Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов
континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего
острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.
Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и
Северной Ирландии.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 273.25 Кб (Скачать)

в пассиве. Это  особенно  заметно  в  области  телекоммуникаций  и  в  других

отраслях  услуг,  таких  как  морские  порты,  железные  дороги,   требующих

непрерывных инвестиций.

     В  числе первых  Великобритания  создала  кадры  высококвалифицированных

промышленных рабочих,  добилась  высокой  грамотности  населения.  Благодаря

исторически  сложившемуся  могуществу  Великобритании  и  .ее   колониальным

связям английский язык стал международным языком  бизнеса.  Более  того,  до

конца XIX столетия она занимала главенствующее положение  в области  техники,

этой главной  движущей силы в развитии английской индустрии.

     Хорошо  известная английская изобретательность  рано проявилась в истории

многих  рассмотренных  в  книге  отраслей.  Пожалуй,  благодаря  высокоинди-

видуализированной университетской системе образования  для студентов  старших

курсов лучших выпускников издавна отличали творческое отношение  к.  делу  и

изобретательность как результат независимости  мышления и суждений. При  этом

интересно,  что  способные  бизнесмены  сыграли  важную  роль  в   овладении

техникой и приспособлении ее к  нуждам  индустрии.  Многие  предприниматели,

которые  основали  ведущие  английские  отрасли  промышленности,  не   имели

университетского  образования.

     В  стране до сих пор  широко  ведутся  научно-исследовательские   работы,

хотя многие ведущие  ученые умы уехали за  границу,  где  лучше  условия  для

приложения их талантов. Английские фирмы достигли успеха  в  ряде  отраслей,

тесно связанных  с  достижениями  науки,  техники  и  технологии,  таких  как

химическая и  фармацевтическая. Многие иностранные  компании  разместили  свои

исследовательские  лаборатории   также   в   Великобритании.   Неспособность

английской экономики  обеспечить быстрый рост  жизненного  уровня  привела  к

тому,  что   в   Англии   зарплата   квалифицированных   ученых   и   других

высокообразованных  специалистов  намного   уступает   зарплате   в   других

передовых странах.  Это  стоимостное  преимущество  в  ведущих  человеческих

ресурсах  помогло  успеху  ряда  английских  отраслей,  опирающихся  на  эти

ресурсы (например,  в  консалтинге,  издательском  деле,  рекламе,  в  сфере

фармацевтики). Оно  также привлекло значительные иностранные  вложения  в  эти

отрасли, равно  как и в другие, например в ЭВМ.

     Механизмы  создания благоприятных факторов. В чем  Великобритания  имеет

потери, так  это  не  столько  в  качестве  стартовых  факторов,  сколько  в

способности  их  создавать  и   совершенствовать.   Именно   здесь   главное

препятствие на пути  совершенствования  конкурентных  преимуществ  или  даже

удержания  достигнутого  уровня.  По  системе   образования   Великобритания

серьезно отстала  от всех стран,  которые  рассматриваются  в  данной  книге.

Путь к вершинам образования здесь  ограничен  так,  что  высшее  образование

оказалось доступно лишь небольшому, а главное - меньшему, чем в  большинстве

других передовых  стран, проценту  студентов.  Образование  для  элиты  имеет

преимущественно  гуманитарный,  чисто  научный   профиль   в   ущерб   более

практически  направленному,  и  в  итоге  многие  талантливые  молодые  люди

уклоняются  от  изучения  таких  практических  дисциплин,   как,   например,

инженерное дело. Процент студентов, изучающих технические  дисциплины,  ниже,

чем в других передовых  странах.  Даже  инженерные  специальности  в  ведущих

университетах рассматриваются  больше с теоретической точки  зрения.

     Наиболее  серьезной проблемой  являются  уровень,  качество  образования

среднего    учащегося.    Английских    детей    обучают    учителя    менее

квалифицированные, чем  во  многих  других  странах,  они  получают  меньшую

подготовку  по  математике  и  по  общенаучным  предметам,  изучают  их   по

сокращенным программам, многое опускается.

     До  периода М. Тэтчер упор в  системе образования делался  на придание  ей

эгалитарного, а  не соревновательного характера. Требования понизились,  а  с

ними и успеваемость. Система образования отразила  и  усилила  в  английской

школе тенденции  к исключению  состязательности  среди  учащихся.  Англичанам

свойственно принижать  свои успехи.  По  окончании  средней  школы  выпускник

имеет ограниченный выбор. Технические колледжи  по-прежнему  непрестижны,  а

хорошо развитой (как в Германии)  системы  профессионального  обучения  нет.

Поддерживаемая  государством  Программа  обучения   молодежи,   очень   мало

ориентированная на нужды промышленности, проблем  не решает.

     Результаты  такой   системы   обучения   на   редкость   контрастны   и

противоречивы.   С   одной   стороны,   есть   кадры    выдающихся    людей,

квалифицированных    специалистов    для    профессиональных     услуг     -

консультирования, составления программ, рекламы  и  т.п.  Этот  высший  слой

человеческих ресурсов хорошо обучен и  недорог  на  рынке  рабочей  силы  по

сравнению  с  другими  странами.  Есть  выдающиеся   мыслители   и   ученые,

подготавливаемые  в ведущих английских университетах. Но, с  другой  стороны,

существует  серьезная  проблема)   стоящая   перед   большинством   отраслей

промышленности. Рабочая  сила в Великобритании  серьезно  отстает  по  своему

образовательному  уровню и  практической  квалификации  от  рабочей  силы  во

многих других развитых странах. Менеджеры здесь  гораздо реже, чем  в  других

передовых странах,  имеют  дипломы  колледжей  или  университетов.  Явно  не

хватает технически образованных менеджеров среди тех, кто  идет  работать  в

производственные  отрасли, а  среди  "капитанов"  промышленности  техническое

образование - редкость.

     Большинство  английских компаний не  предпринимало   больших  усилий  для

организации  обучения  рабочей  силы  на  своих  предприятиях.  Вложения  со

стороны промышленных фирм в обучение своих  рабочих  составляют  значительно

меньше 1% от прибылей (0,15% в 1980 г.), в  то  время  как  в  Германии  они

составляют 2%, а  в Японии !%". Уровень подготовки рабочей  силы,  вступающей

в производство, гораздо  ниже,  чем  в  указанных  странах,  что  изначально

ставит Великобританию далеко позади. В итоге  она  никак  не  может  догнать

конкурентов в  своих попытках повысить средний  уровень  подготовки  трудовых

ресурсов. Во многих отношениях это одна  из  самых  фундаментальных  проблем

экономики страны, равно как и в США.

     Великобритания  делает значительные вложения  в  научно-исследовательские

работы. Большинство  их  ориентированы  на  фундаментальные  исследования  и

особенно на оборону. Большая  часть  английских  государственных  затрат  на

научные работы  нацелена  на  оборонные  программы.  Так,  в  1987  году  на

исследования для  обороны правительство направило 50% средств, выделенных  на

науку, в сравнении  с 12% в Германии, 5% в Японии и 34% во Франции. Как  и  в

США, эта политика дала мало пользы  отечественной  промышленности  и  подчас

лишала  английские  фирмы  коммерческих  возможностей  получения   прибылей.

Государственные  ассигнования  на  НИОКР  во  всех  областях  долгое   время

подвергались   критике   в   силу   хронической   необходимости    сокращать

правительственные расходы.

     В  некоторые отрасли английские  фирмы регулярно делали крупные  вложения,

например в  химическую  и  фармацевтическую.  Здесь  они  установили  тесное

сотрудничество  с университетскими исследователями  в родственных отраслях.  В

большинстве  случаев,  однако,  английские  компании  уступали   иностранным

соперникам  в  масштабах  вложений.  У  многих  фирм  нет  целевых   научно-

исследовательских программ. В целом расходы частного сектора на эти цели  (в

% от общего ВВП)  составили 1,19% в 1986 году, что   гораздо  меньше  расходов

Японии (2,19%), Германии (1,60%) и Швеции (1,71%).В целом расходы  Англии  на

научно-исследовательские  работы в невоенной сфере (в  %  от  ВВП)  составили

1,8% в 1986 году, в  то время как в Японии они  равнялись 2,8%, в  Германии  -

2,6%, *в  других  передовых  странах  -  примерно  тот  же  уровень.  Многие

английские  отрасли  постепенно  утрачивают  свои  позиции  с  точки  зрения

техники. С  появлением  электроники,  новых  материалов  и  производственных

технологий темпы  упадка ускорились.

     Отдельные   неблагоприятные  факторы.  В   свое  время  ведущим  стимулом

нововведений   в   английской   экономике    служило    наличие    отдельных

неблагоприятных факторов. Здесь и небольшие размеры  страны, и  ее  островной

характер, и зависимость  от ввоза из-за рубежа  многих  полезных  ископаемых.

Первоначально  это  стимулировало  становление  Великобритании  как  великой

торговой  державы.  Английские  фирмы  сумели   организовать   разветвленную

систему торговли, включавшую  смежные  отрасли  финансирования,  доставки  и

страхования  товаров.  Позднее  английские  ученые  и  инженеры  разработали

многие передовые  технологические процессы, чтобы  компенсировать  ввоз  сырья

из других стран  и создать новые, более совершенные  товары.

     По  мере процветания растущая зарплата  стимулировала процессы обновления

технологий  и  техники,  что  позволяло  Англии  стать  лидером  во   многих

отраслях.  Впервые  были  внедрены   многие   новые   формы   автоматизации.

Великобритания  заложила  основы  многих  машиностроительных  отраслей,  что

позволило занять в них прочное положение на мировом рынке.

Однако в послевоенный период и даже несколько раньше процесс  этот пошел

вспять. Вплоть до открытия и разработки нефтяных и  газовых месторождений в

Северном море промышленность все более лишалась предпосылок для своего

развития. По мере того как уровень зарплаты в Англии отставал от уровня

других стран, стимулы  для нововведений и автоматизации  производства

сокращались в  сравнении с такими странами, как  Германия, Швейцария, Италия

Информация о работе Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании