Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:11, реферат

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе еди¬ного народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру на¬родного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 5

1.1 Особенности экономико-географического положения Центрально-черноземного экономического района. 5
1.2 Население и трудовые ресурсы 6
1.3 Природно-ресурсный потенциал Центрально-Черноземного района 7
1.4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства 9

II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 13

2.1 Железнодорожный транспорт 13
2.2 Автомобильный транспорт 18
2.3 Трубопроводный транспорт 18
2.4 Авиационный транспорт 19
2.5 Речной транспорт 19

III. РАСЧЕТ ГУСТОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ПО ОБЛАСТЯМ,
ВХОДЯЩИМ В РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ И ПО РАЙОНУ В ЦЕЛОМ. 20
IV. Экономико-географическая карта района и картосхема района тяготения железной дороги………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

В конце 40-х годов Юго-Восточная ж.д. явилась инициатором движения пятисотников (депо Россошь). В последующие годы на дороге появился ряд инициатив: перевод паровозов ФД на жидкое топливо, вождение тяжеловесных составов. В августе 1956 года на дороге (депо Ртищево) появился первый тепловоз серии ТЭ-3; в 1961 году - поступил первый комплект путеукладчика системы Платова; в 1962 году — начался переход дороги на электрическую тягу; в 1971 году началось внедрение вычислительной техники в управлении перевозочным процессом. В 70-80-е годы продолжалось совершенствование технической базы дороги. Пришли мощные локомотивы и вагоны разных назначений, расширялись станции, реконструировались депо.

В настоящее время Юго-Восточная железная дорога обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности. Юго-Восточная дорога обслуживает по­требности промышленности, сельского хозяйства и населения Тамбов­ской, Липецкой, Воронежской, Белгородской областей и на неболь­шом участке Курской области. На руды (же­лезная руда Курской магнитной аномалии) приходится более 40% от общего отправления. На втором месте по объемам погрузки (24%) стоят минерально-строительные материалы (преимущественно вскрыш­ные породы, отходы металлургического производства и нерудные ма­териалы Павловского карьера). Кроме того, со станций железнодо­рожной сети района отправляются черные металлы (13%), нефтепро­дукты после налива с трубы (ст. Никольское) и широкая номенклату­ра грузов группы «прочие» (продукция разнообразного машинострое­ния, химической, пищевой и легкой промышленности). Потребности большей части Курской области и на небольшом участке Липецкой области обслуживает Мос­ковская дорога. Железнодорожный транспорт обеспечивает как внут­ренние связи района, так и связи с другими регионами страны. Управление дороги находится в городе Воронеже.

Удобное положение Центрально-Черноземного района между Цент­ром, Поволжьем, Северным Кавказом и Украиной обусловило меридио­нально-широтную конфигурацию его железнодорожной сети. Сеть Центрально-Черноземного района состоит из четырех меридиональ­ных магистралей: (Брянск) — Арбузове — Льгов — Готня; (Орел) — Курск — Сараевка — Белгород; (Москва — Ефремов) — Елец — Касторная — Валуйки и (Москва — Ряжск) — Мичуринск — Отрож­ка — Лиски — (Лихая — Ростов). Эти магистрали пересекаются четырьмя линиями. Две из них: (Орел) — Елец — Грязи — Повори-но — (Филонове — Волгоград) и Кочетовка — Тамбов с ответвления­ми на Обловку — (Балашов) и Тоновку — (Ртищево) идут с северо-запада на юго-восток, а линии Отрожка — Касторная — Курск — Льгов — (Ворожба) и (Балашов) — Поворино — Лиски — Валуйки — с северо-востока на юго-запад. Эти ж.д. магистрали составляют остов сети Центрально-Черноземного района с ответвлениями тупиковых и нетупиковых линий местного значения.

Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 29% от объема перевозок с преобла­данием погрузки-выгрузки железной руды — 17,3 млн.т (48% от мес­тного сообщения) и минерально-строительных материалов — 10,7 млн.т (29,5%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по рудам всяким — 54%; минерально-строитель­ным материалам — 56%.

Как пример наиболее крупных внутрирайонных связей по отдель­ным грузам, можно выделить следующие:

по рудам: Белгородская область отправляет на металлургические предприятия Липецкой области 9,9 млн.т;

по минерально-строительным материалам следует отметить характер­ную особенность связей, а именно — 50-60% местных перевозок при­ходится на внутриобластные связи: Воронежская область из 4,4 млн.т отправления в местном сообщении 2,7 млн.т (более 60%) выгружает на собственные станции; Белгородская — из 2,6 млн.т отправления в мест­ном сообщении выгружает для собственных нужд 1,6 млн.т (более 60%) и Липецкая область соответственно — из 3,4 млн.т на себя выгружает 1,8 млн.т (более 50%).

Наряду с внутриобластными и внутрирайонными связями перевоз­ки Центрально-Черноземного района характеризуются разветвленной системой межрайонных связей. Около 35% (от общего объема перевозок) готовой продукции и импортных товаров вывозится за пределы рассматриваемого района и более 20% потребляемого в районе сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозится из других регионов.

Центрально-Черноземный район имеет положительный транспорт­ный баланс. В 2001 г. вывоз превышал ввоз на 17,5 млн.т или в 1,7 раза. Тесные связи по вывозу грузов сложились с Центральным экономичес­ким районом (40% от общего вывоза грузов Центрально-Черноземно­го района) и с Уралом (20%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение объемов вывоза Центрально-Черноземного района в другие регионы России.

 

Вывоз в экономические районы

От Центрально-

Черноземного

района -всего

Из них по отдельным родам

Руды всякие

Черные

металлы

Минерально-строительные материалы

прочие

Всего, млн.т в том числе:

42,6

14,9

9,6

8,3

5,1

Северный

2,6

0,6

0,2

0,5

1,2

Северо-Западный

1,7

0,1

0,7

0,3

0,4

Центральный

17,8

6,3

4,6

4,8

1,4

Волго-Вятский

0,9

-

0,3

0,2

0,4

Поволжский

3,0

0,1

0,8

1,5

0,4

Северо-Кавказский

6,1

-

2,0

0,6

0,3

Уральский

8,4

7,2

0,7

0,2

0,2

Западно-Сибирский

1,0

0,2

0,2

0,2

0,2

Восточно-Сибирский

0,8

0,4

-

-

0,4

Дальневосточный

0,1

-

-

-

0,1

Калининградская обл.

0,2

-

0,1

-

0,1

 

Из района в значительных объемах вывозятся: железная руда (35% от общего вывоза), главным образом, на уральские металлургические предприятия и в Центральный экономический район, как для потребно­стей черной металлургии, так и на экспорт через передаточные пункты (Брянская область) на границе России с Украиной; черные металлы (22,5%) преимущественно в Центральный и Северо-Кавказский райо­ны с преобладанием поставок на экспорт. Кроме того, из Центрально-Черноземного района вывозятся минерально-строительные материалы (19,5%), главным образом, в Центральный район с преобладанием выгрузки в Москве и Московской области; широкая номенклатура прочих грузов (продукция химической промышленности — синтети­ческий каучук, резина, синтетические волокна; изделия машинострое­ния — оборудование для пищевой и химической промышленности, приборы; товары пищевой промышленности) назначением во все реги­оны России и другие грузы.

Наибольшие объемы транспортно-экономических связей по ввозу грузов в Центрально-Черноземный район осуществляются с Уралом и Сибирью (45% от общего ввоза района), а также с Поволжьем (17%) и Центром (14%).

Из общего объема ввоза на долю угля приходится 40%. Это, глав­ным образом, поставки из Кузбасса (Западная Сибирь) как для по­требностей черной металлургии, так и на экспорт. Удельный вес неф­тепродуктов в общем ввозе составляет 19%. Основные поступления осуществлялись с нефтеперерабатывающих заводов Самарской области (Поволжский район). Грузы группы «прочие» (17%) завозятся из всех регионов России с преобладанием поставок из Центрального (31%) и Северо-Кавказского (21%) районов. Это как продукция собственного производства, так и импорт (продукция легкой и пищевой промышлен­ности, химические товары, автомобили, бытовая техника).

Через Центрально-Черноземный район осуществляются транзитные транспортно-экономические связи в сообщениях (в обоих направле­ниях):

север — юг (Северный, Северо-Западный и Центральный районы на Северный Кавказ), на долю которого приходится 40% от общего транзита через район;

север — юго-восток (Северный, Северо-Западный и Центральный районы на Поволжье) — 55%.

Во всех указанных связях преобладают транзитные потоки грузов с юга и юго-востока на север. Их удельный вес составляет 70% от обще­го транзита, проходящего через Центрально-Черноземный район.

Белгородская область, входящая в состав Центрально-Черноземного района, граничит с Украиной, и, как следствие, через нее (пе­редаточные пункты Соловей и Красный Хутор) осуществляются внеш­неторговые связи России с ближним и дальним зарубежьем. В 2003 г. их объем составлял 20,4 млн.т (9,4% от перевозок грузов внешней торговли России железнодорожным транспортом), из них 11,5 млн.т экспорта (сдача) и 8,9 млн.т импорта (прием).

В общем объеме экспорта 33% составляют топливно-энергетичес­кие (уголь и нефтегрузы) и 52% рудно-металлургические (руда и чер­ные металлы) грузы; на химические и минеральные удобрения прихо­дится 7%.

Основным поставщиком угля на экспорт является Сибирь, в том числе поставки Кемеровской области (кузнецкий уголь) составляют 82%, Красноярского края (угли КАТЭКа) — 13% от общего объема угля на экспорт через передаточные пункты Белгородской области. На 90% поставщиками нефтегрузов на экспорт являются нефтеперерабаты­вающие предприятия Поволжского экономического района. Железная руда на экспорт отправляется со станций, обслуживающих месторождения Кур­ской магнитной аномалии (Белгородская область — около 90%, Курская область — более 10%). Черные металлы отгружают металлургические предприятия Северного, Центрального, Центрально-Черноземного и Ураль­ского экономических районов, но основной объем на экспорт отправляет Урал (Свердловская и Челябинская области) — 45% и Центрально-Чер­ноземный район (Белгородская и Липецкая области) — 36%.

