Инвестиционно-инновационный потенциал России и ее регионов. Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов. Структура инве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 16:23, доклад

Описание работы

Все мы знаем, что принято принято считать, что главные конкурентные преимущества России – богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и сильный интеллектуальный потенциал.
Российская экономика привлекает инвесторов рядом особенностей, среди которых следует выделить большую емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.

Работа содержит 1 файл

Эссе.docx

— 41.85 Кб (Скачать)

 

                          

Эссе  на тему:

«Инвестиционно-инновационный потенциал России и ее регионов. Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов. Структура инвестиций  и география инвестиционной деятельности в России»

 

 

 

Все мы знаем, что принято  принято считать, что главные конкурентные преимущества России – богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и сильный интеллектуальный потенциал.

Российская экономика  привлекает инвесторов рядом особенностей, среди которых следует выделить большую емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.   

Безусловно, наличие емкого внутреннего рынка принимается во внимание инвесторами при организации, к примеру, производств потребительских товаров швейного производства, кондитерских изделий и т.д. Стоит отметить, что емкость подобных рынков сокращается из-за падения покупательной способности россиян. Кроме того, иностранные предприятия и предприятия с иностранным участием до сих пор сталкиваются со значительной конкуренцией со стороны импортных товаров.

Привлекательными для  иностранных инвесторов в РФ являются добыча и переработка природных ископаемых. Более того, это направление получит в ближайшие годы дальнейшее развитие в связи с новыми возможностями в области соглашений о разделе продукции (СРП). По оценке российских экспертов, в расчете на душу населения запасы российских природных богатств в 2 – 2,5 раза превосходят потенциал США, в 6 раз – ФРГ, в 18 – 20 раз – Японии. Такие показатели – залог устойчивости геополитического положения России. Вместе с тем интересы страны и остального мира могут и не совпадать, и это еще один важный вопрос о роли иностранных инвестиций в будущем России.

В отношении качества рабочей силы необходимо трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Сравнительная интегральная оценка качества рабочей силы,  которую  швейцарский институт Beri ежегодно определяет для  49 стран, характеризует  Россию как страну не очень благоприятную для размещения производства, на рубеже с группой стран, не подходящих  для  размещения  какого-либо  производства.  Вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 от максимального уровня. Трудовая дисциплина по отношению к труду оценивается в 1/3 от возможного максимального уровня. Весьма ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризированного производства.

Что касается инфраструктуры, то она обычно оценивается как  явно слабая. Каждый живущий человек в России испытывает неудобства по поводу вечно разбитых дорог, также говорят, что в России нет дорого, есть одни направления, к сожалению это по большей части соответствует действительности. Необъятные просторы приводят к значительным транспортным издержкам, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Отсутствие современной инфраструктуры значительно увеличивает величину необходимых первоначальных затрат.

Политическая стабильность и предсказуемость представляют одно из самых уязвимых мест российского  инвестиционного климата. Именно сейчас складываются необходимые  политические условия для активизации инвестирования.

В последние годы поглощения и слияния стали преимущественным направлением развития ПИИ в мировой  экономике. В Россию же, напротив, приходят в основном инвестиции в новые  компании. И хотя создание новых производств это положительный момент, но уже существующие компании также остро нуждаются в инвестициях. Слабость недавно возникшего российского фондового рынка, а позднее и финансовый кризис, который фактически привел к закрытию рынка корпоративных ценных бумаг, препятствовали привлечению иностранного капитала в действующие российские компании.

Большинство развивающихся  стран с переходной экономикой для  привлечения ПИИ в старые производства широко использовали приватизацию государственных предприятий. Особенность России состоит в более позднем допуске иностранцев к процессу приватизации, слабой защите прав частной собственности, в значительных ограничениях для иностранного капитала, неустойчивом характере и несоответствии международным нормам как самого процесса приватизации, так и правил, регулирующих допуск иностранцев.

Несмотря на усилившуюся  мировую конкуренцию, у России есть хорошие шансы, чтобы привлекать ведущие ТНК и использовать свои преимущества перед конкурентами среди  КРР. Она имеет:

– большое число высококвалифицированных  специалистов и отличную систему  образования;

– обилие полезных ископаемых;

– развитую физическую инфраструктуру;

– крупный потребительский рынок, быстро догоняющий рынки развитых стран;

– культурное родство с  другими европейскими и североамериканскими  странами;

– базу для дальнейшей экспансии  на рынки стран СНГ.

Для превращения этих предпосылок  в преимущества российским властям  необходимо разработать разумную ПИИ-стратегию  и немедленно внедрить ее, с тем чтобы остановить промышленный спад и “утечку мозгов”, сохранить занятость, расширить налогооблагаемую базу и обеспечить защиту окружающей среды. Подобная стратегия позволит увеличить объемы "продуктивного" инвестирования и сократить "спекулятивное". Производственная деятельность сменит явно выраженную торговую, финансовую и экспортно-импортную направленность, и Россия сможет вернуть себе статус одной из главных промышленных держав.

В настоящих условиях инвестору, российскому или зарубежному, принимающему решения о вложениях в России, приходится учитывать не только высокие  налоги и произвол чиновников, но и  повышенные расходы на безопасность, давать взятки, рисковать в случаях  помещения денег в российские банки, сталкиваться с неспособностью покупателей рассчитываться живыми деньгами, бартером или взаимозачетами.

1.В первую очередь необходимо  отметить, что решение социально-экономических  задач, стоящих сейчас перед  российским государством, возможно при условии приоритетной ориентации государственной инвестиционной политики на привлечение прямых иностранных инвестиций.

2. Уникальное географическое  положение России на территории  Евразийского материка предоставляет  ей идеальные возможности для  привлечения инвестиций практически  из всех регионов, а также из  других растущих экономик Азии: Южной Кореи, Китая, Индии –  и Центральной Европы, например  из Польши. Развивая торговую  деятельность, некоторые компании  уже открыли в России свои  представительства. В целях снижения  транспортных расходов и избежания таможенных пошлин, эти компании вскоре будут заинтересованы в открытии здесь своих собственных производственных или сборочных отделений.

Можно выделить несколько  отраслей, стратегически важных для  оценки конкурентной позиции России относительно остального мира:

a). Военное авиастроение, кораблестроение и телекоммуникации, являющиеся абсолютными лидерами. Они занимают большую долю  национального рынка при низком  импорте. Россия располагает сильной  научной базой и сохраняет  устойчивое конкурентное положение  в этих секторах на мировом  уровне. Знания и опыт, накопленные  здесь, создают надежную основу  для развития новых продуктов  и технологий, в особенности гражданских  (например, электроника, спутниковые  и наземные телекоммуникации), и  способствуют поддержанию высокого  уровня национальной конкурентоспособности.  Поэтому секторы-"звезды" и сопутствующие отрасли на стадиях зарождения и роста должны получить приоритет при размещении ПИИ-ресурсов. Западные технологии (при участии ТНК или без них) будут способствовать модернизации названных отраслей. Это становится крайне необходимым на фоне растущей мировой конкуренции (даже со стороны КРР; Китай, например, приступил к разработке собственной космической программы, Бразилия развивает самолетостроение).

b). Отдельные отрасли (например, нефтяная, газовая, нефтехимическая), обладающие относительно большими  долями на отечественном рынке  и имеющие хороший экспортный  потенциал, находятся в относительно  сильной конкурентной позиции.  Для модернизации этих секторов  и повышения международной конкурентоспособности  необходимы фокусные инвестиции. Они нуждаются в поддержке  для развития своей инфраструктуры (международные трубопроводы). Хотя  они и не являются первостепенными  для размещения ресурсов ПИИ,  но требуют пристального внимания  в отношении развития их отраслей-потребителей (например, особая химия, пластики).

Нефтегазовая отрасль  России обеспечивает примерно 45% экспорта, 60% валютных поступлений и около 20% ВВП. ТЭК России обладает  приблизительно 5% мировых запасов нефти и 34% мировых запасов газа и является ключевым сектором экономики.

c). Некоторые отрасли (черная  и цветная металлургия) уже  являются стабильными валютными  генераторами. Необходимо разработать  меры по привлечению ПИИ в  модернизацию оборудования (например, конвейеры и транспортные системы, технологии добычи).

 d). Отдельные отрасли (например, автомобильная, производство грузовиков, автобусов, железнодорожные технологии и отдельные сегменты химической отрасли) уже достигли стадии зрелости, но все же нуждаются в модернизации посредством привлечения технологий, которые смогут улучшить конечную продукцию. Национальный спрос здесь чрезвычайно высок, но и другие КРР (например, Китай в автомобиле- и кораблестроении, Индия и Мексика в тяжелом и легком автотранспорте, Индия и Индонезия в производстве мотоциклов) также овладели технологиями и имеют точную рыночную информацию о большинстве олигополистических промышленных структур в мире. С 1991 г. импорт в Россию в этих секторах значительно вырос. В настоящее время российским компаниям еще трудно бороться за расширение своих рыночных долей как на отечественном, так и на мировом рынках.

e). Некоторые отрасли,  такие, как машиностроение, нефтехимическая, отдельные сегменты пищевой и большинство сегментов бытовой техники длительного пользования (холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны), имеют очень маленькие доли на отечественном рынке и являются жертвами низкой конкурентоспособности. Субсидии не могут компенсировать недостаток средств, и в этом случае побудительные механизмы для ПИИ могли бы привлечь необходимые инвестиции с целью укрепления их на стадии зрелости (например, современные упаковочные технологии для продуктов питания и напитков) и создания новых заводов в России.

f). Отдельные отрасли (например, текстильная, производство одежды, обуви и игрушек) уже близки к упадку.

Кардинальное изменение  инвестиционного климата в целом  по России, особенно после финансового  кризиса, в ближайшее время представляется весьма проблематичным. Но для ограниченных территорий внутри страны, которыми должны стать специальные экономические зоны, эта задача представляется вполне выполнимой.

Именно такие зоны могут  быть своеобразными "точками роста", которые, аккумулируя иностранные  и российские инвестиции, дадут импульс  для развития других территорий. Однако до сих пор в России фактически отсутствует комплексная научная концепция создания и развития специальных экономических зон.

На нынешнем этапе для  России наиболее оптимальной формой специальных экономических зон  могли бы стать промышленные зоны, в которых целесообразно развивать  импортозамещающее производство. По мере насыщения внутреннего рынка  эти зоны могли бы перепрофилироваться на выпуск продукции, ориентированной на мировой рынок, и фактически трансформироваться в экспортно-производственные зоны.

Для России, с ее огромным научно-техническим потенциалом, одной из приоритетных форм развития специальных экономических зон должны стать научно-промышленные парки. Ежегодно в России регистрируются десятки открытий и десятки тысяч изобретений, которые не могут найти практического применения из-за отсутствия действенных механизмов их внедрения.

Создание широкой сети современных технополисов позволило бы России не только сохранить научно-технический потенциал, но и заложило бы основу для разработки и создания конкурентоспособной, наукоемкой продукции.

Необходимо отметить еще  одну важную функцию технополисов –сдерживание "утечки мозгов", что весьма актуально для современной России, которая в этой сфере превращается в мирового лидера. Развитие технопарков, где создаются благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс.

Несмотря на ряд серьезных  экологических проблем, по мировым  стандартам Россия остается наименее загрязненной территорией. Такое положение дает нашей стране реальный шанс выйти на первое место в развитии эколого-экономических регионов, базирующихся на принципах устойчивости, сочетающих разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде.

Ниже приводятся рейтинги, которые показывают нам  инвестиционную привлекательность регионов РФ

Рейтинг инвестиционной привлекательности  регионов РФ

Место в рейтинге 2010 года

Место в рейтинге 2009 года

Субъекты РФ

Баллы, 2010 год

Баллы, 2009 год

1

1

Калужская область

100,0

100,0

2

8

Владимирская область

30,3

32,1

3

3

Новгородская область

24,6

43,6

4

4

Московская область

24,4

41,7

5

11

Республика Коми

19,1

27,4

6

2

Сахалинская область

18,2

50,6

7

9

Ленинградская область

17,6

29,4

8

5

Амурская область

17,2

36,8

9

10

Тульская область

16,9

29,1

10

22

Липецкая область

13,2

8,5

11

18

Нижегородская область

11,7

12,2

12

6

г. Москва

11,7

36,2

13

36

Республика Хакасия

11,4

5,5

14

13

Архангельская область

10,8

22,1

15

67

Орловская область

9,7

0,5

16

14

Томская область

7,2

16,4

17

7

г. Санкт-Петербург

7,2

35,8

18

12

Республика Карелия

7,0

24,2

19

27

Псковская область

6,9

7,4

20

26

Калининградская область

6,6

7,4

Информация о работе Инвестиционно-инновационный потенциал России и ее регионов. Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов. Структура инве