о работе Экономико-географическая характеристика железнодорожного транспорта