Химические и минеральные удобрения поступают на экспорт также от многих производителей, но основными из них являются: АО «Куйбышевазот», АО «Тольяттиазот» и АО «Фосфор» (Самарская область, Поволжский экономический район). На долю поставок из Поволжья приходится 65% от общего объема экспорта удобрений через Цент­рально-Черноземный экономический район.

Импорт по составу грузов обусловливает преимущественно торго­во-экономические взаимоотношения Украины с Россией.

В перевозочном процессе используется электро и тепло тяга. По состоянию на 01.01.2000г. протяженность электрифицированных участков составляет 2070,8 км, это примерно 30% от общей протяженности дороги; в перспективе - электрификация участка Старый Оскол – Валуйки. Протяженность участков, оборудованных автоблокировкой, составляет 3159,5 км.

Наи­более грузонапряженные участки (в грузовом направлении)на железнодорожной сети Центрально-Черноземного района: Мичуринск — Богоявленск 18,7 млн.т, Мичуринск — Грязи 17,2 млн.т (Тамбовская область), что превышало среднюю грузонап­ряженность по железнодорожной сети России (12,7 млн.т) соответ­ственно в 1,5 и 1,4 раза; Грязи — Казинка 15 млн.т (Липецкая область) с превышением среднесетевой величины в 1,2 раза; Повори­но — Таловая 20,1 млн.т и Придача — Отрожка 18,6 млн.т (Воро­нежская область) с превышением соответственно в 1,6 и 1,5 раза; Чернянка — Валуйки 15,3 млн.т (Белгородская область) — превы­шение среднесетевой грузонапряженности в 1,2 раза.

В 2004 году Юго-Восточная железная дорога выполнила план по объему пассажирских перевозок на 102,4%, прирост к уровню 2003 года составил 5,1%, по сети – 4,7%.

В соответствии с отраслевой научно-технической программой «Раз­витие скоростного пассажирского движения на железных дорогах Рос­сийской Федерации на период до 2010 г.» по территории Центрально-Черноземного района пройдет (к 2005 г.) одна из скоростных первоочередных магистралей (максимальная скорость движения пассажирс­ких поездов 160 км/ч) Москва — Воронеж — Ростов при совмещен­ном пассажирском и грузовом движении. Особое внимание уделяется организации скоростного движения на участке Ряжск - Чертково. С завершением работ маршрутная скорость пассажирских поездов будет доведена до 73 км/час.

Построено 1630 км волоконно-оптических линий связи. Численность персонала в 2003г. составила 69830человека.

Продолжает действовать новая гибкая система тарифов в поездах дальнего следования. Это означает, что в августе билет на поезд обойдется пассажиру дороже, чем в июне, а 1 сентября билет будет стоить значительно меньше, нежели 31 августа. В целом по сравнению с прошлым годом цены выросли ненамного. К примеру, доехать до Адлера в середине августа в плацкарте обычного поезда стоит 550 рублей, в купе — 1200 рублей, в вагоне люкс — 2300 рублей. В фирменном поезде билет в купе обойдется в 1600 рублей, в купе с услугами — в 2000 рублей, а в люксе — соответственно в 3500 и 4200 рублей. В 1 полугодии компания «РЖД» увеличила объем грузовых перевозок на 5,9% по сравнению с тем же периодом 2003 года. Грузооборот в целом по отрасли составил 883,9 млрд. тонно-километров, что на 8,7% выше показателей 2003 года.

На ЮВЖД отправление грузов возросло на 5,3 %, грузооборот в тарифных показателях – на 9,1%, при динамике сетевых показателей 5,9 % и 8,7%. Производительность грузового вагона увеличилась на 11,1 %. Общая себестоимость перевозок снижена к плану на 7,7 %, а без амортизации на 4,1 %. Выполнен план по погрузке. Это особенно важно, так как доходность от погрузки составляет 70% от всего дохода дороги.

Центрально-Черноземный экономи­ческий район обладает развитым транс­портным комплексом. Основными видами транспорта в регионе явля­ются железнодорожный и автомобильный, получил развитие трубо­проводный транспорт, функционирует речной.

2.2 Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт осуществляет как местные, так и тран­зитные перевозки грузов. Транзитное значение имеют: автомагистраль международного значения Москва — Харьков — Симферополь и федеральные автомагистрали Москва — Воронеж — Ростов и Москва — Тамбов — Волгоград; по автодорогам местного значения перевозятся руда и флюсы на металлургические комбинаты, строительные материа­лы, сахарная свекла, зерновые.

Протяженность автодорог района с твердым покрытием составляет 7% от величины этого показателя по России в целом. В 2001 г. всеми владельцами грузового транспорта во всех отраслях народного хозяй­ства (на государственной и коммерческой основе) магистральным авто­мобильным транспортом было перевезено 39 млн.т грузов.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога