Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:50, реферат
Для написания реферата, я выбрала Турцию, потому что, на мой взгляд, это страна очень интересна со многих сторон. Во-первых необычное расположение в двух частях света, а следовательно и смешение нескольких культур и религий, богатая истории,особенности экономического развития и так далее.
Карта дает нам четкое представление о том, что Турция является «стражем» Европы, бастионом, защищающим ее от «вторжения» с Востока. На протяжении тысячелетий она разделяла два континента. Свыше 95% территории страны – это азиатская Турция, обширное нагорье, протянувшееся по оси Восток-Запад между двумя внутренними морями. А «конус» европейской зоны – это последний отрог Балкан. Таким образом, будучи расположенной между Средиземным и Черным морями, Турция ассимилировала множество различных культур, пережила исторические катаклизмы, изменившие судьбы многих народов, и обрела сознание того, что она великая страна.
Происходит добыча нефти.
С 1985 г. началась пробная добыча природного газа. Потребности в газе также удовлетворяются за счет продукции газовых заводов в Анкаре, Стамбуле.
Железная руда добывается в селе Сивас и Малатья.
Турция занимает видное место по добыче и запасам хромовой руды (идет на экспорт).
На территории также находятся залежи
и добывается медная руда, марганцовая
руда, ртуть, сера, вальфрамовая руда, урановая
руда, бариты, фосфориты, золото и серебро
(небольшое количество).
Обрабатывающая отрасль
Основная часть производства приходится на пищевую и легкую промышленность.
Текстильная промышленность – одна из наиболее развитых отраслей, здесь высокая концентрация производства, особенно сильны позиции крупного национального частного капитала. Продукция этой отрасли идет в основном на экспорт в страны Европы, США и Россию.
Резиновая промышленность представлена четырьмя современными заводами по производству автомобильных шин. На частных предприятиях производят покрышки и камеры мотоциклов и велосипедов. Другая отрасль - это резиновая обувь, а также резинотехнические изделия.
Черная и цветная металлургия. Турция активно развивает эту отрасль. Производство черных металлов сосредоточено в трех крупных государственных предприятиях металлургии - Карабюкском, Эрегийском и Искендерунском комбинатах. Имееются также 15 частных мини-заводов. Сталь и прокат стали вторым продуктом на экспорт после текстиля. Имеет место выплавка меди. Существуют предприятия алюминиевой промышленности. В целом производство цветных металлов не удовлетворяет растущий спрос.
Машиностроительная промышленность получила развитие, прежде всего за счет создания сборочных предприятий. В этой отрасли особенно активно представлено участие частного капитала. Отрасли машиностроения: сборка и производство транспортных средств («Форд», «ФИАТ», «Рено», «Мерседес», «Крайслер» и т.д.), строительство железных транспортных средств (ЭЛМАШ), железные дороги, вагоны(СИДЕМАШ,АДМАШ), холодильники, дизель-моторы.Развито судостроение. Имеются 8 крупных верфей-Пендик, Гёлбджюк, Джамиалты, Ташкизак, Истение, Халич, Хаскёй и Алайбей. На верфях строятся суда для городских и непротяженных каботажных линий, автомобильные паромы. В последние годы Турция создала собственное авиастроение. Имеется вертолетный завод.
Станкостроение, как отрасль обрабатывающей промышленности совсем недавно создано в стране. Сборка некоторых моделей токарных, фрезерных, сверлильных станков осуществляется по лицензиям западных фирм. Котельные и холодильные установки, промышленные газовые печи изготавливаются на небольших, хорошо оборудованных предприятиях частных фирм.
Развивается электротехническая промышленность. Промышленное производство бытовых электроприборов происходит по лицензиям западных фирм.
Заметными
темпами развивается радио- и
электронная промышленность - производство
телефонной, радио - и телетехники, электронной
аппаратуры, сборка ЭВМ. Частный сектор
в сотрудничестве с иностранным капиталом
производят бытовую технику - газовые
печи, плиты, швейные машины, калориферы.
Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. Переработку нефти осуществляют государственные заводы в Батме, Измит, Алиага в Мерсине.
Производство минеральных удобрений, в основном фосфатных и азотных находятся в районе Измира и Стамбула.
