Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:21, реферат
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.
Сказывается влияние возрастающих тарифов, региональные конфликты. В 2002 году на железных дорогах было погружено 455 млн. т, что на 11% меньше, чем на этот же период (I полугодие) 2003 года (сравнение приводится в Таблице 1).
Таблица 1.
Объемы перевозок основных грузов 2002 – 2003 гг., млн. т.
Наименование грузов. | Январь - Июнь 2002 год | Январь – Июнь 2003 год | I полугодие 2003 г. в % к I полугодию 2002 г. |
Каменный уголь Кокс Нефть и нефтепродукты Руда Черные металлы Лесные грузы Зерно и продукты | 121,0 4,2 74,8 42,5 27,1 24,8 14,3 | 118,8 3,6 73,3 37,2 24,9 18,1 8,4 | 98,2 86,7 98,0 82,6 92,1 72,9 58,6 |
«Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы». –М.: Центр стратегических программ, 2003.
3. Структура и география железнодорожных перевозок
1. Перевозка важнейших грузов
Анализируя структуру перевозок по видам грузов, можно отметить: за прошедшее десятилетие существенно изменилась структура перевозимых грузов: значительно вырос удельный вес топливных продуктов (уголь и нефтяные) с 30% до 40%. В прочие вошли грузы цветной металлургии, машиностроения, товары народного потребления и продовольственные товары. Значителен объем перевозимых минерально-строительных материалов, но анализ показывает, что это грузы внутрирайонного местного назначения. В их состав входит и цемент (15% от 226 млн. т в 2001 г.), который возится транспортом на значительно более далекие расстояния, чем земля, песок, щебень, гравий и другие подобные грузы, однако даже его среднее расстояние немногим более 500 км.
Изменения в средних расстояниях перевозок за последнее десятилетие объяснимы: российская готовая продукция «замыкается» в своих границах (расстояние перевозок черных металлов снизилось более, чем на 500 км, удобрений - на 240, нефтепродуктов – на 220, лесных – на 250). Увеличение же расстояния доставки угля на энергетические и промышленные предприятия (почти на 300 км) можно объяснить нарушением связей с казахстанскими углями и замену их на сибирские. В дальнейшем и объемы угля и средние расстояния их перевозки предположительно возрастут при выборе варианта замены газа на уголь на генерирующих мощностях.
Вариант перевозок грузов, рассчитанный на 2010 г. Также показывает, что структура грузов и в последующей десятилетней перспективе практически не изменится (в %): угольные грузы– 23,5, нефтяные – 13,2, продукты черной металлургии – 15,2, лесные – 4,4.
В составе единой транспортной системы (ЕТС) каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферыприменения. При их установлении учитывают, прежде всего, эксплутационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской — межконтинентальные перевозки на большие расстояния. Значение того или иного вида транспорта в ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте (таблица 3) и пассажирообороте.
Таблица 2.
Удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте Российской Федерации за 2000-2002 гг., %
Вид транспорта | Удельный вес грузооборота | ||
2000 г | 2001 г | 2002 г | |
Трубопроводный Железнодорожный Морской Внутренний водный Автомобильный Авиационный | 45,6 41,9 8,6 2,9 0,9 0,1 | 54,3 33,5 8,7 2,4 0,9 0,1 | 54 34,5 8 2,5 0,9 0,1 |
«Железные дороги России общий курс». – СПб: Информационный центр «Выбор», 2002.
Данные Таблицы 2 показывают, что в 2002г. по сравнению с 2000г. в общем грузообороте РФ увеличился удельный вес трубопроводного транспорта на 8,4%. Примерно на столько же уменьшился удельный вес железнодорожного транспорта (на 7,4%) и немного уменьшился вклад морского и внутреннего водного транспорта. Удельный вес автомобильного и авиационного транспорта в период с 2000г. по 2002г. оставался неизменным.
В период с 2000 по 2005 гг. доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в единой транспортной системе, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта.
2. Перевозка пассажиров
Пассажирские перевозки занимают особое место в работе транспорта. Это обусловлено высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнении одной из важнейших гарантий государства – свободы передвижения.
Потребность населения в перевозках связанна как с производственной деятельностью (поездки к месту работы, командировки), так и с культурно-бытовой необходимостью (поездки на отдых, экскурсии).
Рынок транспортных услуг представлен внутригородскими, пригородными, междугородными и международными видами пассажирских перевозок.
Экономические, политические и социальные процессы, произошедшие в России в последнее десятилетие, оказывают существенное влияние на функционирование пассажирской транспортной системы.
Анализ состояния транспортного рынка показывает, что с начала 90-х годов произошло уменьшение объёма пассажирских перевозок на всех видах транспорта общего пользования, причём наиболее значительное – на морском и внутреннем водном транспорте. В 1999 на железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте пассажирооборот от уровня 1991 года составил соответственно: 55,3%, 68,4 % и 35,5 %. Объем перевозок пассажиров всеми видами магистрального транспорта в 1999 году составил свыше 25 млрд. чел.. Железнодорожный, на ряду с автомобильным является основным видом пассажирского транспорта в стране. По объему пассажирских перевозок железные дороги России уступают лишь железным дорогам Японии, Индии и Китая. Чтобы иметь представление о вышесказанном я предоставляю вам таблицу с данными основных показателей железнодорожного транспорта (Таблица 3).
Таблица 3.
Основные показатели деятельности железнодорожного транспорта
Показатели | 1990 | 1995 | 2000 | 2001 |
Эксплуатационная длина железнодорожного пути (тыс. км) | 87 | 87 | 86 | 86 |
Перевезено грузов железнодорожным транспортом (млн. т.) | 2140 | 1028 | 1047 | 1058 |
Грузооборот железнодорожного транспорта (млрд. т км) | 2523 | 1214 | 1373 | 1434 |
Перевезено пассажиров на железнодорожном транспорте (млн. чел) | 3143 | 1833 | 1419 | 1306 |
Пассажирооборот млрд. пассажиро- километров | 174 | 192 | 167 | 158 |