История исследования океана

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

История исследования Т. о. делится на 3 периода: от древних плаваний до 1804, с 1804 по 1873 и с 1873 до середины 70-х гг. 20 в. Первый период характеризуется изучением распределения воды и суши в этой части земного шара, установлением границ Т. о. и его связи с др. океанами.

Работа содержит 1 файл

история исследований.docx

— 31.07 Кб (Скачать)

История исследования Т. о. делится на 3 периода: от древних плаваний до 1804, с 1804 по 1873 и с 1873 до середины 70-х гг. 20 в. Первый период характеризуется изучением распределения воды и суши в этой части земного шара, установлением границ Т. о. и его связи с др. океанами. Этот период начался за несколько веков до н. э., охватил эпоху Великих географических открытий и русских путешествий и открытий в северной части океана (плавания Ф. Магеллана в 1520—1521, А. Тасмана в 1642—43, С. И. Дежнева в 1648, В. Беринга и А. И. Чирикова в 1728, 1741, и др.), плавания англичанина Дж. Кука (1768—71, 1772—75, 1776—79). Было обследовано почти всё пространство Т. о., кроме его южной границы. Во втором периоде проводились изучения физических свойств воды и глубоководные исследования Т. о., начало которым было положено первой русской кругосветной экспедицией И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на судах "Надежда" и "Нева" (1804—06) (см. также ст. Океан). 

  Ю. Лисянский в 1800 г. возвратился из Индии через Англию на родину. В 1802 г., после назначения его в кругосветную экспедицию, он ездил в Англию для покупки двух шлюпов: царские чиновники считали, что русские суда не выдержат кругосветного плавания. Крузенштерн с большим трудом добился, чтобы команда на обоих кораблях была укомплектована исключительно отечественными моряками: русские знатные англоманы утверждали, что «с русскими матросами предприятие ни в коем случае не удастся». Шлюпом «Надежда» (430 т) командовал сам И. Крузенштерн, кораблем «Нева» (370 т) – Ю. Лисянский. На борту «Надежды» находился Николай Петрович Резанов, зять Г. И. Шелихова, один из директоров-учредителей Российско-американской компании. Он направлялся в Японию со свитой как посланник для заключения торгового соглашения. В конце июля 1803 г. корабли вышли из Кронштадта, а через три месяца южнее о-вов Зеленого Мыса (близ 14° с. ш.) И. Крузенштерн установил, что оба шлюпа сносит к востоку сильное течение – так было обнаружено Межпассатное противотечение Атлантического океана. В середине ноября впервые в истории русского флота суда пересекли экватор, а 19 февраля 1804 г. обогнули мыс Горн. В Тихом океане они разлучились. Ю. Лисянский по договоренности направился к о. Пасхи, выпонил опись побережья и ознакомился с бытом жителей. У Нукухивы (один из Маркизских о-вов) он догнал «Надежду», и они вместе перешли к Гавайским о-вам, а дальше корабли следовали разными путями: И. Крузенштерн – в Петропавловск-Камчатский; Ю. Лисянский – в Русскую Америку, к о. Кадьяк.  
 

Получив от А. А. Баранова письмо, свидетельствовавшее  о его тяжелом положении, Ю. Лисянский  прибыл к архипелагу Александра и  оказал военную помощь А. Баранову против индейцев-тлинкитов: эти «колоши» (так их называли русские), подстрекаемые переодетыми агентами пирата-американца, разрушили русское укрепление на о. Ситка (о. Баранова). В 1802 г. Баранов построил там новую крепость – Новоархангельск (теперь город Ситка), куда вскоре перенес центр Русской Америки. В конце 1804 г. и весной 1805 г. Ю. Лисянский вместе со штурманом «Невы» Даниилом Васильевичем Калининым описал в заливе Аляска о. Кадьяк, а также часть архипелага Александра. При этом западнее о. Ситки Д. Калинин обнаружил о. Крузова, считавшийся ранее полуостровом. Крупный остров к северу от о. Ситки Ю. Лисянский назвал именем В. Н. Чичагова. Осенью 1805 г. «Нева» с грузом мехов перешла от Ситки в Макао (Южный Китай), где соединилась с «Надеждой». На пути были открыты необитаемый о. Лисянского и риф Нева, причисляемые к Гавайскому архипелагу, а к юго-западу от них – риф Крузенштерна. Из Кантона, где удалось выгодно продать меха, Ю. Лисянский за 140 дней совершил беспримерный безостановочный переход вокруг мыса Доброй Надежды в Портсмут (Англия), но при этом разлучился с «Надеждой» в туманную погоду у юго-восточного берега Африки. 5 августа 1806 г. он прибыл в Кронштадт, завершив кругосветное плавание, первое в летописи русского флота.  
 

Петербургские власти к Ю. Лисянскому отнеслись  холодно. Ему присвоили очередной  чин (напитана 2-го ранга), но на этом его  военно-морская карьера закончилась. Описание своего плавания «Путешествие вокруг света в 1803-1806 гг. на корабле  «Нева» (Спб., 1812 г.) он издал за собственный счет.  
 

«Надежда» стала  на якорь у Петропавловска в середине июля 1804 г. Затем И. Крузенштерн доставил в Нагасаки Н. Резанова, а после переговоров, закончившихся полной неудачей, весной 1805 г, вернулся с посланником в Петропавловск, где и расстался с ним. На пути к Камчатке И. Крузенштерн проследовал Восточным проходом в Японское море и заснял западный берег о. Хоккайдо. Затем он прошел проливом Лаперуза в залив Анива и выполнил там ряд определений географического положения приметных пунктов. Намереваясь закартировать все еще слабо изученное восточное побережье Сахалина, он 16 мая обогнул мыс Анива, со съемкой двинулся на север вдоль побережья. И. Крузенштерн обнаружил небольшой залив Мордвинова, описал утесистые восточные и северные низменные берега залива Терпения.  
 

Достичь мыса Терпения и продолжить съемку к северу помешали мощные льдины (конец мая). Тогда  И. Крузенштерн принял решение отложить описные работы и идти на Камчатку. Он направился на восток к Курильской гряде и проливом, ныне носящим  его имя, вышел в Тихий океан. Неожиданно на западе открылись четыре островка (о-ва Ловушки). Приближение  шторма вынудило «Надежду» вернуться  в Охотское море. Когда же буря утихла, судно проливом Севергина проследовало в Тихий океан и 5 июня прибыло  в Петропавловскую гавань.  
 

Для продолжения  исследований восточного побережья  Сахалина И. Крузенштерн в июле прошел проливом Надежды в Охотское море к сахалинскому мысу Терпения. Выдержав шторм, 19 июля он начал съемку к северу. Побережье до 51°30' с. ш. не имело крупных изгибов – лишь незначительные выемки (устья мелких речек); в глубине острова виднелось несколько рядов невысоких гор (южное окончание Восточного хребта), протягивающихся параллельно берегу и к северу заметно возвышающихся. После четырехдневной бури, сопровождавшейся густым туманом (конец июля), «Надежда» вновь смогла подойти к берегу, ставшему низменным и песчаным. У 52° с. ш. моряки усмотрели небольшой залив (два других, расположенных южнее, они пропустили). Низменное побережье продолжалось и далее к северу, пока 8 августа у 54° с. ш. И. Крузенштерн не обнаружил высокий берег с большим мысом, названным в честь лейтенанта Ермолая Левенштерна. На следующий день при пасмурной и туманной погоде «Надежда» обогнула северное окончание Сахалина и вошла в небольшой залив (Северный), входной и выходной мысы его получили имена Елизаветы и Марии.  
 

После непродолжительной  стоянки, во время которой произошла  встреча с гиляками, И. Крузенштерн  обследовал восточный берег Сахалинского залива: он хотел проверить, остров ли Сахалтн, как это значилось на русских картах XVIII в., или полуостров, как утверждал Ж. Ф. Лаперуз. У северного входа в Амурский лиман глубины оказались незначительными, и И. Крузенштерн, придя к «неоставляющему ни малейшего сомнения выводу», что Сахалин – полуостров, вернулся в Петропавловск. В итоге плавания он впервые нанес на карту и описал более 900 км восточного, северного и северо-западного побережья Сахалина.  
 

Осенью 1805 г. «Надежда»  посетила Макао и Кантон. В 1806 г. она  без остановок перешла к о. Св. Елены, где напрасно ждала «Неву», затем обогнула с севера Великобританию и 19 августа 1806 г. возвратилась в Кронштадт, не потеряв от болезней ни одного моряка. Эта экспедиция внесла значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив географическое положение многих пунктов. Участники первого кругосветного плавания выполнили разнообразные океанологические наблюдения: они открыли Межпассатные противотечения в Атлантике и Тихом океане; провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря; собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.  
 

Плавание Крузенштерна и Лисянского – начало новой эры  в истории русского мореплавания.  
 

