Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:36, контрольная работа
Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.
Введение
Глава 1. Общий анализ экономики латиноамериканских стран
1.1 Общая характеристика современного хозяйства
1.2 Импортозаменяющая модель 50-70-ых годов
1.3 Основные черты новой модели
1.4 Внешние факторы развития. Внешняя торговля
1.5 Основные тенденции развития международных отношений в Латинской Америке
1.6 Торгово-политические союзы
1.7 Перспективы развития экономики Латиноамериканских стран
Глава 2. Экономика Бразилии
2.1 Особенности экономического развития
2.2 Этапы экономического развития
2.3.Основные черты социально-экономической структуры
2.4 Внешнеэкономические связи Бразилии
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
От
старой модели пришлось отказаться из-за
падения цен на основные экспортные
товары. К снижению темпов роста ВВП добавилось
увеличение дефицита государственного
бюджета (дефицит бюджета центрального
правительства возрос с 1—2% от ВВП во второй
половине 70-х гг. до 4-9% в 80-е гг.) и подскочившая
на этой основе и без того немалая инфляция
(12,5% — в 1970 г., 55 - в 1980 г. и 521% - в 1990 г.).
1.3
Основные черты
современной модели
На рубеже 80-90-х гг. в большинстве стран Латинской Америки были проведены радикальные реформы по либерализации экономической политики в соответствии с Вашингтонским консенсусом, направленные на стабилизацию финансов и ускорение экономического роста.
Большая волна приватизации, охватившая Латинскую Америку в 80-90е гг., привела к тому, что процесс приватизации к концу 90-х гг. почти завершился в Мексике и близок к завершению в Бразилии, Уменьшился дефицит государственного бюджета - до 0-2% от ВВП. Одновременно снизилась инфляция 44% — в 1999 г. и около 10% — в 2003 г. В результате либерализации импортного режима среднеарифметический уровень импортных пошлин понизился в середине 90-х гг. в Бразилии до 12%, в Аргентине — до 11%, в Мексике — до 13%.
Уменьшение
государственного вмешательства в
экономику, приватизация значительной
части государственного сектора (часть
его активов была приобретена
иностранными инвесторами), ужесточение
финансовой политики и совершенствование
налоговой системы, а также возобновившийся
экономический рост усилили приток
в Латинскую Америку
Тем
не менее хронической проблемой
Латинской Америки остается ситуация
в ее финансовой и валютной сферах.
Из-за растущего в 90-е гг. дефицита, торгового
баланса, вновь увеличивающегося внешнего
долга и быстро растущих на этой основе
расходов по его обслуживанию платежный
баланс Латинской Америки по текущим операциям
систематически сводится со все большим
отрицательным сальдо. Так, если в 1990 году
оно составляло 1 млрд долл., то, в 2002 г.
равно 70 млрд долл. Попытки привлечь к
обслуживанию дефицита платежного баланса
«горячие деньги» помогли временно смягчить
проблему, но обернулись финансовыми кризисами
в 1994-1995 и 1998-1999 гг.
1.4
Внешние факторы развития.
Внешняя торговля
В 90-е гг. доля Латинской Америки в мировом экспорте росла, составив почти 5%. Темпы роста латиноамериканского экспорта в указанные годы равнялись 9%, т.е. они намного опережали темпы роста ВВП, и при этом происходили прогрессивные сдвиги в структуре экспорта: роста доля машин и оборудования и снижалась доля сырья и топлива. Экспорт был ориентирован в первую очередь на развитые страны, а во вторую — на взаимную торговлю. Тем не менее, острейшей проблемой Латинской Америки остается быстро растущий в условиях либерализации внешней торговли отрыв импорта от экспорта и нарастающий дефицит внешнеторгового баланса.
В 90-е гг. резко увеличился приток прямых иностранных инвестиций в Латинскую Америку. Так, со среднегодовой в 1991-2001 гг. величины в 56 млрд. долл. он возрос до 74 млрд. долл. в 2004 г:, прежде всего за счет Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Чили и Мексики. В результате объем накопленных на континенте прямых иностранных инвестиций возрос с 124 млрд. долл. в 1990 г. и 375 млрд. долл. в 1997 г. до 502 млрд. долл. в 2004 г., причем 1/3 из них приходится на Бразилию и 1/4.— на Мексику. В результате прямые иностранные инвестиции обеспечивали около 13% всех капиталовложений в основной капитал на континенте.
Тем
не менее, основным видом притекающего
на континент иностранного капитала
вплоть до последнего времени являлись
портфельные инвестиции, причем, как
и в России, преимущественно в
покупку государственных ценных
бумаг, а не в акции компаний. При
наступлении признаков
1.5
Основные тенденции
развития международных
отношений в Латинской
Америке
Несмотря на успехи экспортной экономики, государства Латинской Америки, как и прочие капиталистические страны второго эшелона, шли путем догоняющего развития. Ведь главные достижения промышленной революции здесь внедрились на 25 - 40 лет позже, чем в Европе и Северной Америке. Особенно отставала обрабатывающая промышленность, которая в силу самой модели развития по сравнению с передовыми державами укоренялась слабо и только в наиболее крупных странах континента.
Все
это обусловило слабость внешнеполитического
потенциала стран Латинской Америки
и их подчиненное положение в
системе международных
Хотя
в мировое хозяйство страны Латинской
Америки включались еще в период
свободной конкуренции, наступление
эпохи империализма существенно
осложнило их международное положение.
В частности, межимпериалистическое
соперничество, особенно в добывающих
отраслях региона, подогревало распри
и между латиноамериканскими
государствами.
1.6
Торгово-политические
союзы
К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-2000 гг. увеличился почти в четыре раза, в то время как суммарный экспорт государств — участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%. Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран.
Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:
• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»;
• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран;
•
КАРИКОМ, или Карибское сообщество
(14 англоязычных стран Карибского бассейна)
— достаточно развитая интеграционная
группировка, имеет ряд единых внешних
тарифов.
1.7
Перспективы развития
экономики Латиноамериканских
стран
Аналитики "ing barings" за истекшие месяцы текущего года уже пять раз пересматривали свои прогнозы развития основных стран региона в сторону снижения. В начале сентября 2005 г. Темпы роста совокупного валового продукта аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Мексики, перу, Чили и Эквадора в текущем году были определены в 3,1% по сравнению с 4,2% в конце 2005 г. Как полагают, в 2009 г. Эти показатели будут еще ниже - 2,9%, а не 3,7. Однако лишь немногие экономисты не исключают такого же падения темпов роста, которое наблюдалось после мексиканского финансового кризиса, начавшегося в декабре 1994 г.
Сильнее
других латиноамериканских стран, как
опасаются экономические
В отличие от азиатского региона в Латинской Америке очень низок уровень внутренних накоплений и недостаточно емок кредитный рынок, поэтому за получением крупных кредитов эти страны вынуждены обращаться на международный рынок. В связи с нехваткой свободных средств, ставки по международным кредитам возросли уже в 2006 г., при этом нехватка дешевых кредитов, по-видимому, сохранится и в будущем году.
В
этой ситуации правительства
Традиционные меры, принятые правительством Бразилии, в частности сокращение бюджетных расходов, повышение доходности бразильских ценных бумаг, а также объявление программы развития экспортных отраслей, которая в долгосрочном плане должна пополнить казну, оказались неспособными решительно изменить ситуацию. Это обстоятельство вынудило прибегнуть к чрезвычайным мерам, в результате объемы "бегства" капиталов сократились вдвое, но до окончательного решения проблемы пока далеко.
Ведущие
мексиканские экономические эксперты
прогнозируют заметное ухудшение экономической
конъюнктуры в краткосрочном
плане, в частности ускорение
темпов инфляционного роста цен,
ослабление национальной денежной единицы
и повышение процентных ставок. Прирост
ВВП в текущем году ожидается
в размере 4,43% (по июльскому прогнозу
- 4,61%). В то же время дефицит бюджета,
по их мнению, не превысит 1,5%. Как полагают,
экономическое оживление в
Глава 2. Экономика
Бразилии
2.1
Особенности экономического
развития
Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки. По размеру территории она уступает только РФ, США, КНР и Канаде, обладает крупными запасами более 30 видов минерального сырья. Население превышает 160 млн. человек, составляя 2,6% населения планеты. Страна производит порядка 2% ВМП. На долю Бразилии приходится 2/3 промышленного потенциала Южной Америки, свыше половины научно-технического потенциала.
Объем ВВП Бразилии равен половине валового продукта КНР, но в два раза превышает индийский, в 1,7 раза — российский. По многим социально-экономическим признакам Бразилия относится к развивающимся странам, но занимает среди них особое место. Обладая большим экономическим потенциалом и довольно высоким уровнем экономического развития, она входит в число новых индустриальных стран.
За последние 50 лет Бразилия достигла среднего уровня развития. Длительное время ее хозяйство демонстрировало относительно высокий динамизм. За 1960 – 1970 гг. ВВП увеличился в 11,4 раза, составив около 6% в среднем в год. Данные темпы опережали прирост населения, что позволило увеличить производство валового продукта на душу населения примерно в 2,5 раза (табл.2).
По показателю ВВП на душу населения страна в 7,8 раза уступает промышленно развитым государствам, несколько ниже по уровню всех латиноамериканских государств, но в 2,3 раза выше всех развивающихся стран.
Экономическое
развитие Бразилии значительно отличалось
от ряда развивающихся стран. Здесь
экономический рост сопровождался
быстрым увеличением