Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:23, реферат
Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов
континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего
острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.
Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и
Северной Ирландии.
в пассиве. Это особенно заметно в области телекоммуникаций и в других
отраслях услуг, таких как морские порты, железные дороги, требующих
непрерывных инвестиций.
В
числе первых Великобритания
создала кадры
промышленных рабочих, добилась высокой грамотности населения. Благодаря
исторически сложившемуся могуществу Великобритании и .ее колониальным
связям английский язык стал международным языком бизнеса. Более того, до
конца XIX столетия она занимала главенствующее положение в области техники,
этой главной движущей силы в развитии английской индустрии.
Хорошо
известная английская
многих рассмотренных в книге отраслей. Пожалуй, благодаря высокоинди-
видуализированной
университетской системе
курсов лучших выпускников издавна отличали творческое отношение к. делу и
изобретательность как результат независимости мышления и суждений. При этом
интересно, что способные бизнесмены сыграли важную роль в овладении
техникой и приспособлении ее к нуждам индустрии. Многие предприниматели,
которые основали ведущие английские отрасли промышленности, не имели
университетского образования.
В
стране до сих пор широко
ведутся научно-
хотя многие ведущие ученые умы уехали за границу, где лучше условия для
приложения их талантов. Английские фирмы достигли успеха в ряде отраслей,
тесно связанных с достижениями науки, техники и технологии, таких как
химическая и фармацевтическая. Многие иностранные компании разместили свои
исследовательские лаборатории также в Великобритании. Неспособность
английской экономики обеспечить быстрый рост жизненного уровня привела к
тому, что в Англии зарплата квалифицированных ученых и других
высокообразованных специалистов намного уступает зарплате в других
передовых странах. Это стоимостное преимущество в ведущих человеческих
ресурсах помогло успеху ряда английских отраслей, опирающихся на эти
ресурсы (например, в консалтинге, издательском деле, рекламе, в сфере
фармацевтики). Оно также привлекло значительные иностранные вложения в эти
отрасли, равно как и в другие, например в ЭВМ.
Механизмы
создания благоприятных
потери, так это не столько в качестве стартовых факторов, сколько в
способности их создавать и совершенствовать. Именно здесь главное
препятствие на пути совершенствования конкурентных преимуществ или даже
удержания достигнутого уровня. По системе образования Великобритания
серьезно отстала от всех стран, которые рассматриваются в данной книге.
Путь к вершинам образования здесь ограничен так, что высшее образование
оказалось доступно лишь небольшому, а главное - меньшему, чем в большинстве
других передовых стран, проценту студентов. Образование для элиты имеет
преимущественно гуманитарный, чисто научный профиль в ущерб более
практически направленному, и в итоге многие талантливые молодые люди
уклоняются от изучения таких практических дисциплин, как, например,
инженерное дело. Процент студентов, изучающих технические дисциплины, ниже,
чем в других передовых странах. Даже инженерные специальности в ведущих
университетах рассматриваются больше с теоретической точки зрения.
Наиболее серьезной проблемой являются уровень, качество образования
среднего учащегося. Английских детей обучают учителя менее
квалифицированные, чем во многих других странах, они получают меньшую
подготовку по математике и по общенаучным предметам, изучают их по
сокращенным программам, многое опускается.
До периода М. Тэтчер упор в системе образования делался на придание ей
эгалитарного, а не соревновательного характера. Требования понизились, а с
ними и успеваемость. Система образования отразила и усилила в английской
школе тенденции к исключению состязательности среди учащихся. Англичанам
свойственно принижать свои успехи. По окончании средней школы выпускник
имеет ограниченный выбор. Технические колледжи по-прежнему непрестижны, а
хорошо развитой (как в Германии) системы профессионального обучения нет.
Поддерживаемая государством Программа обучения молодежи, очень мало
ориентированная на нужды промышленности, проблем не решает.
Результаты такой системы обучения на редкость контрастны и
противоречивы. С одной стороны, есть кадры выдающихся людей,
квалифицированных специалистов для профессиональных услуг -
консультирования, составления программ, рекламы и т.п. Этот высший слой
человеческих ресурсов хорошо обучен и недорог на рынке рабочей силы по
сравнению с другими странами. Есть выдающиеся мыслители и ученые,
подготавливаемые в ведущих английских университетах. Но, с другой стороны,
существует серьезная проблема) стоящая перед большинством отраслей
промышленности. Рабочая сила в Великобритании серьезно отстает по своему
образовательному уровню и практической квалификации от рабочей силы во
многих других развитых странах. Менеджеры здесь гораздо реже, чем в других
передовых странах, имеют дипломы колледжей или университетов. Явно не
хватает технически образованных менеджеров среди тех, кто идет работать в
производственные отрасли, а среди "капитанов" промышленности техническое
образование - редкость.
Большинство английских компаний не предпринимало больших усилий для
организации обучения рабочей силы на своих предприятиях. Вложения со
стороны промышленных фирм в обучение своих рабочих составляют значительно
меньше 1% от прибылей (0,15% в 1980 г.), в то время как в Германии они
составляют 2%, а в Японии !%". Уровень подготовки рабочей силы, вступающей
в производство, гораздо ниже, чем в указанных странах, что изначально
ставит Великобританию далеко позади. В итоге она никак не может догнать
конкурентов в своих попытках повысить средний уровень подготовки трудовых
ресурсов. Во многих отношениях это одна из самых фундаментальных проблем
экономики страны, равно как и в США.
Великобритания делает значительные вложения в научно-исследовательские
работы. Большинство их ориентированы на фундаментальные исследования и
особенно на оборону. Большая часть английских государственных затрат на
научные работы нацелена на оборонные программы. Так, в 1987 году на
исследования для
обороны правительство
науку, в сравнении с 12% в Германии, 5% в Японии и 34% во Франции. Как и в
США, эта политика дала мало пользы отечественной промышленности и подчас
лишала английские фирмы коммерческих возможностей получения прибылей.
Государственные ассигнования на НИОКР во всех областях долгое время
подвергались критике в силу хронической необходимости сокращать
правительственные расходы.
В
некоторые отрасли английские
фирмы регулярно делали
например в химическую и фармацевтическую. Здесь они установили тесное
сотрудничество с университетскими исследователями в родственных отраслях. В
большинстве случаев, однако, английские компании уступали иностранным
соперникам в масштабах вложений. У многих фирм нет целевых научно-
исследовательских программ. В целом расходы частного сектора на эти цели (в
% от общего ВВП) составили 1,19% в 1986 году, что гораздо меньше расходов
Японии (2,19%), Германии (1,60%) и Швеции (1,71%).В целом расходы Англии на
научно-исследовательские работы в невоенной сфере (в % от ВВП) составили
1,8% в 1986 году, в то время как в Японии они равнялись 2,8%, в Германии -
2,6%, *в других передовых странах - примерно тот же уровень. Многие
английские отрасли постепенно утрачивают свои позиции с точки зрения
техники. С появлением электроники, новых материалов и производственных
технологий темпы упадка ускорились.
Отдельные неблагоприятные факторы. В свое время ведущим стимулом
нововведений в английской экономике служило наличие отдельных
неблагоприятных факторов. Здесь и небольшие размеры страны, и ее островной
характер, и зависимость от ввоза из-за рубежа многих полезных ископаемых.
Первоначально это стимулировало становление Великобритании как великой
торговой державы. Английские фирмы сумели организовать разветвленную
систему торговли, включавшую смежные отрасли финансирования, доставки и
страхования товаров. Позднее английские ученые и инженеры разработали
многие передовые технологические процессы, чтобы компенсировать ввоз сырья
из других стран и создать новые, более совершенные товары.
По
мере процветания растущая
технологий и техники, что позволяло Англии стать лидером во многих
отраслях. Впервые были внедрены многие новые формы автоматизации.
Великобритания заложила основы многих машиностроительных отраслей, что
позволило занять в них прочное положение на мировом рынке.
Однако в послевоенный период и даже несколько раньше процесс этот пошел
вспять. Вплоть до открытия и разработки нефтяных и газовых месторождений в
Северном море промышленность все более лишалась предпосылок для своего
развития. По мере того как уровень зарплаты в Англии отставал от уровня
других стран, стимулы для нововведений и автоматизации производства
сокращались в сравнении с такими странами, как Германия, Швейцария, Италия
Информация о работе Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании