Экономико-географическая характеристика Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:50, реферат

Описание работы

Для написания реферата, я выбрала Турцию, потому что, на мой взгляд, это страна очень интересна со многих сторон. Во-первых необычное расположение в двух частях света, а следовательно и смешение нескольких культур и религий, богатая истории,особенности экономического развития и так далее.
Карта дает нам четкое представление о том, что Турция является «стражем» Европы, бастионом, защищающим ее от «вторжения» с Востока. На протяжении тысячелетий она разделяла два континента. Свыше 95% территории страны – это азиатская Турция, обширное нагорье, протянувшееся по оси Восток-Запад между двумя внутренними морями. А «конус» европейской зоны – это последний отрог Балкан. Таким образом, будучи расположенной между Средиземным и Черным морями, Турция ассимилировала множество различных культур, пережила исторические катаклизмы, изменившие судьбы многих народов, и обрела сознание того, что она великая страна.

Работа содержит 1 файл

турция5.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

       Происходит добыча нефти. Количество  добытой нефти по сравнению с размерами ее внутреннего потребления недостаточна. Государственные предприятия в сочетании с иностранным капиталом осуществляют поисковые работы. Наиболее важный район находится в Эго-Восточной Анатолии, но т.к. залежи находятся в отдаленных районах, то затраты на добычу и транспорт возрастают.

      С 1985 г. началась пробная добыча природного газа. Потребности в газе  также удовлетворяются за счет продукции газовых заводов в Анкаре, Стамбуле.

      Железная руда добывается в селе Сивас и Малатья.

     Турция  занимает видное место по добыче и  запасам хромовой руды (идет на экспорт).

      На территории также находятся залежи и добывается медная  руда, марганцовая руда, ртуть, сера, вальфрамовая руда, урановая руда, бариты, фосфориты, золото и серебро (небольшое количество). 

Обрабатывающая  отрасль

      Основная  часть производства приходится на пищевую  и легкую промышленность.

      Текстильная промышленность – одна из наиболее развитых отраслей, здесь высокая концентрация производства, особенно сильны позиции крупного национального частного капитала. Продукция этой отрасли идет в основном на экспорт в страны Европы, США и Россию.

       Резиновая промышленность представлена четырьмя современными заводами по производству автомобильных шин. На частных предприятиях производят покрышки и камеры мотоциклов и велосипедов. Другая отрасль - это резиновая обувь, а также резинотехнические изделия.

     Черная и цветная  металлургия. Турция активно развивает эту отрасль. Производство черных металлов сосредоточено в трех крупных государственных предприятиях металлургии - Карабюкском, Эрегийском и Искендерунском комбинатах. Имееются также 15 частных мини-заводов. Сталь и прокат стали вторым продуктом на экспорт после текстиля. Имеет место выплавка меди. Существуют предприятия алюминиевой промышленности. В целом производство цветных металлов не удовлетворяет растущий спрос.

     Машиностроительная промышленность получила развитие, прежде всего за счет создания сборочных предприятий. В этой отрасли особенно активно представлено участие частного капитала. Отрасли машиностроения: сборка и производство транспортных средств («Форд», «ФИАТ», «Рено», «Мерседес», «Крайслер» и т.д.), строительство железных транспортных средств (ЭЛМАШ), железные дороги, вагоны(СИДЕМАШ,АДМАШ), холодильники, дизель-моторы.Развито судостроение. Имеются 8 крупных верфей-Пендик, Гёлбджюк, Джамиалты, Ташкизак, Истение, Халич, Хаскёй и Алайбей. На верфях строятся суда для городских и непротяженных каботажных линий, автомобильные паромы. В последние годы Турция создала собственное авиастроение. Имеется вертолетный завод.

     Станкостроение, как отрасль обрабатывающей промышленности совсем недавно создано в стране. Сборка некоторых моделей токарных, фрезерных, сверлильных станков осуществляется по лицензиям западных фирм. Котельные и холодильные установки, промышленные газовые печи изготавливаются на небольших, хорошо оборудованных предприятиях частных фирм.    

     Развивается электротехническая промышленность. Промышленное производство бытовых электроприборов происходит по лицензиям западных фирм.

Заметными темпами развивается радио- и  электронная промышленность - производство телефонной, радио - и телетехники, электронной аппаратуры, сборка ЭВМ. Частный сектор в сотрудничестве с иностранным капиталом производят бытовую технику - газовые печи, плиты, швейные машины, калориферы. 

      Нефтеперерабатывающая  и химическая промышленность. Переработку нефти осуществляют государственные заводы в Батме, Измит, Алиага в Мерсине.

   Производство минеральных удобрений, в основном фосфатных и азотных находятся в районе Измира и Стамбула.

     Электроэнергетика. Строительство, эксплуатация энергетических объектов и распределение электроэнергии в Турции фактически сосредоточено в руках государства. Если в 60-70- г.г. основным развитием электроэнергетики была тепловая энергетика на базе жидкого топлива (нефть), то теперь положен принцип преимущественной ориентации на собственный источник энергии: лигнит, гидроресурсы, природный газ, геотермальная солнечная энергия и энергия ветра.

     Действует Комиссия по атомной  энергии для проведения исследований  в области использования атомной энергии. Разрабатываются проекты по строительству АЭС.

     В стране действуют 50 ГЭС и  30 ТЭС. Производство электроэнергии  в 90-х годах составило 54,3 млрд. кВч ч. Потребление же на  душу населения 926 кВт ч. Существует  дефицит электроэнергии.

     Турция является экспортером  продукции сельского хозяйства  и добывающей промышленности.

     Внешние партнеры: ФРГ, США, Великобритания, Франция. 

Таблица 2 - Производство важнейших видов промышленной продукции 

Виды  продукции 2000 2001 2002
Электроэнергия, млрд. кВт-Ч

Каменный уголь, млн. т

Бурый уголь, млн. т

Нефть, тыс. т

Хромовая руда 1, тыс. т

Железная руда 2, тыс. т

Сурьмяная руда 2, тыс. т

Марганцевая руда 2, тыс. т

Медь черновая, тыс. т

Нефтепродукты, млн. т

Чугун, тыс. т

Сталь, тыс. т

Цемент, тыс. т

Бумага и картон, тыс. т

Хлопчатобумажные  ткани, млн. м 

Шерстяные ткани, млн. м

Сахар, белый, тыс. т

0,8

2,8

0,7

17,0

207

143

1,3

16,0

12,0

-

113,0

91,0

396,0

18,0

152

9

141

2,8

3,6

1,3

375

221,0

444,0

1,4

17,5

27,0

3,5

248

265,0

2040,0

56,0

517

22

644

15,6

4,8

6,2

3100

232

1297

5,9 3

6,6 3

27

12,3

1300

1809

10850

367

1225

49

806

Источник: www.turkey-info.ru 
 

Сельское  хозяйство 

     Сельское хозяйство Турции, несмотря на очень заметный позитивный сдвиг в индустриальном секторе, продолжает занимать среди отраслей экономики по ряду параметров главенствующее положение: в земледелии, животноводстве и других, примыкающих к ним сферах экономической деятельности (лесное хозяйство, рыболовство) занято свыше половины всего самобытного населения и создается пятая часть валового национального продукта. Доля сельскохозяйственных товаров в экспорте страны за последние годы заметно снизилась, но тем не менее не опускается ниже 20-25 %. В  земледелии создаются почти две трети всего дохода данной отрасли. На втором месте находится животноводство (33,4 %), а роль лесного хозяйства (1,9 %) и рыболовства (1,7 %) незначительна.

Таблица 3 - Посевная площадь и сбор важнейших сельскохозяйственных культур

Основные  сельскохозяйственные культуры Площадь, тыс. га Сбор, тыс. т
1988-1992 1993-1997 1998-2002 1998-1992 1993-1997 1998-2002
Пшеница

Ячмень

Кукуруза

Хлопчатник (хлопок-волокно)

Табак

Сахарная свёкла

Виноград

Маслины

4770

1972

599

474

122

50

579

318

7959

2791

674

660

204

147

794

614

8808

2575

620

838

377

187

830

740

4770

2270

747

119

91

752

1500

267

8585

3447

950

273

130

3403

3081

537

11080

3330

1200

598

179

5707

3120

814

Источник: www.turki.ru 

Животноводство

    Животноводство - вторая по важности отрасль аграрного сектора. В отличие от земледелия, животноводство (исключая птицеводство) развивалось почти исключительно на экстенсивной основе, за счет роста поголовий скота.

     Среди домашних животных первенство по численности и экономическому значению принадлежит овцам: они составляют более половины поголовья стада и овцеводство обеспечивает 45 % всего дохода поступающего от скотоводства. Коза, обычная и ангорская, занимает в Турции второе, после овец, место среди рогатого скота.

     Крупный рогатый скот, насчитывающий 13 млн. голов, включает коров и быков, буйволов и  молочных коров. Остальное тягловый и транспортный скот, а также молодняк. Рабочий и транспортный скот в Турции составляют: ослы, мулы, и особенно незаменимые в условиях гористой местности верблюды.

     Птицеводство в    последнее  десятилетие в связи с повышением рыночного спроса на белое (птичье) мясо и яйца получило значительное развитие. С помощью израильского капитала созданы птицеводческие комплексы по производству на промышленной основе 100 млн. бройлеров и около 1 млрд. яиц в год. Повысилась и роль домашнего птицеводства, особенно в районах Черного, Мраморного и Эгейского морей (куры и индюки). 
 
 

Рыбное хозяйство

       Велики потенциальные возможности для  прогресса рыболовства, поскольку страна с трех сторон окружается морями. Этому способствует и наличие внутренних водоемов: озер и водохранилищ. Однако из-за отсталости техники лова, эта отрасль еще не достигла желаемого результата.  Примерно 90% улова дают Черное и Мраморное моря. Основные  породы рыб: хамса, ставрида, сардина, кефаль, скумбрия, тунец. Основные породы пресноводной ихтеофауны: сазан, форель, кефаль и т.д.

     В целом на душу населения  в год приходится 11 кг рыбы. 

Лесное хозяйство

     Леса  и кустарники занимают 25,9 % всей территории страны, и по площади лесов Турция находится в Европе на 4-ом месте (после России, Швеции, Финляндии). В результате принятого в 1937 г.  “Закона о национализации лесов” практически все леса 199,9 %) находятся  ныне в руках государства. Обеспеченность различных территорий лесами крайне-неравномерна. Почти половина площади лесов приходится на полосу шириной в 150 км вдоль Черноморского побережья (районы обильных осадков); остальная часть леса приходится, на горы Тавра и побережье Эгейского моря.

     Относительно высокий удельный  вес площади, занятой в Турции  лесами, отнюдь не показатель развитого лесного хозяйства и благоприятных возможностей для его прогресса. Во-первых , часть лесных массивов - это кустарники и низкосортные леса пригодны для заготовки дров, а не для деловой древесины.

     Во-вторых леса не отличаются высоким качеством пород. В основном это сосны и ели (78%), лиственные(14%) и смешанные леса (8%). Качественный во всех отношениях лес занимает 30,6% всей площади лесов.

     На западе страны произрастает  валовой дуб, желуди которого содержат дубильное вещество (танин), употребляемое в кожевенном и красильном деле. Леса поставляют  и другие продукты: древесину, древесную смолу, солодковый корень, росный ладан и др. 

География транспорта

  Турция имеет достаточно развитую транспортную систему. В этой отрасли занято 3% населения страны.

Доминирующее  положение в системе перевозок  занимает автомобильный транспорт. В 2000 г. на его долю приходилось 95 % пассажирских перевозок и 89,5 % внутреннего грузооборота. Число автотранспортных средств быстро растет. Уровень обеспеченности автомобилями  в 2001 г. составил 94 на 1 тыс. чел. Длина шоссейных и групповых дорог государственного и районного значения составила 109,4 тыс.км (государственного значения 58,7 тыс. км).

Большое значение для развития автомобильного транспорта Турции имеет ввод в эксплуатацию второго подвесного моста через Босфор. Он позволил увеличить поток транзитных грузов через Турцию, что является источником поступления валюты.

Железнодорожный транспорт

     Общая протяженность железных дорог 10 390 км. Из-за пережитого в 80-х г.г. кризиса железная дорога получает медленное развитие. 

Воздушный транспорт 

     До 1987 г. в Турции существовала одна авиакомпания - государственная, которая осуществляла перевозки пассажиров, как на внутренних, так и на заграничных авиалиниях. (Тюрк Хава йоллары - ТХЙ). Позже появилось несколько частных авиалиний, осуществлявших перевозки авиапассажиров на местных линиях на небольшие расстояния самолетами малой авиации. 

Трубопроводный  транспорт

     Все большее значение приобретает трубопроводный транспорт. Нефтепровод (Турция – Ирак)  работает с 1997 года. С 1987г. введен в эксплуатацию газопровод (Турция – Россия). В 2002 г. законченно строительство газопроводов из Ирана и России («Голубой поток»). 

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Турции