В 1809-1812 гг. И. Крузенштерн  издал три тома своего «Путешествия вокруг света в 1803-1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Труд этот, переведенный во многих европейских странах, сразу  завоевал общее признание. В 1813 г. вышел  «Атлас к путешествию вокруг света  капитана Крузенштерна»; большая часть  карт (в том числе и генеральная) была составлена лейтенантом Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном. В 20-х гг. Крузенштерн опубликовал «Атлас Южного моря» с обширным текстом, который и теперь является ценным литературным источником для историков открытия Океании и широко используется советскими и иностранными специалистами. 

Третий  период характеризуется  развитием комплексных  океанологических исследований специальными экспедициями и береговыми станциями, организацией океанологических научных учреждений и международных  объединений. Первая океанологическая экспедиция — плавание английского  судна "Челленджер" (1872—76), затем плавания С. О. Макарова на "Витязе" (1886—1889), "Альбатроса" (1888—1905), "Планет" (1906—07) и др. В 1920 Япония начала систематические  работы в районе Куросио. В открытой части  Т. о. крупные экспедиционные исследования проводились  судами Японии — "Манею" (1925—28). "Синтоку Мару" (1930—32), "Сюмпу Мару" (1928—30, 1933—35), судами США — "Карнеги" (1928—29), "Оглала" (1935), "Бушнелл" (1937—40), Великобритании — "Дисковери II" (1932—33), и др. Начались исследования Т. о. советскими экспедициями на судах"Витязь"(с 1949), "А. И. Воейков" (с 1959), "Ю. М. Шокальский" (с 1960), "Академик Сергей Королев" (1970), на которых впервые стал проводиться широкий комплекс геофизических исследований, направленных на изучение гидросферы и высоких слоев атмосферы. Одновременно велись исследования экспедициями США на судах "Хорайзн" (с 1946), "Хью М. Смит" (с 1950), "Спенсер Ф. Бэрд" (с 1946) и др., Великобритании — "Челленджер II" (1950—52), Швеции — "Альбатрос III" (1947—48), Дании — "Галатея" (1950—52) и многие др.

Особое  значение имели наблюдения по плану "Норпак" (авг. 1955) и "Эквапак" (в последующие годы), по программе Международного геофизического года (МГГ) и Международного геофизического. сотрудничества (с 1957), а также по программе Международных исследований Куросио и прилегающих районов (с 1965). Выполнение этих программ позволило объединить и синхронизировать работу большого числа экспедиционных судов различных стран. Наибольшую активность в изучении подводного рельефа Т. о. в период МГГ проявили США (экспедиции на судах "Спенсер Ф. Бэрд", "Хорайзн", "Вима", "Атка", "Глейшер" и др.) и Советский Союз (наиболее важные результаты были получены в экспедициях на "Витязе" и "Оби"). Материалы, собранные в период МГГ, дали возможность составления новых батиметрических и морских навигационных карт Т. о. Большую ценность представляют также работы по глубоководному бурению, проводимые с 1968 на американском судне "Гломар Челленджер", работы о перемещениях водных масс на больших глубинах, биологические исследования.  
 
 

История исследования Атлантического океана европейцами

Первыми из философов  античности слово «Атлантический»  употребил в своих сочинениях греческий историк Геродот, писавший, что «море, по коему плавают эллины, и то, что за Геркулесовыми столпами, именуется Атлантическим»[1]. Термин «Атлантический океан» встречается в трудах Эратосфена Киренского (III век до н. э.) и Плиния Старшего (I век н. э.)[2], но в том, какую именно акваторию он обозначал в древности, учёные не уверены до сих пор. Возможно, так именовали акваторию между Гибралтарским проливом и Канарскими островами.

Задолго до эпохи великих географических открытий просторы Атлантики бороздили многочисленные суда викингов, карфагенян, финикийцев, норманнов и басков. К примеру, племя басков обосновалось на Пиренейском полуострове в глубокой древности, ещё до появления на континенте индоевропейских народов. Кормясь рыболовным промыслом, но не имея доступа к тихим бухтам тёплого Средиземного моря, баски волей-неволей досконально изучили бурный Бискайский залив, о котором издавна ходила дурная слава. Нельзя исключить, что за несколько веков до Колумба они достигли «земли Вяленой Рыбы» (о. Ньюфаундленд)по ту сторону Атлантики: тамошние воды и доныне славятся богатейшими рыбными запасами. В X—XI ст. новую страницу в изучение северной части Атлантического океана вписали норманны. По мнению большинства исследователей доколумбовых открытий, скандинавские викинги первыми и не раз переплывали океан, достигнув берегов Американского континента (они называли его Винландом) и открыв Гренландию и Лабрадор.

Информация о работе История исследования океана