Электроэнергетика. Строительство, эксплуатация энергетических объектов и распределение электроэнергии в Турции фактически сосредоточено в руках государства. Если в 60-70- г.г. основным развитием электроэнергетики была тепловая энергетика на базе жидкого топлива (нефть), то теперь положен принцип преимущественной ориентации на собственный источник энергии: лигнит, гидроресурсы, природный газ, геотермальная солнечная энергия и энергия ветра.
Действует Комиссия по атомной
энергии для проведения
В стране действуют 50 ГЭС и
30 ТЭС. Производство
Турция является экспортером продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности.
Внешние партнеры: ФРГ, США, Великобритания,
Франция.
Таблица
2 - Производство важнейших видов промышленной
продукции
Виды продукции | 2000 | 2001 | 2002 | |
Электроэнергия,
млрд. кВт-Ч
Каменный уголь, млн. т Бурый уголь, млн. т Нефть, тыс. т Хромовая руда 1, тыс. т Железная руда 2, тыс. т Сурьмяная руда 2, тыс. т Марганцевая руда 2, тыс. т Медь черновая, тыс. т Нефтепродукты, млн. т Чугун, тыс. т Сталь, тыс. т Цемент, тыс. т Бумага и картон, тыс. т Хлопчатобумажные ткани, млн. м Шерстяные ткани, млн. м Сахар, белый, тыс. т |
0,8
2,8 0,7 17,0 207 143 1,3 16,0 12,0 - 113,0 91,0 396,0 18,0 152 9 141 |
2,8
3,6 1,3 375 221,0 444,0 1,4 17,5 27,0 3,5 248 265,0 2040,0 56,0 517 22 644 |
15,6
4,8 6,2 3100 232 1297 5,9 3 6,6 3 27 12,3 1300 1809 10850 367 1225 49 806 |
Источник:
www.turkey-info.ru
Сельское
хозяйство
Сельское хозяйство Турции, несмотря на очень заметный позитивный сдвиг в индустриальном секторе, продолжает занимать среди отраслей экономики по ряду параметров главенствующее положение: в земледелии, животноводстве и других, примыкающих к ним сферах экономической деятельности (лесное хозяйство, рыболовство) занято свыше половины всего самобытного населения и создается пятая часть валового национального продукта. Доля сельскохозяйственных товаров в экспорте страны за последние годы заметно снизилась, но тем не менее не опускается ниже 20-25 %. В земледелии создаются почти две трети всего дохода данной отрасли. На втором месте находится животноводство (33,4 %), а роль лесного хозяйства (1,9 %) и рыболовства (1,7 %) незначительна.
Таблица 3 - Посевная площадь и сбор важнейших сельскохозяйственных культур
Основные сельскохозяйственные культуры | Площадь, тыс. га | Сбор, тыс. т | ||||
1988-1992 | 1993-1997 | 1998-2002 | 1998-1992 | 1993-1997 | 1998-2002 | |
Пшеница
Ячмень Кукуруза Хлопчатник (хлопок-волокно) Табак Сахарная свёкла Виноград Маслины |
4770
1972 599 474 122 50 579 318 |
7959
2791 674 660 204 147 794 614 |
8808
2575 620 838 377 187 830 740 |
4770
2270 747 119 91 752 1500 267 |
8585
3447 950 273 130 3403 3081 537 |
11080
3330 1200 598 179 5707 3120 814 |
Источник: www.turki.ru
Животноводство
Животноводство - вторая по важности отрасль аграрного сектора. В отличие от земледелия, животноводство (исключая птицеводство) развивалось почти исключительно на экстенсивной основе, за счет роста поголовий скота.
Среди домашних животных первенство по численности и экономическому значению принадлежит овцам: они составляют более половины поголовья стада и овцеводство обеспечивает 45 % всего дохода поступающего от скотоводства. Коза, обычная и ангорская, занимает в Турции второе, после овец, место среди рогатого скота.
Крупный рогатый скот, насчитывающий 13 млн. голов, включает коров и быков, буйволов и молочных коров. Остальное тягловый и транспортный скот, а также молодняк. Рабочий и транспортный скот в Турции составляют: ослы, мулы, и особенно незаменимые в условиях гористой местности верблюды.
Птицеводство в последнее
десятилетие в связи с повышением
рыночного спроса на белое (птичье) мясо
и яйца получило значительное развитие.
С помощью израильского капитала созданы
птицеводческие комплексы по производству
на промышленной основе 100 млн. бройлеров
и около 1 млрд. яиц в год. Повысилась и
роль домашнего птицеводства, особенно
в районах Черного, Мраморного и Эгейского
морей (куры и индюки).
Рыбное хозяйство
Велики потенциальные возможности для прогресса рыболовства, поскольку страна с трех сторон окружается морями. Этому способствует и наличие внутренних водоемов: озер и водохранилищ. Однако из-за отсталости техники лова, эта отрасль еще не достигла желаемого результата. Примерно 90% улова дают Черное и Мраморное моря. Основные породы рыб: хамса, ставрида, сардина, кефаль, скумбрия, тунец. Основные породы пресноводной ихтеофауны: сазан, форель, кефаль и т.д.
В целом на душу населения
в год приходится 11 кг рыбы.
Лесное хозяйство
Леса и кустарники занимают 25,9 % всей территории страны, и по площади лесов Турция находится в Европе на 4-ом месте (после России, Швеции, Финляндии). В результате принятого в 1937 г. “Закона о национализации лесов” практически все леса 199,9 %) находятся ныне в руках государства. Обеспеченность различных территорий лесами крайне-неравномерна. Почти половина площади лесов приходится на полосу шириной в 150 км вдоль Черноморского побережья (районы обильных осадков); остальная часть леса приходится, на горы Тавра и побережье Эгейского моря.
Относительно высокий удельный вес площади, занятой в Турции лесами, отнюдь не показатель развитого лесного хозяйства и благоприятных возможностей для его прогресса. Во-первых , часть лесных массивов - это кустарники и низкосортные леса пригодны для заготовки дров, а не для деловой древесины.
Во-вторых леса не отличаются высоким качеством пород. В основном это сосны и ели (78%), лиственные(14%) и смешанные леса (8%). Качественный во всех отношениях лес занимает 30,6% всей площади лесов.
На западе страны произрастает
валовой дуб, желуди которого содержат
дубильное вещество (танин), употребляемое
в кожевенном и красильном деле. Леса поставляют
и другие продукты: древесину, древесную
смолу, солодковый корень, росный ладан
и др.
География транспорта
Турция имеет достаточно развитую транспортную систему. В этой отрасли занято 3% населения страны.
Доминирующее положение в системе перевозок занимает автомобильный транспорт. В 2000 г. на его долю приходилось 95 % пассажирских перевозок и 89,5 % внутреннего грузооборота. Число автотранспортных средств быстро растет. Уровень обеспеченности автомобилями в 2001 г. составил 94 на 1 тыс. чел. Длина шоссейных и групповых дорог государственного и районного значения составила 109,4 тыс.км (государственного значения 58,7 тыс. км).
Большое значение для развития автомобильного транспорта Турции имеет ввод в эксплуатацию второго подвесного моста через Босфор. Он позволил увеличить поток транзитных грузов через Турцию, что является источником поступления валюты.
Железнодорожный транспорт
Общая
протяженность железных дорог 10 390 км.
Из-за пережитого в 80-х г.г. кризиса железная
дорога получает медленное развитие.
Воздушный транспорт
До
1987 г. в Турции существовала одна авиакомпания
- государственная, которая осуществляла
перевозки пассажиров, как на внутренних,
так и на заграничных авиалиниях.
(Тюрк Хава йоллары - ТХЙ). Позже появилось
несколько частных авиалиний, осуществлявших
перевозки авиапассажиров на местных
линиях на небольшие расстояния самолетами
малой авиации.
Трубопроводный транспорт
Все
большее значение приобретает трубопроводный
транспорт. Нефтепровод (Турция – Ирак)
работает с 1997 года. С 1987г. введен в эксплуатацию
газопровод (Турция – Россия). В 2002 г. законченно
строительство газопроводов из Ирана
и России («Голубой поток»).
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Турции