Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:03, реферат
Согласно административно-территориальному делению, в Республику Узбекистан входят территории 12 областей, 163 районов и 119 городов, включая и автономную республику Каракалпакстан. В стране проживают представители более сотни национальностей, в том числе узбеки, русские, татары, таджики, каракалпаки, украинцы, киргизы, казахи, туркмены, корейцы, евреи, турки, немцы и др.
Административно-территориальное деление Республики Узбекистан (общая пл. 447,5 тыс. кв. км)
Воздушный бассейн северной части Сурхандарьинской области загрязняется выбросами алюминиевого завода, расположенного на территории Республики Таджикистан в г. Турсунзаде. Согласно данным Госкомприроды Республики Узбекистан, ежегодно в атмосферу выбрасывается более 40 тысяч тонн загрязняющих веществ, в том числе 300-400 тонн фтористого водорода и диоксидов серы. Уровень загрязнения воздушного бассейна Сариасийского, Денауского районов и в настоящее время столь значителен, что окружающая среда деградирует. Население, проживающее в радиусе 20 километров от завода, жалуется на постоянные головные боли, онемение конечностей, болезни верхних дыхательных путей.
Социально-экономические последствия воздействия экологических угроз
Своевременное
решение экологических проблем
содействует выявлению и
На Душанбинском водном форуме, проходившем в августе 2003 г., президентом ННО "Перзент" Орал Атаниязовой был поднят вопрос о социальном и экономическом характере воздействия высыхания Арала на население. В самом деле, деградация окружающей среды на этих территориях, как известно, привела к резкому снижению уровня здоровья населения. В этой связи хотелось бы предложить ввести единый стандарт оценки уровня здоровья населения в зонах экологической напряженности. Очевидно, в качестве параметров характеристики здоровья населения было бы разумно брать среднюю продолжительность жизни и уровень смертности (дифференцированно по полу и возрасту). Другие показатели могут быть определены и сопоставлены только при сплошном обследовании населения по единой методике. При отсутствии же этого очень часто реальная картина воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения остается неизвестной.
Приоритеты экологической политики
Итак, в плане
экологии конфликтный потенциал
на территории Узбекистана довольно
высокий. Остро выражен дефицит
плодородных поливных земель, стоят
вопросы перераспределения
Приоритетом на ближайшие годы должна стать ликвидация угрозы нестабильности, что требует разработки четких процедур и механизмов интеграции. Экологические же угрозы могут стать источником конфликтов социального, экономического и политического характера. Поэтому при разработке стратегии экологической безопасности необходимо учитывать политическую ситуацию в Центральной Азии.
Как отмечено, на
сегодняшний день республики Центральной
Азии переживают процесс дезинтеграции.
Наблюдается тенденция
Исходя из итогов региональных консультаций, проведенных в рамках программы ЮНЕП, ПРООН и ОБСЕ "Инициатива по окружающей среде и безопасности. Преобразование риска в сотрудничество" в Белграде (Сербия и Черногория) в декабре 2002 г. и в Ашгабате (Туркменистан) в январе 2003 г., были определены основные проблемы в области окружающей среды и экологической безопасности стран Юго-Восточной Европы и Центральной Азии.
Вопросы приоритетов
экологической политики Узбекистана
были подняты и участниками
Открытый характер
дискуссий и тот интерес, с
которым участники семинара обменивались
предложениями, развивали новые
идеи, - все это позволило разработать
подходы к стратегии
Выявление источников
экологических угроз
• создание благоприятных условий для проживания населения;
• рациональное использование и управление природными ресурсами;
• сохранение биоразнообразия на территории Узбекистана.
Реализация намеченного плана действий возможна только при наличии в республике сети станций по мониторингу, входящих в Единую сеть станций Центральной Азии, проводящих постоянные наблюдения за уровнем загрязнения воды, почвы, воздуха и предоставляющих фактические данные об изменении экологических параметров.
Необходимо создать информационное пространство, с обменом сведений между участниками и пользователями системы экологического мониторинга.
Следует отметить, что наиболее слабым звеном в Национальной программе действий по охране окружающей среды представляются вопросы, регулирующие участие общественности в природоохранной деятельности в соответсвие с рхусской конвенцией. Между тем, немыслимо решать глобальные экологические проблемы без участия общественности. Необходимо ее вовлечение в природоохранную деятельность, и первыми шагами к этому должны стать:
• ликвидация информационного вакуума;
• внедрение механизма общественного контроля, в том числе над расходами бюджетных средств, выделяемых на охрану природы, а также над распределением и расходами иностранных инвестиций;
• экологизация государственных программ по устойчивому развитию;
• развитие систем передачи, хранения и обработки экологической информации;
• оперативное информационное взаимодействие с использованием телекоммуникационных средств.